Урок мужества "Помним дни Блокады"
классный час (4 класс)

Аверина Алена Сергеевна

Мероприятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

«Подвигу Великого города»

Цели:

1.Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941/45 г. ее защитниках и подвигах.

3, Воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

2.Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся.

Воспитание чувства гордости за свою страну.

Цель Урока мужества – рассказать учащимся младших классов о том, как жил блокадный Ленинград. О страшных мучениях, которые выпали на долю нашего народа, но не смогли сломить его дух. Подрастающее поколение должно знать историю Отечества и гордиться своими героическими предками,

Задачи:
1. Донести до сознания детей значение слова «подвиг», сформировать у них правильное восприятие героических поступков;
2. Научить оценивать поступки людей и свои собственные с позиции нравственности;
4. Побуждать не проходить мимо чужого горя и совершать добрые дела не ради славы

Ведущий 1. На ста островах раскинулся могучий и неповторимый город. Город больших просторов, устремленный к морю, вольно раскинувшийся над Невой, взметнувший в небо шпили своих замечательных зданий. Самый прекрасный город на земле!

(звучит песня «Город над вольной Невой». Слова А. Чуркина, музыка В. Соловьева-Седого).

Ведущий 2.  22 июня 1941 года. Воскресенье. Теплое солнечное утро. И настроение у людей такое же радостное и солнечное. Они идут гулять по городу, в парки, собираются на танцы, в музеи.

Ведущий 1. А война была не завтра, война была сегодня…

 (звучит песня «Священная война». Слова А. Александрова, музыка В. Лебедева-Кумача)

Гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов.

Ведущий 2. В помощь советским войскам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, студенты, служащие. На занятых врагом территориях Ленинградской области создавались партизанские отряды.

Ведущий 1. Не смотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его. 8 сентября 1941 года немцы перерезали последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград с остальной страной и заблокировали город. Началась героическая борьба ленинградцев в условиях блокады. Началась блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 900 дней и унесла жизни полутора миллионов человек.

Ученик

         Прорвались всё-таки.

Бомбят.

Горят Бадаевские склады.

В огне пожаров Ленинград.

Пришел он – первый день блокады.

Все ближе полчища врага,

Гудят воздушные тревоги.

Сегодня утром пала Мга –

И все отрезаны дороги.

В кольце, в осаде Ленинград.

Не умолкает канонада.

Опять летят. Опять бомбят.

Пылает первый день блокады.

Их будет много – девятьсот,

Но город наш, со смертью споря,

Всё одолеет, всё снесёт:

Обстрелы, холод, голод, горе.  

                                               В. Суслов «Первый день»

Ведущий 2. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. Женщины, старики и подростки рыли окопы, дежурили на крышах, гасили зажигательные бомбы, Рабочие и работницы не покидали своих станков ни днем, ни ночью. В осажденном городе каждый человек был воином.

Ведущий 1 Несмотря на нечеловеческие страдания, сильные духом не сдавались.

Женщины заменили на заводах своих отцов и мужей. 12- летние подростки выполняли рабочие нормы, а вечерами дежурили на крышах домов, чтобы сбросить «зажигалки» и уберечь родной город от пожаров.

Песня вокальной группы «Но были они ленинградцы».

Ученик 1

Наш город в снег до пояса закопан.

И если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела смерть.

Вагоны у пустых вокзалов стынут,

И паровозы мертвые молчат, -

Ведь семафоры руки вверх не вскинут

На всех путях ведущих в Ленинград.

Луна скользит по небу одиноко,

Как по щеке холодная слеза.

И темные дома стоят без стекол,

Как люди, потерявшие глаза.

Ученик 2

Но в то, что умер город наш –

Не верьте!

Нас не согнут отчаянье и страх.

Мы знаем от людей, сраженных смертью,

Что означает «смертью смерть поправ».

Мы знаем: клятвы говорить не просто.

И если в Ленинград ворвется враг,

Мы разорвем последнюю из простынь

Лишь на бинты,

Но не белый флаг!  

                                  Ю. Воронов «Из писем на Большую землю»

Ведущий 1. Надвигались холода. Остановился транспорт, не было топлива и электричества. Замёрз водопровод. Но главным врагом ленинградцев стал голод.

Ведущий 2. В условиях блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания.  Размер продовольственного пайка составлял:

  • Рабочим  — 250 граммов хлеба в сутки;
  • Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
  • Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов — 300 граммов
  • Войскам первой линии — 500 граммов.

Ведущий 1.  «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам», — писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осажденном городе. Просто выжить в блокадном городе уже было подвигом.

Ученик

Я позабыл какой хлеба вкус,

Давясь баландой с лебедой прогорклой,

И лишь ночами снился рыжий кус,

Душистый, тёплый,

С ноздреватой коркой.

Нет, я тогда от горя не ослеп

В том ледяном седом полуподвале.

Мы потеряли карточки на хлеб

И, голодая, - просто пропадали.

И было странно:

Каждый день, с утра,

Всё те же люди в очередь вставали,

К прилавку прорываясь «на ура»,

А нас отныне это не касалось.

На окнах – бельма, ледяная слизь:

От инея все стены полосаты…

…А карточки, проклятые,

Нашлись,

Через семнадцать лет,

                   В шестидесятом.  

Ведущий 1.  В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941-1942 годов. Город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилившие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, люди за водой для питья ходили на набережную Невы. С трудом спускались на лед, брали воду из быстро замерзающих прорубей, а потом под обстрелом доставляли ее домой.

Ведущий 2. Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основным транспортом города стали детские санки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках, тяжело больных, и умерших, завернутых в простыни, т.к. дерева на гробы не было.

Ученик

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

-Где твоя мама, мальчик?

-Дома.

-А где твой дом, сынок?

- Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Ведущий 1. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

Дети читают стихи: (выходят по очереди под музыку со свечой в ладонях, читают отрывок и задувают свечу)

Ученица

Не спорьте, я прошу вас… – Бога ради!
Так страшно – каждый звук своей душой чеканя –
Никто нам не поведал о блокаде,
Как девочка, чьё имя - Савичева Таня…
Ученица
Великий город взят в кольцо врагами -
Не разорвать стальные путы окруженья…
Зима и голод. И тайком от мамы
Она запишет в декабре: «Не стало Жени…»
Ученица
День дня страшней – бомбёжки, артобстрелы,
И слёзы детские, что не бывают горше…
Родные лишь каким-то чудом целы…
Январь. Выводит Таня: «Бабушки нет больше…»
Ученица
Весна ещё не отогрела город,
И дотянуть живым немыслимо до лета.
Всё злей, невыносимей жуткий голод.
Вновь в марте запись Тани: «Утром умер Лека…»
Ученица
Озноб пронзает, как ни утепляйся,
Жизнь  держится в телах иссохших еле-еле…
Рукою слабой: «Умер дядя Вася… -
Запишет Таня, - Ночью, в два...» - в сыром апреле…
Ученица
Кошмарней и короче стали ночи…
Март и апрель - ещё одной строкою больше,
Вновь в дневнике неровный детский почерк…
Май. Запись: «Днём сегодня умер дядя Лёша…»
Ученица
Нам не дано постичь весь ужас драмы –
Где брались силы сердцем детским, чтобы биться? –
Через три дня не стало её мамы…
Скупая запись: «Мама умерла в семь тридцать»…
Ученица
От записи последней стынут руки,
Читаешь строки - и сбивается дыханье,
Кровь вязнет в жилах от сердечной муки.
Из дневника… - «Все умерли. Осталась одна Таня…»
Ученица
…Ей жить, да жить бы и учиться в школе,
Но слишком тяжким было горем испытанье –
Ушла из жизни от безумной боли,
Нам завещая помнить, Савичева Таня…

Ученица

Танин дневник на суде над фашистами

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник — это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это всё повториться!»

Ведущий 2. Вся страна помогала блокадному Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями по узкой полоске воды Ладожского озера доставляли продукты и топливо. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов остановилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру, прямо по льду автомобильная дорога. Народ её очень точно называл «Дорогой жизни».

Дети поют  «Песня о Ладоге» ( Слова П. Богданова, музыка Л. Шенберга).

Ведущий 2. С 22 ноября еще по неокрепшему льду шли днем и ночью машины, доставляя в город по 6-7 тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов.

Ведущий 1. По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей – всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.

Ученик

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду,

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк.

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора –

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне – до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

                                        О. Берггольц

Ведущий 1.  В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! 12 января 1943 года войска перешли в наступление. Рано утром с правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой по вражеским позициям. Такого гитлеровцы еще не видели!

Ведущий 2.  18 января 1943 года кольцо блокады было прорвано! Воины двух армий встретились.  Солдаты обнимались и плакали от радости. Ленинград получил связь с Большой землей. А это значит, что ленинградцы не будут больше умирать от голода.

Ведущий 1.  Через год 27 января 1944 года блокада была полностью снята, и  в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий.  

Ученик

Как майский гром,

Салют над Ленинградом:

Ракеты рассыпаясь,

Ввысь летят.

Над, Невским,

                     Над Невой.

                             Над Летним садом

Ликующие возгласы гремят.

Снаряд немецкий больше не взорвется

На непреклонном невском берегу.

Не брызнет кровь, стекло не разобьется:

До Ленинграда не достать врагу!

В сияющее небо Ленинграда

Взмывают без конца

Огни ракет:

То город наш –

За снятие блокады

Шлет воинам

Восторженный привет.

Ведущий 2. Как мог выстоять Ленинград? Подвиг Ленинграда не в том, что люди умирали на голодном пайке. Это его трагедия. Подвиг Ленинграда в том, что люди находили в себе силы мечтать, работать, помогать слабым, учить детей. Сила Ленинграда была в том, что даже маленькие дети были мужественными людьми, как их родители.

Ведущий 1. 1 мая 1945 года в приказе Верховного Главнокомандующего Ленинград был назван в числе первых городов-героев. А 8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Города-героя» и вручена Золотая звезда.

Ученик

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть,

Она как сила нам нужна.

                                               Ю. Воронов

Ученик  

1.Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою ценой

Завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

2. Песню свою отправляя в полет, -

Помните!

О тех, кто уже никогда не споет, -

Помните!

3. Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

4. Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

5. Во все времена бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звездам

Ведя корабли,-

О погибших помните!

6. Встречайте трепетную весну,

Люди Земли!

Убейте войну!

Прокляните войну!

 1. Люди Земли!

Мечту понесите через века

И жизнью наполните,

 2. Но о тех,

Кто, уже не придет никогда,

Заклинаю:

Все: Помните!

                         «Реквием» Р. Рождественский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация к тематическому уроку "9 мая-День Победы!", также может быть использована и при проведении урока, посвященного рассказу о блокаде Ленинграда

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация, которая может быть использована при проведении уроков, посвященных рассказам о Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Презентация ...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Внеклассное мероприятие, посвященное дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Дети блокады"

На бесчисленных страницах истории нашей страны есть не только хорошие воспоминания. Мы, жители Петербурга, никогда не забудем те долгие 872 дня блокады нашего города, которая унесла жизни полутор...

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),...