Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлый этикет"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Ивлева Ирина Ивановна

Внеурочная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

            «Ситьковская основная школа»

Велижского района Смоленской области

       Принята                                                                                       Утверждена                                                                          

педагогическим советом                                                  приказом от _____№________

школы, протокол №___                                                    Директора школы

от «___» _________ 20___ г                                             ______________ /А. В. Ковалёв/

Рабочая программа кружка

Весёлый зтикет

(название кружка)

для детей 7- 9 лет

(возраст детей)

общекультурное

(направление внеурочной деятельности)

Ивлева Ирина Ивановна

(Ф. И. О. Составителя программы)

учитель начальных классов

(занимаемая должность)

Весёлый этикет

Программа

Цель: формирование развитых коммуникативных способностей младших школьников.

Задачами курса является:

  • повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;
  • формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения  (с кем, когда, зачем говоришь);
  • освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил культурного поведения;
  • обучение умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и уважительное отношение к другим;
  • создание эмоционального тонуса для содействия коммуникативных установок в конкретной ситуации общения. 

    Требования к уровню освоения содержания курса

Владение умениями организовывать речь в соответствии с видом и ситуацией общения, а также правилами речевого этикета.

Умение осуществлять речевое общение в письменной и устной форме.

Владение умениями трансформировать вербально (словесно) и невербально представленный материал в соответствии с коммуникативной задачей, осуществлять переход от одного типа речевого высказывания к другому (от описания к повествованию и рассуждению т.д.).

Срок реализации программы — 2 года.

   Структура  программы:

Программа  курса «Весёлый этикет» включает  в  себя  6  разделов,  направленных  на  формирование  у  детей  этических  норм,  в  основе  которых  лежат  такие  понятия  и принципы как  деликатность, доброта,  внимание  к  окружающим.

1 год обучения.

Первый раздел «Введение в этику»

направлен на развитие самооценки. Самооценка – это осознание собственной ценности и самоидентичности, оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Самооценка регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная); вдохновляет человека на успех, и чем раньше он его обретает, тем раньше у него выявляется самоуважение. Самооценка неразрывно связана с самовосприятием – личностным определением образа «я»:

- наличное «я» (каким я себя воспринимаю);

-желаемое «я» (каким бы я хотел стать);

-представляемое «я» (каким меня видят другие).

    Самовосприятие осуществляется через:

-восприятие своего внешнего вида;

-восприятие собственных норм и ценностей;

-результаты собственной деятельности;

-соотнесение себя с другими;

- восприятие себя окружающими.

Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в общении с другими.

Второй раздел «Волшебные слова» 

связан со знакомством младших школьников с культурой общения. Культура общения людей основана на наблюдении определенных  правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях. Культурный воспитанный человек не только владеет такими качествами как приветливость, добросердечность, учтивость, уважительное отношение к людям.

Поэтому важно познакомить детей с простейшими правилами общения, основанными на уважении и доброжелательности (вежливое обращение, употребление в речи выражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов).

Третий раздел «Школа – твой дом» 

 направлен на знакомство детей младшего школьного возраста с нормами поведения в общественных местах (школа, магазин, общественный транспорт, театр, картинная галерея). Человек, живущий в городе, больше всего контактов с другими людьми имеет на улице, в городском транспорте, в магазинах и других общественных местах. Отсюда понятно, что правила поведения в этих местах занимает одно из важных мест в этикете. Эти правила направлены на то, чтобы сделать жизнь наиболее красивой, а взаимоотношения между людьми – здоровыми. Правила поведения в общественных местах лишь конкретизируют общие требования культуры взаимоотношений. Важно, чтобы каждый младший школьник стремился соблюдать эти правила, способствуя тем самым созданию в нашем обществе атмосферы благожелательности и взаимного уважения.

2 год обучения.

Четвертый раздел «Мы в гостях. У нас гости».

Люди  ходят в гости и принимают у себя гостей, чтобы увидеть друг друга, побеседовать, обменяться мнениями, отпраздновать какое-либо событие. Это может быть памятная годовщина, день рождения и т.д. Часто просто свободный вечер служит причиной сбора друзей. Эти встречи позволяют выразить и удовлетворить важнейшую человеческую потребность – потребность в общении. Свободное, дружеское, неформальное общение, общение ради общения занимает большое место в жизни людей.  

   

Пятый раздел «Речь правильная и неправильная» (Культура речевого общения) 

направлен на постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются младшими школьниками в различных ситуациях (разговор с младшим, разговор с незнакомым на улице, вежливое обращение к старшим). Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, самому активнее вступать в контакт с окружающими.

Шестой раздел «Твоя общительность» 

призван помочь младшим школьникам на практике отработать правила этического поведения. Предлагаемые занятия предусматривают моделирование поведения ребенка в различных ситуациях, овладение способами общения с людьми.

 

Количество часов :1 год — 34 часа, 2 год — 34 часа. Всего по курсу — 68 часов.

Количество часов в неделю: 1ч.

Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Весёлый этикет»

№ занятия

Дата

Тема занятия

1 раздел Введение в этику 8 ч.

1

Давайте познакомимся.

2

Культура речи. По речи узнают человека.

3

Деловой человек.

4

О вежливости. Вежливость необходима каждому.

5

Умение вежливо слушать.

6

Разрешите мне сказать.

7

Устное и письменное общение.

8

Жесты, мимика, интонация в устной речи.

2 раздел Волшебные слова 12 ч.

9

Такое простое слово «Здравствуйте».

10

«Здравствуйте!..» Как это бывает в разных странах.

11

«До свидания».

12

Знакомство. Ситуация знакомства.

13

«Привет, привет. Пока, пока. Я очень видеть рад тебя».

14

Извините, спасибо, пожалуйста.

15

Прощание и приветствие.

16

Об уступчивости. Вежливая просьба.

17

Этикетный диалог.

18

Не ссориться и не обижать друг друга.

19

Разговор по телефону.

20

Нормативные словари. Изучающее чтение.

3 раздел «Школа – твой дом» 14 ч.

21

Поведение в школе.

22

Поведение в магазине.

23

Общение в быту.

24

Правила поведения в столовой, в гардеробе.

25

На перемене.

26

В общественном транспорте.

27

В кино, театре.

28

В картинной галерее.

29

В детской библиотеке.

30

Поведение в кафе.

31

Твоя общительность.

32

Оцени свою общительность.

33

Общение в официальной обстановке (музей).

34

Обобщение.

4 раздел «Мы в гостях. У нас гости» 6 ч.

1

У тебя в гостях Маленький принц.

2

Прощание с гостем.

3

Прощание с близким перед отъездом.

4

Игра в гости (театрализация).

5

У нас сегодня праздник.

6

У тебя в гостях подруга.

5 раздел «Речь правильная и неправильная» (Культура речевого общения) 6 ч.

7

Речь разговорная.

8

Культура речи в речевои этикете.

9

Сказочные истории.

10

Считалки. Сочиним считалку.

11

Речевая ситуация.

12

Речь правильная и неправильная.

13

Типы заголовков. Вывески.

14

Сочиняем стихи.

15

Речевые жанры.

16

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым.

17

Разговор с незнакомым человеком на улице.

18

Диалогические и монологические тексты.

19

Повествование. Описание. Рассуждение.

20

Определение типа текста.

21

Речь учебно-научная.

22

Рассуждение с целью объяснения.

23

Игра «Объяснялки».

24

Сравнительное описание.

25

Речевые задачи.

26

Разговор в быту.

27

Газетный стиль. Особенности газет. Чтение газет.

28

Письмо личное.

29

Участие к человеку. Утешение. У постели больного .

30

Нарушение норм говорящего (пишущего).

Коммуникативные промахи, неудачи.

31

Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь эпитетов.

32

Пожелания и поздравления.

6 раздел «Твоя общительность» 3 ч.

33

Разговор о животных и с животными.

34

Россыпи народной мудрости.

Обобщение по курсу. Праздник «Весело шагать».

Результаты  реализации  программы.

Вывод: после прохождения учебного курса «Весёлый этикет» младшие школьники должны:

1. Уметь оценивать себя адекватно.

2. Знать и применять на практике нормы и правила поведения и общения.

3. Уметь слушать, контролировать свои эмоции и поведение.

4. Иметь желание вступать в контакт с окружающими сверстниками и взрослыми.

Литература

Н.Е.Богусловская, Н.А.Купина. Весёлый этикет, Екатеринбург: Арго

Е.Н.Леонович.Учимся говорить и писать, - М.: Дидакт, 1993

Л.Я Желтовская. Родная словесность, -М.: Дидакт, 1992

Т.А.Ладыженская. Детская риторика, -М.: С-Инфо, 1995