Родительское собрание в 1 классе «Проблемы адаптации первоклассников в школе»
учебно-методический материал (1 класс)

Кузнецова Юлия Владимировна

Родительское собрание в 1 классе 1 четверть

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 «Г» классе

Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе».

                                   

Цели:

-познакомить родителей с  возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения и аспектами воспитания в адаптационный период;

-разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником;

-дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассника

Участники: родители первоклассников, классный руководитель.

                                         Ход собрания.

   1.  Организационная часть. Вступительное слово классного руководителя.

          Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.    В этот же период жизни, в 7 лет, меняется и весь психологический      облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Для адаптации семилетнего ребёнка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного поведения младшего школьника взрослым необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребёнка, научиться понимать и правильно строить свои отношения с детьми. Цель нашего сегодняшнего собрания состоит в том, чтобы познакомить всех, кто небезразличен к жизни своих детей, их переживаниям и трудностям,  с различными проблемами адаптации современного школьника.

 Что такое адаптация?  Выступление классного руководителя.

      Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но комфортность пребывания в школе, эмоциональное здоровье ребёнка, его отношение к школе и обучению.

            Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребёнка в новую для него учебную деятельность.

      Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребёнка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.  Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего  происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассника в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит,  повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут.

      Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится  месяц, у других –  четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников.

СЕГОДНЯ Я ПРЕДЛАГАЮ АНКЕТУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ ОЦЕНИТЬ, КАК ПРОТЕКАЕТ АДАПТАЦИЯ ВАШЕГО РЕБЁНКА  К ШКОЛЕ.

Адаптация к условиям обучения у разных детей проходит по-разному. Адаптация ребёнка к школе зависит от разных факторов: его здоровья, умения общаться, готовности принять новые правила, от развития волевой, мотивационной сферы и других.

Успешность адаптации первоклассника влияет на его школьные успехи, проявляется в поведении, общении, здоровье.

Длиться адаптация может   до нескольких месяцев.

Предлагаемая анкета позволяют систематизировать ваши наблюдения за ребёнком и оценить степень его адаптации   к школе.

Анкету  можно использовать несколько раз: например, в конце  каждого месяца. (Родители заполняют анкету).

Что делать, если  результаты анкетирования  показали  низкий уровень адаптации или дезадаптацию?

Прежде всего не паниковать. Если вы отвечали на вопросы в сентябре, то возможно, что индивидуальные темпы привыкания вашего ребёнка к школе таковы, что он ещё не перестроился  «на новый лад».

Как помочь? Проанализировать и понять, в чём более всего необходима поддержка ребёнку. Возможно, это проблемы с принятием новых правил, тогда постарайтесь объяснить, для чего они нужны. Сложности в общении с одноклассниками? Помогите ребятам сдружиться: пригласите  в гости, организуйте совместную игру или мини-поход. Вы  предоставите детям возможность отдохнуть и подружиться.  Ребёнок устаёт, не выдерживает темпа работы на уроке, стал капризен? Возможно, нужна помощь в организации деятельности ребёнка, в налаживании его режима дня.

Если повторное тестирование,например, в ноябре, даст схожую картину (адаптация первоклассника не может быть названа успешной), то вы можете обратиться за советом и к учителю, и к школьному психологу. Возможно, понадобится консультация врача — особенно для детей часто болеющих, с хроническими заболеваниями, стоящими на учёте у узких специалистов (невропатолог, кардиолог).

  1. Организация учебного процесса учащихся 1-х классов в …… учебном году
  2. Выбор родительского комитета

Для более четкой организации работы учителя с родителями, своевременного решения отдельных вопросов и организации работы с детским коллективом необходимо выбрать родительский комитет. Наше сотрудничество продлится 4 года. Чтобы каждый принял участие в работе, состав родительского комитета будет обновляться каждый год. Вы можете предложить свою кандидатуру, порекомендовать кого-либо или я назначу членов родительского комитета на этот год сама. Итак, в состав родительского комитета выбираем 4 человек.

4. Разное.

     

                   

 



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.

Ф.И. ребёнка                                                            

             Необходимо ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

    -неохотно (ДА)

     -без особой охоты (ВДА)

     -охотно, с радостью (А)

     -затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

-пока нет (ДА)

-не совсем (ВДА)

-в основном, да ( А)

-затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

      -скорее нет, чем да (ДА)

       -не вполне (ВДА)

       -в основном да ( А)

       -затрудняюсь ответить

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

     -иногда (ВДА)

      -довольно часто( А)

      -затрудняюсь ответить

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

       -в основном отрицательные впечатления( ДА)

      -положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

      -в основном положительные впечатления( А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)_____________________________________________________________

7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

       -довольно часто( ДА)

       -иногда (ВДА)

       -не нуждается в помощи( А)

      - затрудняюсь ответить

8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

       -перед трудностями сразу пасует( ДА)

      -обращается за помощью (ВДА)

       -старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

       -настойчив в преодолении трудностей( А)

        -затрудняюсь ответить

9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

       -сам этого сделать не может ( ДА)

      -иногда может (ВДА)

      -может, если его побудить к этому( А)

      -как правило, может( А)

       -затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

         -довольно часто( ДА)

        -бывает, но редко(ВДА)

       -такого практически не бывает( А)

       -затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

       -нет( ДА)

       -скорее нет, чем да(ВДА)

        -скорее да, чем нет( А)

        -затрудняюсь ответить        

А-   адаптация

ВДА-   возможна дезадаптация

ДА-   дезадаптация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в первом классе "Проблема адаптации первоклассников в школе"

Второе родительское собрание в первом классе по теме "Проблема адаптации первоклассников в школе" Форма проведения: круглый стол....

Родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе.»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как ес­ли бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби Задачи собрания:Познакомить родительский коллектив с особенностями адапта­ции детей к первому году обучен...

Родительское собрание на тему: "Трудности адаптации первоклассников в школе".

Знакомство родителей с трудностями адаптации детей в первый  год  учёбы. Практические советы по организации общения родителей с первоклассниками....

Родительское собание в 1 КЛАССЕ. Проблема адаптации первоклассников в школе.

Второе собрание. Тема: Проблема адаптации первоклассников   в школе....

Выступление на родительском собрании на тему" Проблемы адаптации ребёнка в школе"

В данном выступлении были расскрыты проблемы адаптации ребёнка к школе, а именно, особенности психофизиологической адаптации  и возрастные психологические особенности ребёнка. Родители узнали осн...

Воспитательная работа Родительское собрание на тему "Проблемы адаптации первоклассников в школе"

На собрании рассказывается о том, какие особенности имеет современный первоклассник. Даются советы родителям как надо воспитывать первоклассников....