Познавательно-игровое занятие для 1 класса
план-конспект

Бурмистрова Елена Викторовна

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-igrovoe_zanyatie_dlya_1_klassa.docx43.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Познавательно-игровое занятие для 1 класса

«Капустник»

(в рамках программы «Разговор о правильном питании»)

( Всякому овощу свое время.

  Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты.)

Бурмистрова Елена Викторовна

Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Репное

Адрес: 412325, Саратовская область, Балашовский район,

село Репное, улица Советская, дом 46
Телефон: (84545) 6-17-69(рабочий)

Контактный телефон-8-9616424391

Стаж работы в программе «Разговор о правильном питании»-6 лет

Название конкурсной работы

Капустник.

( Всякому овощу свое время.   Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты.)

Автор (ФИО)

Бурмистрова Елена Викторовна

Наименование образовательной организации

МОУ СОШ с.Репное

Адрес, электронная почта

Саратовская область Балашовский район

с. Репное улица Советская, дом 46

burmistrelena@yandex.ru

Возраст учащихся

1 класс

Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания»

«Разговор о правильном питании»

Разговор о правильном питании.

Капустник.

 Тема:( Всякому овощу свое время  (лучше провести осенью).   Овощи, ягоды и фрукты -витаминные продукты. )

Класс:1

Форма проведения: познавательно-игровая.

Технологии:

Образовательные:

  • технология коллективной мыслительной деятельности;
  • здоровьесберегающая технология;
  • игровая технология;

Педагогические:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • коммуникативные технологии;

Информационные технологии:

  • мультимедиа технология.

Цель:  создать условия, чтобы убедить учащихся в том, что ежедневное употребление в пищу продуктов растительного происхождения обеспечивает организм достаточным количеством витаминов, что положительно сказывается на показателях физического развития человека, способствует формированию здорового жизненного статуса, повышает активность иммунитета к различным заболеваниям. Показать разнообразное использование овощной культуры — капусты. 

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать  новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

Формировать умение договариваться, умение аргументировать своё предложение. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

Формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, воспитывать чувство любви к Родине, народным обычаям и традициям.

Подготовка к празднику (занятию)- дети вместе с родителями готовят костюмы, маски овощей, находят  и составляют рецепты, готовят блюда из капусты.

Оборудование: «Разговор о правильном питании». Рабочая тетрадь для школьников М.Безруких, Т. Филиппова,2013г,  кочаны  капусты, класс убран в стиле деревенской избы.

Ход занятия

Девиз наших занятий. ( Хором)

Если хочешь быть здоров –

Правильно питайся!

Позабудь про докторов -

Живи и улыбайся!

Стучится в дверь почтальон.

Почтальон. Я принес письмо от Карлсона:

Здравствуйте, ребята! Вы пригласили меня  в гости, но, к большому сожалению, я не смогу к вам прилететь.  Мой пропеллер не работает,  у меня слабость, болит голова, в глазах звездочки. Доктор сказал, что мне нужно правильно питаться.  Жду вас  в гости. Не забудьте с собой захватить: много  конфет, чипсы, лимонад, пепси-колу. И конечно побольше моего любого варенья.  Я все это съем и буду здоров. Ваш Карлсон.

Учитель. Ребята, верно ли Карлсон составил для себя  меню? Давайте подберем для него действительно полезные продукты. Вспомним  тему о самых полезных продуктах. (см. тетрадь с 8-11)Презентация 3-5 слайд. ( см. приложение)

Дети называют полезные продукты. А чем полезны морковь и апельсин.( в них витамины)

Вспомните, для чего нужны витамины? (улучшает зрение, повышает сопротивляемость организма к болезням, укрепляет кости и т.д.)

И мы сегодня поговорим о продукте, который очень богат витаминами и полезен для здоровья. И не просто поговорим, а устроим в честь этого продукта праздник.

Угадайте что это за продукт?

(Дети загадывают загадки о капусте)

1 Лето целое старалась, одевалась, одевалась.

А как осень подошла, нам одежки отдала.

Сотню одежонок сложили мы в бочонок.

2. Сидит на грядке, одета в шумные шелка

Мы для нее готовим кадки и крупной соли полведра

3.Уродилась я на славу,

   Голова бела, кудрява.

   Кто любит щи –

   Меня в них ищи.

 4.Лоскуток на лоскутке –

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

нежится на грядке.

5.Много платьев, много хруста, а зовут ее...(Капуста).

 Учитель: Не просто так мы сегодня отгадали загадки о капусте. Наш праздник посвящен именно этому овощу.

 Много на Руси было праздников. Самые радостные, щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму. Одним  из таких праздников и был    КАПУСТНИК.

        В конце осени работы в поле и огороде были закончены. Можно было и отдохнуть. Люди выполняют по дому мелкую работу, пели, шутили. И, конечно, готовясь к зиме, засаливали капусту.

  Хозяйка: (девочка в русском костюме)

К нам приехали капустны вечера

На конях, на соболях,

На лисицах, горностаях,

Уж вы, кумушки, подружки мои,

Вы придите поработать у меня,

Подсобите мне капустку порубить

Подсобите –ка ее мне усолить.

Приходите, красны девицы, ко мне в избу.

Нынче будет праздник  КАПУСТКИ.

Помогите мне насечь капустки-матушки.

Все девочки хором:

С капусткой тебя, хозяюшка!

 Не откажемся капустку порубить,

 Подсобим ее и усолить.

Учитель:   Приглашение на такие вечера считалось знаком расположения. Девушки в богатых уборах ходили с песнями  из дома в дом  и  помогали хозяевам  рубить капусту. Шуточные песни , озорные частушки звучали в каждом доме.

  А знаете ли вы, что квасить капусту на Руси стали очень давно, ещё в 9 веке. В древнем  мире считали, что капуста обладает целебными свойствами и с ее помощью можно лечить различные заболевания. Древние врачи рекомендовали кормить капустой детей, чтобы они росли крепкими и не болели. Капуста действительно полезна. Сок капусты улучшает пищеварение. В нем содержится много витамина С.   Витамины  имеются  не только в свежей, но и в квашеной капусте.  Блюда из капусты очень полезны для здоровья. Давайте посмотрим презентацию о видах капусты и ее пользе.

Виды капусты. (презентация) (см.приложение)

Сценка «Конкурс красоты».

Капуста:  Не могу удержаться - люблю наряжаться!

                  Не зря я – огородница, зовусь большою модницей!

Капуста.

Я кучерява, и пышна,

И изумрудно зелена,

Нет в огороде, господа,

Меня прекраснее, о да!

Морковь.

Ну, вы загнули, мадемуазель!

Я - королева всех земель.

Ведь всем известно, я - краса,

Прекрасней всех моя коса.

Капуста.

Подумаешь, коса торчит!

Морковь всю жизнь в земле сидит,

А коль в ботве вся красота,

То я не знаю, господа...

Морковь.

Капуста, я красивей всех!

Принадлежит лишь мне успех

У огородников всегда...

Капуста (перебивая).

Какая, право, ерунда!

Красивей всех, конечно, я.

Морковь. Нет, я!

Капуста. Нет, я!

Помидор.

Притормозите-ка, друзья!

Хорош, сударыни, хорош!

Скандалом правды не найдешь.

Чтоб разрешить горячий спор,

Я, темно-красный помидор,

Вам предлагаю показать

Фигуру, рост, размеры, стать.

Рекомендую, дамы, вам –

Прислушайтесь к моим словам!

На этот подиум войти

И справедливо провести

Наш суперконкурс красоты.

Кто победит - тому цветы!

Помидор-ведущий проводит конкурс красоты овощей.

 Сегодня в нашем хороводе, все, что растет на огороде!

Угадайте.( дети читают загадки, потом одевают маски).

Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная... 
(Картошка)

Есть на нашем огороде,
Чудо вкусное в природе.
Пусть она и небольшая,
Только вкусная такая.
Цвет бордовый и ботва,
Под землей растет всегда.
Отгадать нам всем пора,
Этот овощ, ведь…СВЕКЛА!

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)

Очень горький - но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг -
Потому что это - ...
(Лук)

 Он бывает, дети, разный - 
Желтый, травяной и красный. 
То он жгучий, то он сладкий, 
Надо знать его повадки. 
А на кухне - глава специй! 
Угадали? Это… перец

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец)

Луку я родной братишка.
Я  не нравлюсь ребятишкам!
Только, как же я полезен -
Тот не знает и болезней,
Кто со мной, ребята, дружит,
Ешь меня и врач не нужен!
Хоть не очень то и вкусный -
Организму, все же, нужный!
Вот такой я паренек
И зовут меня... Чеснок. )

Учитель: Как назвать одним словом все наши модели. (овощи)

Помидор (в заключение).

Показ моделей завершен.

Но кто же нынче чемпион?

Одно могу я вам сказать:

Все показали важность, стать,

Все красотой наделены,

И в блюда разные нужны.

Закономерен был успех:

С победой поздравляю всех!

Учитель: Какой вывод мы можем сделать? Давайте его сравним с тем, что написано в рабочей тетради на стр.64.

Работа в парах. Кроссворд на стр.65.

Пора за работу приниматься

Ученик. Чищу, режу я капусту,
А потом морковку тру.
Посолю ее немножко
И в бочонок уложу.

Мама палочки положит.
Папа будет прессовать,
А когда она забродит,
Станем палкой протыкать.

Пару дней она бродила –

Надо в погреб выносить,
А не то ее придется
Козам всю потом скормить.

Ира «Капуста» (физминутка) Проводит ученик.

Мы капусту рубим, рубим.

(ребром ладони дети «рубят» капусту)

Мы капусту мнем, мнем.

(сжимают и разжимают пальцы рук)

Мы капусту солим, солим

(солят воображаемую капусту)

Мы капусту трем, трем

(трут ладонями)

Дети читают стихи про капусту.

 «Жизнь без капусты»

Без капусты в доме пусто,
Без капусты жить не вкусно.
Обожаем мы с ребятами
Всевозможные салаты.
Любим борщики на первое
И не только мы, наверное.
И, конечно, на второе
Рагу любим овощное.
У капусты есть секрет –
Без капусты просто нет:
Голубцов, рагу, борщей.
Ешьте больше овощей.
С вами будет все в порядке:
Не поправитесь ребятки.
Станете сильней, стройней
И что главное – умней.

 

С. Прохоров
Про капусту в огороде
Я хочу вам рассказать,
Как известно всем в народе,
Ее просто собирать.
Но растить её труднее,
Много надо поливать,
Сорняки надо смелее
Без пощады выдирать.
Это ж наш продукт любимый!
Её варят и солят.
Компонент незаменимый
Для девчонок и ребят.
Пирожки, скажу, с капустой
Очень даже хороши!
Из капусты щи густые
Всем приятны для души.
Есть в капусте витамины
А, В, С и даже Е!
Они умные картины
Пробуждают в голове.

Стишок о пользе капусты

Ее на зиму шинкуют,
Солят, квасят, маринуют.
Ведь капуста, как известно,
Во всех видах нам полезна.
Она раны очищает
И от стрессов защищает,
И лечебна, и вкусна –
Она нам всегда нужна.

____________________

Люди кислую капусту
И хрустящую, допустим,
Все почти что, любят кушать.
Ее варят, жарят, тушат,

Часто ложат в пирожки
Из просеянной муки.
И в салат она годится
Очень вкусная вещица

Игра –танец.(  под русские народные песни про капусту)

На стуле лежит несколько небольших по размеру кочанов капусты, их на один- два  меньше, чем детей. Дети идут по кругу, поют, показывают движения на слова песни, как только  песня закончилась, ребята разбирают кочаны. Кому не хватило, выбывают из игры.

  КАПУСТКА (слова песни)

(1) Мы капустку чистим, чистим,  мы капустку чистим, чистим              

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(3) Мы капустку   давим,  давим, мы капустку   давим,  давим

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

ХОЗЯИКА: Давайте-ка, вспомним, какие пословицы народ сложил о капусте. (если позволит время или оставить на другое занятие)
Без капусты щи не густы
Щи да каша – кормилицы наши
Премудрость во щах, вся сила в капусте
Щей поел – словно шубу надел
Для чего огород городить, коли капусты не садить.
Хлеб да капуста лихого не допустят. 
Без картошки, хлеба да капусты – какая еда. 
Не суйся к капусте, пока не припустят.

 Сентябрь пахнет яблоками, октябрь капустой.

Подготовленный ребенок по презентации рассказывает, как можно посолить капусту.

( см. приложение)

Учитель:   Как заканчивали девицы работу, так пели задорные частушки.

 Частушки.

1.Выходи скорей подружка,

Мы на публике блеснём,

И задорные частушки

Про капусту пропоём.

2.  Лето целое старалась,

     Одевалась, одевалась,

      А как осень подошла.

     Все наряды отдала.

3. Нарастёт капуста мне 
Белая, кочанная.
Для салатов на столе
Самая желанная.
4. .В огород козла пустил,

Чтоб капусту сторожил.

Несознательный козёл

Съел капусту и ушёл.

5.За капусту мы боролись

Каждый день и каждый час.

Только гусеницы всё же

Победить сумели нас.

6.Я капустицу полола,

Всё боялась не успеть.

Ни травы и не капусты -

Любо дорого смотреть!

7.Я соседского мальчишку

К себе быстро присушу.

Каждый день по кочерыжке

На свидание ношу.

8.Положу - ка я в кадушку

Всю капусту поскорей.

Буду петь я ей частушки,

Чтоб хрустела веселей.

9.Мы частушки вам пропели,

 Хорошо ли плохо ли.

 А теперь мы вас попросим,

  Чтоб вы нам похлопали.

Представление  блюд из капусты.

Гости: Песни пели и плясали.

Что ж, хозяева устали.

Дай бог тому,

Кто в этом дому.

Гости : Уродись у вас пшеница

И капуста с чечевицей!

На столе - всегда пирог,

Легких вам всегда дорог.

Ученик: Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней

Ученик: Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!

Ешьте овощи и фрукты! (все хором)

Хозяйка:

Пока мы  плясали и пели

Пироги капустные поспели.

Учитель. А теперь ,гости дорогие ,просим к столу.

                 Приглашаем всех к чаю с пирогами.

Проводится дегустация блюд из капусты.

Литература. Интернет ресурсы.

Загадки:

 http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-luk/   

http://mamaschool.ru/zagadki-i-otgadki/zagadki-pro-sveklu 

. http://zagadochki.ru/zagadka-leto-celoe-staralas-odevalas-odevalas.html

http://puzzles.amparlius.ru/new/rdl_child.asp?a=1&id=409 

http://znayka.net/zagadki/pro-ovoschi.html 

Частушки:

 http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/08/11/kapustnye-posidelki http://www.stihi.ru/2012/10/29/1449 

Сценка «Конкурс красоты»

http://festival.1september.ru/articles/604811/ 

Стихи про капусту:

 http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-kapustu 

http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/7101-stixi-pro-kapustu 

Песня

 http://webkind.ru/text/21072718_m93315443p970343205_text_pesni_11_kapusta.html 

Сообщение учителя о видах капусты.

 ( Сопровождается показом презентацией)

1.Ценность белокочанной капусты  в том, что аскорбиновая кислота содержится в растении на протяжении всего года. Сохранение витамина С хорошо происходит в квашеной или замороженной капусте.  Капуста способствует укреплению организма, повышению иммунитета, успокаивает нервную систему, снижает головные боли, справляется с бессонницей.                                            

2. Капуста краснокочанная. В ней содержится большее количество витаминов, органических кислот и минеральных удобрений, нежели в белокочанной. Краснокочанная имеет хорошие бактерицидные свойства.

3. Капуста савойская. По вкусовым качествам схожа с белокочанной капустой, но ее темно-зеленые гофрированные, кучерявые и тонкие листочки обладают более нежным вкусом и ароматом

4. Цветная капуста. В  составе этого растения имеется целлюлоза, которая благодаря нежной структуре делает капусту легкой для переваривания.
В цветной капусте содержится витамин А, группа В, витамин С, витамин К, фолиевая кислота. Эта капуста обогащена такими минеральными веществами, как калий, натрий, железо, магний, фосфор, медь, хлор и сера.

5. Цветная капуста.  В  составе этого растения имеется целлюлоза, которая благодаря нежной структуре делает капусту легкой для переваривания.
В цветной капусте содержится витамин А, группа В, витамин С, витамин К, фолиевая кислота. Эта капуста обогащена такими минеральными веществами, как калий, натрий, железо, магний, фосфор, медь, хлор и сера.

6. Капуста брокколи содержит очень много витаминов и кислот. При постоянном употреблении брокколи можно снизить шанс возникновения стресса. Эта капуста является витаминно-минеральной бомбой, благодаря обильному содержанию витаминов и минеральных веществ. Брокколи способствует укреплению иммунитета и замедлению процесса старения, используется в профилактике инфекций, анемии, опухолей, болезней печени.

7. Пекинская капуста очень популярна при приготовлении салатов. Вкус ее схож с белокочанной капустой. Отметим, что пекинская капуста обладает диетическими и лечебными свойствами, ее рекомендуют принимать при язве желудка и сердечнососудистых заболеваниях.
Пекинская капуста способствует очищению крови от вредных вирусов и микробов, повышает сопротивляемость организма к болезням.

8.Кольраби, или, как ее еще называют, репчатая, отличается тем, что у нее развивается не кочан, а утолщенный шаровидный стебель, на котором размещаются листья с длинными черешками. Этот шаровидный стебель и употребляется в пищу. По вкусу кольраби напоминает сердцевину капустной кочерыжки, но отличается большей сочностью, нежностью и ароматом. Молодые стебли кольраби весьма богаты белками и сахаром, а сок ее содержит много витаминов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровая программа для 4 класса "Веселый праздник сентября".

Праздник поможет создать  радостное настроение и положительную мотивацию к новому учебному году ;  будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей;  создаст...

Познавательно-игровое занятие "Лаборатория мудрого Пескаря"

Данное мероприятие разработано и может быть использовано в работе с детьми детского сада и обучающимися начальной школы. В процессе проведения занятия дети познакомятся с основными свойствами воды и п...

Технологическая карта познавательно-игрового праздника для начальных классов «Осени яркие краски»

Технологическая карта познавательно-игрового праздника для начальных классов«Осени яркие краски»...

Технологическая карта познавательно-игрового занятия для начальных классов «Путешествие в Книжное Царство»

Технологическая карта познавательно-игрового занятия для начальных классов «Путешествие в Книжное Царство»...

Сценарий познавательно-игровой программы для начальных классов, посвященный году театра

Данная разработка для детей 9-11лет. Написана с целью объединения детей в творческом процессе, раскрытия интересного мира искусства.Дети участвуют в конкурсах "Импровизация", "Сценическ...

Конспект познавательно-игрового занятия с дошкольниками. «Путешествие по сказкам»

Конспект познавательно-игрового занятия с дошкольниками.«Путешествие по сказкам»...