Программа «Алтайский фольклор» художественно-эстетического направления.
рабочая программа (1 класс)

Кудачинова Инна Сергеевна

Формирование нравственно-эстетической личности на основе традиционных ценностей национальной культуры, средствами народного фольклора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_1_g_kl.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  Программа «Алтайский фольклор» художественно-эстетического направления.

  Разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2014 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя школа №7 г. Горно-Алтайска»;

  Программа  содержит темы по алтайскому народному фольклору, дает примерное распределение учебных часов  и рекомендуемую последовательность изучения тем данного курса с учетом метапредметных связей, логики учебного процесса,   возрастных особенностей обучающихся.

       Алтайская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями алтайского народа, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. 

           Проблема построения образовательного процесса на основе многовековых традиций народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народного фольклора, является в настоящее время особенно актуальной. Народные песни, сказки,  игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей.

        Цель программы: Формирование нравственно-эстетической личности на основе традиционных ценностей национальной культуры, средствами народного фольклора. В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:

     ·       познакомить с основными  жанрами алтайского фольклора;

     ·       воспитывать бережное отношение, уважение к традициям алтайской культуры, к алтайскому фольклору, костюму, национальную гордость за свой народ, его культурное наследие;

  •     развивать творческие способности детей.

         При реализации программы используются групповая и коллективная  формы работы. Такие формы работы развивают

Коммуникативные умения: умение работать со всеми вместе,
терпимо относиться к мнению партнера, умение аргументировано излагать собственное мнение.
     

   Планируемые результаты:

- знать о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты, жизненной силы;

- определять характер и жанр произведений;

- пересказывать сюжеты сказок, легенд;

- исполнять народные песни, танцы;

- применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки и т.д.;

- играть в народные игры и организовывать их;

- исполнять мини – спектакль на алтайском языке;

- работать с партнером в группе;

- оценить процесс и результаты своей работы.

        Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, культурно-досуговой. Младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой по возможности используются не только художественная литература, иллюстрации, шутки и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта, с которыми можно познакомиться в школьном музее.  Создаются различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю алтайского народа.

   

Учебно-тематический план

 п.п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Устное народное творчество

1

1

3

Сары бурдин байрамы Праздник осени

1

1

4

Загадки

1

1

5

Считалки

1

1

6

Скороговорки

1

1

7

Пословицы и поговорки

1

1

8

   Игра «Кто больше знает пословиц?»

1

1

9

Народные песни «Солоны»

1

1

10

Колыбельные песни

1

1

11

Праздничные песни

1

1

12

Шуточные песни

1

1

13

Алтайские народные сказки

1

1

14

Театр. Инсценировка сказок

1

1

15

Народные инструменты Наигрыши на народном инструменте Комус

1

1

16

народный костюм Наигрыши на народном инструменте Комус

1

1

17

алтайские легенды

1

1

18

Чага байрам

1

1

19

народные танцы

1

1

20

Хороводные танцы

1

1

21

Народные инструменты

1

1

22

народные праздники Праздник «Jылгайак». Приметы весны.

1

1

23

Наигрыши на народном инструменте Комус

1

1

24

Алтай баатырлар

1

1

25

Алтай баатырлар

1

1

26

народные игры

1

1

27

Подвижные игры

1

1

28

Наигрыши на народном инструменте Комус

1

1

29

Наигрыши на народном инструменте Комус

1

1

30

Итоговый концерт

1

1

Итого

30

10

20

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Цели, задачи, содержание программы обучения. Специфика  детского фольклора, история собирания и изучения детского фольклора. Классификация детского фольклора. Форма проведения- путешествие. 

Тема 2. Частушки, прибаутки (2 часа)

Понятие жанра. История жанра.

Тема 3. Загадки (1 час)

Генезис жанра. Педагогическая ценность загадок. Классификация загадок. Приёмы составления загадок. Анализ и разгадывание загадок.

Тема 4. Считалки (1 час)

«Неувядаемые произведения». Жанровое своеобразие считалок. Генезис жанра. Вариативность считалок. Классификация считалок. Поэтизация текстов считалок. Композиция считалок. Популярность жанра в наши дни. Разучивание считалок.

Тема 5. Скороговорки (1 час)

Генезис скороговорок. Публикации собраний скороговорок. Скороговорка – инструмент в работе логопеда. Бытование скороговорок в наши дни. Конкурс скороговорочников.

Тема 6. Пословицы  поговорки (2 час)

Понятие жанра, тематика, образное выражение. Игра «Кто больше знает поговорок?»

Тема 7. Народные песни (4 часа)

Понятие жанра. Классификация  детских народных песен. Своеобразие жанра. Значение жанра. Анализ и разучивание детских народных песен.

Тема 8. Народные сказки (4 часа)

Генезис жанра. Классификация детских сказок. Педагогическая функция детских сказок. Сказки-импровизации. Чтение сказок.

Тема 9. Алтайские легенды (1 час)

Понятие жанра, своеобразие, педагогическая ценность. Чтение легенд.

Тема 10. Народный костюм (1 час)

Особенности формирования и колорит татарской национальной одежды, 

традиционные ювелирные украшения костюма. Специфика традиционных головных уборов, виды верхней одежды.

Тема 11. Народный танец  (3 часа)

Основные жанры народного танца: хороводные, плясовые. Разучивание движений, исполнение танца.

Тема 12. Народные праздники (4 часа)

Алтайские народные праздники: календарные, обрядовые.

Тема 13. Народные игры (2 часа)

Особенности жанра. Педагогические функции игры. Разучивание игр.

Тема 14. Наигрыши на народном инструменте Комус

Итог работы повторение изученного, выбор материала, исполнение.

2 год обучения

Тема «Мир фольклора – мир народной мудрости» (1час)

Осенние песни – заклички. Повторение любимых песен, игр, считалок, загадок.

Тема « Осень – перемен восемь»(8часов )

Встреча осени. Осенние приметы. Песни. Игры. Пословицы и поговорки. Загадки.

Тема «Здравствуй гостья зима» (8часов)

Предзимье и его приметы. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Песни. Игры. Встреча праздника «Чага Байрам»

Тема «Музыка нашего народа» (10часов)

Наигрыши на музыкальном инструменте Комус. Загадки. Пословицы и поговорки..Игры.

Тема «Jас клееди!» (7часов)

Праздник «Jылгайак». Приметы весны. Песни – игры. Загадки. Пословицы и поговорки. Скороговорки.

3 год обучения

Тема «Где песня льётся, там легче живётся» (9часов)

Встреча осени. Осенние приметы. Народные инструменты. Игровые хороводы. Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки.

Тема «Сказки» (5часов)

Зимние приметы. Песни – игры. Народные инструменты. Загадки.. Скороговорки.

Тема «Народные песни» (7часов)

Песни. Игры. Загадки.. Скороговорки. Народные инструменты. Пословицы и поговорки.

Тема «Алтайские богатыри» (10 часов)

Кай чорчок. Игры. Пословицы и поговорки. Загадки. Народные инструменты.

4 год обучения

Тема «Всему своё время» (9часов)

Время и ритмы в народных песнях и танцах. Календарные, хороводные, плясовые колыбельные песни. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Приметы народного календаря.

Тема «Песня поётся…» (8часов)

Характерные интонации алтайских песен. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.

Тема «Знаменитые люди Республики Алтай» (10часов)

Проектная деятельность

Тема «Музыка моего народа»(7часов)

Инструментальные наигрыши. Народные песни. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»

Пилотная площадка 1 класс.  Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Программа кружка «Родное слово». Направленность: художественно-эстетическая. Срок реализации: 3 года. Руководитель: Харасова Л. Ф. 2011-2014 уч. г....

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Умелые руки»

Программа  рассчитана на 1 год  обучения для детей 7 - 8 лет. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазии из бумаги» .

Программа внеурочной деятельности "Фантазии из бумаги" художественно-эстетического направления....

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Волшебная палитра".

Программа содержит пояснительную записку, основные направления работы изостудии "Волшебная палитра" и календарно-тематическое планирование....