Родительское собрание по теме "Особенности семейного воспитания"
методическая разработка (2 класс)

Копылова Светлана Александровна

Сценарий родительского собрания , знакомящий родителей с основами семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_2.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  «Особенности семейного воспитания».

Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности  ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить родителей  с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;
  2. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
  3. Развивать умения родителей видеть себя со стороны.

Слайд 1. Эпиграфом собрания послужат слова В.А. Сухомлинского:

 «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

Учитель:

 Уважаемые родители! Когда я готовилась к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности.  Я хочу вам ее рассказать.

 

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

- Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду. ( Слайд 2)

 

Слайд 3. На слайде - изображение губки.

Учитель (задаёт вопросы родителям):

– Что изображено на картинке?
– Губка (
родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (
родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (
родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (
родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (
родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

Обсуждение ситуаций.

 Педагогическая ситуация 1.

Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы.

Права ли она? Как поступили бы вы?

( Наказание трудом  порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому, и в нашей ситуации мы можем предложить ребёнку вместе почистить одежду, тем самым ребёнок поймёт ,как трудно привести в порядок вещь. В следующий раз ребёнок постарается быть более аккуратнее)

Педагогическая ситуация 2.

За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!». И отвернулась.

Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?

(Конечно, очень важно заинтересовать ребёнка учёбой. За ответственное отношение можно  похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы  духовные ценности были выше материальных. Ребёнок воспринимал вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение)

Педагогическая ситуация 3.

Двое мальчиков подрались. Взрослые сгоряча наказали обоих, а потом стали выяснять причины драки.

Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?

Ничего нельзя делать сгоряча, нужно разобраться в ситуации, выяснить причины драки. Не бывает, что виноват только один. Нужно, чтобы ребята успокоились, самим быть выдержанными. И только потом принимать решение. Разгневанная мать может наказанием обидеть ребенка, а позже выяснится, что можно было и не наказывать, а ограничиться замечанием.)

Учитель:  

Ребенок – это  Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода, ведь именно ему жить в будущем.

Тренинг.

Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ).

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

 

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.)

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

Учитель. Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.

Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.

Учитель. Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…

 

Слайд 4-9.

Учитель. Итак, я напомню вам, какие основные стили воспитания мы применяем при воспитании наших детей: 1) авторитарный 2) демократический, 3) попустительский, 4) хаотический, 5) опекающий.

Кроме стилей воспитания, выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.

Слайд 10-16.

Типы воспитания, которых следует избегать: 1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопёка»,  3) «Гипоопёка»,  4) «Ежовые рукавицы», 5) «Повышенная моральная ответственность», 6) «В культе болезни.

1. «Кумир семьи».

Ø  Ребенок обожаем, любим

Ø  Любая прихоть ребенка – закон

Ø  Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»

Ø  Растет капризным, своевольным эгоистом

Ø  Освобожден от всех обязанностей

2. «Гиперопека».

Ø  Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых

Ø  Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем

Ø  Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда

Ø  Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей

Ø  Растет безвольным, трудности в общении

3. «Гипоопека».

Ø  Ребенок предоставлен сам себе

Ø  Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым

Ø  Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания

Ø  Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

4. «Ежовые рукавицы».

Ø  Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются

Ø  Внушают лишь подчинение

Ø  Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь

Ø  Вырастает эмоционально не отзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста

5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».

Ø  На плечи ребенка возлагается огромная  ответственность, обычно непосильная для его возраста

Ø  Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях

Ø  Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых

6. «Воспитание «в культе болезни».

Ø  Когда ребенок болеет достаточно серьезным  хроническим заболеванием

Ø  Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания

Ø  Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им

Ø  Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем

Ø  Такой ребенок – маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего

Ø  Ждет сочувствия и сострадания от всех

Ø  С трудом приспосабливается к действительности

Учитель. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их (родителям раздаются памятки с этими типами семейного воспитания).

Проведём упражнения на закрепление типов воспитания «Угадай тип семейного воспитания» ( по мультфильмам).Слайд 17.

Учитель:

 Таким образом, мы с вами немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, рассмотрели под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру.

Увидели, какая яркая, красивая душа у ребёнка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живёт эта душа ребёнка, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала ещё богаче?

- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!»(слайд 18)

Тренинг.

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше.

Давайте взглянем на себя со стороны.

Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это может быть тарелка, поднос и т.п.). Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”! (Здесь нам пригодится горящая свеча.)

- Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее становится на душе.

Учитель:               

 Итак, избавившись от своих пороков, давайте подведем итог нашей встречи. Мы узнали много нового и важного. И надо теперь только точки поставить по местам. Но прежде чем мы их расставим,  очень хочется, чтобы вы задумались над вопросами:

- КАКОЙ ТИП  ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?

- ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО  РЕБЕНКА?

И чтобы вопросы эти и ответы невольно оживали в ваших мыслях во время воспитания своих детей. В конце собрания  я хочу вам раздать памятки, которые помогут вам  в воспитании вашего ребёнка.

                                 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.   Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.

2.    Как можно больше времени проводите вместе с детьми, со своей семьёй. Обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, советуйтесь друг с другом.

3.    Старайтесь знать друзей вашего ребёнка. Знать где и с кем он играет, проводит время.

4.   Обсуждайте возникшие проблемы спокойно, без крика и раздражения; тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.

5.    Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это сблизит вас.

6.    Не заставляйте ребёнка доверять ему свои тайны. Этим вы ничего не добьётесь.

7.   Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.

8.    Будьте примером для ребёнка: ведь как вы относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

9.   Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.

10.   Если родители с раннего детства не научились ребёнку говорить «Нет!», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.

11.   Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».

Правила благополучного родителя

• Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

• Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.

• Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.

• Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

• Хамство и грубость, направленные на ребенка, практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

• Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.

Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребенка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ на тему: "Семейное воспитание и здоровье наших детей".

Уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Тема нашего сегодняшнего собрания подсказана жизнью, желание к ней обратиться я думаю единодушно.Здоровье наших детей… нет ничего важне...

Родительское собрание" 10 ошибок семейного воспитания"

Начался учебный год не только для ребят, но и для их родителей!!!!Нужно каждый вечер проверять домашнее задание ребёнка!Предлагаю познакомиться со статьёй: " Ребёнок и его домашние задания" Родит...

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"

Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"...

Родительское собрание "Общие условия семейного воспитания"

Презентация для родительского собрания  "Общие условия семейного воспитания"  позволяет раскрыть секрет успеха доверительных отношений родителей и детей, знакомит с типами авторитета родител...

Презентация к родительскому собранию о стилях семейного воспитания.

Стили  семейного воспитания. Темперамент. 10 советов родителям подростков....

Доклад на родительском собрании. Тема: "Особенности семейного воспитания, воспитание любовью".

Данный материал будет полезен учителям начальных классов при подготовке к родительскому собранию....