Воспитательная работа по нравственному воспитанию.
статья

Черевкова Анастасия Александровна

      В нравственном воспитании учащихся в начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_rabota.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа по нравственному воспитанию.

      В нравственном воспитании учащихся в начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

     В этом плане в школе мною с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

    Хочется поделиться опытом проведения классного часа «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Это мероприятие я проводила в 3 классе. Цель: довести до сознания детей, что доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству, познакомить с хорошими манерами, что учиться нужно этому с детства. Вопросы обсуждались в форме разных ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Говорили о добрых поступках, что они должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям. Чтобы быть всегда полезным людям. (Исполнялись частушки). Далее разыгрывались сценки «Буратино».  Буратино был грубым, невоспитанным. Мальвина его учила правилам хорошего поведения. Мы с ребятами делали сценку. Затем исполнялись стихи о доброте и вежливости.

   Такие уроки – мероприятия разнообразят наши традиционные уроки и вызывают активность даже у пассивных ребят, и конечно способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников.

     Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представление о другом человеке и о себе самом, о своих возможностях и способностях.

    Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

    Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники, посвященные «Дню Победы», литературные вечера, «Дни духовности и культуры» предполагают встречи с интересными людьми.

   В школе проводятся свои праздники:

  • Сентябрь (День знаний);
  • Октябрь (День учителя);
  • Ноябрь (Дни духовности и культуры);
  • Январь (Рождество Христово);
  • Апрель (Пасха);
  • Май (День памяти).

    Тем, кто любит бегать, прыгать наш спортзал поможет мигом. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Большую работу проводит с нашими учениками учитель физкультуры.

Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности

    Как учителя, мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализирую работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, мы обратились к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

    Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

    Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я - мой город»), («Я – мой город, мой край, мое Отечество»). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

    Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановлюсь на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

    Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета «природоведение». Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир… Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, уроки окружающего мира.

    На уроке окружающего мира «Как зимовали наши предки» ребята узнали о занятиях, обычаях, праздниках наших предков в зимнее время.

   Цель была: воспитать уважение к делам наших предков и старинным обычаям. Ребята заранее собирали сведения о местных старинных обычаях встречи Нового года, изготовили народные костюмы, разучили колядки, народные песни, изготовили декорации.

    Конечно, такие уроки сплачивают, повышают интеллектуальный уровень, знакомство с народными праздниками помогла им почувствовать себя частичкой русского народа, узнать о его традициях и обычаях.

Работа с родителями.

    В конце каждого учебного года мы поводим итоги, было ли интересно жить ребятам в нашем классе, школе. Для этого предлагаем детям анкету. Наш вопрос был такой: «Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились?» Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год. На вопрос «Чему тебя научили наши дела?» дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

    Все эти годы мы наблюдали, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер.

    Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты воспитательных занятий по нравственному воспитанию

Данный материал содержит занятия по формированию нравственных качеств личности детей....

Воспитательная работа по нравственному воспитанию"Добро или зло?"

Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках....

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Воспитательная работа по нравственному воспитанию

Рассматривается различные действенные подходы в воспитании школьников...

Воспитательная программа "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС".

Воспитательная программа "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ» (Сложная структура дефекта) для учащихся 1 класса (начальное общее образование)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе Программы «Нравственного развития, воспитания  обучающихся с...