Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД
статья (3 класс)

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_praktike_raboty_vospitatelya_gpd.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Заворотная О.В., воспитатель ГПД

ГБОУ гимназия № 631 Приморского района

Санкт-Петербурга

Тема выступления:

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности школьника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой технологии:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

Сделать воспитательный процесс управляемым.

Главные черты игры:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»):

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция т.п. (чувственная природа игры,(«эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит:

1.целеполагание;

2.планирование;

3.реализация цели;

4.анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровые употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях.

Использование игровой деятельности:

1- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

3- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

4- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и квалификации педагогических игр.

Группы игр:

физические (двигательные);

интеллектуальные (умственные);

трудовые;

социальные;

психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: Предметные; Сюжетные; Ролевые; Деловые; Имитационные; Игры-драматизации. 

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:

различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности,

компьютерные и с ТОО, а также с различными средствами передвижения.

Классификация педагогических игр:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практические деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности: развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии творческих способностей, эмпатии. рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Результативность дидактических игр зависит:

1. во-первых от систематического их использования,

2.во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух, смекалка и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. оставление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы. Игра- важное средство воспитания. При работе в группе продлённого дня для меня является одной из главных задач- забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий заполнялись разумно, интересно.

Цель моей работы:

В группе продленного во время проведения клубных часов мы рисуем, лепим, работаем с бумагой, бисером, пластилином. Играем в Лего, шахматы, шашки, лото, куклы, мягкие игрушки и т.д. На улице играем в большое количество самых разнообразных подвижных игр: зимой с удовольствием катаемся на санках - ледянках с горки, играем в снежки, ходим на экскурсии.

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД): добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умений находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.

Не следует беспокоиться за умственное перенапряжение детей после уроков, так как проведенные физиологами и психологами исследования доказывают, что ребенок может самостоятельно контролировать свои интеллектуальные нагрузки, особенно в свободной игровой деятельности.

В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь, столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю». Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.

В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе. Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.

Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем, мудрые педагоги проводят такие занятия регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.

Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.

У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут, да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно, и другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.

Список литературы:

Щербакова, Т.Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н.Щербакова; Под ред. В.П. Сергеева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.

Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.

Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.

Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 160 c.

Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД"

Игра находится в одном ряду  с праздниками и божественными культурами Играть – снискать милость богов и прожить жизнь Согласно свойствам своей природы.    Пла...

«Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД»

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.Игра — сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры разнообразит и обогащает досуг людей, воссоздавая целостн...

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД

Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умениюудивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активировать позн...

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД.Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.Игра — сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры разн...

Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД".

Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД"....