Классный час "День Конституции Р.Ф."
классный час (3 класс)

Спивакова Алла Николаевна.
Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_den_konstitutsii.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

"День Конституции Российской Федерации"

(3 класс)

Подготовила:Спивакова Алла Николаевна,

учитель начальных классов I категории

                                    2014-2015 учебный год

Цели и задачи: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России.

Оборудование: презентация, книга Пчелова Е.В., изображение на плакате Конституции РФ, плакат с изображением символов РФ, материал для творческой работы (изготовление флага РФ).

Предполагаемый результат: познакомятся с Конституцией РФ, датой её принятия, научатся слушать гимн РФ, познакомятся с символами страны.

  

 Ход занятия

Учитель: Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

- Ребята, мы живем с вами в замечательной стране. А как называется наша страна?

(ответы ребят) Карта.

                                              Ученик. Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

                                   Ученик. Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля,

Это русская природа,

Это Родина моя!

                           Ученик. Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря-

Это русские равнины,

Это Родина моя.

Ученик. Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

                               Ученик. Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называю

Одним широким словом: «Русь»!

 Учитель: Широка страна наша родная. Много народностей и народов живёт на территории России. Говорят они на разных языках, но общий у нас дом – Россия, общие традиции, общие праздники. Какие государственные праздники вы знаете?

(ответы ребят)

А какой сегодня праздник?

- 12 декабря Россия отмечает государственный праздник - День Конституции РФ.

Что такое Конституция?

(слайд 2)

Ученик: Конституция – это основной закон государства.

Ученик: В Конституции записаны основные правила, по которым мы живём.

Учитель: Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

Когда и как была принята Конституция РФ?

 Нам расскажет Косяшников Д.

Ученик: Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по - другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.

Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием (референдумом), а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным.

 Конституция РФ состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.

 Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

Учитель: В нашей Конституции, во - первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во - вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В - третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

 А знаете, с чего начинается Конституция?

На первой странице Конституции – гимн нашей страны.

А что такое Гимн?

        А сейчас Сергеева А. нам расскажет о гимне.

        Государственный гимн – это главная песня страны.

Слово гимн греческого происхождения и означает ВОСХВАЛЕНИЕ.

Слова гимна написал Сергей Михалков, а музыку Александр Александров. Гимн России был принят  в 2000 году.

                                    Ученик. Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

« Россия-любимая наша страна».

                 Ученик. Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

                Ученик. Гимн слушаем стоя и поем всегда:

Его нам включают в момент торжества!

(Песня гимн России) слушание.

Учитель: Кроме гимна, государственным символом РФ является флаг. Назовите цвета флага нашей страны.

( Слайд 3)

Денис расскажет о государственном флаге.

        Государственный флаг- важный символ страны

Он подлежит защите как внутри страны, так за её пределами.

Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства.

ФЛАГ - это СВЯТЫНЯ

На нашем флаге

 три цвета:

  • Белый.
  • Синий.
  • Красный.

Флаг - триколор.

Далее учитель:

У историков существует несколько версий происхождения цветов в Государственном флаге.

Первая версия относится к временам правления Петра I, который взял эти цвета у герба Москвы:

  • Белый - это белый конь.
  • Синий – это синий плащ на Георгии Победоносце.
  • Красный – это красный щит герба.

Вторая точка зрения утверждает, что появление триколора имеет историческое значение.

Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра I – царя Алексея Михайловича.

В те времена Россия была многонациональным государством, и основными народами считались:

  • Белорусы (белый цвет ).
  • Украинцы (синий цвет ).
  • Русские (красный цвет). Далее Денис.

Нашему флагу 300 ЛЕТ,
его утвердил царь Пётр I .

Учитель: Следующий символ страны – герб. Давайте посмотрим, что изображено на гербе Российской федерации? (слайд 4)

        Косяшников Денис.

ГЕРБ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На гербе изображён двуглавый орёл с распростёртыми крыльями, с тремя коронами. Это обозначает единство царств: Казанского, Астраханского и Сибирского.

Изображены на гербе символы власти:

  • Скипетр.
  • Держава.

А на груди орла – герб Москвы.

Учитель:  Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной.

Скипетр — это жезл указующий, или трость, или посох. В античной мифологии скипетр был у верховного божества.

Держава — это шар с крестом — символ власти царя над миром. Ранее державу называли «яблоком государевым».

Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла — это герб Москвы — Святой Георгий Победоносец. Это символ борьбы добра со злом.

Учитель: Где можно увидеть изображения герба России? На каких предметах?

(ответы ребят)

Учитель: О государственных символах России вы можете прочитать в книге Пчелова Е.В. «Государственные символы России – герб, флаг, гимн» (Учащимся показывается книга.)

Игра «Собери герб и флаг»

(Дети в парах собирают герб, флаг.)

Учитель. В основном законе страны Конституции очень много законов. Правам и обязанностям  человека отведена целая глава, более 50 статей. А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности?
Учитель: Давайте посмотрим,  о каких правах и обязанностях говорится в нашей  Конституции.
- Какими правами вы пользуетесь?
- Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей?

Какие вы знаете права и обязанности?

(Слайд 5)

Права и свободы граждан    Обязанности граждан
Право на жизнь
Право на личную неприкосновенность
Право на свободное передвижение
Право на жилище и его неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на образование
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Свобода мысли и слова
Свобода творчества
Свобода информации
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Право на получение юридической помощи
Право на получение социальной помощи
Право избирать и быть избранным
Равенство прав и свобод

Обязанность защищать Родину
Обязанность соблюдать законы
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Обязанность платить налоги

Забота о детях,  их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Учитель.
 В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму.
Каждый гражданин России может выражать свои мысли во все услышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать,  нужно хорошо подумать!

Игра «Кто нарушил право?»

Учитель. А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка - путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)

3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас - Барабас. )

4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

Учитель. Ребята, скажите, а кто является главой нашего государства?


- Как его зовут президента нашей страны?

(Слайд 6)

- Какими полномочиями наделён президент, нам расскажет…

Сергеева А.


Ученик. Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди».
Президент России – это глава государства, который избирается народом. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры, является Главнокомандующим нашей Армии.
       В Конституции записаны права и обязанности Президента.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые в нашей Конституции записаны, Президент перед вступлением в должность — перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, — обязан принести присягу народу России.

Это значит, что Президент обязан произнести, то есть сказать, слова президентской присяги. Эти слова записаны в Конституции, и произнести их Президент должен в Кремле, где специально для этого собирается очень много серьёзных и взрослых людей — члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и судьи Конституционного суда Российской Федерации.

А это слова, которые обязан произнести Президент:


http://www.e1.ru/news/images/new/368312/images/1336379251_0031_250x200.jpeg

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность.

Итог. Учитель. Наш классный час подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. А насколько полезен узнаем с помощью игры.

        Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да! Помните, чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь.
Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.

Ребята какая ваша главная сегодня обязанность? (хорошо учится)

А право? (бесплатно учится)

На этом классный час закончен. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Конституция РФ"

Доспупным языком детям о главных законах нашей страны...

Классный час "Конституция"

Классный час посвящён 20-летию Конституции РФ...

Классный час "Конституции РФ-20 лет!"

Знакомство с Конституцией РФ...

Классный час "Конституция РФ-20 лет"

Классный час, посвященный 20-летию Конституции РФ...

классный час "Конституция"

Классный час для учащихся 2 и 3 классов, посвященный двадцатилетию принятия Конституции России....

классный час "Конституция"

Классный час для учащихся 2 и 3 классов, посвященный двадцатилетию принятия Конституции России....