Уроки мужества
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Погодина Дарья Алексеевна

Разработки уроков мужества

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        

4 ноября День народного единства России

   

  Праздник, как объединяющий все народы России был учрежден в декабре 2004 года, а впервые праздновался в 2005 году. Но история становления этого праздника начинается много веков назад. Кратко определим что и как.

   На рубеже XVI-XVII веков в России проходил период под названием «Смутное время». Очень сложный был период для государства, для людей особенно. Москва была завоевана польским интервентами и по сути еще немного времени и наша Русь стала бы совсем не нашей.

Суть данного праздника.

   Этот праздник символизирует не победу, а сплочение народа, благодаря которому и произошла большая победа. День народного единства очень важен нашей стране. Мы должны помнить и понимать, что только вместе мы можем преодолевать трудности.

4 ноября День народного единства России

  На нашей территории проживает около 195 народов и народностей с различными религиозными течениями. Но мы все равно русские, мы одна страна. И даже когда многие ругают молодежь, мол вот мы такие беспечные и так далее, я все равно не сомневаюсь, что когда наступит время, мы объединимся и плечом к плечу будем преодолевать трудности.

   Таков наш русский дух. Мы должны помнить не только важные даты, но и саму суть, что сплотившись, объединившись можем преодолеть что угодно.

   Возьмите например Великую Отечественную войну. Гитлер никак не мог понять, почему не может победить Россию. Ведь ему так легко было завоевать развращенную Европу. А это и есть наше единение, наш дух. Мы не щадим себя, потому что знаем ради чего отдаем жизни. Ради будущего своих детей, будущего своего государства.

   Честно говоря я не знаю ярких примеров такого единения в других государствах и народах. Я горжусь тем, что живу в такой разнообразной стране, богатой культурой и русским духом. Как-то я спросил своего одноклассника, ты кто по национальности, он улыбнулся и сказал, мол я русский, хоть и татар, но русский татар. У иностранца бы лопнул мозг от такого ответа.

   День народного единства — это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом.

Как его празднуют.

4 ноября День народного единства России

   Впервые, в новой России, отметили этот праздник в 2005 году, с особым вниманием в Нижнем Новгороде. Там открыли памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

   А вообще, самые пышные торжества проводятся в Москве и Нижнем Новгороде. В других городах так же красочно и ярко проводят празднества. Проводятся шествия, народные гуляния, ярмарки, концерты и так далее.

   Все гуляют и веселятся, но основным направлением является патриотическая направленность празднества. Все парки, открытые площадки, концертные залы заполняются большим количеством людей.  Все они разной национальности, но все они едины. Мы едины не только перед лицом опасности, а всегда. Все мы должны это понимать и воспитывать молодое поколение правильно.

   Всех с великим праздником — С Днем народного единства!



Предварительный просмотр:

Герой Марат Казей — один из детей, ставших героями во время Великой Отечественной войны. Эти пионеры стояли плечом к плечу вместе с взрослыми и отдали свою жизнь за Родину.

В 1954 году пионеры-герои были внесены в Книгу почета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина.

 

Маленькие герои большой войны

 

До войны эти девчонки и мальчишки были такими же, как все. Они ходили в школу, помогали родителям, писали записки на уроках и влюблялись. В один момент их жизнь изменилась вместе с жизнью всей страны.

Детство закончилось, и остались только боль, смерть и война. Она свалилась и на их хрупкие плечи. Вчерашние дети работали на заводах по 18 часов и спали возле станков, они уходили в партизанские отряды и приносили не меньше пользы, чем взрослые.

Их маленькие сердечки были наполнены отвагой, мужеством и ненавистью к врагу. Их жизни были полны таких испытаний, вынести которые смог бы не всякий взрослый. Об одном таком герое и хотелось бы рассказать.

 

Марат Казей. Биография

Кратко рассказать биографию этого мальчика и перечислить все его подвиги невозможно. В 1973 году была выпущена книга Б. Костюковского "Жизнь, как она есть". В книге рассказывается обо всех подвигах юного партизана и его сестры Ариадны, которая дожила до 2008 года.

Марат Казей родился 10 октября 1929 года в селе Станьково, под Минском. В 1921 году отец мальчика, Иван Казей, познакомился со своей однофамилицей, Анютой Казей. Иван был старше девушки на 11 лет, но это не помешало влюбленным пожениться через год.

Иван Казей был убежденным коммунистом, его ценили и уважали на работе. Мать, Анна Казей, была членом избирательной комиссии в Верховном Совете СССР и участвовала в общественной деятельности не менее активно, чем муж.Семейное счастье длилось недолго. В 1935 году по чьему-то доносу Иван Казей был арестован за вредительство и сослан на Дальний восток, где впоследствии и пропал. После ареста мужа Анну уволили с работы, отчислили с заочного отделения Московского педагогического института, лишили жилья.

Ее не раз арестовывали и выпустили перед самой войной. Женщина сразу же активно занялась подпольной деятельностью, за что была повешена гестаповцами в 1942 году. Смерть матери вызвала ненависть и гнев в сердцах Марата и его 16-летней сестры Ариадны. Подростки ушли в партизанский отряд и начали вести яростную борьбу с врагом наравне с взрослыми.

 

Последняя граната Марата

 

В партизанском отряде герой Марат Казей уже в 1943 году ходил в атаку. Юркого и ловкого мальчишку не раз посылали в разведку и он приносил ценные сведения о вражеских гарнизонах. Весной 1943 его отряд попал в окружение. Марат смог прорваться через оцепление и привести помощь.

Целый отряд был обязан ему жизнью. В этом окружении Ариадна отморозила обе ноги, которые впоследствии были ампутированы. После операции в полевых условиях Ариадну вывезли самолетом в тыл, а Марат еще не раз добывал важную информацию для своего отряда.

В мае 1944 года 14-летний Марат выполнял очередное задание и был окружен фашистами. Он мужественно отстреливался, пока не кончились патроны. Последней гранатой, которая у него оставалась, он взорвал себя и приблизившихся к нему немцев.

 

Награды героя

 

Звание Героя Советского Союза было присвоено мальчику уже посмертно, в 1965 году. Помимо этого он был награжден медалями "За отвагу", "За боевые заслуги" и орденом Ленина. В Минске установлен памятник пионеру-герою, где изображен последний подвиг подростка.



Предварительный просмотр:

Класс: 1 класс.

Тема: “Путешествие осеннего листочка по Краснодарскому краю и его столице”.

Цель и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития Краснодара и Краснодарского края.
  • В доступной занимательной форме рассказать учащимся об образовании города Краснодара, почему Краснодар – столица Кубани.
  • Развивать речевые, мыслительные навыки.
  • Воспитывать патриотизм и любовь к своей “малой” Родине.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или проектор), программное обеспечение, музыкальный центр, фото памятных мест города Краснодара.

Ход урока

1.Орг. момент:

Вступительное слово учителя.

Дорогие, ребята! Вот и прозвенел первый звонок, который позвал вас на первый школьный урок. Друзья, а какой сегодня день?

Дети – Первый день осени – 1 сентября.

Учитель. Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей свои стихи. Давайте послушаем стихотворение нашего кубанского поэта Виталия Бакалдина “Золотая осень”. (читает ребёнок)

В город осень забрела 
Золотая осень. 
Лист опавший от угла 
Старый дворник носит. 
Соберёт и подожжёт,
Отойдёт от дыма...
А на фабрику народ
Пробегает мимо.
А ребята в этот час 
Возле школы стаей,
И звонок в который раз
В класс их зазывает... 
Дети нехотя спешат, 
Все вокруг смеются, 
Пожелтелый школьный сад
Утопает в солнце...
С дома нового леса 
Плотники снимают
И от этого фасад 
Словно расцветает, 
От угла и до угла 
Ветер смех разносит,
В город осень забрела, 
Золотая осень.

2. Изучение нового материала.

Учитель.

Ребята, а какие приметы осени вы знаете? (ответы детей)

Вы правы, одна из самых ярких примет – это листопад. . Ой, посмотрите, какой красивый листочек залетел к нам в класс. Он приглашает нас совершить увлекательное путешествие через века в загадочное и таинственное прошлое для того, чтобы, узнать свои корни, смело устремиться в прекрасное будущее. Давайте спросим у него, где он был и что он видел. А чтобы легче было проследить его путешествие, посмотрите на карту нашего края. Обратите внимание, ребята, какой огромный Краснодарский край. (Слайды 1, 2, 3,)

Отрывок из стихотворения С. Чмырёва “В родном краю”.

Я иду по широкой дороге, 
Предо мною сады и поля.
В небе месяц блестит круторогий.
И листвой шелестят тополя. 
Хороши кубанские просторы, 
Плодородна щедрая земля.
Нивы необъятные, как море, 
Край казачий – Родина моя!

Учитель.

Ребята, вы, наверное, слышали, что наш край называют Кубанью? Это неспроста. Потому что главная река нашего края называется Кубань. Она берёт своё начало высоко на горе Эльбрус и имеет протяжённость 870 км. Давайте посмотрим на карту. (Учитель показывает реку на карте Краснодарского края ) (слайды 3,4,5,6,7,8,9,10 )

Отрывок из стихотворения И. Вараввы “ Бежит река Кубанушка ” (стихотворение читает ребенок)

Бежит река Кубанушка
Кружится голова. 
Ложится долом травушка,
Зелёная трава.
Кубань– река бурливая, 
Весёлая волна.
Отрывок из стихотворения С.Хохлова “Кубань”
Течёт Кубань, сверкая гордо. 
Мне мил над нею отблеск гроз.
И дух её высокогорный,
И глубина её борозд.

Учитель.

А теперь наш листочек прилетел в город – столицу Кубани. А кто скажет, как называется столица нашего края? (Краснодар)

Ребята, но ведь не всегда этот город так назывался. В 1793 году был основан казаками – запорожцами. Когда – то очень давно эти земли населяли черноморские казаки, которые защищали южные границы Российской империи от Турции. За их мужество и самоотверженность Кубанские земли были пожалованы императрицей Екатериной II казакам. Они построили селения и города, в том числе и наш город, который назвали в честь царицы Екатеринодаром . (слайд 11 )

Краснодар – прекрасное творенье, 
Созданное чуткими руками, 
Красоты дыханье, вдохновенье,
На века оставшееся с нами. 
Каждый уголок твой необычен: 
Здесь многоэтажные громады,
В небо устремились так величественно 
И летящие в заоблачные дали. 
Но лишь стоит сделать шаг в сторонку 
И другой ты видишь Краснодар, 
Мощные старинные постройки 
Зодчих неуёмных старый дар.
Вот такой мой город
Очень разный!
Удивительный, немного необычный, 
Но родной и самый благодатный 
Краснодар – Кубанская столица.

Давайте теперь вместе с нашим листочком совершим путешествие по улицам нашего города. (просмотр слайдов 12, 13, 14, 15 и фотографий). 3. Закрепление изученного материала. ---– Ребята, а вы знаете, что есть в русском языке слово “радеть”. Так называют людей, которые заботятся о ком-то или о чём-то, проявляют старание, усердие в труде, совершают много добрых поступков. В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И. Даля приводятся такие значения слова “радетель”: доброхот, старатель, заботник, усердствователь, рачитель, благодетель, заступник. Видите какое хорошее это слово, сколько в нём тепла и доброй заботы! Радетель – бескорыстный человек: он спешит делать добро не ради славы и выгоды, а ради блага других люде, ради счастья и процветания родной земли. Радетели земли кубанской… Это все те, кто помогал и помогает расцвету казачьего края; кто изучает и сохраняет природные богатства Кубани, её историю и культуру. Это те, кто учит и лечит людей, и те, кто охраняет мир и покой на нашей земле. Мы должны знать их славные имена. Ведь это они помогли нашему краю стать жемчужиной России и стремятся сделать Кубань ещё краше и богаче. Их имена обязательно будут звучать на наших следующих уроках кубановедения. Ребята, каждый край имеет свою символику: герб, флаг и гимн. (рассматривание герба и флага, слайды 16. 17 и прослушивание гимна)

Стихотворение С. Ольгина “Край наш кубанский”

Край наш кубанский 
Родная земля. 
Словно солдаты 
Стоят тополя.

Морем пшеница
Кругом колосится,
Да радостно дышат поля.
Край наш кубанский – 
Родимый простор,
Залитый солнцем 
От моря до гор. 
Вышки стальные, 
Огни заводские,
Садов величавый убор. 
Край наш кубанский 
Прославленный край, 
Крылья всё шире 
В труде расправляй. 
С Родиной вместе 
Дорогою чести
Ты к цели победной шагай!

4. Подведение итогов.

Учитель.

– Ребята, правда, замечательное получилось у нас путешествие? Мы сегодня слегка прикоснулись к истории Екатеринодара – Краснодара . К его славному прошлому. Прекрасному настоящему. А вы его будущее, и каким оно будет, зависит только от вас. Мне очень хочется верить, что вы вырастите достойными гражданами нашей Родины. Давайте поблагодарим наш листочек и пожелаем счастливого пути. А теперь давайте пофантазируем и нарисуем наш город в будущем. ( Дети рисуют. Звучит музыка кубанских композиторов)

По окончанию работы выставка детских рисунков. (Слайды 18, 19 )

Презентация



Предварительный просмотр:

Классный час  «Пионеры – герои Великой Отечественной войны».

Цель: расширить знания школьников о Великой Отечественной войне.

Задачи: рассказать о пионерах – героях, о детях войны, способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.

 

                            Ход классного часа.

                                                                 Шумела гроза над землею,

                                                                Мужали мальчишки в бою…

                                                                Знает народ: пионеры-герои

                                                                Навечно остались в строю!

 

Слайд 1- Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы   войны, чтит память павших героев, кланяется живым.

Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

      Об этом не забудем!

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германией.

 

 Известие о начале войны (запись)

 

Слайд 2. Кто из вас знает кто это?

Это главнокомандующий фашисткой Германией Адольф Гитлер.

И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным, и беспощадным врагом.

22 июня был выходной день спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начал брезжить рассвет, часы показывали четыре утра...

 

Слайд 3 И вдруг эту утреннею тишину нарушило мощное боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Зазвучала незнакомая речь...

Слайд 4 Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался её героический гарнизон.

Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! Но силы были слишком не равными.

Слайд 5  Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать в глубь нашей страны. От мала до велика поднялись на битву с врагом... И враг стал отступать. Медленно, но уверенно наши войска гнали врага обратно в его логово.

 

Слайд 6 Нелегко досталась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга.

Победа досталась нам дорогой ценой.

 

??? Звучит песня «Священная война».

 

Слайд 7, 8 Каждый день во время Великой Отечественной войны на фронт уходили солдаты, воевали с врагом на передовой и в тылу врага, проявлением мужества и стойкости людей, верности родине. Более двадцати семи миллионов людей погибло в той страшной войне – каждый восьмой житель нашей страны.

 

Слайд 9 -28 Военное время особенно тяжело переживали дети. До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. И  вот 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились мечты…

Многие дети, подростки уходили на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу.  Война искалечила тысячи детских судеб.

В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились бойцами хозяйственных команд.

Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам.

Как много пришлось им испытать в те годы! На глазах у подростков убивали их родных и товарищей. Так как же не принимать активного участия в борьбе против неугомонных врагов? 

 

Слайд 29, 30  Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Но среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского Союза. Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

 

Слайд 31    Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
   Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
   Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

 Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
   Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

 

Слайд 32          Марат Казей. 

Осенью 1941 года ему уже не пришлось идти в школу в пятый класс – в деревню, где он жил, ворвались фашисты. Школьное здание они превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена моя мама Анна Александровна Казей, и вскоре я узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, ушел к партизанам в Станьковский лес и стал разведчиком  штаба  партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон. Участвовал в боях,  вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

За смелость и отвагу  награждён орденом Отечественной войны  I степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги».

Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат  погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

 

Слайд 33   Зина Портнова,  ленинградская пионерка. Война застала ее в деревне Зуя, куда приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и меня избрали членом ее комитета. По заданию партизан  расклеивала листовки, училась метко стрелять, вела разведку.  Поступив на работу в столовую  курсов переподготовки немецких офицеров,  передавала партизанам через сестру важные сведения. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, по указанию подполья  отравила большую группу фашистов. В  декабре 1943 года возвращалась с задания. В деревне Мостище меня выдал предатель. Затем долго пытали фашисты. Ответом врагу было моё молчание, презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, я схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Пыталась бежать, но фашисты настигли меня...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Слайд 34    Леня Голиков рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, ушел к партизанам. Не раз  ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Используя эти данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Всего мной уничтожено 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».

Был в его жизни бой, который он вёл один на один с фашистским генералом. Подбил гранатой машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Он   ё - за ним. Почти километр преследовал врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было и еще боев в моей недолгой жизни.

И ни разу не дрогнул юный герой Лёня Голиков, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

2 апреля 1944 года пионеру-партизану Лене Голикову присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 35  Награждены орденами и медалями за отвагу и мужество пионеры-герои: Юта Бондаровская, Галя Комлева, Костя Кравчук, Лара Михеенко, Вася Коробко, Саша Бородулин, Витя Хоменко, Володя Казначеев, Надя Богданова, Валя Зенкина, Нина Куковерова, Аркадий Каманин, Лида Вашкевич, Володя Дубинин.

 

Слайд 36, 37      Александр Матросов 

    В ноябре 1942г. добровольно отправился на фронт и был зачислен рядовым в 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии. 23 февраля 1943г. в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру дзота, чтобы обеспечить успех своему подразделению. 8 сентября 1943г. имя Александра Матросова было присвоено 254-му полку с зачислением в списки 1-й роты полка.

 

 

Минута молчания (секундомер)

 

Ученица.

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

Пламя ударило в небо – ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»

Родина.

Ученик.

Мы от свинцовых розг

Падали с разбега,

Но – поднимались в рост

Звонкие, как победа!

Как продолжение дня,

Шли тяжело и мощно…

Можно убить меня,

Нас убить невозможно!

 Необходимо, чтобы каждый  человек знал историю своей Родины, помнил тех, кто отдал жизнь за наше светлое будущее.

Прошли годы…

      Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.». Им же будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим.

 Песня солнечный круг (исполняют дети)

 Рефлексия:



Предварительный просмотр:

Урок мужества «Юные герои Кубани»

Цель:

 содействие в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся,

 воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни,

 уважения к Отчеству, уважения к государственным праздникам России.

Оборудование: портреты героев, карта Краснодарского края ,фотографии памятников, презентация, видеоклипы: «Сообщение Левитана о начале В.О.войны»; «Пионеры-герои»; «Минута молчания»; «Войне нет места»; песня «Пионеры - герои Кубани».

Ход мероприятия

Слайд № 1

Юные герои Кубани

Слайд № 2

Ведущий 1. Памяти юных мальчиков и девочек,

кто боролся и умирал за свободу

и счастье людей, посвящается…

Слайд № 3

Ведущий 1: Из сообщения по радио страна узнала страшную весть.

Слайд № 4

Ведущий 2: На борьбу с врагом встал весь советский народ и среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. По разным данным в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. «Сыновья полка», пионеры - герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми.

Слайд №5

Ведущий 1: За боевые заслуги они награждались орденами и медалями.

Слайд №6

Ведущий 2: Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на наши головы, начался голод, школы стали закрываться, женщины и дети пошли работать на заводы, где выпускали снаряды. Гибли целыми семьями, появилось много сирот. Но всё не сломило народ. Даже дети работали, помогали взрослым: воевали в действующей армии, в партизанских отрядах. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах.

Слайды № 7-8

Чтец:

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями. Роберт Рождественский

Слайды № 9-10

Ведущий 1: Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Слайд №11

Ведущий: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Слайд №12

Ведущий 2: Пришел час. – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам.

Слайд №13

Ведущий 1: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими-отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду.

Ведущий 2: И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Слайд №14

Видеоклип «Пионеры-герои»

Слайд №15

Чтец:

Чёрным было небо над Кубанью,

Нефть клубила адскую пургу.

Мальчики без воинского званья

Бились на кубанском берегу.

Не надев солдатских гимнастёрок,

Пареньки из краснодарских школ

По-солдатски вплавились в пригорок,

Как велели честь и комсомол.

Ведущий1 : Кубанские пионеры также внесли свой вклад в победу над врагом.

Слайды №16-17

Ведущий 2: В годы войны зародилось и развернулось в массовое, поистине всенародное ребячье движение. В госпиталях ребята ухаживали за ранеными, выступали с художественной самодеятельностью. В летнюю пору 1941 года в колхозах края работало около 200 тысяч школьников.

Ведущий 1: В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти своё место пионеры. Юные герои вписали замечательные, беспримерные страницы в летопись боевой славы.

Слайд №18

Звучит песня «Пионеры герои Кубани»

Ведущий 2: Кубанцы по праву гордятся юными героями, своими земляками. До войны это были обычные ребята. Они учились, занимались общественными делами, любили книги, охотно ходили в кино. Но сегодня, мысленно прослеживая их деятельность в чрезвычайных обстоятельствах, нельзя не поражаться их мужеству, ибо на осознанное самопожертвование во имя достижения победы над ненавистным врагом шли не закаленные опытом солдаты, а дети 12-15 –летнего возраста. Вспомним имена некоторых из них.

Слайд №19

Ведущий 1: ЖЕНЯ ПОПОВ. Учился в 8-й Майкопской школе, писал листовки и расклеивал их по городу, вел подрывную деятельность в тылу врага, срывая выполнение боевых операций фашистов. В декабре 1942 года был схвачен фашистами. Целый месяц его пытали в гестапо. 17 января, в день своего рождения, Женя был расстрелян.

Слайд №20

Ведущий 2: ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.

Слайд №21

Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

Слайд №22

Ведущий 1: ВИТЯ НОВИЦКИЙ. Житель города Новороссийска. Не раз убегал на фронт, был под Керчью в самом пекле сражений. Во время наступление

фашистов на Новороссийск Витя помогал нашим матросам отбивать атаки врага. Когда матросы погибли, он встал за пулемет. Фашисты проникли в дом и зверски расправились с Витей. Они облили его бензином, подожгли и сбросили на мостовую. Витя Новицкий посмертно награжден орденом Отечественной войны.

Слайд №23

Ведущий 2: ВИТАЛИК И ЛЕНА ГОЛУБЯТНИКОВЫ. В станице Брюховецкой, на улице Батарейной, жили брат и сестра Голубятниковы. Они были очень дружны, мечтали о том времени, когда Лена станет врачом, а Витька – непременно – киномехаником. Война оборвала счастливую жизнь. Утром 10 февраля 1943 года, разбуженные артиллеристской канонадой, ребята выбежали

на окраину станицы, чтобы первыми встретить наши войска и предупредить о засаде.

Слайд №24

Слайд №25

Ведущий 2: МУСЯ ПИНКЕНЗОН. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть-Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо скрипку и заиграл. Торжественно и гордо звучала мелодия, которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди…

Ведущий 2: Мы вспомнили только о немногих, кто свои юные жизни отдал за освобождение Родины. Но мы помним всех.

(Ребята выносят таблички с именами героев и прикрепляют на доску)

Детей с совсем недетскою судьбою,

Чье детство вдруг оборвала война.

Они герои, юные герои,

И вот героев этих имена:

1. Венера Павленко

2. Клара Навальнева

3. Володя Гуков

4. Женя Попов

5. Толя Алёхин

6. Витя Гурин

7. Ваня Масалыкин

8. Надя Гнездилова

9. Лёня Объедко

10. Лёня Таранник

11. Федя Токарев

12. Степа Пономарев

13. Муся Пинкензон

14. Женя Дорош

15. Нина Каменева

16. Витя Новицкий

17. Виталик Голубятников

18. Лена Голубятникова

19. Владик Каширин

20. Юра Сазонов

21. Коля Токарев

22. Коля Шульга

Слайд №26

Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,- помните!

О тех, кто уже никогда не споет,- помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

(Р.Рождественский)

Видеоклип «Войне нет места»

 



Предварительный просмотр:

Цели урока:

  • формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска;
  • привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции;
  • развитие понимания причинно-следственных связей, самостоятельного логического мышления учащихся.

Бывают края, 
Что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох,
Но есть и такие, 
Где каждый камень
Гудит голосами эпох!
И.Сельвинский

Организационный момент

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Все мы горячо любим свою Родину. Любовь эта начинается с любви к отчим местам. С детских лет в сердце каждого из нас живет светлый образ родного края. У одних – это степь, у других – кавказские вершины на фоне неба, у третьих – тихий городской переулок. Близко и дорого человеку место, где он сделал первые шаги в большую жизнь, где его дом, друзья, родные и близкие люди.

Люблю тебя, мой край степной,
За широту земли,
За то, что ты передо мной
Дороги расстелил.
За те сады и тополя.
Что снились много лет,
За то, что черная земля
Даёт нам белый хлеб.
Люблю тебя, мой край морской,
Твой ласковый приют,
Где чаек взлёт над синевой,
Как праздничный салют.
Люблю за эту синь и даль,
За солнце на волне,
За то, что ты хранишь печаль
О павших на войне.
Люблю тебя, мой горный край,
Орлиная страна.

С твоих вершин посмотришь в даль -
Вся Родина видна.
Люблю за то, что тут звенят
Высокие леса.
И песни вольные летят
В родные небеса! 
К.А. Обойщиков

УЧИТЕЛЬ: (слайд 1)

Сегодня на уроке мы рассмотрим важнейший этап развития кубанских земель – переселение черноморских казаков на Кубань, коснемся истории становления Кубанского казачьего войска.

8 апреля 1783 г. был опубликован Манифест “О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу".

Правительство приняло решение о заселении этого региона казаками для освоения земель и защиты от внешнего нашествия.

(слайд )

УЧЕНИК:                                                                                                        Помнят земли вековые 
Каждый камень и курган, 
Орды грозные Батыя 
И турецкий ятаган.                                                                                        Стародавних лет картины 
Нынче трудно воссоздать. 
Реки, горы и равнины 
Волею Екатерины 
Нужно было защищать.
                                                                            Запорожцы-черноморцы –
Удалые ратоборцы –
Охраняли рубежи. 
Тут была опасной жизнь.

На защиту тех просторов 
С казаками твёрдо встал 
С верным воинством Суворов –
И навеки отстоял.

Обдуваемый ветрами, 
Омываемый морями 
И обласканный лучами, 
Малой родины исток.

Он любим безмерно нами –
Сердцу милый уголок.

Щедрый дар императрицы 
Нашим предкам-казакам –
Плодородная землица –
Урожаи дарит нам.
В. Д. Нестеренко

30 июня 1792 г. жалованной грамотой Екатерины II войску верных казаков Черноморских, сформированному в 1787 г. из бывших запорожцев, был передан в вечное владение “остров Фанагория, со всею землею, лежащей на правой стороне реки Кубани, от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”.

(слайд 8)

Черноморские казаки получили около 3-х млн. десятин земли. По свидетельству очевидцев, "край представлял собою неначатый запас естественных богатств, которыми можно было пользоваться при помощи скромных затрат труда и капитала. Благоприятный климат, полноводные реки и плодородная земля сулили материальное довольство".

(слайд 9)

В царской грамоте подчеркивалось, что казаки получают земли "в полное владение и распоряжение" за "усердную и ревностную службу, за ненарушимую верность, строгое повиновение и похвальное поведение, за храбрые и мужественные подвиги на суше и водах". Им же предписывались охрана южнороссийских границ и освоение кубанских земель.

(слайд 10)

Переселение черноморцев из-за Буга на Кубань началось в октябре 1792 г. и проходило двумя путями: морским и сухопутным.

25 августа 1792 г. первыми на гребных судах по Черному морю прибыли пешие казаки во главе е полковником Саввою Белым и высадились на Таманском полуострове.

В октябре 1792 года большую партию переселенцев привел в старый Темрюк Константин Кордовский.

(слайд11)

Кошевой атаман Захарий Алексеевич Чепега шел с войсковым штабом, с тремя конными и двумя пешими полками, семейными казаками и войсковым имуществом сухопутным путем. На кубанскую землю он прибыл глубокой осенью и зимовал в Ханском городке (современный Ейск).

Оставшихся черноморцев собрал и привел в следующем, 1793 г., на новые земли войсковой судья Антон Васильевич Головатый. Всего на Кубань переселилось 17 тыс. бывших запорожцев, составлявших тогда основу Черноморского войска.

(слайд 12)

Весной 1793 г. казаки принялись укреплять кордонами кубанскую границу и строить курени (станицы). (слайд 13)

Уклад своей жизни в Запорожской Сечи они постарались перенести на новые земли. В центре куреня, как правило, располагался майдан (площадь), на котором собирались казаки для решения своих общих дел. На майдане возводилась войсковая церковь, в которой по обычаю хранились казачьи регалии, полученные "на поле честных заслуг государству" и свидетельствовавшие "о доблестной службе и храбрости предков".

(слайд 14)

Черноморцы даже внешне очень походили на своих предков-запорожцев: длинные опущенные усы, бритая голова, оселедец за ухом, рубаха, широкие

шаровары, сапоги. Зимой они носили высокую меховую шапку с красным верхом, шаровары, полушубок. Конные казаки были вооружены ружьями, пистолетами, холодным оружием - шашками и пиками. Многие из них были искусными воинами, метко стреляли по цели с лошади на полном скаку и даже на слух в темноте. Строевой конь вместе с оружием был главным богатством казака.

(слайд 15)

Вновь основанные поселения сохранили старые названия 38 запорожских куреней (Батуринский, Васюринский, Динской, Умацский, Щербиновский и др.) и дополнены двумя новыми: Екатерининским, в честь императрицы Екатерины II, и Березанским - в память о подвиге казаков на Черном море - взятии крепости на острове Березани у турок.

Таким образом, на Кубани черноморцы заложили 40 поселений (станиц).

В то же время кубанская линия, от устья Лабы до Ставрополья, заселялась донскими казаками, которые составили Линейное войско. Они основали здесь станицы Воровсколесскую, Прочноокопскую, Кавказскую и др.

Казачьи курени на Черномории были распределены таким образом, что наряду с освоением земель осуществлялось укрепление российской границы по реке Кубани. Временные поселения казаков оборудовались земляными валами, плетеными изгородями и пушками.

(слайды 16, 17)

УЧЕНИК: (слайд 18)

Там, где выгнула русло река,
Как подкову у глинистой кручи,
Свиток царский был предком раскручен,
И прочитан под гул тростника.
- Здесь границу держать, защищать от врагов!
И пшеницу сажать и растить казаков.
И кизяк задымил под котлом,
И пропах сей торжественный день
Духовитой ухой-чебаком.
Так был город родной утвержден.
Степь дышала угаром травы.
Не сносить молодцу головы –
Он, отважный, для славы рожден!
Охранять рубежи казаку
И стоять день и ночь начеку!

УЧИТЕЛЬ: (слайд 19)

Осенью 1793 г. казаки заложили на берегу Кубани войсковой город Екатеринодар, который стал военно-административным центром Черномории и получил свое название в честь святой Екатерины. Кошевой атаман казаков Захарий Чепега выбрал место для “казачьего града” близ Архангельского редута, заложенного А.В. Суворовым ещё в 1778 году. Его возведение началось на территории Карасунского кута (район парка им. М.Горького и бывшей краевой больницы). К югу, напротив излучины реки Кубани, была основана крепость, которая напоминала собою прежнюю Сечь. В крепости находилось войсковое управление с казармами для размещения куренных атаманов, бездомных и

престарелых казаков. Первые строения будущего города представляли собой украинские хаты. На краю поселения, расположившегося на берегу Карасуна, возвышались сторожевые башни; а вокруг рос дубовый лес, покрывавший тогда всё правобережье Кубани.

(слайд 20)

Екатеринодар застраивался строго по плану, что позволило городу сохранять прямолинейность улиц и кварталов. Уже в 1794 г. в столице Черномории имелось 9 кирпичных домов, 75 хат, а население достигло 580 человек.

УЧЕНИК: (слайд 21)

Шумит пшеница на Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в желтом океане
Зеленый парус тополей.

Стоят хлеба
В страде горячей.
Они земле поклоны бьют
За щедрость, выдержку казачью,
За доблесть, мужество и труд.
И. Ф. Варавва

УЧИТЕЛЬ: (слайд 22)

За полученные земли казаки и переведенные в казаки крестьяне платили многолетней военной службой. Так из самостоятельного вольного казачества, каким была Запорожская Сечь, Черноморское войско стало служилым, подчиненным интересам Российского государства.

(слайд 23)

УЧЕНИЦА:

Ты был на Кубани?
А ты побывай. 
Отличные люди, 
Прославленный край!
Там вечер просторный
И песня простая.
У клуба – парнишек 
И девушек стая.
Там примут тебя 
Как хорошего друга,
Покажут, как землю
Ворочают плугом,
Как хлеб убирают,
Как стол накрывают,
Как в горнице гостя 
У нас угощают.

Кубанцы на зависть
Умеют трудиться.
Там где-то саманный
Курень мой дымится,
Увитый густой
Виноградной лозою,
Мой бойкий домишко
С антенной косою.
Весёлые окна,
Открытые ставни,
Дымок над трубою
Как выстрел недавний.
Люблю тебя. Край мой,
Простор краснодарский.
И труд хлебороба.
И песни. И пляски.
И пыль под копытами
На ипподроме,
И яркую лампочку
В маленьком доме,
Улыбку и радость
На лицах казачьих –
Суровых и смуглых,
Простых, но горячих!
Ты был на Кубани?
А ты побывай. 
Отличные люди, 
Прославленный край!
Виктор Гончаров

 



Предварительный просмотр:

   Урок мужества  

 « 2 сентября-День окончания Второй мировой войны»

подготовила учитель начальных классов  Оноприенко М.Э.

ЦЕЛЬ: ознакомить детей с важной датой – днем воинской славы – днем окончания Второй мировой войны 2 сентября, ознакомить с происходящими событиями по карте.

ОБОРУДОВАНИЕ: фильмы по теме, политическая карта мира, плакат, надписи на доске.

ХОД УРОКА

1 ЭТАП Ознакомление с темой.

Вопросы к ребятам:  Что вы знаете о войне?

- Когда началась война? Когда закончилась война? Как называется война?

Беседа, в ходе которой нужно дать понятие о Второй мировой войне и Великой Отечественной и их сроках.

1 сентября 1939г. – начало Второй мировой войны

22 июня 1941г. – начало Великой отечественной войны

9 мая 1945 – конец Великой Отечественной войны

2 сентября 1945 – конец Второй мировой войны.

2 ЭТАП.

2 сентября граждане всего мира отмечают День окончания Второй мировой войны. В эту дату в 1945 году был подписан Акт о полной капитуляции Японии, согласно которому последний агрессор прекратил военные действия и освободил военнопленных и гражданских лиц. Самая жестокая в истории война длилась ровно 6 лет. Она охватила три континента и стала причиной трагической гибели более чем 65 миллионов человек из 40 стран. 

Ежегодно в годовщину окончания Второй мировой войны в странах, пострадавших от фашистках захватчиков, проходят военные парады, гражданские митинги, торжественные возложения цветов к мемориалам и другие памятные акции, посвященные великой победе.

2 сентября 1945 года на борту американского линкора "Миссури" был подписан акт о капитуляции Японии. Вторая мировая война закончилась. Фактически она началась в Маньчжурии еще 1931 году, здесь же и завершилась.

Интересы восстановления мира во всем мире требовали быстрейшей ликвидации дальневосточного очага войны. Советский Союз не мог остаться в стороне от решения этой важнейшей задачи в силу обязательств существовавших между ним и его союзниками.Для Советского Союза эта последняя кампания была скоротечной - всего 24 дня - и победоносной. Население узнавало о ней только из торжественных сводок Совинформбюро, где звучали незабытые названия - Мукден, Порт-Артур... Война была далекой и почти незаметной. Подготовка к ней прошла в глубокой секретности, и сама она оказалась полузасекреченной. В боях погибли 8,2 тыс. советских воинов - ничтожно мало на фоне многомиллионных гекатомб Великой Отечественной. И последняя кампания Второй мировой растворилась в блеске триумфа 9 мая. Даже в учебниках истории о ней говорили коротко и невнятно. День победы над Японией - день окончания Второй мировой так и не стал для России праздником, словно она не принимала участия в той долгой и страшной войне...

3 ЭТАППросмотр  короткометражного фильма о военных событиях.

4 ЭТАП. Рефлексия. Опрос: что вы запомнили? Что запомнили?

Акцентировать внимание на том, что и 9 мая, и 2 сентября Победа была за советскими войсками .

5этап Риснки о войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества посвященный 2 февраля.

Урок мужества "Через года, через века - помните!".Данный материал можно использовать для проведения уроков мужества посвященных 2 февраля....

Урок мужества

Классный час на тему " Никто не забыт-ничто не забыто"...

Урок Мужества (урок чтения во 2 классе) Тема: Обобщение по разделу «Страницы истории»

Урок Мужества во 2 классе проведён на уроке чтения, который прошёл в школьном зале Боевой славы у стендов, посвящённых Александру Невскому, Куликовской битве и Дмитрию Донскому, Александру Сувор...

Презентация урок к уроку Мужества

Презентация урок к уроку Мужества...

Урок мужества "Город мужества и славы "

Материал содержит всё необходимое для проведения: сценарий....

Открытый урок "Урок Мужества"

Открытый урок, посвященный 70-летию Победы русского народа в Великой Отечественной войне....