Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Юный книголюб"
статья (2 класс)

Попова Лариса Александровна

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_knigolyub.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

 Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей. Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

 Литературное  произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

 Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

 В школьном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

 Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в детстве.

 Основная задача  – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

АКТУАЛЬНОСТЬ

У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах, в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском ребенок общается самостоятельно.

Цель: Развитие литературного интереса и творческого мышления .

Задачи кружка «Юный книголюб»

 • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

 • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление;

 • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

 • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

 • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

 • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

 • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

1.4.Срок реализации данной программы – 3  года.

               Возраст 7-10лет.

1.6. Ожидаемый результат

По развитию литературной речи:

  1. У обучающихся совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.
  2. У детей 7-10 лет литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет школьникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.
  3. Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.

По приобщению к словесному искусству:

1. Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в  анализе  происходящих  событий.

2. Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.

3. Знают и умеют  соблюдать правила культурного обращения с книгой.

Развитие свободного общения воспитанников  со взрослыми и детьми:

  1. Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.
  2. Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.
  3. Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.
  4. Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.

Развития всех компонентов устной речи:

  1. Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки.
  2. В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы.
  3. Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.
  4. Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.

ПРОГРАММА клуба для младших школьников                                                               «ЮНЫЙ КНИГОЛЮБ»

«...Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым...»

Джон Хершел.

Программа клуба «Книголюб» является программой развивающего, творческого чтения. По замыслу данная программа должна стать дополнением к урокам литературного чтения и воспитать творческого думающего читателя.

Стратегическая цель программы - закладывание основ воспитания образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, литературы и искусства.

Основными  ЦЕЛЯМИ программы являются:

- Привлечь младших  школьников к книге, чтению;

- Показать, что чтение — это интересный, эмоциональный, творческий процесс;

- Увлечь их процессом чтения, привить любовь к книге;

- Научить разбираться в тексте, уметь анализировать его;

- Ввести читателя в мир литературы, развивая способность эстетического восприятия произведений;

- Выработать необходимую потребность в чтении.

Программа направлена на совместную деятельность библиотекаря, учителя, учащихся и родителей по приобщению к чтению детской художественной литературы для решения следующих ЗАДАЧ:

- Воспитание потребности в чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний;

- Воспитание эмоционально-​образного восприятия содержания произведений;

- Воспитание культуры чтения: развитие интереса к чтению, к художественной литературе, к книге;

- Развитие фантазии, воображения, речи;

- Побуждение к активному «общению» с книгой;

- Создание положительного эмоционального фона и доброжелательной атмосферы чтения.

Решение задач, поставленных в программе, предусматривает многоплановую работу по следующим ОСНОВНЫМ  НАПРАВЛЕНИЯМ:

- Чтение, направленное на приобщение к книге;

- Чтение литературы различных жанров;

- Формирование литературного вкуса и читательских интересов.

В программе предусматривается разбивка курса по жанровому разнообразию. Предусмотрена работа с познавательной литературой, справочными и энциклопедическими изданиями. Включены занятия по библиотечной грамотности, знаний разделов фонда библиотеки и навыки поиска необходимой книги, статьи, рассказа.

Работает «Творческая лаборатория», которая предполагает развитие творческих литературных способностей читателей, формирование образного мышления, образной речи. Сюда входит подготовка открытых мероприятий на уровне школы: классные часы, поэтические вечера, постановка сказок, участие в  концертах и конкурсах

В основу клуба «Книголюб» как программы развивающего чтения заложены                                ПРИНЦИПЫ воспитательно-​образовательной системы, которую называют личностно-​ориентированной.

Она отражена в принципах успешного взаимодействия между читателем и библиотекарем, педагогом, родителями. Ведущими принципами являются:

Принцип адаптивности: Стремиться максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями и, по возможности, гибко реагировать на социокультурные изменения в среде.

Принцип развития: Целостное развитие школьника, читателя и готовность его к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности, гуманности:

Любовь к жизни, любовь к книге, любовь к ребенку. Без этого невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых становится для ребенка единственным и неповторимым. На занятиях каждому ребенку должно быть комфортно, не должно быть «зажатости». Он должен идти на занятия с желанием, с потребностью в этом занятии.

Принцип непрерывности: Процесс литературного развития не заканчивается на занятиях в библиотеке, а продолжается в школьном классе и в семье.

Принцип систематичности: Занятия по развивающему чтению - это часть системы обучения, способствующей повышению общего уровня учащегося. Но они не разрозненны или едино временны - они сами по себе системны. Так как только в определенной системе и регулярно проводимые занятия будут иметь результат.

Принцип деятельностиНа занятиях ребенок не должен быть пассивным слушателем, он становится активным участником через игру, творческие задания, переживания, сопричастность.

Принцип креативности: Библиотекарь провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребенок становится «художником», «поэтом», «артистом» и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. Очень важным является уважение и бережное отношение к продуктам детского творчества.

ФОРМЫ РАБОТЫ

БЕСЕДЫ: Цель их - в диалоге с ребенком донести до каждого основную мысль занятия, побуждать детей рассказать о чем-​либо, поделиться прочитанным, увиденным.

ЧТЕНИЯ: (Громкие чтения, по ролям) Дети хорошо воспринимают текст на слух и с удовольствием послушают выразительное чтение библиотекаря, авторское чтение, а так же сами могут прочитать знакомый уже текст и насладиться его языком, героями, событиями, отвечать на вопросы, поучаствовать в творческих заданиях. Сочетании живого голоса, книги и общения создает необходимую ауру тепла и общности.

ОБСУЖДЕНИЕ, ДИСКУССИИ: Без обсуждения книги не может быть выработана правильная позиция по отношению к ней, невозможно принять правильно то,что хотел сказать автор. Обсуждая книгу, мы тем самым вырабатываем свои нравственные представления о добре и зле, свою нравственную позицию.

ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМОВ: по той или иной сказке, рассказу, книге-​повести с целью ознакомления с лучшими экранизациями художественных произведений (сказок, стихов, рассказов).


СОБСТВЕННОЕ РИСОВАНИЕ, СОЗДАНИЕ СВОЕЙ ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ КНИГИ: Можно использовать комплексно с другими формами работы с целью более углубленного изучения произведений, темы.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ: В эту форму входят: викторины, театрализованные игры, турниры, конкурсы.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА: Помогают более наглядно представить текст, расширяют возможности работы с текстом. Помогают увлечь тем или иным произведением.

Объединение «Книголюб» работает в кабинете №7 и при школьной библиотеке.

Занятия по программе проводятся среди книг, в библиотеке, потому что эта атмосфера способствует лучшему проникновению в среду, о которой будет вестись речь на занятиях. На занятиях учащиеся сидят лицом друг к другу, для того, чтобы это были занятия — взаимодействия.

Данное объединение существует второй год. Состав группы:

-руководитель клуба – учитель русского языка и литературы (Шумейко С.В.),

-библиотекарь,

-совет клуба – обучающиеся  класса ;

 Набор учащихся проводится свободно. Занятия по своей форме групповые.

Работа учащихся подытоживается в виде книжных выставок, конкурсов, интерактивных игр, викторин, выставок рисунков и других мероприятий.

                       

                         Календарно-тематическое планирование

Тема

Сентябрь

1

1.Б.Житков «На воде»

Цель: Познакомить детей с эпизодами биографии Б. Житкова  и творческой историей создания рассказа «На воде» (1924г.)  Проанализировать рассказ, вызвать познавательный интерес детей к событию, описанному в произведении;  показать какую роль  жизни  человека играет опыт и умение пользоваться им.  Обратить внимание детей на описание, как художественный прием.

2

2.«Как создается книга».                                                          

 Цель: Познакомить детей с процессом написания художественного произведения. Люди каких профессий принимают участие в том , чтобы книга попала в руки читателя.

3

3.Я. Тайц «По грибы» ( пересказ рассказа).

Цель: Закреплять умение строить связные  монологические высказывания. Познакомить детей с новым художественным произведением. Уточнить знания о частях текста : начало, середина, конец. Тренировать умение менять интонацию в соответствии с переживаниями  героев.

4

4. «Новоселье».

Цель:  В преддверии « Новоселье», познакомить детей с поэтическим творчеством детских  поэтов. Заучивание наизусть стихотворений о детском саде.

Октябрь

5

1.Стихи  русских поэтов об осени.  (А.С.Пушкин).

Цель: Знакомство детей с произведениями поэтов об осени. Показать, как они по-разному передают нам свое отношение к этому времени года. Познакомить детей с понятием «рифма».  Заучивание наизусть стихов об осени.

6

2. В.Чалин «Питомцы зоопарка».

Цель: Показать  детям по-настоящему искреннее, заботливое отношение человека к животным; расширять представление дтей о природоведческой литературе, познакомив их с новым писательским именем и новым разделом «Животные в неволе».

7

3.И.Гамазкова «Кто летает?»

Цель: Ввести в круг чтения детей произведение современной детской литературы; представить современный детский журнал; расширять знания детей об окружающем мире.

8

4. «Эти чудесные профессии» Сочинение рассказа о профессии родителей.  

Цель:  Закреплять в речи детей существительные с обобщающем понятием « профессии». Уточнять и расширять словарный запас по этой теме. Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительным). Совершенствование построения простого и сложного предложения.

Ноябрь

9

1.В гостях у Сутеева.

Цель: Познакомить с творчеством и биографией писателя – сказочника В.Сутеева. Поддерживать интерес детей к литературе, формировать умение осмысливать характеры персонажей.

10

2.Викторина по сказкам В.Сутеева.

Цель: Закреплять знания детей о сказках В.Сутеева, их своеобразии. Учить высказывать свое мнение.

11

3.Мы идем в библиотеку.

Цель: Познакомить  с правилами поведения в библеотеки, с современными детскими журналами , вызвать интерес и желание посещать библиотеку.

12

4.В гостях у А.С. Пушкина.

Цель: Познакомить детей с биографией и творчеством А.С.Пушкина. Формировать умение понимать характер сказочных героях закреплять знания о литературных жанрах.

Декабрь

13

1.Немецкая народная сказа «Госпожа Метелица» и русская народная сказка «Морозко».

Цель: Путем сопоставления сказок подвести детей к усвоению понятия «бродячий сюжет». Проанализировать сказки, обращая внимание на элементы содержания, которые помогут нам пи их сопоставлении.

14

2.И.З.Суриков.

Цель: Познакомить детей с новым поэтическим именем; показать особенности изображения детства И.З.Сурикова.

15

3.Заучивание стихотворение Е. Благиненой «Елка».

Цель: Формировать умение выразительно наизусть читать стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Способствовать эмоциональному восприятию стихотворения.

16

4.К.И.Чуковский «Елка», Н.Носов «Бенгальские огни», стихи русских поэтов о Рождестве.

Цель: Создание новогоднего настроения у детей. Показать, что каждый автор по—разному изображает праздничную елку. Выяснить, какие чувства рождает у детей каждое произведение.

Январь        

17

1 «Зимушка—зима»

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями о зиме на примере русской поэзии (А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, И.С.Никитина). Обращать внимание детей на языковые средства выразительности, помогать понять неслучайность использования слов, создающих эмоциональную окраску.

18

2 «Лучше нет родного края…»

Цель: Знакомить детей с произведениями о Родине ; способствовать расширению знаний о моей родине.

Февраль

19

1. «Русские былины и сказания»  

Цель: Познакомить детей с новым жанром литературы. Выяснить, в чем отличие от сказки.

20

2. «Песенное творчество русского народа».

Цель: Познакомить детей с жанром русская народная песня. Заучивание наизусть песен в обработке К.И.Чуковского и И. Канауховой.

21

3.  «Это что тут за зверек?»

Цель: Познакомить детей с биографией и творчеством В.Бианки.  Организовать в группе выставку книг В.Бианки. Побуждать детей к элементарным обобщениям и выводам.

22

4 «Защитники отечества».

Цель: Познакомить детей с патриотическими произведениями литературы(Е.Благинина,А.Митяев).Воспитывать патриотические чувства. Показать на примерах, как по—разному относится автор к своим героям.

Март

23

1 «Милым мамам».

Цель: Познакомить детей с рассказом Ю.Яковлева «Мама», стихотворением Г.Виеру «Мамин день». Показать, что каждый писатель и поэт в своем творчестве обращается к этой теме. На доступном языке познакомить детей с понятием «аллегория».

24

2. Поэты о весне.

Цель: Познакомить детей с новыми поэтическими именами . Заучивание стихотворений о весне.

25

3 «Широкая масленица».

Цель: Познакомить детей с потешками, прибаутками, зазывалочками, которые поются на Масленицу.  Заучивание их наизусть. Знакомство с традициями русского народа по произведениям литературы.

26

4 «Книга –величайшее из чудес, созданных человеком».

Цель: Показать значение книги в жизни человека, подвести итоги по ранее пройденным темам.

Апрель

27

1 «Сказки Г-Х Андерсена».

Цель: Подробно познакомить детей с биографией сказочника. Показать детям взаимосвязи, взаимопроникновения в художественном творчестве. Пересказ сказки «Оловянный солдатик».

28

2 «Сказки Г-Х Андерсена».

Цель: Познакомить детей с особенностями зарубежной авторской сказкой, ее отличиями от русской народной сказки. Пересказ сказки Г-Х Андерсена «Русалочка». Пояснить, что сказки не всегда имеют хороший конец.

29

3 «Фантастическая литература».

Цель: Познакомить детей с жанром «фантастика». Чем отличается от других ранее изученных жанров. Прочитать произведения русских писателей в этом жанре.

30

4.С.Я.Маршак «Пожар».

Цель: Учить детей выявлять главную  мысль произведения, извлекать уроки, основываясь на ошибках вымышленных персонажей.

Май

31

1 «День победы».

Цель: Познакомить детей с творчеством поэтов и писателей Советского периода. Учить самостоятельно, без наводящих вопросов, анализировать произведение.

32-34

2. Итоговое занятие по пройденным темам.

Цель: Вспомнить вместе с детьми, чему мы научились за прошедший год. С какими жанрами литературы познакомились.

 

                        Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема и цель занятия

Сентябрь

1

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: Учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения; познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»; Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведения; подводить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи; учить придумывать связное повествование по содержанию пословицы.  

2

«Кого можно встретить в лесу осенью?» Составление описательных рассказов по иллюстрациям Е.Чарушина.

Цель: Побуждать детей составлять рассказ по фотографии животного. Придумать к рассказу соответствующее название.

                                                         

3

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное всегда становится явным».

Цель: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа, углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.

4

Чтение главы из книги А.Милна «Вини-Пух и все-все-все».

Цель: Подбирать и применять в самостоятельном высказывании образные слова и выражения; подводить детей к пониманию переносного значения пословиц и поговорок; формировать навыки творческого рассказывания.

Октябрь

5

Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка».

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи; чуткость к  образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения

6

Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е.Трутневой «Осень», передавая интонационно спокойную грусть осенней природы, продолжать развивать поэтический слух детей.

7

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.

8

Малые фольклорные формы.

Цель: Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок, пословиц.

Ноябрь

9

Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка».

Цель: Познакомить детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

10

Чтение стихотворения К.Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени.

Цель: Учить детей составлять рассказ, используя выразительно-изобразительные средства языка, передавать в слове настроение, впечатление.

11

Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель: Познакомить детей с басней. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

12

Малые фольклорные формы.

Цель: Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, воспроизводить образные выражения.

Декабрь

13

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

14

Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Первый снег».

Цель: Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно-выразительные средства.

15

Чтение басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

Цель: Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста, развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.

16

Малые фольклорные формы.

Цель: Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Январь        

17

Рассказывание сказки В.И.Одоевского «Мороз Иванович».

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию содержания идеи произведения.

18

Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.  

Февраль

19

Чтение сказки У.Диснея «Три поросенка».

Цель: Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки.                                                                        

20

Литературная викторина «Поэты-детям». Чтение стихотворений А.Барто, С.Михалкова.

Цель: Систематизировать знания детей о литературном творчестве А.Барто, С.Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умение придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему.

21

Чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Цель: Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, образный строй языка; развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей.

22

Чтение басни С.Михалкова «Ошибка».

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, формировать представление о С.Михалкове как о баснописце.

Март

23

Чтение туркменской сказки «Падчерица».

Цель: Учить детей замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок, выделять в тексте выразительные средства.

24

Чтение рассказов, стихотворений о весне. Е.Есенин «Черемуха»

Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

25

Чтение басни М.Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок».

Цель: Познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

26

Чтение главы из книги А. Милна «Вини Пух и все-все-все». Творческие задания.

Цель: Вызывать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия

Апрель

27

Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек».

Цель: Систематизировать и углубить знания детей о русском народном творчестве: о сказках, пословицах

28

Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрывающиеся почки».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух.

29

Составление описательных рассказов по пейзажной картине «Май. Облачко» В.Подляского.

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений; обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активировать в их речи глаголы, синонимы и антонимы.

30

Чтение норвежской народной сказки «Пирог».

Цель: Познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характеров героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.  

Май

31

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Цель: Подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.

32

Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза».

Цель: Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать свое отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

33

Составление описательных рассказов по пейзажной картине Каменева «Весна».

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы  по пейзажной картине, используя разные типы предложений; обогащать словарь детей определениями, активизировать глаголы, синонимы и антонимы; формировать образную речь: умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры; развивать эстетические чувства детей; воспитывать любовь к природе, творческую активность.

34

Литературная викторина.

Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год

         

  ЛИТЕРАТУРА

  1. О.С.Ушакова «Ознакомление школьников с литературой ». Москва 2012.
  2. Н.А.Карпухина, «Чтение художественной литературы». Воронеж,2012.
  3. Л.Е.Белоусова «Добрые досуги по произведениям детских писателей»,  СП: «Детство»,2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный книголюб"

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный книголюб"

Программа рассчитана на 34 часа. В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный книголюб"

Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, пок...

Программа по внеурочной деятельности "Юный книголюб"

Способствуют привитию у детей интереса к чтению...

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Час чтения"

Рабочая программа кружка «Час чтения» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (програм...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный книголюб».

Цели программы   – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный книголюб"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный книголюб" 1 класс...