Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный книголюб"
рабочая программа (4 класс) по теме

Рассказова Наталия Борисовна

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 311 с углубленным изучением физики

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения

ГБОУ СОШ № 311

Протокол № 1_

от «_26__» августа 2014__

Председатель МО:

_______ Н.Е. Смирнова

ПРИНЯТА

на Педагогическом совете

ГБОУ СОШ № 311

Протокол №_10__

от «_28_» августа 2014_

Секретарь педсовета

________С.Ю.Самигулина

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ СОШ № 311

_______В.Л. Виноградова

«_29_» августа 2014__

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по ВР

_______ Л.В. Ларионова

«_26_» августа 2014_

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юный Книголюб»

(курс  общеинтеллектуальной направленности)

Класс:  4

Срок реализации: 1 год

Разработчик:

Рассказова Наталия Борисовна ,

Педагог дополнительного образования

 ГБОУ СОШ №311

                                        

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «  Юный Книголюб_» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана ГБОУ СОШ № 311 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ № 311 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.).

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание тем, а также учитывает возрастные особенности обучающихся, уровень развития их познавательных способностей, специфику образовательного учреждения.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ  И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с последующими изменениями;
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения);
  • Образовательная программа ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
  • Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга (по реализации ФГОС НОО);
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга. 
  • Календарный учебный график ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга

При составлении программы приняты во внимание педагогическая целесообразность, запросы, потребности обучающихся и их родителей.

В наши дни всё больше говорят об информационной грамотности как о важнейшем навыке современного человека. В одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации.

Основная задача современного учебного заведения – научить ребят работать и учиться, ориентироваться в огромном потоке информации, не только насыщать юных граждан знаниями, но и научить их добывать знания, воспитать готовность к самообразованию.

В этой связи очень важным делом является пропаганда среди детей и подростков библиографических и книговедческих знаний, развитие навыков и умений самостоятельной работы с книгой и информации о ней, овладение навыками культуры чтения, куда входит:

  • Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
  • Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться каталогами, картотеками, рекомендательными списками литературы;
  • Знакомство с разными видами литературы, в том числе и справочной: энциклопедиями, словарями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.

Перед школьной библиотекой стоит задача дать детям необходимые им умения и навыки, что и реализуется с помощью курса «Юный Книголюб»

Программа данного курса рассчитана на детей 9-10 лет, в ней учтены психологические особенности восприятия информации младшими школьниками.

В реализации программы курса участвуют обучающиеся 4 класса. Программа курса рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1  раз  в неделю, 34 часа в год.

        Направленность курса внеурочной деятельности «Юный Книголюб» общеинтеллектуальная.

        Цель данного курса: вызвать у ребят устойчивый интерес к книге, привить им первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом и научить ориентироваться в библиотечном пространстве.

        

Основные задачи курса:

  •  Приобщить детей к чтению, рассказать о роли книги в жизни общества и формировании великих людей, о бережном отношении к книге.
  • Познакомить с историей книги от её истоков до настоящего времени, с древнейшими библиотеками.
  • Помочь увидеть работу художника при создании книги, понять не только внешнюю, но и глубинную связь иллюстрации с текстом, почувствовать манеру, «почерк» художника, его творческую индивидуальность.
  • Познакомить с важными элементами структуры книги, рассказать, какую функцию несут эти структурные части.
  • Развить интерес к периодике, научить правильно читать газеты и журналы, рассказать о работе редактора, корреспондента.
  • Познакомить с крупнейшими библиотеками страны и мира, с отделами библиотеки: абонементом и читальным залом.
  • Расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, научить работать с ними.
  • Познакомить ребят с каталогами, научить ими пользоваться.
  • Научить детей ориентироваться в потоке информации, познакомить с различными видами библиографических пособий.
  • Научить работать с книгой, делать записи о прочитанном.

        Формы организации внеурочной деятельности:

 Предусматриваются как групповые, так и индивидуальные формы занятий.

                Виды внеурочной деятельности:

  1. Лекция.
  2. Беседа.
  3. Практическая работа
  4. Проверочная работа
  5. Игра
  6. Экскурсия.

Методы.

Словесные методы.

  1. Объяснение новых слов и понятий.
  2. Рассказы об истории письменности и книгопечатания
  3. Чтение литературы по предмету
  4. Беседы о прочитанном

Наглядные методы.

  1. Показ иллюстраций, картин, фотографий.
  2. Показ компьютерных презентаций.
  3. Демонстрация элементов книги.
  4. Выполнение преподавателем макетов
  5. Демонстрация выполненных работ учащихся

Практические методы.

  1. Выполнение творческих работ по истории письменности
  2. Поиск информации по заданной теме
  3. Выполнение макета книги
  4. Составление информационной карты книги.
  5. Информационный поиск

Планируемые результаты освоения программы

Исходя из целей данной программы, планируется достижение следующих метапредметных результатов:

  1. Познавательные УУД:

Знания:

  • исторического процесса возникновения письменности
  • исторического процесса формирования книг и книгопечатания
  • структурного состава печатных изданий и их аппарата
  • многообразия типов и видов литературы
  • способов записи о прочитанном
  • периодических изданий для детей
  • выдающихся художников - иллюстраторов
  • о системе библиотечного обслуживания

 

  1. Регулятивные УУД: 

Умения:

  • различать виды древней письменности и материалов для письма
  • составлять информационную карту издания
  • находить необходимую информацию, используя аппарат издания
  • вести информационный поиск
  • работать с различными видами и типами изданий
  • вести записи о прочитанном
  • выбирать книгу в библиотеке

  1. Коммуникативные УУД: 

Навыки:

  • работать с книгой
  • работать с периодическими изданиями
  • быстро и грамотно находить необходимую информацию, обращаясь к различным источникам
  • использовать разные виды чтения в зависимости от задачи
  • выбирать нужный вид записи о прочитанном

Помимо метапредметных, планируется достижение личностных результатов: способности к аргументированной оценке поступков, осознание своих сильных сторон и слабостей, уважительно-доброжелательное отношение к партнерам, способность осуществлять осознанный и ответственный выбор.

Формы учета результатов освоения программы курса «Юный книголюб»

В процессе оценки достижения результатов планируется использование следующих диагностических материалов:

  • результаты самоанализа и самооценки;
  • результаты педагогического наблюдения;
  • творческие продукты учеников: проекты, исследовательские и творческие работы.

Формы подведения итогов работы:

Участие в районном конкурсе «Страна Читалия», выполнение библиографических списков литературы для проектных работ, самостоятельный информационный поиск по заданной теме или по личностным интересам обучающихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы курса

Количество часов

Название

Форма организации

всего

теория

практика

Введение. Похвала книге.

групповая

1

1

-

История книги.

групповая

3

2

1

Искусство книги.

групповая

6

4

2

Структура книги.

групповая

2

1

1

Газеты и журналы для детей.

групповая

3

1

2

Система библиотечного обслуживания читателей.

групповая

3

2

1

Справочные издания.

групповая

5

2

3

Библиотечные каталоги и картотеки. Описание.

групповая

5

2

3

Основы библиографии.

групповая

3

1

2

Самостоятельная работа с книгой. Культура чтения.

групповая

3

1

2

ИТОГО:

34

17

17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Содержание

Вид деятельности

Кол-во часов

1

Введение. Похвала книге

Книга – друг, советчик, учитель. Книга – источник знаний. Книга в духовной жизни. Лечебные стихи Нарекаци. «Аптека для души». Золото – на книги.

групповая

1

2

От глиняной таблички до манускрипта

Первые книги (на камне, глине, шёлке, воске, бересте, папирусе, пергаменте и др). Изобретение бумаги. Рукописные книги. Древнейшие и средневековые библиотеки. Книжные собрания Древней Руси).

групповая

1

3

История книги. От изобретения книгопечатания до наших дней

Изобретение книгопечатания. Иоганн Гутенберг и его книги. Книгопечатание на Руси. Иван Фёдоров и его книги.

групповая

1

4

История книги. Практическое занятие.

Как печатают книги сейчас. Экскурсия в типографию

5

Искусство книги. Книга как предмет искусства и полиграфии.

Виды иллюстраций в зависимости от их места на странице. Иллюстрация-портрет, познавательные иллюстрации, иллюстрации к техническим книгам).

групповая

1

6

Искусство книги. Художник-иллюстратор

Художники-иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов, Т. Маврина, Е. Чарушин,

А. Пахомов, братья Трауготы, М. Майофис и др.)

групповая

1

7

Искусство книги. Особенности издания

Формат издания. Уникальные и необычные издания (книги-малютки, книги-толстяки, книги-гиганты и др.)

групповая

1

8

Искусство книги

Экслибрис. Вклейки. Ляссе

групповая

1

9

Искусство книги. Практическая работа

Изготовление макета книги: Защита проекта.

групповая

1

10

Искусство книги. Итоговое занятие.

«Жил – был художник». Театрализованный урок в районной детской библиотеке.

групповая

1

11

Структура книги. Элементы книги.

Суперобложка. Переплёт, обложка. Шрифт книги. Титульный лист. Авантитул. Шмуцтитул. Распашной титул. Контртитул. Фронтиспис. Вклейки. Иллюстрации.

групповая

1

12

Структура книги. Аппарат книги.

Справочный аппарат книги. Аннотации. Содержание, оглавление. Предисловие. Послесловие. Указатели, словари, справочники. Страница выходных данных. Серии.

групповая

1

13

Газеты и журналы для детей. Вид, особенности

Что такое периодика. Отличие газет и журналов. Из истории газет: «Куранты», «Ведомости».

Из истории журналистики.

групповая

1

14

Газеты и журналы для детей. Издания для разных возрастов.

«Мурзилка», «Костёр», «Юный эрудит», «А почему», «Юный натуралист» и др.

групповая

1

15

Газеты и журналы для детей. Личный опыт

Презентация любимого журнала в электронном и бумажном виде.

групповая

1

16

Система библиотечного обслуживания читателей. Обзор.

Роль библиотек в обществе. Структура библиотечной сети города.

групповая

1

17

Система библиотечного обслуживания читателей. Нормы.

Правила пользования библиотекой, обязанности читателя

групповая

1

18

Система библиотечного обслуживания читателей. Отделы.

Библиотечный абонемент. Читальный зал. Специальные отделы библиотеки. Организация обслуживания в детской библиотеке: экскурсия в районную детскую библиотеку.

групповая

1

19

Справочные издания. Энциклопедии.

Энциклопедии. Особенности и методика работы.

групповая

1

20

Справочные издания. Словари.

Словари. Особенности и методика работы.

групповая

1

21

Справочные издания. Справочники.

Справочники. Особенности и методика работы.

групповая

1

22

Справочные издания. Работа со справочными изданиями.

Работа со справочными изданиями. Особенности и методика работы.

групповая

1

23

Справочные издания. Практическое занятие.

Работа со справочным фондом и аппаратом книги. Составление информационной карты.

групповая

1

24

Библиотечные каталоги и картотеки. Обзор

Что такое каталог. Первые каталоги. Расстановка карточек. Классификация книг.

групповая

1

25

Библиотечные каталоги и картотеки. Назначение.

Назначение библиотечных каталогов. Основные разделы.

Картотеки библиотеки.

групповая

1

26

Библиотечные каталоги и картотеки. Виды.

Алфавитный каталог. Систематический каталог.

групповая

1

27

Библиотечные каталоги и картотеки. Описание.

Библиографическое описание документа: практическая работа.

групповая

1

28

Библиотечные каталоги и картотеки. Практическое занятие.

Самостоятельная работа с каталогом: урок в детской библиотеке.

групповая

1

29

Основы библиографии. Обзор.

Библиография. Библиографы – составители указателей, списков.

групповая

1

30

Основы библиографии. Рекомендательная библиография.

Рекомендательные указатели. Справочный аппарат рекомендательных указателей.

групповая

1

31

Основы библиографии. Практическое занятие.

Составление рекомендательного списка литературы.

групповая

1

32

Самостоятельная работа с книгой.

Организация рабочего места.

групповая

1

33

Самостоятельная работа с книгой. Культура чтения.

Записи о прочитанном. Дневник чтения. Отзыв о книге.

групповая

1

34

Самостоятельная работа с книгой. Практическое занятие.

Составление отзыва на книгу – по выбору учащегося

групповая

1

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА

Материально-техническое

Для занятий необходима учебная аудитория, оборудованная доской и столами для письма.

Каждый учащийся должен иметь тетрадь 48 листов, ручку, цветные карандаши или иные принадлежности для рисования, несколько листов формата А4

Наглядные пособия.

В процессе обучения используются следующие наглядные материалы:

  • ксерокопии раздаточного материала
  • памятки
  • каталожные карточки
  • книжные выставки
  • компьютер и медиапроектор

Учебно-методическое

Литература для учителя:

  1. Баренбаум И.Е. История книги/ И.Е.Баренбаум.- М.: Книга, 2004
  2. Библиотека и юный читатель: практическое пособие/ сост. Ю.В.Просалкова, Х.Д.Хамракулова.- М.: Книжная палата,1987
  3. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга.- М.: Школьная библиотека, 2006
  4. Книговедение: Энциклопедический словарь/ ред. коллегия Н.М.Сикорский и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1982
  5. Мяотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе.- М.: ООО "Чистые пруды", 2005
  6. Романенко В.Н. Рассказы о книжниках и библиотеках/В.Н.Романенко.- СПб: Норма, 2003
  7. Библиотека в школе/ Издательский дом "Первое сентября": Газета в помощь школьному библиотекарю.- М.,2003-2008
  8. Школьная библиотека: Журнал в помощь школьному библиотекарю.- М., 2003-2014
  9. Читаем, учимся, играем: Сборники сценариев для массовых библиотек. М., 2003-2014

Литература для учащихся:

  1. Детская энциклопедия. Т.8: Из истории человеческого общества.- М.: Педагогика, 1998
  2. Детская энциклопедия. Т.11: Язык и литература.- М.: Педагогика, 1998
  3. Ильин М.А Сто тысяч почему/М.А.Ильин.- СПб: Детгиз, 2006
  4. Павлов И.П. Про твою книгу/И.П.Павлов.- СПб: Детгиз, 2003
  5. Утевская П. Слов драгоценные клады/ П.Утевская.- М.: Школьная библиотека, 2006

Электронные ресурсы:

Банк презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»

   Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...