Методическая разработка воспитательных мероприятий по теме : "Береги свою планету".
методическая разработка (4 класс)

Тема внеурочного занятия «Береги свою планету!» выбрана не случайно. Только экологическое мировоззрение и экологическая культура людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Очень важно воспитывать любовь к природе, научить беречь ее, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregi_svoyu_planetu.docx899.22 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА        № 223 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.

Тема:

 «Береги свою планету»

 Автор: Иванова Екатерина Анатольевна

Санкт-Петербург

2020 год

Содержание 1.Аннотация…………………………………………………………………....3

2. Введение………………………………………………………………………4 3. Основная часть………………………………………………………………6

4. Заключение…………………………………………………………………..11 5. Список использованных источников………………………………………12 6. Приложения………………………………………………………………….13 6.1. Приложение №1………………………………………………………........13

6.2. Приложение №2………………………………………………………........14

 6.3. Приложение №3……………………………………………………………15

6.4. Приложение №4……………………………………………………………17

6.5. Приложение №5……………………………………………………………18

 6.6 Приложение №6 …………………………………………………………….19

Аннотация

Тема внеурочного занятия «Береги свою планету!» выбрана не случайно. Только экологическое мировоззрение и экологическая культура людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Очень важно воспитывать любовь к природе, научить беречь ее, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Введение

Целевая аудитория: 4 класс 9/10 лет

Цель:

  • повышение экологической культуры детей
  •  расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с природой
  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Задачи:

 - формирование экологического мышления детей, культуры;

- сформировать бережное отношение к представителям живой природы

Планируемые результаты:

Предметные: получат возможность научиться работать с научно-познавательной литературой.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.
  • Учиться защищать природные ресурсы.
  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Методы и формы: Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная. 

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютер; фотографии с изображением животных; Международная Красная книга; презентация.

Основная часть

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшнее занятие принесёт не только радость общения друг с другом, но и новые открытия.

Фронтальный опрос:

-Закончи предложения:

-Лес – это дом для … растений, животных и грибов.

-Лес – это источник грибов,…ягод, лекарственных трав и древесины.

Поэтому всегда относись к обитателям леса с уважением и бережно

используй его дары.

2.Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос:

Давайте с вами вспомним:

-Что такое «Красная книга»?

-Почему многие растения и животные попали в Красную книгу?

2. Индивидуальная работа.

Игра Да/Нет

(приложение № 1)

- У вас на партах таблица. Если вы согласны с моим утверждением, то ставьте под цифрой, обозначающей номер вопроса -да,  а если это не так- нет:

– Проверяем ответы.

Краткое комментирование работ.

3.Самоопределение к деятельности.

-Как вы думаете, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой?

- Да, эта наука - экология.

Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «эко», что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме, имя которому - планета Земля. Почему мы говорим, что планета Земля в опасности?

(исчезают многие растения и животные, опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда.)

-Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить.

4. Работа по теме урока

Красная книга – Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже миг.

Все живое хранить зовет,

Пусть зовет не напрасно.

Красная книга – Красная!

Знакомство с Красной книгой.

– К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Идея создания Красной книги возникла в конце пятидесятых годов XX века. Учёные посчитали крайне важным привлечь внимание международного сообщества и руководителей отдельных государств к бедственному состоянию природы. Впервые Красная книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов растений. Основная цель книги – выявление, учёт тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

Задание 1

Работа в паре.

 Дети отгадывают загадки о животных из Красной книги (приложение №2)

– У вас на столах лежат листочки с загадками. Прочитай загадку, отгадай.

1.

Черно-белый медвежонок
Ест бамбук уже с пеленок. (Панда)

2.

Возле речек и болот

Этот тучный зверь живёт.

 На носу имеет рог.

Африканский... (Носорог)

3.

Вот лежит в воде давно

Всё зеленое бревно;

Любит Африканский Нил

 Наш зубастый… (Крокодил)

4.

Вот этот случай очень редкий –

На голове растут две ветки. (Олень)

5.

В Африке живёт,

Траву жуёт.

Носит матроску

В чёрно-белую полоску. (Зебра

- Давайте, проверим ответы. Молодцы!

- Попробуйте объяснить, почему эти виды попали под угрозу исчезновения. (Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Животные гибнут от загрязнения океана. Мы строим заводы, фабриик,  а они дымят, шумят.  Вот и гибнут от химических веществ и вредных воздействий животные. Мы забираем территорию у животных, осваиваем новые места.)

- Почему эти животные попали на страницы Красной книги?

Задание 2

- А теперь прочитаем экологическую сказку и ответим на вопросы (приложение №3).

(Сказку читают хорошо читающие дети, остальные следят по тексту).

Фронтальный опрос:

- Как животные научились спасаться от человека?

- Какое отрицательное влияние человек оказывал на природу?

- Как человек стал заботиться о природе?

- Какие еще причины вы знаете, которые приводят к гибели животных?

(Приложение 4)

Задание 3

Коллективная работа:

- Мы с вами выявили причины, приводящие к экологическим проблемам на Земле, а теперь давайте вместе разгадаем кроссворд.

(Кроссворд на Смарт доске. Дети по очереди вписывают слова.) (приложение 5)

По горизонтали

2. Назовите одну из основных экологических проблем, существующую в мире??

5. Одно из названий охраняемых территорий в природных зонах России.

7. Загрязнение воздуха, воды, почвы приводит к ухудшению чего?

8. Как называется международная организация по охране природы?

По вертикали

1. Что сказывается на уменьшении территорий лесов???

3. Наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей средой.

4. Какой жидкостью загрязняются моря, реки?

6. Одно из ценных хвойных деревьев.

5. Рефлексия

Задание 1

– Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками. (Нельзя топтать растения; нельзя разводить костер; нельзя рубить деревья; нельзя рвать цветы; нельзя собирать ядовитые грибы.) Приложение №6

– Назовите другие правила поведения в природе. (Нельзя рвать лекарственные растения; нельзя ловить рыбу сетями; нельзя убивать животных.)

Задание 2

Индивидуальная работа

Придумайте и нарисуйте свой знак экологической проблемы.

Выставка и обсуждение знаков.

Заключение

- Ребята, какова же была тема нашего урока?

- Вернемся к утверждениям урока. С какими согласны вы и почему?

- С каким экологическими проблемами мы познакомились на уроке?

- Что делает человек для охраны окружающей среды? А что можете сделать вы?

- Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу.

Список использованных источников

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2005.
  2. Технологические карты по окружающему миру. Урок 8 «Сокровищница Земли под охраной человека».
  3.  https://multi-mama.ru/zagadki-pro-krokodila/
  4. https://po-ymy.ru/zagadki-pro-lesnogo-i-severnogo-olenya.html
  5. https://ped-kopilka.ru/blogs/akenteva-lyudmila/yekolo..

Приложение № 1

Игра «Да/Нет»

Утверждения

Да/Нет

1

Человек – властелин и покоритель природы.

2

Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды.

3

Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.

4

Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны

5

Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли.

6

Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.

7

Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.

Приложение № 2

1.

Черно-белый медвежонок
Ест бамбук уже с пеленок. 

2.

Возле речек и болот

Этот тучный зверь живёт.

 На носу имеет рог.

Африканский...

3.

Вот лежит в воде давно

Всё зеленое бревно;

Любит Африканский Нил

 Наш зубастый…

4.

Вот этот случай очень редкий –

На голове растут две ветки.

5.

В Африке живёт,

Траву жуёт.

Носит матроску

В чёрно-белую полоску.

Приложение № 3

         Жила – была одна планета. Звали её Земля. Она прожила очень долгую жизнь. Ей пришлось немало поработать, чтоб возникли на ней материки с горами и равнинами, океаны, и воздух, пригодный для дыхания.
Управляла на этой планете матушка Природа. С трепетной любовью она создавала растения и животных, которыми заселила все уголки планеты и все среды обитания: воздух, воду, почву. Земле потребовалось много лет, пока на ней появились условия, при которых родился Человек.
         Создавая Человека, Природа думала, что он будет лучшим её творением и относится к ней, будет бережно и с уважением.
         Человек получил всё необходимое для жизни: тепло, воздух, воду, пищу, сырье для изготовления разных вещей и предметов. Природа окружила его красотой и заботилась о его здоровье. И самое главное, Природа сделала Человека разумным, чтобы был он хозяином на этой прекрасной планете. Из года в год, из века в век Человек накапливал опыт и стал создавать свой особый мир – строил города, дороги, фабрики и заводы, автомобили, поезда и самолеты. Затапливал огромные территории суши, создавая водохранилища .Он стал забывать, что в лесу, на поляне, реке, озере и в земле своя жизнь, и он не должен в неё вторгаться.

Изо дня в день, из года в год Человек на протяжении всей своей жизни уничтожал не только самих животных, но и их жилища. Леса он превращал в степи. Степи распахивал и высаживал те растения, которые нужны были только ему. Каждое животное научилось спасаться от Человека по-разному. Медведь стремились удалиться в самые непроходимые места: заросли, пещеры, расщелины скал. Лисицы часто таясь, прятались за стволами деревьев, кустами, а потом убегали. Лось также старался убежать от Человека с большой скоростью. При встрече с ним сурки, горностаи, хомяки прятались в норках; белки, бурундуки– на деревьях. И не найдется в лесу ни одного зверя, птицы или другого животного, которые бы ни старались при виде Человека, скрыться. Вот какое горе, несчастье принес!

Нога Человека повреждала растения, причиняя им боль.
          Исчезал зеленый ковер Земли, расшитый цветами. Нежные стебли с листочками втаптывались в землю. Их жалкие остатки торчали среди обрывков пленки и бумаги, пустых консервных банок и битых бутылок. Развлекаясь на природе, Человек оставлял после себя горы мусора и непотушенные костры, которые становились причиной страшных пожаров.
Из-за массовых вырубок площадь лесов резко сократилась.
Повсюду на Земле были видны следы деятельности человека. Погубленные озера и реки, неизлечимо больные океаны и моря. Чистой воды на Земле становилось все меньше. В водоемы сбрасывались сточные воды фабрик и заводов, нечистоты с ферм, с ручьями сносились с огородов и полей химикаты, которыми Человек обрабатывал землю. От загрязнения воды уничтожалось все живое. В морях, реках и озерах гибли растения и животные, чахли прибрежные растения. Тонны сажи, золы и вредных газов ежедневно выбрасывали из своих огромных труб сотни заводов и фабрик. Автомобили загрязняли Природу ядовитыми газами. Глупость и халатность человека губила создательницу-Природу. С каждым годом на Земле становилось все меньше растений и животных. Воздух, необходимый всем живым существам загрязнялся.
         С грустью, смотрела на это матушка Природа, и тяжело было у нее на душе. Неужели ее любимое творение - Человек, так ничего и не поймет? Природа была сломлена и опустошена.

         Однажды проснулся Человек от того, что стал задыхаться. У него пересохло в горле, страшно болела голова. Обессиленный, он упал под одиноко стоявшее дерево и уткнулся в поредевшую траву.
И понял Человек, что он сам себя уничтожает! Матушка Природа дала ему жизнь и подарила все, что было необходимо для нормального существования. Человек же жил, нарушая все её законы. Ему казалось, что природные богатства неисчерпаемы.
         Человек, наконец-то, понял что нужно заботиться о своем природном доме, чтобы после него другие поколения смогли жить на этой планете, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, и восхищаться Природой.
И решил Человек превратить планету в цветущий край, а не бесплодную пустыню.
         Подружился он с матушкой Природой и стал заботиться о ней. На трубы фабрик и заводов поставил фильтры, очистил водоемы.
Стал Человек создавать заповедники, ботанические сады. Каждый житель, планеты, посадил по деревцу. Помолодела и похорошела Природа. Многие животные нашли свой дом в её лесных хоромах, вновь запели птицы, расцвели прекрасные цветы.
          С тех пор Человек и Природа стали настоящими друзьями!

Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему "Путешествие под парусами" (2-4 классы)

     Данное воспитательное мероприятие проводится в форме путешествия двух команд, во время которого дети познакомятся с историей возникновения и строением парусника, самостоятел...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"

Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия с обучающимися начальной школы "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу". Направленное на формирование здорового образа жизни о...

Методическая разработка для начальных классов на тему: "Береги свою планету".

Формирование экологической культуры у детей.Расширение и закрепление знаний детей  о роли человека в  природе....

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему "Сортировка и утилизация мусора"

Цель: расширить общие представления и углубить базовые знания, способствующие приобретению опыта по проблеме сбора и утилизации мусора.Данную методическую разработку можно использовать во внеклассной ...

Внеклассное мероприятие на экологическую тему " Береги свою планету"

Цель работы - воспитание бережного отношения к окружающей среде и природным богатствам, экологической культуры поведения в природе, любви к Родине....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Берегите лес!»

Мероприятие «Берегите лес!» проводится в рамках   экологического воспитания  младших школьников.В последние годы  участились случаи возникновения лесных пожаров. И вино...

Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме «Толерантность. Твои поступки».

Идеей методической разработки является усиление роли системы образования как одного из основных социальных институтов в формировании и развитии толерантной среды на основе ценностей гражданской иденти...