Развитие речи у детей с ОВЗ в начальной школе во внеклассной работе с воспитателем
методическая разработка

Епифанова Валентина Викторовна

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения.

Развитие речи, особенно у детей с ОВЗ, занимает первостепенное значение, т.к. без хорошо развитой речи не может быть успешно усвоена программа обучения и затрудняется общение со сверстниками, что может сказаться в дальнейшем на адаптации детей в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи
у детей с ОВЗ в начальной школе во внеклассной работе

с воспитателем

Выполнили воспитатели ГПД: Епифанова Валентина Викторовна

Санкт-Петербург

2019г.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения.

Развитие речи, особенно у детей с ОВЗ, занимает первостепенное значение, т.к. без хорошо развитой речи не может быть успешно усвоена программа обучения и затрудняется общение со сверстниками, что может сказаться в дальнейшем на адаптации детей в обществе.

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь ребенка – значит работать над правильностью произношения, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря. Развивать речь – значит последовательно учить детей построению предложений, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников, ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться – сложное дело, требующее от воспитателя кропотливого труда.

Так как слово является средством выражения мысли, то развитие речи – это, прежде всего, развитие мышления.

Воспитатель преследует цель наиболее продуктивного усвоения знаний учащимися. Дети часто не понимают самых простых слов. Они совершенно не думают о смысле слова. У них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать, от какого слова образовались данные слова, подбор однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов. Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, вырабатывают орфографический навык. Нужно показать, как живет и развивается слово в структуре словосочетаний, предложений. Конечно, на помощь приходит игра.

  1. Одна из таких игр – подбор рифм к данным словам. Например, «дом – пойдем», «крокодил – угодил», «колобок – уголок».
  2. Для обогащения словарного запаса детей часто используем в работе пословицы и поговорки:

- Мал золотник, да дорог;

- Друзья познаются в беде;

- Доброе дело и в воде не тонет.

Задания могут быть такие:

- Прочитай одно по выбору предложение – пословицу;

- Устно передай ее основной смысл;

- Сформулируй тему.

Все мы знаем, что в народных высказываниях содержится мудрость народа, восхваляются нравственные качества, осуждаются негативные, поэтому использование их в работе способствует развитию речи, обогащению ее нравственного содержания. Так как учебный план не позволяет на уроках уделять такому богатейшему разделу, как «фольклор» много времени, то эту работу мы с учениками продолжаем на внеклассных мероприятиях, в группе продленного дня. Например, в наших сценариях при праздновании Масленицы очень много использовалось поговорок, прибауток. Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики, в том числе и методика скороговорения, которая используется как на уроках, так и во внеклассной работе.  Во время скороговорного общения дети имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать звенящую силу русской речи.

Обыгрывание скороговорок:

- Проговаривание в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно и т.д.);

- Проговаривание, сопровождаемое определенными действиями (хлопками, взмахами рук, танцевальными действиями).

Можно устроить «скороговорный круг». Можно поиграть в игру: «Скороговорная лента».

Развивать речь и воображение детей можно и посредством словесного рисования.

Словесное рисование – способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное, например:

- Какие чувства возникли в вашей душе при чтении стихов?

Вторая группа направлена на пробуждение воображения и фантазии детей.

Задания:

- Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы использовали бы для неба, зелени, облаков?

Третья группа направлена на конкретизацию представлений об эпитетах, сравнениях.

Задания:

- Подберите свои эпитеты к данному слову.

Четвертая группа направлена на выражение личностного отношения.

Задания:

- Какие настроения автора вы почувствовали?

- Выразите возникшее у вас чувство.

Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарный запас.

Все дети любят рассматривать картинки. Известно замечательное высказывание К.Д. Ушинского о значении картины для развития речи учащихся: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, то начните показывать картинки, и класс заговорит свободно, непринужденно». Не случайно все детские книги снабжены яркими рисунками, поэтому много времени в начальных классах отводится работе с картинками – обучению составления предложения, развитию правильной свободной речи. При рассмотрении картинок вначале разглядываем отдельные предметы этой картины, связь между ними, назначение предметов. Затем уже начинаем составлять рассказ.

Детям всегда интересны загадки, поэтому в группе продленного дня мы их часто отгадываем. Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность, тренируют внимание, память, мышление, раскрывают богатство родного языка. Поэтому я учу детей отгадывать загадки. Для этого они должны быть знакомы с предметом или явлениями, о котором идет речь, наблюдать его. Подбираю загадки с картинками, знакомлю детей с образом жизни, повадками животных, птиц, явлениями в природе. Это облегчает нахождение отгадки. Очень часто дети заучивают загадки, чтобы затем загадать их дома. При этом также развивается речь. Часто дети стремятся быстро дать ответ, не дослушав загадку до конца, не проверив все перечисленные в ней признаки. Чтобы добиться внимательного прослушивания загадки, загадывают похожие загадки, но с разными ответами.

Стоит Антошка

На одной ножке,

Где солнце станет,

Туда и он глянет

(подсолнух)

Стоит Антошка

На одной ножке,

Его все ищут,

А он не откликается

(гриб)

После отгадывания добиваюсь от детей обоснованного ответа на вопрос: «Как ты догадался? Объясни. Это заставляет ребенка еще раз вслух выделить все признаки, указанные в загадке, и сопоставить их с отгадкой. Такая работа развивает логическое мышление, речь, учит видеть в окружающем мире общие свойства и различия предметов и явлений.

В речи детей я замечаю каждое неправильно сказанное слово, исправляю его спокойно и прошу произносить правильно.

Поддерживать и формировать интерес к учению помогают экскурсии, беседы, ролевые игры, например, игра «Магазин». Эта игра помогает детям в социально-бытовой ориентации: общению со взрослыми, умению вести себя в обществе. Активная познавательная деятельность осуществляется детьми в процессе обсуждения проблемных ситуаций. В начале на художественном материале учу детей употреблять различные формы обращения с просьбой употреблять в своей речи различные формы выражения: извинения, благодарности, затем разыгрываем ситуации в игре и закрепляем полученные знания в повседневной жизни. В своей работе в группе продленного дня при выполнении домашнего задания уделяется большое внимание четкости произношения. В игре «Мнимое слово» в ходе чтения произношу одно слово заведомо неправильно. Дети прерывают чтение и прочитывают слово правильно. С помощью игры «Фотоглаз» развиваю у детей оперативное поле чтения и память.

Задание: прочитай с отрывом взгляда от текста, т.е. мы переключаем внимание, а память продолжает работать.

Перечисленные игры и такие виды работ, как

- чтение цепочкой;

- ролевое чтение;

- выразительное чтение и т.д.

концентрирует внимание детей. Постоянно говорю детям:

- читай чётко слова и окончания;

 - соблюдай паузы;

- выделяй голосом важные мысли;

- читай выразительно;

- представь себе то, о чем читаешь;

- назови орфограммы;

- разбери слово по составу;

- назови однокоренные слова к слову из текста.

Такая работа с текстом способствует развитию навыков логического мышления, повышает их грамотность.

На самоподготовке уделяю большое внимание методу диалога, который помогает привлечь учащихся к обсуждению того или иного вопроса, направить мысли учащихся в определенное русло. Стараюсь, чтобы в этих беседах дети чувствовали себя свободно, выражали свою точку зрения. В результате развиваются творческие и познавательные способности учащихся, совершенствуется речь.

В работе с учащимися использую индивидуальный подход к каждому с учетом их особенностей.

Ученые давно пришли к выводу, что рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировок движений пальцев, а так как у детей и речь нарушена, то я на физ. паузах занимаюсь с детьми упражнениями из книги: «Играем пальчиками и развиваем речь». Выполняя различные фигурки из пальцев без речевого сопровождения и с речевым, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает детей к рисованию, письму.

Велико коррекционное значение внеклассных занятий. Дети с ОВЗ отличаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи, низким уровнем словарного запаса.  Преодоление всего этого достигается только в совместной работе всех служб сопровождения: учителя, воспитателя, психолога, логопеда. Осуществляя преемственность, мы достигаем положительной динамики в речевом развитии, расширении словарного запаса, кругозора. Такая систематическая работа по развитию речи и мышления у детей с ОВЗ, способствует общему развитию детей, формирует личностные качества ребенка, способствует в дальнейшем адаптации ребенка в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей в период подготовки к школе

Как развивать речь у детей на занятиях по подготовке ребенка к школе...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деяте...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе.

Известно, что ребенок, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться чувствами, мыслями, а каналом связи служит общение. Осно...

Развитие речи. Изложение"Снег идёт" 3 класс"Начальная школа 21 века"

Презентация является электронным приложением к уроку развития речи в 3 классе по зрительно воспринятому тексту. Включает в себя все этапы работы над текстом: восприятие,  теоретический анализ ком...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

В данной статье рассмотрены основные приемы развития устной и письменной речи на уроках литературного чтения....

Работа с деформированным текстом, как средство развития речи на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье приведены примеры и виды работ с деформированным текстом на уроках русского языка в начальной школе....

Работа по развитию речи на уроках русского языка в начальной школе

Делюсь своим опытом работы по развитию речи учащихся начальных классов...