Конспект внеурочного воспитательного занятия на тему "Человек и природа".
план-конспект занятия (2 класс)

Кунцман Лариса Павловна

Тема Человек и природа.

Целью которого является формирование потребности  воспитанников в познании и сохранении окружающего нас мира.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Обогащать кругозор, развивать внимание, мышление, моторику.

2. Корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

3. Воспитывать любовь  и бережное отношение к природе.

         В процессе воспитательного занятия поставленная цель была реализована в полной мере. Для успешного усвоения материала на каждом этапе занятия воспитанники выполняли коррекционно-развивающие задания, что позволяло привлечь к работе всех воспитанников без исключения.

         На протяжении всего занятия я побуждала детей думать, рассуждать, делать доступные выводы. Использовала методы и приёмы, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся: задание на установление логических связей (это задания: разминка о деревьях и работа с картинками на исключение лишнего).  Большая работа уделялась активизации словаря обучающихся, развитию речи, путем использования хорового проговаривания стихотворения, отгадывания загадок, беседы по теме. Я применила упражнения, способствующие развитию психомоторики: это пальчиковая гимнастика и  изобразительная деятельность.

         Мною учитывались индивидуальные психофизические особенности воспитанников. Была использована мультимедийная призентация и наглядные средства, которые были разработаны специально для этого занятия, что также помогало формированию потребности  воспитанников в познании и сохранении окружающего мира.

         Разнообразие видов работ повышало интерес обучающихся к занятию, так же способствовало воспитанию таких качеств как аккуратность, умение содержать своё рабочее место в порядке, бережное отношение к природе и своему здоровью, воспитание этических норм поведения. Своевременное проведение двух физминуток способствовало предотвращению утомляемости обучающихся. Так как воспитательная работа и обучение детей тесно взаимосвязаны, на занятиях реализовывались межпредметные связи по таким дисциплинам как устная речь, ОБЖ и рисование.

         Изучение окружающего нас мира оказывает благоприятное влияние на развитие разных сторон личности ребенка, и, прежде всего, на его умственное развитие. Окружающий мир – источник чувств, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Уточнение представлений об окружающей действительности способствует их лучшей социализации  в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_zanyatie_chelovek_i_priroda.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Октябрьская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа № 19 VII-VIII- видов

План-конспект воспитательного

мероприятия для 2 класса VII вида

«Человек и природа».

                                                Подготовила воспитатель:

                                                 Кунцман Лариса Павловна

г.Октябрьский  2013г

Тема: «Человек и природа»

Цель: формирование потребности  воспитанников в познании и сохранении

            окружающего мира.

Задачи: 1. Обогащать кругозор, развивать внимание, мышление.

               2. Корригировать познавательную деятельность на основе

                  упражнений в установлении причинно-следственных связей.

               3. Воспитывать любовь  и бережное отношение к природе.

Планируемый результат: развитие экологической этики воспитанников, ответственности в их отношениях с природой.

Оборудование: бейджики у детей, экран,  проектор, ноутбук с беспроводной мышкой, указка; у каждого воспитанника: краски, стаканчики с водой, влажные салфетки, листочки на рефлексию; эмблемы в подарок.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

Слайд 1

-Здравствуйте ребята!         

-Меня зовут Лариса Павловна, я пришла к вам в гости.

-Сегодня замечательный день! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся!   А теперь посмотрите на меня и подарите свои улыбки мне!

    - Пожелаем друг другу успехов на сегодняшний день!

       Слушайте, запоминайте, ни минутки не теряйте.

Слайд 2

                

II. Актуализация знаний.

-Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно:

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек- всю Землю

Можешь только ты,

Разумные человек!

- А теперь прочитаем и повторим все вместе. Молодцы!

-Как вы думаете, о чём будет наше занятие? (Ответы детей)

-Молодцы ребята, правильно, занятие будет о самой природе и её защите. Вряд ли найдется на земле человек, который скажет о себе «Я не люблю природу». Природу любят все. 

Слайд 3

-И тема нашего занятия будет звучать так: «Человек и природа ».

III. Работа по теме.

1.  Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей)

- Я тоже очень люблю сказки и предлагаю вам сыграть сказку, а наши пальчики будут нам помогать, будут её показывать.

Вы согласны?  Тогда начинаем:

- Жил был на свете человечек.

- Построил он себе домик.  Домик получился красивый,  с высокой трубой на крыше.  Вокруг домика  он построил забор с воротами.

-Возле домика  он посадил цветы, они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером.

- Над цветами кружили пчелы, они жужжали, собирали цветочный сок.

- Человечек жил один-одинёшенек, и пошёл он по свету искать друзей.

- Шёл, шёл человечек, встретил птичку и говорит: «Птичка, птичка, давай с тобой дружить». Но ничего не сказала птичка, взмахнула крыльями и улетела.

- Пошел человечек дальше, увидел широкую речку, а в ней рыбку.  Но рыбка не захотела дружить с человеком, плеснула хвостиком и уплыла.

- А он пошёл дальше и встретил лошадку. «И-го-го»- сказала лошадка, «Давай с тобой дружить, человек, я буду тебе помогать, перевозить тяжелые грузы». И человек с радостью согласился. И дальше пошли они вместе: лошадка  и человек.

- Шли, шли, а навстречу им собака: «Ав-ав, возьми меня с собой человек, я буду тебя охранять. И пошли они дальше втроём: человек, лошадь и собака.

- Идут и видят коза пасётся в поле. «Ме-ме, давай дружить человек, я буду поить тебя вкусным молоком.

- Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза.

- Идут и слышат жалобное мяуканье, оказалась, что это кошка. «Мяу-мяу, возьми меня с собой человек, я буду мышей пугать, чтобы они ничего не могли погрызть».

- И пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и  кошка.

- И увидел человек свой домик с трубой, из которого когда-то ушёл.

- Построил человек для своих друзей сарай.

- И стали они вместе жить – поживать и друг другу помогать.

- Вот так с тех пор и живут вместе: человек и животные!

-Поднимите пожалуйста руки, у кого дома есть животные?

- Вы их любите и заботитесь о них ? (ответы детей) Молодцы! Правильно, мы должны заботиться о братьях наших меньших.

2. Человек  всегда был неразрывно связан с природой. Природа и человек не разделимы.

-А что дает человеку природа? ( ответы детей)

- Правильно! Разве может человек прожить без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листвы. Все нам дарит мать-природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного отношения к себе!

Слайд 4

-Год 2013- это год  экологии, защиты окружающей среды. Скажите, а в какой республике мы с вами живем, как она называется? (ответы детей).  Посмотрите, пожалуйста на экран- это эмблема Года охраны окружающей среды в Башкортостане. На эмблеме изображен белый беркут, стремящийся в небо, на фоне капли воды. Беркуты выбирают местом своего обитания только экологически чистые районы. Фон эмблемы — капля воды — состоит из трех цветов: голубого, белого и зеленого, что символизирует флаг нашей республики.

-Но защищать окружающую среду нужно не только в этом году, а всегда!

-Ребята, а вы знаете какие деревья растут у нас в Башкирии, в вашем городе? (Ответы детей)

3. Давайте проведём небольшую разминку на внимательность. Я буду называть разные деревья и кусты. Если они растут у нас - хлопок в ладоши, если нет - молчание. Итак, да - хлопок, нет - молчок. Слушайте внимательно.

Яблоня. Слива. Малина. Мимоза.
Ель. Баобаб. Рябина. Берёза.
Вишня.
Лимон.  Апельсин.
Липа. Клён.
Мандарин.

-Молодцы, вы очень внимательные, вы хорошо знаете деревья! Жаль, что у нас не растут мандарины и апельсины!

-А сейчас физминутка! Встаньте, пожалуйста, возле парт, опустите руки и повторяйте за мной.

IV. Физминутка:                            Слайд 5

Ветер зимний лес качает,

Вправо- влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон-

Зашумел ветвями он.

- Ещё разок!

- Молодцы, размялись. Отдохнули, а теперь тихонечко садитесь.

4. Говорят, что лес- это богатство. Скажите, а в чём его богатство, какую пользу приносит людям лес? (Ответы детей)

- Правильно ребята,                           Слайд 6

 (показать указкой на экран)- лес нам дает много, в первую очередь чистый воздух, ягоды, грибы, орехи; из дерева люди делают мебель, строят дома; а ещё мы наслаждаемся его красотой.

- Ребята, а вы любите  лес?  (Ответы детей – хоровые)

- И я люблю. Лесом можно любоваться, он красив в любое время года. Посмотрите.                                     Слайд 7

- Его можно пощупать. Какой лес на ощупь? (Ответы детей) 

-Лес можно понюхать. Чем пахнет лес? (ответы детей)

- А еще его можно послушать. Какое сейчас время года? (ответы детей) А  я приглашаю вас на прогулку в зелёный, летний лес. Сядьте поудобней, откиньтесь на спинку стула, закройте глазки и представьте, что мы пришли в красивый, зелёный лес. Вокруг растут цветы, красивые растения. И давайте просто послушаем лес.

Слайд 8- звучание голосов леса

- Откройте глаза. Вам понравилось?

- А что вам понравилось, что вы слышали в лесу? (Ответы детей)

Слайд 9

6. А вы знаете как надо вести себя в лесу? (Ответы детей)

-Давайте проверим, как вы знаете правила поведения в природе и поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я  буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите "да!", если плохо, то все вместе говорите "нет"! 

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

Молодцы ребята, вы хорошо знаете, правила поведения на природе.

- В лесу нельзя шуметь, можно испугать его обитателей: животных и птиц, нельзя ломать ветки деревьев, нельзя мусорить.

Я уверена, что вы не принесете вреда природе сами и научите этому других!

7. Зрительная гимнастика

- Глазки устали? Много смотрели, им нужно отдохнуть.

- Давайте проведём гимнастику для глаз «Солнышко и тучки»  (выставить на доску картинки с изображением солнышка и тучки)

- Следите за положением тучек только глазами, головой не вертим.

(взять в руки палочку с тучками)

Солнышко с тучками в прятки играло.

Солнышко тучки-летучки считало.

Серые тучки (смотреть глазами влево)

Черные тучки  (смотреть право)

Легких- две штучки (глазами вверх), тяжелых- три штучки (вниз).

Тучки попрятались, тучек не стало (крест накрест закрыть руками глаза).

Солнце на небе сильней засияло! (Поморгать глазами)

8. Вы  молодцы! А загадки разгадывать умеете? Сейчас проверим, надо найти ошибку и исправить её:

(ответы в картинках прикрепляются на доску, для исключения лишнего)

В чаще голову задрав
Воет с голоду…жираф 
(волк)

Кто в малине знает толк
Косолапый, бурый…волк 
(медведь)

Дочерей и сыновей,
Учит хрюкать…муравей 
(свинья)

Кто любит по ветвям носиться,
Конечно рыжая…лисица 
(белка)

Быстрее всех от страха,
Несется…черепаха 
(заяц)

В теплой лужице своей,
Громко квакал…муравей 
(лягушонок)

С пальмы – вниз,
На пальму снова,
Ловко прыгает…корова 
(обезьяна)

На одной ноге стоит
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля,
Узнаете? Это…цапля!

- Ребята, а какая загадка здесь лишняя, о ком она и почему лишняя?

(Ответы детей: цапля- это птица, все остальные животные)

- Молодцы, вы все правильно угадали.

8. А теперь хочу предложить вам  нарисовать зимний лес.

У вас на партах есть белый лист с рисунком дерева, краски и баночки с водой. Возьмите лист, пожалуйста, подвиньте поближе краски и стаканчик с водой.  Рисовать будем указательным пальчиком. Покажите свои указательные пальчики.

-Какой лес зимой? (ответы детей). Прошел Дед Мороз и укутал ветки деревьев пушистым, белым снежком. Как вы думаете, краска какого цвета нам понадобится?  (Ответы детей)

Правильно, а теперь рисуем, вот так. (Показать технику исполнения)

Слайд 10 зимний лес с волшебной музыкой

- Молодцы, возьмите влажные салфетки на краю парты и очень хорошо вытрите руки, чистоту нужно соблюдать всегда и во всем! На пол грязные салфетки не бросайте, уберите на край парты.

- Покажите нашим гостям, какой у нас получился прекрасный зимний лес!

- Возьмите свои рисунки и поверните их гостям.

- Молодцы, красота!

V. Рефлексия                              

(Беру маленькую искусственную елочку и коробочку с игрушками)

- Ребята, а вам понравилось наше занятие? А что больше всего понравилось? (Ответы детей)

- А какой приближается всеми любимый, волшебный  праздник? (Новый год)

- Я предлагаю вам украсить эту чудо-ёлочку. Если вам понравилось занятие, то  повесьте на неё красный шарик, если не очень понравилось- белый  шарик. И самое главное не забудьте загадать желание.

Всем понятно? Приступаем, тихо, шепотом, по волшебному считаем: «Раз, два, три- начни!»

-Какая замечательная ёлочка  получилось у нас!

VI. Итог занятия.                                Слайд 11

- Ребята, мне с вами было очень интересно. Вы теперь стали членами клуба защитников природы. На память о нашей встрече, я хочу вам подарить эмблемы членов клуба. (Вручение эмблем)

Берегите природу, ведь от того, какой будет окружающий нас мир, зависит только от нас, от людей, живущих на Земле! Сохраним мир вокруг себя!

Слайд 12

- А еще я хочу поздравить вас с наступающим Новым годом! Пожелать вам здоровья, успехов во всем!

И я дарю вам эту волшебную чудо-ёлочку, пусть она останется на память о нашей встрече и пусть сбудутся все ваши мечты!

Спасибо за  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного воспитательного занятия "Сохрани мир вокруг себя"

laquo;Эту истину знаю отродуИ ее никогда не таю.Кто не любит родную природу.Тот не любит отчизну свою»И. Романова          Экологическое занятие &la...

Внеурочное учебное занятие на тему «Кристаллические премудрости природы» проведённое в 1 классе.

Занятие, в ходе которого учащиеся получат начальные сведения о кристаллах и  узнают способ их выращивания....

Конспект внеурочного логопедического занятия по теме: «Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами»

Логопедическое внеурочное занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными  нед...

Конспект классного часа на тему "Человек - часть природы"

Данный материал будет полезен учителям и воспитателям в работе с детьми с ОВЗ....

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Человек – защитник природы». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование у школьников понимания необходимости и важности заботы о природе, дружбы с природой; знакомство учеников с заповедными местами России, Челябинской области.Плани...

Конспект воспитательного мероприятия по теме "Мы- друзья природы"

Дата проведения 25.04.2024 Форма мероприятия Викторина Тема мероприятия Мы – друзья природы Цель мероприятия Формирование основ экологической культуры, развити...