Внеурочное учебное занятие на тему «Кристаллические премудрости природы» проведённое в 1 классе.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Задорина Ангелина Александровна

Занятие, в ходе которого учащиеся получат начальные сведения о кристаллах и  узнают способ их выращивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kristallicheskie_premudrosti_prirody.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования №289

с углубленным изучением предмета «физическая культура»

Красносельского района Санкт-Петербурга

Внеурочное учебное занятие

на тему

«Кристаллические премудрости природы»

проведённое в 1 классе

  в рамках конкурса-фестиваля

 «Открытый урок»

в номинации

«Лучшее внеурочное учебное занятие»

учитель начальной школы:

Задорина Ангелина Александровна

 Технологии: технология сотрудничества (работа в парах), эксперимент.

 Санкт-Петербург

                                                                 2015      

                 

Введение

Кем бы ни стал сегодняшний ученик в будущем — военным, журналистом, переводчиком, водителем — в повседневной жизни он будет иметь дело с различными материалами. Возможно, он станет свидетелем или непосредственным участником новых достижений в различных отраслях человеческой деятельности, которые будут связаны с появлением новых веществ или использованием уже известных.

Как создаются эти вещества, какими свойствами обладают, какие процессы лежат в основе их получения, почему получают так, а не иначе?... На все эти вопросы отвечает химия.

Предлагаемое внеклассное мероприятие предназначено для учащихся начальной школы, которые в ходе его проведения будут не только пассивными слушателями, но и активными участниками. Проводят это мероприятие два учителя: учитель начальных классов и учитель химии. В качестве помощников — учащиеся 9 классов.

В ходе работы над данным мероприятием мы постарались учесть следующие аспекты:

  1. психологические особенности учащихся начальной школы;
  2. уделить внимание не столько теоретическим вопросам, сколько прикладному характеру химии, используя современные мультимедийные материалы;
  3. возможность проведения учащимися начальной школы химического эксперимента.

Программное содержание:

  1. Воспитывать бережное и уважительное отношение к неживой природе;
  2. Закрепить знания учащихся о разнообразии мира камней и минералов;
  3. Систематизировать представления учащихся о соли и ее свойствах;
  4. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
  5.  Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения;
  6. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники; безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
  7. Развивать мелкую моторику рук, способность развитию умения обследовать вещества;
  8. Познакомить учащихся с понятием «кристалл»;
  9. Изучить условия образования кристаллов;
  10.  Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам) .

Тема: Кристаллические премудрости природы.

Цели:  

  1. познакомить с разнообразием и красотой кристаллов разных веществ;
  2. научить описывать свойства вещества — поваренной соли;
  3. ознакомить со способом выращивания кристаллов из поваренной соли.

Задачи:

         1. личностные:   

  • формировать мотивацию учебной деятельности;
  • воспитывать чувство гордости за достижения российской науки;

2. метапредметные:

  1. познавательные:
  • прививать любовь к научным исследованиям;
  • развивать интерес к наукам об окружающем мире;
  1. регулятивные:
  • формировать умение регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом;

      3. коммуникативные:

  • формировать культуру общения, умения работать в парах;

3. предметные:

  • освоение доступных способов изучения природы;

Планируемые результаты:

  1. научатся характеризовать данное вещество по внешним свойствам;
  2. получат начальные сведения о кристаллах;
  3. смогут узнавать изученные кристаллы на иллюстрациях и в натуральном виде;
  4. узнают способ выращивания кристаллов.

 Материал и оборудование: 

  1. Кабинет оснащен компьютером и мультимедийной техникой;
  2. Плакат «Снежная королева», набор коллекции «Снежинки»;
  3. Для работы учащихся в парах:
  •  набор камней и минералов.
  • поднос с набором для изучения свойств кристаллов соли (тарелочка с солью, лупа, ложечки, мешочки с солью, пипетка, стаканчик с водой, пластиковая  палочка).

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята и гости нашего занятия, которое проходит в рамках конкурса-фестиваля: «Открытый урок». Вести наше мероприятие сегодня будем мы: Задорина Ангелина Александровна (учитель начальных классов) и Соломатина Олеся Юрьевна (учитель химии).

II. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. 

Учитель начальных классов:

- Тема нашего занятия «Кристаллические премудрости природы». Кристаллические — от слова «кристалл». Прислушайтесь, какое красивое, звучное слово!

- Ребята, а Вы слышали это слово? (Ответы детей)

- Прекрасно! А кто из Вас видел кристаллы? Какие они? Поделитесь с нами своими впечатлениями.

- Затрудняетесь?

- А хотите узнать ответы на эти вопросы? (Ответ детей)

III. Организация познавательной деятельности.

- Тогда давайте отправимся в увлекательное путешествие в «Мир кристаллов».

- К нам присоединиться необычная спутница (на доске в окружении снежинок расположена Снежная королева). Узнали ее? (Ответ детей)

- А из какого мультфильма она прибыла к нам? (Ответ детей)

  1. Просмотр фрагмента мультфильма.

- Сейчас Вы увидите фрагмент из этого мультфильма. Посмотрите его внимательно, чтобы правильно ответить на мои вопросы.

(Идет просмотр фрагмента мультфильма)

- Ребята, как Вы думаете:

1. С чем играл Кай в замке Снежной королевы? (Ответ детей)

2. Что выпало из глаза Кая? (Ответ детей)

3. Из чего состоял замок Снежной королевы?   (Ответ детей)

 (Ответы детей: осколки, льдинки, кусочки...)

  • Все верно, а я дополню: «Ответ на все эти вопросы — кристаллы льда! Так в науке называют все то, что Вы перечислили.

2. Музыкальная презентация «Виды снежинок».

- Ребята, Вы, конечно, все трогали руками эти кристаллы. Какие они? (Ответ детей: холодные, прозрачные, хрупкие, твердые...)

- Молодцы!

- Ребята, посмотрите, что окружает Снежную королеву? (Ответ детей: снежинки)

- А Вы знаете, что такое снежинки? (Ответ детей)

- Снежинки — это маленькие кристаллики льда, которые образуются в природе при низкой температуре. Поэтому и наблюдаем их, и любуемся ими мы только зимой.

- Наверное, вы рассматривали их. Расскажите, какие они? (Ответ детей)

  • Все снежинки неповторимы по своей красоте, но при этом они будут схожи по одному признаку. Давайте поближе рассмотрим снежинки. (музыкальная презентация «Виды снежинок»). (Ответ детей)
  • Ребята,если Вы внимательно смотрели на снежинки, то наверное успели обратить внимание, что у каждой из них по сколько лучей (по шесть лучей). (Ответ детей)

IV. Физкультминутка с музыкальным сопровождением.

- Представьте себе на минутку, что за окном падает снег. В воздухе кружатся, танцуют снежинки. А снежинки — это Вы (танцуют под песню «Снежинки» с видеосопровождением).

V. Формирование умение и навыков. Эксперимент.

  1. Мотивация к деятельности.

Учитель химии:

- Однако  кристаллы создаются не только матушкой-природой, но и людьми. Эти люди — ученые-химики. Представим, что мы с Вами находимся не в классе, а в лаборатории. И Вы не просто ученики, а ученые. Давайте оденем с Вами шапочки ученых и проведем с Вами настоящее химическое исследование, а вот с каким веществом, Вы узнаете, если сможете отгадать мою загадку:

Белый камень из горы

 Всегда стоит на столе.

 Кто его не ест,

Тот вкуса не знает.

Ответ детей (соль).

 - Ребята, соль - полезное ископаемое. Добываю ее под землёй в огромных пещерах, сталактидах, и из морской воды. По другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу. Производится соль в разных видах: очищенная; крупного, мелкого помола, кормовая, йодированная, морская. Человек использует белую очищенную поваренную соль, в основном в приготовлении пищи.

  1. Техника безопасности.

- Хочу напомнить Вам, что, так как мы с Вами не просто ученики, а ученые, и находимся не в классе, а в лаборатории, то перед тем, как начать химический  эксперимент, хочу пригласить к нам одного «известного ученого», который расскажет правила безопасного обращения с любыми веществами. Ведь ничего нельзя делать без подготовки. Нужно обязательно знать: «Что делать?», понимать: «Как делать» и помнить: «Как нельзя делать».

В класс входит ученый-химик, приветствует учащихся и рассказывает правила техники безопасности в стихах (его роль исполняет ученик 9 класса; он в халате, защитных очках, перчатках; в одной руке — держит пробирку, а в другой — противопожарное полотно):

При работе с веществами

Не берите их руками

И не пробуйте на вкус.

Реактивы не арбуз.

Слезет кожа с языка

И отвалиться рука

Задавай себе вопрос

Но не суй в пробирку нос.

Будешь кашлять и чихать,

Слезы градом проливать.

Помаши рукой ты к носу

Вот ответ на все вопросы.

С веществами неизвестными

Не проводи смешивания неуместные.

Незнакомые растворы

Ты друг с другом не сливай,

Не ссыпай в одну посуду,

Не мешай, не поджигай.

3. Принятие проблемы.

  • Спасибо нашему ученому. Теперь правила техники безопасности Вы знаете.
  • Ребята, любое химический эксперимент начинается с того, что необходимо подробно узнать данное вещество и изучить его  свойства. У нас с Вами это вещество — соль.
  •  Посмотрите перед Вами стоят подносы, на которых располагается все необходимое для опытов (тарелочки с солью,  лупа, ложечка, мешочки с солью, пипетка, стаканчик с водой, стеклянная палочка). Значит можете приступать к работе.

- А в чем дело? Почему не приступаете к работе? (Ответ детей)

- Понятно! Вам не хватает знаний. А как мы можем получить знания? (Ответ детей: из интернета, из книг, из учебника, от учителя, из инструкции...)

  • Вы правы, но так как Вы у нас еще только начинающие ученые, то я для Вас сегодня,  буду «проводником» в удивительный мир химии.
  • Давайте приступим:

 1) Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов.

2) Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется)

Вывод: Соль сыпучая.

 3) Пощупайте мешочки с солью (на ощупь кристаллики твердые, издают хруст)

 Вывод: Соль твердая, хрустящая.

4) Пипеткой капнуть немного воды на соль, куда она делась? (она впиталась).

Вывод: Соль впитывает воду.

5) В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать, что теперь? (соль растворилась).

Вывод: Соль растворяется в воде.

6) Воду попробовать на вкус (Вода стала соленой)

Вывод: Вода стала соленой.

- Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

 Вывод:

Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая.

 - Молодцы, много интересного вы теперь знаете о соли.

- Ребята, мы, с Вами через лупу смотрели и изучали кристаллы соли. А ведь все твердые вещества в природе состоят из кристаллов. Они очень красивы, обладают четкостью линий и симметрией. Люди всегда восхищались их цветом, блеском и формой. Украшали ими себя и жилище. Кристаллы можно дарить в качестве сувениров и подарков, природные кристаллы растут очень долго. Ученые научились выращивать их на производстве, их называют исскуственными.

  • Давайте вместе с Вами вырастим «кристалл-снежинку».

4. Описание опыта «Выращиваем кристалл».

В банку наливаем горячую воду. Засыпаем в воду соль (учащиеся по очереди высыпают туда соль со своих подносов, а уже затем учитель химии досыпает нужное количество)  и размешиваем, пока она не перестанет растворяться. Фильтруем для получения чистого раствора. На середину палочки привязываем нитку с нашей «снежинкой» на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку с нашей «снежинкой» опускаем в раствор. Осторожно ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. «Снежинка» в течение недели обрастет кристалликами соли, и опыт будет завершен. Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут наши кристаллы соли. Для этого заведём блокнот, и будем в ней делать зарисовки каждый день.

- Итак, мы можем сделать вывод: соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить самим.

- Вы ребята молодцы, хорошо мне помогли в совместной работе в нашей лаборатории. Надеюсь, что и впредь вы будете интересоваться явлениями неживой природы и происхождением минералов, давайте снимем шапочки и отдохнем.

VI. Физкультминутка.

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

 Чайки в небе закричат,

 Черепахи зашуршат.

 И веселые дельфины

 Из воды покажут спины.

 И огромный синий кит

Под фонтаном запыхтит.

Соли в речку брошу я -

Выйдет море у меня.

Только где бы по пути

Столько соли нам найти?

VII. Закрепление и включение в систему знаний.

1. Учитель начальных классов:

- Ребята, мы с вами по «Окружающему миру» изучали тему «Красивые камни в нашем доме. Давайте немножко вспомним.

- Мы уже рассматривали тогда некоторые камни, различные поделки и украшения из них. А сейчас у Вас появилась еще одна возможность познакомиться с другими камнями и рассмотреть их кристаллы поближе.

(рассматривание коллекции)

2. Учитель химии:

- Каждый камень по-своему хорош и может рассказать о себе много интересного и таинственного. Ученые называют одни камни минералами, а другие горными породами. Минералы считаются более дорогими камнями, из них изготавливают различные украшения, а горные породы применяются при строительстве и в промышленности (учитель химии).

Ребята, посмотрите, все они разные, непохожие друг на друга. Отличаются они цветом; бывают яркие камни, бывают нежные, переливающиеся всеми цветами радуги, бывают невзрачные булыжники.

- Где в природе можно встретить камни? (ответ детей: камни находятся в земле, в горах, по берегам рек, озер и морей).

- В организме человека также могут образовываться кристаллы. Посмотрите  вот так, выглядят кристаллы, которые образуются в почках человека и причиняют большую боль обладателям «таких сокровищ» (слайд).

- А вот так выглядит витамин РР, без которого кровь будет плохо перемещаться в человеческом организме (слайд).

- Все это создает матушка-природа. Вот они кристаллические премудрости природы!

VII. Рефлексия.

Учитель начальных классов:

- Все это очень интересно, но наше путешествие в «Мир кристаллов» подходит к концу и хочется услышать, что нового вы сегодня узнали, чему научились.

- Продолжите фразу:

  • я сегодня узнал...
  • я научился...
  • мне было...

IX. Творческое задание.

Учитель начальных классов:

Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить творческое задание: дорисовать снежинку по образцу.

X. Подведение итогов.

Учитель химии:

- Ребята, мы очень рады, что сегодня Вы получили новые знания и прекрасно справились с ролью ученых-химиков. На память об этом занятии хотим вручить Вам дипломы «Юный химик», в котором написано, какой «Камень-талисман» соответствует Вашему имени и  будет защищать своего хозяина от болезней, приносить удачу, а также служить прекрасным украшением + маленький подарок: описание нашего опыта «Выращиваем кристалл».

- А вручать их Вам будет наш уже с Вами друг — ученый-химик (учитель называет ФИО ученика, тот встает и к нему подходит «ученый-химик»).

Ученик 9 класса (ученый):

  • Я рад был с Вами познакомиться и хотел бы проститься с Вами такими словами:
  • Химия — всех наук царица.
  • Химия — всех важней.

Синтез различных компонентов

Это подвластно ей.

Может помочь в беде больному

И чудо сотворить.

Может согреть зимой холодной-

Нам без нее не жить!

СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ! ВСЕ МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.Истоминой

Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.ИстоминойНазвание УМК: «Гармония»    Предмет: Математика   Класс: 3Тема урока:  Учимся решать задачи.Место и рол...

Открытое учебное занятие по английскому языку во 2-м классе "The ABC-Party".

Основной целью окрытого занятия является подведение итогов работы за первое полугодие на начальном этапе изучения английского языка. На занятие происходит закрепление и обобщение изученного матер...

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...

Учебное занятие "Чувство Родины" по ОРКиСЭ в 4 классе (Модуль "Основы светской этики")

Учебное открытое занятие на районном семинаре по ОРКиСЭ "Формирование познавательной активности у учащихся в рамках изучения курса ОРКиСЭ". Модуль "Основы светской этики". Подготовили и провели учител...

Учебное занятие по математике " «УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ» 1 класс.

Цели урока: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов; учить детей самостоятельно производить классификацию объектов по двум существенным признакам (объедин...

Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов» на тему "Слова одинаковые, но разные"

Данное внеурочное занятие актуально тем, что направлено на развитие языковой интуиции и ориентирования обучающихся в пространстве языка и речи, развитие устойчивого познавательного интереса к русскому...