Главные вкладки

    Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов» на тему "Слова одинаковые, но разные"
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Бажутова Наталья Викторовна

    Данное внеурочное занятие актуально тем, что направлено на развитие языковой интуиции и ориентирования обучающихся в пространстве языка и речи, развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку и включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка. Подобранный методический материал направлен на развитие внимания, мышления,  речи детей, а также на обогащение  словарного запаса учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Бажутова Н. В., учитель начальных классов

    ГБОУ СОШ №  358 Московского района г.Санкт-Петербурга

    Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов»

    Тема занятия

    Слова одинаковые, но разные

    Цель

    Формировать умение распознавать омонимы

    Задачи

    Составить мини-словарик «Собираю омонимы»; расширять словарный запас учащихся; развивать внимание, мышление,  речь; воспитывать бережное отношение к природе

    Основные понятия темы

    Омонимы, каламбур, лексическое значение слова

    Планируемый результат

    Предметные умения

    УУД

    Уметь распознавать омонимы, использовать в речи лексическое богатство русского языка; наглядно представлять извлеченную из теста  информацию  в   таблице.

    Личностные: понимать и сохранять учебную задачу занятия; осознавать роль языка и речи в жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

    Познавательные:  участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; уточнить представление об омонимах; извлекать из текста необходимую информацию для выполнения учебного задания.

    Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности; анализировать соответствие результатов работы требованиям.

    Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на занятии.

    Организация пространства

    Межпредметные

    связи

    Формы работы

    Ресурсы

    ИЗО. Литературное чтение

    Фронтальная работа

    Работа в парах

    Индивидуальная работа

    Презентация

    Интернет-ресурс  https://learningapps.org/display?v=p0rjyssu516 

    Раздаточный материал –заготовки-таблицы для словарика

    I этап     Мотивация к деятельности.  Постановка темы. Целеполагание

    Цель этапа —мотивировать учащихся на изучение темы; определить тему занятия; поставить цель  

    Мотивация. Проблемный вопрос. Презентация (1 слайд)

    - Отгадайте загадку.

             Они обычно для шитья;

             И у ежа их видел я;

              Бывают на сосне, на ёлке,

              А называются – (иголки).

    - Кто может сказать, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей) (2 слайд)

    - На предыдущих занятиях какие мини-словарики вы составляли? («Собираю синонимы», «Собираю антонимы».)

    - Какую же  цель мы сегодня поставим перед собой?  

    Мы  продолжаем составлять наши мини-словарики. И сегодня составляем мини-словарик «Собираю омонимы»

    (Учащимся раздаются бланки-заготовки  для составления мини-словарика)(3 слайд)

    II этап   Учебно-познавательная деятельность

    Последовательность изучения

    Обучающие и развивающие задания и упражнения.

    Составление словарика «Собираю омонимы»

    Содержание деятельности учащихся

    1. Разгадывание шарад

    Цель —   развивать внимание, мышление,  речь;  расширять словарный запас учащихся

    Попробуйте разгадать шарады:

    1. Я – травянистое растение

    С цветком сиреневого цвета,

    Но переставьте ударение,

    И превращаюсь я в конфету.

                                        (И`рис – ири`с)  (Слайд 4)

    1.  Я – сборник карт; от ударения

    Зависят два моих значения.

    Хочу – преображусь в название

    Блестящей, шелковистой ткани.

                                         (А`тлас – атла`с) (Слайд 5)

    1. Мы – для пильщиков подставка,

    Мы – для кучера сиденье.

    Но попробуй-ка, поставь-ка

    Нам другое ударенье.

    Осторожней будешь с нами:

    Забодаем мы рогами.

                                          (Ко`злы – козлы`) (Слайд 6)

    А теперь, когда шарады разгаданы, предлагаю поработать в парах: выберите любое из этих слов и занесите его в словарик, проиллюстрируйте его и запишите такие предложения с ним, чтобы было понятно, что это слово – омоним. Как вы заметили, омонимы  могут различаться ударением. Такие омонимы называются омографами.

    Учащиеся разгадывают шарады, с помощью иллюстраций объясняют значение отгаданных слов.

    Учащиеся заполняют первую страницу словарика (Работа в парах)

                    2. Работа с текстом

    Цель – формировать умение находить в тексте слова-омонимы; познакомить с понятием каламбур.

     

    - Прочитайте выразительно стихотворение А.Шибаева «Норка у норки». В чем особенность этого стихотворения?

                           Норка

                           Вылезла из норки

                           И пошла

                           К знакомой норке.

                           В норку норкину

                           Вошла,

                          Норку в норке

                          Не нашла.

                          Если в норке

                          Нету норки,

                          Может, норка —

                          Возле норки?

                          Нет нигде.

                         Пропал и след.

                         Норка — здесь,

                         А норки — нет! (Слайд 7)

     

    - Нередко писатели и поэты используют омонимы для создания каламбуров, т.е. шуток, основанных на одинаковом звучании, но различном значении слов. Прочитайте каламбур Н.Глазкова, объясните значение омонимов, которые встречаются в этом четверостишии.

                        Люблю речные отмели и косы,

                        Люблю, когда звенят лугами косы…

                        Но мне милей моей любимой косы!..

                        Ты не смотри на эту слабость косо. (Слайд 8)

    - А теперь вы можете заполнить вторую страничку вашего словарика, используя те слова-омонимы, о которых вы узнали из прочитанных нами стихотворений.

     Физкультминутка (Слайд 9)

    Чтение стихотворения, нахождение в тексте омонимов, объяснение лексического значения слова.

    Учащиеся записывают второе слово в словарик, иллюстрируют его и записывают предложения.  (Работа в парах)

    III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

    Игры со словами

    Цель -   расширять словарный запас учащихся; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе

    - А теперь переходим с вами на новый уровень, когда нужно будет подумать, разгадать, преобразовать: игры со словами. 

    1.Ребусы

    Попробуйте разгадать ребусы и объяснить значение разгаданных слов

     Журавль.

    1.Крупная болотная перелётная птица.

    2.Длинный шест с противовесом, служащий для подъема ведра с водой из колодца, колодезный журавль. (Слайд 10)

    Слово учителя о белом журавле (стерхе), занесённом в Красную книгу.

             Белый журавль (или стерх) – птица, которая относится к семейству журавлиных и отряду журавлеобразных, и на данный момент считается самой редкой разновидностью журавлей, обитающих исключительно на территории России.

             В дикой природе белых журавлей максимум 3000. В неволе содержат несколько тысяч этих птиц. Белые журавли стерхи находятся на грани вымирания, поэтому множество орнитологов озабочены этой проблемой и помогают всеми силами. Вопросом охраны стерхов плотно начали заниматься с 1970 года. С того времени были созданы резервные фонды, множество питомников, где ученые выращивают журавлей из яиц. Орнитологи даже обучают птенцов полетам на большие расстояния. (Слайд 11)

             А что конкретно вы можете сделать для того, чтобы сохранить нашу природу?

    Замок.

    1.Дворец и крепость феодала.

    2.Устройство для запирания чего-либо ключом. (Слайд 12)

    2. Анаграммы

    Вспомним, что такое анаграмма?

    Анаграмма – это прием, суть которого состоит в перестановке букв какого-либо слова, что в результате дает совершенно другое слово.

    НОРКА – КРОНА

    - Объясните значение получившегося у вас слова. Какие предложения можно составить со словом крона? (Слайд 13)

    Норка.

    1. Хищный пушной зверёк сем. куньих с густым блестящим мехом (серого, белого, чёрного и разных оттенков коричневого цвета).
    2. Жилище дикого животного; полость в земле с ходом (ходами) наружу.

    Крона.

    1. Верхняя разветвлённая часть дерева (ствола) вместе с сучьями и ветвями.
    2. В Дании, Норвегии, Швеции и некоторых других европейских странах: основная денежная единица; денежный знак этого достоинства.

    АПОРТ – ТРОПА

    - Объясните значение использованных в анаграмме слов, составьте с ними предложения или словосочетания.  (Слайд 14)

    Апорт.

    1. Раннезимний сорт яблони с крупными кисловато-сладкими на вкус плодами; плоды этой яблони.
    2. Команда дрессированной собаке: "принеси!", "подай!".

    Тропа. Узкая протоптанная дорожка. Пешеходная т. Лесная т. Звериная т. Охотничьи тропы. Протоптанная т. Нехоженая т. Идти своей тропой (своим путём).

    ШИШКА – ШИШАК

    - Объясните значение  слов, использованных в анаграмме, составьте с ними предложения. (Слайд 15)

    Шишка.

    1. Соцветие и плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытое чешуйками. Сосновая, еловая ш. Колючая ш.
    2. Округлая выпуклость, бугорок на теле человека, животного (обычно от ушиба, воспаления и т.п.). Набить шишку на лбу.

    Шишак. Воинский металлический шлем, заканчивающийся остриём с шишкой

     

    Учащиеся разгадывают ребусы, объясняют значения слов-омонимов с помощью иллюстративного материала.

    Обсуждение.

    Учащиеся составляют новые слова, используя прием анаграммы, а также продолжают работать с лексическим значением слова.

    В случае, когда дети затрудняются, учитель с помощью иллюстративного материала подводит их к правильному толкованию слов-омонимов, составляют предложения и словосочетания.

    Упражнение в соотнесении слов-омонимов

    Цель –  формировать умение соотносить слова-омонимы, развивать внимание, мышление

     

    Интернет-ресурс:   https://learningapps.org/display?v=p0rjyssu516 

       (Слайд 16)

    Учащиеся выполняют интерактивное упражнение в сети Интернет

    IV этап   Подведение итога. Рефлексия.

    Цель -  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять контроль по результату выполнения задания; проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности

      1.Самопроверка мини-словариков «Собираю омонимы» (Слайд 17) (Работа в паре)

      2. Рефлексия

    - О чем мы сегодня с вами говорили?

    -  Какие новые знания приобрели?

    - Какой словарик мы составляли?

    - Достигли ли мы цели нашего занятия?

    - А теперь с помощью смайлика оцените  на листочке с мини-словариком свою работу на занятии. (Слайд 18)

    Учащиеся проверяют правильность заполнения словарика-таблицы, пользуясь образцом (см. презентацию).

    Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные сведения.

    Оценивают результаты своей деятельности с помощью смайликов, зарисовывают на листочек-словарик


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта внеурочной деятельности в 1 классе

    технологическая карта по внеурочной деятельности "Театр" в 1 классе "Прощание с 1 классом"...

    Технологическая карта внеурочного итогового занятия проектной деятельности детей

    Учебный материал будет интересен воспитателям ГПД. В игровой форме проверяются знания детей, полученные в ходе проекта -"Этот  Волшебный мяч".  проектеВ этом дети узнали историю мяча, п...

    Технологическая карта внеурочного мероприятия "Занятие со спичками"

    Технологическая карта представлена для проведения мероприятия в рамках предметной недели...

    Технологическая карта урока Русский язык 3 класс. "Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова"

    Выполнила: Сысо Яна АндреевнаДата проведения: 17.11.2016Технологическая карта урока Русский язык по теме «Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова», 3 ...

    Технологическая карта к логопедическому занятию на тему: "Прямые и переносные значения слов"

    Тема занятия включена в раздел : " Расширение и актуализация словаря; морфологический и семантический анализ слов". Спользованны технологии на основе системно-деятельностного подхода, здоров...

    Технологическая карта урока учебного занятия по курсу «Мы и окружающий мир» в рамках развивающего обучения младших школьников по системе Л.В.Занкова

    На занятии осуществляются межпредметные связи с медициной, обеспечением безопасности жизнедеятельности и микробиологией, внутрипредметные связи с темой, взаимосвязь с жизненными ситуациями....