Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему:
    Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов» на тему "Слова одинаковые, но разные"

    Бажутова Наталья Викторовна

    Данное внеурочное занятие актуально тем, что направлено на развитие языковой интуиции и ориентирования обучающихся в пространстве языка и речи, развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку и включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка. Подобранный методический материал направлен на развитие внимания, мышления,  речи детей, а также на обогащение  словарного запаса учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Бажутова Н. В., учитель начальных классов

    ГБОУ СОШ №  358 Московского района г.Санкт-Петербурга

    Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов»

    Тема занятия

    Слова одинаковые, но разные

    Цель

    Формировать умение распознавать омонимы

    Задачи

    Составить мини-словарик «Собираю омонимы»; расширять словарный запас учащихся; развивать внимание, мышление,  речь; воспитывать бережное отношение к природе

    Основные понятия темы

    Омонимы, каламбур, лексическое значение слова

    Планируемый результат

    Предметные умения

    УУД

    Уметь распознавать омонимы, использовать в речи лексическое богатство русского языка; наглядно представлять извлеченную из теста  информацию  в   таблице.

    Личностные: понимать и сохранять учебную задачу занятия; осознавать роль языка и речи в жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

    Познавательные:  участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; уточнить представление об омонимах; извлекать из текста необходимую информацию для выполнения учебного задания.

    Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности; анализировать соответствие результатов работы требованиям.

    Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на занятии.

    Организация пространства

    Межпредметные

    связи

    Формы работы

    Ресурсы

    ИЗО. Литературное чтение

    Фронтальная работа

    Работа в парах

    Индивидуальная работа

    Презентация

    Интернет-ресурс  https://learningapps.org/display?v=p0rjyssu516 

    Раздаточный материал –заготовки-таблицы для словарика

    I этап     Мотивация к деятельности.  Постановка темы. Целеполагание

    Цель этапа —мотивировать учащихся на изучение темы; определить тему занятия; поставить цель  

    Мотивация. Проблемный вопрос. Презентация (1 слайд)

    - Отгадайте загадку.

             Они обычно для шитья;

             И у ежа их видел я;

              Бывают на сосне, на ёлке,

              А называются – (иголки).

    - Кто может сказать, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей) (2 слайд)

    - На предыдущих занятиях какие мини-словарики вы составляли? («Собираю синонимы», «Собираю антонимы».)

    - Какую же  цель мы сегодня поставим перед собой?  

    Мы  продолжаем составлять наши мини-словарики. И сегодня составляем мини-словарик «Собираю омонимы»

    (Учащимся раздаются бланки-заготовки  для составления мини-словарика)(3 слайд)

    II этап   Учебно-познавательная деятельность

    Последовательность изучения

    Обучающие и развивающие задания и упражнения.

    Составление словарика «Собираю омонимы»

    Содержание деятельности учащихся

    1. Разгадывание шарад

    Цель —   развивать внимание, мышление,  речь;  расширять словарный запас учащихся

    Попробуйте разгадать шарады:

    1. Я – травянистое растение

    С цветком сиреневого цвета,

    Но переставьте ударение,

    И превращаюсь я в конфету.

                                        (И`рис – ири`с)  (Слайд 4)

    1.  Я – сборник карт; от ударения

    Зависят два моих значения.

    Хочу – преображусь в название

    Блестящей, шелковистой ткани.

                                         (А`тлас – атла`с) (Слайд 5)

    1. Мы – для пильщиков подставка,

    Мы – для кучера сиденье.

    Но попробуй-ка, поставь-ка

    Нам другое ударенье.

    Осторожней будешь с нами:

    Забодаем мы рогами.

                                          (Ко`злы – козлы`) (Слайд 6)

    А теперь, когда шарады разгаданы, предлагаю поработать в парах: выберите любое из этих слов и занесите его в словарик, проиллюстрируйте его и запишите такие предложения с ним, чтобы было понятно, что это слово – омоним. Как вы заметили, омонимы  могут различаться ударением. Такие омонимы называются омографами.

    Учащиеся разгадывают шарады, с помощью иллюстраций объясняют значение отгаданных слов.

    Учащиеся заполняют первую страницу словарика (Работа в парах)

                    2. Работа с текстом

    Цель – формировать умение находить в тексте слова-омонимы; познакомить с понятием каламбур.

     

    - Прочитайте выразительно стихотворение А.Шибаева «Норка у норки». В чем особенность этого стихотворения?

                           Норка

                           Вылезла из норки

                           И пошла

                           К знакомой норке.

                           В норку норкину

                           Вошла,

                          Норку в норке

                          Не нашла.

                          Если в норке

                          Нету норки,

                          Может, норка —

                          Возле норки?

                          Нет нигде.

                         Пропал и след.

                         Норка — здесь,

                         А норки — нет! (Слайд 7)

     

    - Нередко писатели и поэты используют омонимы для создания каламбуров, т.е. шуток, основанных на одинаковом звучании, но различном значении слов. Прочитайте каламбур Н.Глазкова, объясните значение омонимов, которые встречаются в этом четверостишии.

                        Люблю речные отмели и косы,

                        Люблю, когда звенят лугами косы…

                        Но мне милей моей любимой косы!..

                        Ты не смотри на эту слабость косо. (Слайд 8)

    - А теперь вы можете заполнить вторую страничку вашего словарика, используя те слова-омонимы, о которых вы узнали из прочитанных нами стихотворений.

     Физкультминутка (Слайд 9)

    Чтение стихотворения, нахождение в тексте омонимов, объяснение лексического значения слова.

    Учащиеся записывают второе слово в словарик, иллюстрируют его и записывают предложения.  (Работа в парах)

    III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

    Игры со словами

    Цель -   расширять словарный запас учащихся; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе

    - А теперь переходим с вами на новый уровень, когда нужно будет подумать, разгадать, преобразовать: игры со словами. 

    1.Ребусы

    Попробуйте разгадать ребусы и объяснить значение разгаданных слов

     Журавль.

    1.Крупная болотная перелётная птица.

    2.Длинный шест с противовесом, служащий для подъема ведра с водой из колодца, колодезный журавль. (Слайд 10)

    Слово учителя о белом журавле (стерхе), занесённом в Красную книгу.

             Белый журавль (или стерх) – птица, которая относится к семейству журавлиных и отряду журавлеобразных, и на данный момент считается самой редкой разновидностью журавлей, обитающих исключительно на территории России.

             В дикой природе белых журавлей максимум 3000. В неволе содержат несколько тысяч этих птиц. Белые журавли стерхи находятся на грани вымирания, поэтому множество орнитологов озабочены этой проблемой и помогают всеми силами. Вопросом охраны стерхов плотно начали заниматься с 1970 года. С того времени были созданы резервные фонды, множество питомников, где ученые выращивают журавлей из яиц. Орнитологи даже обучают птенцов полетам на большие расстояния. (Слайд 11)

             А что конкретно вы можете сделать для того, чтобы сохранить нашу природу?

    Замок.

    1.Дворец и крепость феодала.

    2.Устройство для запирания чего-либо ключом. (Слайд 12)

    2. Анаграммы

    Вспомним, что такое анаграмма?

    Анаграмма – это прием, суть которого состоит в перестановке букв какого-либо слова, что в результате дает совершенно другое слово.

    НОРКА – КРОНА

    - Объясните значение получившегося у вас слова. Какие предложения можно составить со словом крона? (Слайд 13)

    Норка.

    1. Хищный пушной зверёк сем. куньих с густым блестящим мехом (серого, белого, чёрного и разных оттенков коричневого цвета).
    2. Жилище дикого животного; полость в земле с ходом (ходами) наружу.

    Крона.

    1. Верхняя разветвлённая часть дерева (ствола) вместе с сучьями и ветвями.
    2. В Дании, Норвегии, Швеции и некоторых других европейских странах: основная денежная единица; денежный знак этого достоинства.

    АПОРТ – ТРОПА

    - Объясните значение использованных в анаграмме слов, составьте с ними предложения или словосочетания.  (Слайд 14)

    Апорт.

    1. Раннезимний сорт яблони с крупными кисловато-сладкими на вкус плодами; плоды этой яблони.
    2. Команда дрессированной собаке: "принеси!", "подай!".

    Тропа. Узкая протоптанная дорожка. Пешеходная т. Лесная т. Звериная т. Охотничьи тропы. Протоптанная т. Нехоженая т. Идти своей тропой (своим путём).

    ШИШКА – ШИШАК

    - Объясните значение  слов, использованных в анаграмме, составьте с ними предложения. (Слайд 15)

    Шишка.

    1. Соцветие и плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытое чешуйками. Сосновая, еловая ш. Колючая ш.
    2. Округлая выпуклость, бугорок на теле человека, животного (обычно от ушиба, воспаления и т.п.). Набить шишку на лбу.

    Шишак. Воинский металлический шлем, заканчивающийся остриём с шишкой

     

    Учащиеся разгадывают ребусы, объясняют значения слов-омонимов с помощью иллюстративного материала.

    Обсуждение.

    Учащиеся составляют новые слова, используя прием анаграммы, а также продолжают работать с лексическим значением слова.

    В случае, когда дети затрудняются, учитель с помощью иллюстративного материала подводит их к правильному толкованию слов-омонимов, составляют предложения и словосочетания.

    Упражнение в соотнесении слов-омонимов

    Цель –  формировать умение соотносить слова-омонимы, развивать внимание, мышление

     

    Интернет-ресурс:   https://learningapps.org/display?v=p0rjyssu516 

       (Слайд 16)

    Учащиеся выполняют интерактивное упражнение в сети Интернет

    IV этап   Подведение итога. Рефлексия.

    Цель -  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять контроль по результату выполнения задания; проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности

      1.Самопроверка мини-словариков «Собираю омонимы» (Слайд 17) (Работа в паре)

      2. Рефлексия

    - О чем мы сегодня с вами говорили?

    -  Какие новые знания приобрели?

    - Какой словарик мы составляли?

    - Достигли ли мы цели нашего занятия?

    - А теперь с помощью смайлика оцените  на листочке с мини-словариком свою работу на занятии. (Слайд 18)

    Учащиеся проверяют правильность заполнения словарика-таблицы, пользуясь образцом (см. презентацию).

    Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные сведения.

    Оценивают результаты своей деятельности с помощью смайликов, зарисовывают на листочек-словарик


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: " Слово. Предложение. Текст."

    В данной разработке представлена технологическая карта урока русского языка во 2 классе по УМК " Гармония". Тема разработки: " Слово. Предложение. Текст".Цель: Систематизировать знания о предложении и...

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова"

    Урок моделирования и преобразования модели. По характеру познавательной  деятельности: частично-поисковый. По способам организации и осуществления познавательной деятельности: деятельностный, сло...

    Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе по курсу "Народная культура"

    Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками; воспитывать интерес к православным праздникам и их значимости; воспитывать чу...

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова", УМК "Начальная школа XXI века"

    Технологическая карта урока русского языка   по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова". Урок открытия новых знаний. На уроке используются фронтальная, парная и групповая форм...

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдения над словами"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдения над словами"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России": Перенос слова с одной строки на другую.

    Методическая  разработка направлена на  систематизацию знаний о правилах переноса слов с одной строки на другую....