Технологическая карта к логопедическому занятию на тему: "Прямые и переносные значения слов"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Тема занятия включена в раздел : " Расширение и актуализация словаря; морфологический и семантический анализ слов". Спользованны технологии на основе системно-деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_logopedicheskomu_zanyatiyu.docx657.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Технологическая карта

Ф.И.О.

 Поповиченко Татьяна Витальевна

Должность

учитель-логопед

Образовательное учреждение

ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб

Класс

3 класс (4 человека)

Тема занятия

«Прямые и переносные значения слов».

Занятие в системе образовательных мероприятий

Тема занятия включена в раздел: «Расширение и актуализация словаря; морфологический и семантический анализ слов» рабочей программы «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся в начальных классах»

Используемые технологии

Технология на основе системно-деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Игровая технология.

Цель занятия

Формирование у младших  школьников умения  понимать семантику  слов на слух, в собственном произношении и на письме.

Планируемые образовательные результаты

Предметные задачи:

1.Развитие умений различать семантику слов в контексте словосочетания и предложения.

Метапредметные задачи:

Познавательные УУД:

1. Развитие  умений  делать выводы в результате проделанной работы.

2.Формирование знаний основ здорового образа жизни.

3.Формирование знаний основ здоровьесберегающих технологий.

Регулятивные УУД:

1.Определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью учителя.

2.Закрепление  умения  работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

1.Закрепление умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения).

2.Развитие умения слушать и понимать речь других.

3. Развитие умения работать в команде.

Личностные задачи:

1.Формирование  положительного  интереса  и мотивационной основе к изучаемой теме.

2.Формирование у учеников навыков самоконтроля.

Коррекционные задачи:  

1.Развитие общей, тонкой  моторики.

2.Развитие и совершенствование связной речи.

3. Обогащение словаря по теме «Прямые и переносные значения слов».

4. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

5. Развитие пространственных представлений.

6. Развитие логического мышления.

7. Развитие умения составлять предложения из данных слов.

Оборудование

Мультимедийное оборудование, магнитная доска, парты, стулья, двойные листочки в широкую линию, ручки, простые карандаши, сердцевина и лепестки для «цветка настроения», магниты, картинки с изображениями: Элли, Железного Дровосека, Страшилы; линейки, стирательные резинки, карточки с заданиями, смайлики, пазлы, коробка.

Этап

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I. Этап

организацион

ный.

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни в реальном поведении.

3 мин.

3 мин.

-Здравствуйте, дети! Пройдите к своим столам, приготовьтесь к занятию, встаньте ровно около своих парт.

Начнём наше занятие  с того, что потренируем внимание.  Я буду называть разные имена, а вы, когда услышите своё имя, то садитесь, но есть такое условие:  имя мальчика я произнесу тихим голосом,  а имя девочки громким. Вы поняли задание?

Стук. Кто к нам стучится? Р., это к нам пришла Элли из изумрудного города.

Вы помните эту сказку? Кто-то её уже читал? Сам или с родителями? А если нет, то обязательно прочитайте- это очень интересная и поучительная книга.

Элли получила посылку, а в ней письмо. Прочитайте, пожалуйста, каждый про себя. Но, читать будет непросто, посылку намочил дождь и часть букв в послании смылась. Кто прочитал, тот садится ровненько. Прочитайте текст по цепочке.

Р., Элли не знает,  что значит слова с прямым и переносным значением, какие они бывают. Поможем Элли победить Бастинду?!

Дети, чьё имя прозвучало в заданной силе голоса-садятся.

Д. читают:

 «Зл_я волшебница Бастинда заколдов_ла жителей Изумрудного города, и они н_ч_ли сильно болеть. Надо отгадать, чем отлич_ются прямое значение слова от слова с переносным значением. Ин_че, жители никогда не смогут вылечиться. Элли, ты всегда помог_ла нам, помоги  и сейчас!

Регулятивные УУД:

-формирование  основ самоконтроля.

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

II. Основной этап. Актуализация знаний.

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания).

      Слайд 1

Короткая память, золотая монета, каменное сердце,

железный гвоздь, золотое сердце, каменная статуя, железный характер, короткие волосы.

Время бежит, спортсмен бежит, болеть за команду, болеть простудой, жизнь кипит, суп кипит, скачет мяч, скачут мысли

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

5 мин.

3 мин.

3 мин.

5 мин.

3 мин.

5 мин.

Мы с вами уже знаем, что у каждого слова есть основное лексическое значение.

Например, парта – это школьный стол, огурец- это огурец, помидор-это помидор. И когда мы с вами говорим эти слова, то нам понятно, о чём мы говорим, и ни на что другое и не подумаешь.

Значение слова называется прямым, если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак.

Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.

Посмотрите на доску. Вот мальчик идёт, посмотрите, у него ноги и он идёт в прямом смысле этого слова, ногами. А вот дождь идёт. У дождя ноги есть? Нет.  Поэтому, выражение дождь идёт используется в переносном значении.

Ребята, как вы думаете, чему мы сегодня  будем учиться на занятии?

Мы будем учиться отличать слова с прямым значением, от слов с переносным значением.

Кто это понял, поднимите  смайлик.

Возьмите листочки и запишите сегодняшнее число.

Раздаётся стук.

- Дети к нам пришёл лев и он жалуется на кашель и  на то, что плохо видит в темноте. Это всё чары Бастинды. Их надо развеять!

Сейчас мы с вами будем работать в парах. Я вам  раздам карточки со словосочетаниями.   Найдите словосочетания с переносным значением, обсудите их. А потом, каждый в своём листочке и выпишите  в левый столбик словосочетания с переносным значением, а в правый столбик словосочетания- с прямым значением.

Проверьте себя  по образцу, кто ошибся - исправьте.

Р., кому понятно, как определять прямое или переносное значение у словосочетания, поднимите смайлик.

- Ребята, помните, что лев жаловался на плохое зрение. Что мы можем ему посоветовать?

Давайте льву покажем гимнастику для глаз.

Физкультминутка

Упражнение «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ».

 Посмотрите на доску. Следите за двигающимся предметом только глазами, не двигая головой.

Эту гимнастику нужно делать каждый день и желательно по нескольку раз днём, и обязательно перед сном. И тогда, это поможет вам сохранить и укрепить зрение.

Дети,  расскажем льву, что нужно делать, чтобы укрепить свое здоровье.

Посмотрим, какие правила здорового образа жизни я подготовила  для вас, когда готовилась к этому занятию.

 Ой, снова стук,… кто же к нам пришёл?!

Ребята,   Страшила из этой же сказки  пришёл.

 И Страшила жалуется на то, что всё время всё забывает.

Ребята, ещё не все чары развеялись. Надо помочь нашему чучелу вернуть память. Сейчас мы ему покажем, как нужно тренировать свою память.  Для этого надо выполнить следующее упражнение.

Возьмите карточки, про себя прочитайте их, найдите словосочетания с переносным значением.

Кто будет готов, тот садится ровненько, чтобы я видела.

А теперь, возьмите карточки и у вас 20 секунд, чтобы запомнить словосочетания с переносным значением.

Время пошло! Всё, ребята. Время! Переверните карточки. Запишите в листочках по памяти  словосочетания с переносным значением. Писать будем на следующей строке под таблицей, С красной строки, с большой буквы, через запятую.

Молодцы!

Кто вспомнил только одно словосочетание- поднимите руку? Два? Три? Четыре? Проверьте себя по образцу, допишите те словосочетания, которых у вас  не хватает.

Следующая игра поможет нам укрепить внимание, т.к. причиной слабой памяти м.б. обычное невнимание к деталям.

Игра «Найди 8 отличий».

Молодцы, дети! Вы очень внимательные и быстро справились с этим заданием!

Р, что нужно делать, чтобы была хорошая память?

А вы даже не представляете, что учёные доказали, как много чего влияет на укрепление памяти.

 1. Если вы ставите цель

запомнить надолго, то ваш

мозг действительно запомнит

эту информацию надолго.

2. Морковь, рыба, орехи, черника, яблоки, арбузы - это те продукты, которые способствуют укреплению памяти.

 3. Надо высыпаться, чтобы нервная система отдыхала, а мозг во время сна перерабатывает всю информацию, которую мы узнали за день.

 4. И, даю вам самый важный совет, когда вы учите большие стихи, то учите их по отрывкам,  и они лучше запомнятся.

 

Но, Страшила, этого всего будет недостаточно, если ты не  будешь делать физические упражнения.

Ребята, сделаем физкультминутку, покажем, как мы можем делать  упражнения. Я буду показывать, а вы повторять.

Физкультминутка

Встаньте, дети!

 Повторяйте за мной!

Упражнение: «Слон», вытянули правую руку вперёд и немного вверх, на неё кладём голову. Это у нас получился хобот, и делаем наклоны, сначала вправо, затем влево, меняем руку, левую вперёд и вверх, влево, вправо.

«Лыжник», представьте, как мы работаем лыжными палками, правая рука- левая рука, а теперь добавим лыжи. В прыжке, правая рука- левая нога,  затем поменяли. Молодцы!

А, теперь, поиграем в игру

« Делай не то что видишь, а то что слышишь».

Я вас буду путать, говорить буду одно, а делать другое. Ваша задача делать, то, что я говорю. Готовы?!

Садитесь.

 

Л. – Делаем упражнение «Греем ушки, греем нос»

Хорошо!

А про какого героя из этой сказки можно сказать, что он сам железный и здоровье у него железное?

Как понять, выражение железное здоровье?

Стук. А вот и он. Железный дровосек.

Ребята, Ж.Д. жалуется, на то, что он стал быстро уставать и у него сил ни на что не хватает. А это потому, что он очень волнуется за свою страну и жителей своего города и так сильно, что сердце у него начало болеть…

 А если человек волнуется. Что происходит с его сердцем и с его дыханием? Учащается сердцебиение, повторим за мной этот ритм хлопками. А теперь успокоим волнение, выравнивая дыхание и тем самым замедляя темп биения сердца. На два хлопка вдох, на четыре хлопка выдох.

Ребята, дровосеку уже лучше, но нам надо правильно сыграть на интерактивной доске, чтобы окончательно снять чары Бастинды.

Готовы играть?! Подходим к доске по цепочке. Как ты думаешь, куда относится словосочетание? Нажми на него.

Молодцы!

Умнички!

Дети читают определение прямых и переносных слов, вывешенное на доске.

Дети самостоя

тельно дифференцируют слова с прямым и переносным значением

Дети выполняют упражнения

Дети записывают словосочетания.

Дети находят отличия

Железный Дровосек

Ответы детей.

Дети выполняют задание  по инструк

ции

Познавательные УУД:

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи. 

Регулятивные: самоконтроль за выполнением действий.

Личностные: мотивация учебной деятельности; активизация самостоятельности; интереса к способу действий.

Коммуникативные УУД:

Формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание.

Уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Я желаю льву крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Я желаю Страшиле твёрдой памяти и светлого ума.

 Я желаю Дровосеку дышать полной грудью и пусть сердце у него будет здоровым.

Я желаю для Элли верных друзей и солнечного настроения.

- типовые задания для закрепления материала;

 -создание на занятии условий, обеспечивающих формирование навыков самоконтроля;

-способствование овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Длитель

ность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

Я раздам вам конверты со словами, а вы из этих слов составите пожелания для наших героев.

Сделали?! Прочитайте по цепочке своё предложение и назовите словосочетание с переносным значением.

 

Дети записывают словосочетания.

Читают по цепочке

 

Познавательные: - закрепление навыка определения слов с прямым и переносным значением.

Личностные: мотивация учебной деятельности; активизация самостоятельности; интереса к способу действий.

Регулятивные: самоконтроль за выполнением действий.

Коммуникативные:

уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Этап рефлексии

Сердцевина цветка со словом: настроение; лепестки, на которых написано: хорошее, весёлое, радостное, чудесное, деловое.

Пазлы

5 мин

О чём мы сегодня говорили на нашем занятии.

Давайте, с вами посадим волшебный цветок. Каждый лепесток, которого будет показывать наше настроение.

Ребята, вы сегодня хорошо поработали, спасли обитателей Изумрудного города от страшных болезней и научили их беречь и укреплять своё здоровье! И благодарные жители передали вам подарки.

Спасибо, ребята, вам за занятие! Скажите гостям спасибо, до свидания. Идём в свой класс.

Мы говори

ли, что бывают слова с прямым и переносным значением.

Регулятивные УУД:

-оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.

Перечень литературных источников

  1. Волкова Т. Н. Творческие игры, задания, тесты для развития внимания, памяти у детей 6-12 лет. - Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005.
  2. Логопедия /под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  3. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/Л. Н. Ефименкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  4. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. «Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция». - Ростов н/Д: «Феникс», СПб «Союз», 2010.
  5. Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. –М.: Аквариум Бук, К.:Дом печати – Вятка, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта группового логопедического занятия «Употребление в речи падежных форм существительных. Звуки р-л».

Конспект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письма, обусловленных СНР средней степени (для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью)....

Технологическая карта к логопедическому занятию "Путешествие по тундре" по теме "Животные. Предлоги пространственного значения"

Занятие предназначено для учащихся 1 классов с логопедческим заключением ОНР III уровня. Занятие написано в соответствии с региональным компонентом образовательного учреждения, является авторским, пос...

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Дифференциация звуков и букв Б-П» с использованием ИКТ для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Б-П в словах и предложениях в устной и письменной речиЗадачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б-п;- закре...

Технологическая карта открытого логопедического занятия 4 класс

Групповое логопедическое занятие для учащихся 4 класса с ОВЗ.Технологическая карта занятияУчитель-логопед ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга Мигурская А.А.Предмет: групповое:логоп...

Технологическая карта группового логопедического занятия для детей 1 класса ТНР, направленного на преодоление акустико-артикуляторной дисграфии

Логопедическое заключение: ОНР III-IVТема: «Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.»Цель: закрепление у детей навыка различения и правильного употребления в речи...

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия

Подгрупповое логопедическое занятие для 1 класса. Тема занятия: "Глухой согласный. Звук П-П' и буква П. Тип занятия: изучение нового материала. Цели: Обучение дифференциации согласных П-...