Технологическая карта урока русского языка "Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?". УМК "Школа России", 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Знайко Екатерина Александровна

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о понятиях прямое и переносное значение многозначных слов.

Задачи урока

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с понятиями прямое и переносное значение многозначных слов;

2. Формировать умения объяснять переносное значение слов;

3. Закрепить умения находить прямое и переносное значение многозначных слов.

Развивающие:

1. Развивать устную связную речь при формулировании полных ответов на вопросы учителя;

2. Развивать логическое мышление в ходе определения прямого и переносного значения многозначных слов.

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий в тетради;

2. Воспитывать умение общаться в условиях парной работы.

Планируемые результаты

Предметные:

1.Знать, что такое прямое и переносное значение многозначных слов.

2.Уметь определять прямое и переносное значение многозначных слов.

Личностные:

1. Становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

2. Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_pyatnitsa.docx57.75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 30.09.2022

Школа: ОЦ «Ньютон» г. Челябинска

Класс: 2-4

Урок: 3

Время: 14:40-15:20   Кабинет: 104

Студент: Знайко Екатерина Александровна

Группа: 44

Учитель: Потапкина Ольга Викторовна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о понятиях прямое и переносное значение многозначных слов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить обучающихся с понятиями прямое и переносное значение многозначных слов;

2.Формировать умения объяснять переносное значение слов;

3.Закрепить умения находить прямое и переносное значение многозначных слов.

Предметные:

1.Знать, что такое прямое и переносное значение многозначных слов.

2.Уметь определять прямое и переносное значение многозначных слов.

Развивающие:

1.Развивать устную связную речь при формулировании полных ответов на вопросы учителя;

2.Развивать логическое мышление в ходе определения прямого и переносного значения многозначных слов.

Личностные:

1. Становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

2. Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств.

Воспитательные:

1.Воспитывать аккуратность при выполнении заданий в тетради;

2. 2.        Воспитывать умение общаться в условиях парной работы.

УМК: «Школа России», учебник Русский язык: 2 кл.: Учебник: в 2ч./В.П.Канакина. - М.: Просвещение, 2021.-Ч.1.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

Словесный:

Беседа

Самоконтроль

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Иван Викторович! Присаживайтесь!

- Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз. (первый раз читает учитель, затем читает класс хором):

На уроке не зевай,

Сразу всё запоминай!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

 -Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока?

-Тогда начинаем урок!

-На ваших столах лежат карта успеха, на протяжении всего урока мы будем с нему обращаться.

1.приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

- На уроке не нужно отвлекаться, всё нужно запоминать, чтобы знать русский язык

Р: самоопределение к деятельности;

К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать информацию в устной форме

Учебная презентация, слайд №1, 2

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный:

Беседа

И

Практический:

Прописывание буквы

Самоконтроль

И

Практический:

Словарная работа

Самоконтроль

Самоконтроль

Ф

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Демонстрация на слайде

1.Организует минутку чистописания.

-Посмотрите, какую букву мы будем сегодня прописывать?

-Из каких элементов состоит буква Ж?

-Давайте вспомним, как мы пишем букву Ж в воздухе.

-Чем отличается заглавная буква от строчной?

-Открываем тетради, сначала прописываем заглавную букву, отступаем 2 клеточки и прописываем строчную букву.

-Если у вас получалось аккуратно писать, поставьте напротив Чистописания  «+»

2. Проводит словарную работу.

-Я сейчас буду зачитывать загадку, а вы тихо, не выкрикивая, записываете отгадку в тетрадь.

-Сижу меж травы

Красная сладкая.

Нагнись и сорви.

- Всем она давно знакома –

Ждет послушно возле дома,

Только выйдешь из ворот –

Куда хочешь поведет.

- Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг.

3.Организует самопроверку  обучающихся, своих работ по эталону с фиксацией результатов

-А теперь давайте проверим, правильно ли вы написали?

-Если вы справились со словарной работой, и написали без ошибок, поставьте напротив Словарной работы «+»

4. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Посмотрите на слайд. Перед вами картина И.И.Левитана. Прочитайте название картины.

- Как вы понимаете название? Разве осень можно сделать из золота? Что может быть из золота?

1.Выполняют задание.

-Букву Ж (заглавную и строчную)

-Состоит из 3 элементов: правый полуовал, наклонная линия, левый полуовал

Повторяют за учителем, пишем букву в  воздухе.

-Размером

Прописывают заглавную и строчную букву Ж.

Отмечают

2.Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.

- Ягода

- Дорога

- Лопата

3.Проверяют самостоятельную работу по образцу.

Сверяют написания слов с доски

Отмечают

4.Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал;

- Золотая осень

- Может быть золотое кольцо часы

П: анализ, сравнение, аналогия.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: коммуникация - умение представлять и сообщать в устной форме.

П: подведение под понятие

Р: выполнение пробного учебного действия

Учебная презентация, слайд №3,4

Учебная презентация, слайд №5,6

Учебная презентация, слайд №7,8,9,10

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Демонстрация на доске

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися

-Так поему же картина называется «Золотая осень»?

- Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое. Как вы думаете, какое это значение?

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Какие цели поставим на наш урок?

-Узнать …

Учиться …

2.Организует построение плана выхода из затруднений.

- Чтобы достигнуть поставленной цели, давайте составим план урока.

- Наш план будет звучать так:

1.Выполним практическое задание и узнаем, что такое прямое и переносное значение многозначных слов.

2.Будем учиться прямое и переносное значение многозначных слов.

3. Выполним самостоятельную работу

4. Подведём итоги.

-Мы с вами сформулировали тему, цели и план урока?

Тогда отметьте в карте успеха напротив Выявил причину затруднения «+»

1.Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении

- Переносное

-Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

1.Узнать, что такое прямое и переносное значение многозначных слов.

2.Учиться определять прямое и переносное значение многозначных слов

2.Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

Расставляют на доске правильный порядок пунктов плана

П: подведение к теме урока;

К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

П: постановка и формулирование проблемы.

Учебная презентация, слайд №12

Раздаточный материал

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный:

Беседа

И

Практический:

Работа с учебником

Ф

Словесный:

Беседа

И

Словесный:

Работа с учебником

П

Словесный:

Беседа

Взаимоконтроль

1.Организовывает деятельность  обучающихся  по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности.

2. Организовывает работу  обучающихся ;

- Откроем учебник на странице 49 и посмотрим на упражнение 62.

-Кто прочитает задание?

-Что вам нужно сделать в этом упражнении?

(Плывут корабли. Плывут облака.)

-Как вы думаете, выделенные слова однозначные или многозначные?

- Давайте сверим наши предположения с

объяснением на с.50 Читаем по цепочке начиная с первого ряда.

Вывод:

- Какое слово и почему имеет прямое значение, а какое переносное?

-Давайте рассмотрим схему, упражнение 63. (рассмотрение, объяснение схемы)

-Кто может рассказать, что даёт нам схема?

- А теперь выполним задание. Под схемой есть сочетания слов.

1в.- составляет предложение любым сочетанием слов, в которых выделенное слово имеет прямое значение.

2в.- переносное значение.

- На это задание вам 5 минут.

- Кто хочет выйти с 1 варианта ответить? Прочитайте предложение .

- Кто выйдет со второго варианта?

-Отметьте в карте успеха напротив Узнал правило «+», если вы поняли, что такое распространенное и нераспространенное предложение, а если не понял «-»

1.Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач.

2. Работают с раздаточным материалом,

Читают задание

- Сравнить лексическое значение каждого слова

- Многозначные, так как они могут использоваться в прямом и

Переносном значении

Читают правило

- Прямое значение указывает на прямое действие предмета, например, двигаться по воде.

- Переносное значение «плывут» имеет значение двигаться по небу. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде.

- Учиться различать прямое и

Переносное значение многозначных слов в заданиях.

Наступает утро. Блеснуло солнце. Запели птицы.

Отмечают

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: активное использование речевых средств и  средств информационных и коммуникационных технологий;

П: поиск необходимой информации.

Учебная презентация, слайд №13,

раздаточный материал

Учебная презентация, слайд №14.

Учебник, страница 35

Физкультминутка

(1 мин)

Смена вида деятельности учащихся во время урока для сохранения здоровья

Ф

-После открытия нового мы немножко устали, так давайте немножко разомнемся.

Все встали прямо, подтянулись.

Сжимаем и разжимаем  кулачки.

Пальцы закрыли в замочек, круговые движения.

Открыли и закрыли замочек.

Теперь обводим глазами восьмерку.

Глазами вверх, вниз, вправо, влево.

Выполняют упражнения

Р: проводить физическую разгрузку в ходе работы.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный:

Беседа

Практический:

Упражнение

Взаимоконтроль

1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Насколько хорошо вы уяснили материал сейчас узнаем в упражнении 64.

-Ваша задача списать в тетрадь предложение под номером 3. К доске прошу выйти одного ученика и записать это предложение.

-Какое слово в этом предложении имеет прямое и переносное значение? Объясни, что оно значит в 1 и 2 случаи.

-Выдели в этих предложениях подлежащее и сказуемое и напиши над ними часть речи.

-Проверяем, поменялись тетрадью с соседом, если всё верно поставьте зелёный круг на полях, одна ошибка – жёлтый.

-Молодец! Садись.

-В карте успеха напротив Выполнил упражнение, закрепил правило поставьте «+», если все получилось.

1.Выполняют задания на новый способ действий проговариванием алгоритма решения вслух.

Горят в печи дрова. С холоду щеки горят.

- в 1 случае прямое значение указывает на прямое действие предмета, во 2 случае переносное значение «горят» имеет значение становятся ярко-красного цвета из-за мороза.

Отмечают

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Учебник, страница 35

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

        

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Практический:

Упражнение на карточках

Взаимоконтроль

1.Организовывает деятельность  обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

-Найдите на своих столах карточку №2.

Прочитайте задание.

Всем понятно задание?

2.Организовывает взаимопроверку  обучающимися  своих решений по эталону.

-Обменяйтесь с соседом по парте, и сверьте ответы с доской.

Золотое кольцо -

золотое сердце -

золотая голова -

золотое время –

золотой работник-

- Поднимите руку те, у кого ни одной ошибки. Затем те, у кого 1 ошибка

- Какое словосочетание лишнее? Почему?

- Отметьте в карте успеха на против выполнил самостоятельную работу «+», если не было ошибок.

1.Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного  результата, излагают, объясняют учебный материал.

Выполняют задание.

2. Анализируют выполненное задание, осуществляют взаимопроверку.

- прямое значение

- доброе

- умная

- хорошее

- умелый

- золотое кольцо прямое значение, а остальные

переносное

Отмечают

Р: Контроль.

Раздаточный материал

Учебная презентация, слайд №14

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

П

Практический:

Упражнение

Взаимоконтроль

Ф

Словесный:

беседа

1.Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации. Организует работу в парах.

- А теперь задание на карточках №3, вы будете выполнять его в парах.

-Кто скажет, как мы должны работать в парах?

-Молодцы!

Задание:

Подчеркните словосочетания, в которых слова употреблены в прямом значении.

Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь

Подчеркни предложения, в которых слова употреблены в переносном значении.

В камине горят дрова. Щёки на морозе горят. Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням. У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток.

– Какая пара уже готова, хочет проговорить ответ?

–У кого также получилось? У кого есть ошибки?

– Молодцы! Присаживайтесь.

- Итак, давайте подведём итог:

-Что такое прямое значение слова? А что такое переносное значение слова?
2.Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

- Вашим домашним заданием будет РТ, с.18, упражнение 35,36.

1.Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Работают в парах

В прямом значении:

облако пара, золотое кольцо, горит огонь

В переносном значении:

Щёки на морозе горят. Ручей бежит по камням. У моего друга золотой характер.

Зачитывают свои предложения.

2.Записывает домашнее задание в дневник.

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Учебник, страница 36

Учебная презентация, слайд №15,

Рабочая тетрадь, дневник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

Беседа

Самоконтроль

1.Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

- Какая была тема нашего занятия?

- Какие мы цели себе поставили?

-Достигли мы целей?

-Все пункты плана мы выполнили?

- Объясните мне, что такое переносные слова?

- А прямое?

2.Создает ситуацию для анализа своей работы на уроке.

- Посчитайте сколько у вас «+».

- Встаньте те, у кого все 6 плюсов

Поднимите руку у кого 4-5 плюсов

Поднимите руку у кого 2-3 плюса

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Тема: что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

1.Узнать, что такое прямое и переносное значение многозначных слов.

2.Учиться определять прямое и переносное значение многозначных слов

-Да

-Да

- Переносное значение – как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому- либо сходству

- Прямое значение – указывает на предмет (признак, действие)

2.Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

Объясняют почему и где были трудности

П: Рефлексия способов и условий действия;

Л: Самооценка;

К: Планирование учебного сотрудничества.

Учебная презентация, слайд №16

Карточка №1

Карта успеха

Задания:

+/-

Чистописание

Словарная работа

Выявил причину затруднения

Узнал правило

Выполнил упражнение

Выполнил самостоятельную работу

Карточка №2

Карточка №2

Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово.

Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово.

Золотое кольцо –

Золотое кольцо –

Золотое сердце –

Золотое сердце –

Золотая голова –

Золотая голова –

Золотое время –

Золотое время –

Золотой работник –

Золотой работник –

 

Карточка №3

  1. Подчеркните словосочетания, в которых слова употреблены в прямом значении.

Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь

  1. Подчеркни предложения, в которых слова употреблены в переносном значении.

В камине горят дрова. Щёки на морозе горят. Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням. У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток.

Карточка №1

Карта успеха

Карточка №1

Карта успеха

Задания:

+/-

Задания:

+/-

Чистописание

Чистописание

Словарная работа

Словарная работа

Выявил причину затруднения

Выявил причину затруднения

Узнал правило

Узнал правило

Выполнил упражнение

Выполнил упражнение

Выполнил самостоятельную работу

Выполнил самостоятельную работу

Карточка №1

Карта успеха

Карточка №1

Карта успеха

Задания:

+/-

Задания:

+/-

Чистописание

Чистописание

Словарная работа

Словарная работа

Выявил причину затруднения

Выявил причину затруднения

Узнал правило

Узнал правило

Выполнил упражнение

Выполнил упражнение

Выполнил самостоятельную работу

Выполнил самостоятельную работу

Карточка №1

Карта успеха

Карточка №1

Карта успеха

Задания:

+/-

Задания:

+/-

Чистописание

Чистописание

Словарная работа

Словарная работа

Выявил причину затруднения

Выявил причину затруднения

Узнал правило

Узнал правило

Выполнил упражнение

Выполнил упражнение

Выполнил самостоятельную работу

Выполнил самостоятельную работу

Карточка №2

Карточка №2

Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово.

Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово.

Золотое кольцо –

Золотое кольцо –

Золотое сердце –

Золотое сердце –

Золотая голова –

Золотая голова –

Золотое время –

Золотое время –

Золотой работник –

Золотой работник –

Карточка №2

Карточка №2

Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово.

Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово.

Золотое кольцо –

Золотое кольцо –

Золотое сердце –

Золотое сердце –

Золотая голова –

Золотая голова –

Золотое время –

Золотое время –

Золотой работник –

Золотой работник –

Карточка №2

Карточка №2

Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово.

Задание: объясните переносное значение, подобрав к слову «золотой» близкое по значению слово.

Золотое кольцо –

Золотое кольцо –

Золотое сердце –

Золотое сердце –

Золотая голова –

Золотая голова –

Золотое время –

Золотое время –

Золотой работник –

Золотой работник –

Карточка №3

  1. Подчеркните словосочетания, в которых слова употреблены в прямом значении.

Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь

  1. Подчеркни предложения, в которых слова употреблены в переносном значении.

В камине горят дрова. Щёки на морозе горят. Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням. У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток.

Карточка №3

  1. Подчеркните словосочетания, в которых слова употреблены в прямом значении.

Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь

  1. Подчеркни предложения, в которых слова употреблены в переносном значении.

В камине горят дрова. Щёки на морозе горят. Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням. У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток.

Карточка №3

  1. Подчеркните словосочетания, в которых слова употреблены в прямом значении.

Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь

  1. Подчеркни предложения, в которых слова употреблены в переносном значении.

В камине горят дрова. Щёки на морозе горят. Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням. У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме " Правописание слов с удвоенными согласными буквами" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие нового знания. Цель: формирование навыка правопивания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.  На уроке используются коллективные, групповые и индивидуальные формы ...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Звуки и буквы. Звуковая запись слов» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и  буквах в  слове, знаний над изобразительными возможностями языка,  как смыслоразличительная роль звуков и букв в сло...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...

Русский язык, 2 класс, тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?...