Технологическая карта к логопедическому занятию "Путешествие по тундре" по теме "Животные. Предлоги пространственного значения"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Яхина Регина Рафаиловна

Занятие предназначено для учащихся 1 классов с логопедческим заключением ОНР III уровня. Занятие написано в соответствии с региональным компонентом образовательного учреждения, является авторским, построенным на основе рекомендаций авторов УМК "Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. ФГОС" (Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А.). Издательство "Просвещение", 2014 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная Школа с. Белоярск

Творческий конкурс «Урок Просвещения-2016»

Технологическая карта к логопедическому занятию

  «Путешествие по тундре»

по теме

 «Животные Севера. Предлоги пространственного значения»

Яхина Регина Рафаиловна

МОУ Школа с. Белоярск (Приуральский район, ЯНАО)

УМК «Логопедическое сопровождение учащихся

начальных классов. Письмо. ФГОС»

(Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А.), изд. «Просвещение», 2014 год.

C:\Users\user\Documents\РАБОТА\Наглядный материал\ПРЕЗЕНТАЦИИ\Обобщения\Животные\Животные Севера\Животные и птицы севера и жар.стран - рисунки\IMG_0036.jpg

2016 год


Автор(ы): Яхина Регина Рафаиловна

Место работы, должность: МОУ Школа с. Белоярск, учитель - логопед

Регион:  ЯНАО

Характеристики ресурса

Уровни образования: Логопедическая группа

Класс (ы): 1 класс

Предмет (ы): Логопедия

Целевая аудитория: Учитель

Тип ресурса: Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: В данном документе представлена технологическая карта логопедического занятия в 1 классе на тему «Путешествие по тундре» к занятию «Животные севера. Предлоги пространственного значения».

 

Тема

Путешествие по тундре

Цели, задачи

Коррекционные:

Провести профилактику оптических нарушений.

Развитие зрительного и слухового внимания, мелкой , общей и артикуляционной моторики.

Образовательные:  Научить детей пользоваться предлогами пространственного значения на

основе лексической темы «Животные севера». Расширить лексический запас по теме «Животные Севера», упражнять в умении составлять предложения с предлогами пространственного значения (в, на, из, под). Формировать навыки безопасного времяпрепровождения в тундре.

Обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его способностей, возможностей и интереса.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной, групповой работе. Воспитывать бережное отношение к природе и животным Севера.

Формировать УУД:

ЛичностныеУУД:

1. Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

2. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

3. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимательность и помощь.

4. Считаться с мнением другого человека.

 Регулятивные УУД:

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Удерживать цель деятельности до получения её результата.

3. Планировать свои действия для выполнения задания.

4. Регулировать свои способности к мобилизации сил и энергии при выполнении задания, быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

5. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.

Коммуникативные УУД:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные УУД:

1. Следить за  звуковым и интонационным оформлением речи.

2. Строить грамматически правильные синтаксические конструкции.

3. Различать оттенки значений предлогов пространственного значения.

4. Осуществлять синтез как составление единого целого из частей

Планируемый результат

 

Предметные:

Знают:  главных представителей животных Севера, особенности построения предложений с использованием предлогов пространственного значения.

Умеют: различать взрослых животных и их детёнышей; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; составлять предложения с использованием предлогов пространственного значения;

Личностные:
1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2.Знают: представителей животного мира Севера.   

Метапредметные:

1.Самостоятельно определяют цели своего обучения.

2. Умеют работать с разными источниками информации по предложенной теме: словесная, наглядная, математическая. Анализируют и оценивают речевой материал.

Основные понятия

Морж, песец, Северный олень, кит, тюлень, животные Севера.

Перечень оборудования

Посадочное место на каждого ребёнка, компьютер, колонки для воспроизведения звука, интерактивная доска, видео проектор,

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика, чтение, физкультура.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Презентация «Путешествие по тундре», раздаточный наглядный материал.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, коллективная.

Структура занятия

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин);
  2. Формулирование темы занятия, постановка цели (3 мин);
  3. Коррекционно – развивающий блок:

развитие артикуляционной моторики (2 мин);

  1. Коррекционно – развивающий блок:

профилактика миопии и развитие пространственной ориентировки (2 мин);

  1. Коррекционно – развивающий блок: развитие

мелкой моторики (3 мин);

  1. Блок практической учебно – познавательной

деятельности: развитие лексики (3 мин);

  1. Блок практической учебно – познавательной

деятельности: развитие лексики (4 мин);

  1. Физкультурная пауза(4 мин);
  2. Профилактика дисграфии (5 мин);
  3. Рефлексия учебной деятельности (3 мин).

Список информационных источников

УМК «Логопедическое сопровождение учащихся

начальных классов. Письмо. ФГОС»

(Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А.), изд. «Просвещение», 2014 год;

Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда).


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных     результатов

Планируемые результаты

 

Предметные

УУД

1

2

3

4

5

6

 

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

 

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

 

Представиться. Проверить готовность к занятию.

 

Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся, сядут … (педагог называет ребят по имени, они садятся).

Я, Регина Рафаиловна, предлагаю игру «Повторяй за мной». Я говорю и показываю движения – вы повторяете.

Готовы?

Один, два, три, слушай и смотри!

Три, два, один – все мы правильно сидим!

 

 

 

Личностные: 

оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

II. Формулирование темы занятия, постановка цели (3 мин)

Цели: Актуализация опорных умений.

Отвечают на вопросы. Читают текст. Обсуждают решение поставленной проблемы.

Задаёт вопросы, раздаёт необходимый индивидуальный материал.

(на экране появляется тундра, где плачет маленький медвежонок)

Как зовут этого героя?

Умка, что случилось? (на экране слова, дети читают) – «Здравствуйте. Я пошёл гулять и заблудился.  Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к маме»

Поможем? А как?

Составим карту тундры.

Спросим дорогу у его друзей.

(на экране появляются буквы и слоги рассыпанные, дети собирают их – морж, песец, олень, кит, тюлень).

Как животных назвать одним словом?

Животные Севера помогут нам, а весь путь отметим на карте. Отправляемся в путешествие по тундре!

(каждому ребёнку выдаётся карта, на которой контуром нарисованы животные Севера).

Личностные:

Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Проявлять доброжелательность, внимательность и помощь.

Регулятивные:

Планировать свои действия для выполнения задания;

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III. Коррекционно – развивающий блок: развитие артикуляционной моторики

(2 мин)

Цели: развитие мышц артикуляционного аппарата

Отвечают на вопросы.

Выполняют артикуляционные упражнения.

Приклеивают картинку на карту.

Отвечают на вопросы.

Показывает пример выполнения упражнений.

Корректирует выполнение детьми заданий

Откуда начнём путь?

В какую сторону пойдём – направо или налево?

(на экране появляется песец)

Кто это? (песец)

Он поможет нам, давайте с ним подружимся.

Песец бывает разным - хитрым, голодным и злым, испугавшимся, проворным, добрым (изображают мимикой)

У него теплая и мягкая шерсть.  Погладим его (упражнение «Вкусное варенье»); 

У него есть морда. Покажите, как улыбается, а теперь показывает свои зубы (упражнение «Улыбочка»);

У него красивый хвост. Он умеет быстро им вилять (упражнение «Часики»)

Песец быстро бегает по тундре (упражнение «Болтушка» и «Грибок»);

Молодцы!

(выдаётся картинка песца, которую нужно прикрепить на контур)

Найдите контур песца, приклейте. Умка поймёт, куда идти дальше.

Какой совет он даёт вам и Умке?) (в тундру бери с собой горячий чай и продукты)

Регулятивные:

регулировать свои способности к мобилизации сил и энергии при выполнении заданий.

Коммуникативные

Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

Осуществлять синтез как составление единого целого из частей.

 IV. Коррекционно – развивающий блок: профилактика миопии и развитие пространственной ориентировки (2 мин)

Цели: развитие зрительного восприятия, профилактика миопии, развитие ориентировки в пространстве.

Отвечают на вопросы. Играют в игру «Идём по тундре».

Корректирует выполнение детьми заданий.

Профилактика миопии и развитие пространственной ориентировки

В какую сторону нужно идти? (вправо)

(музыка из мультфильма «Умка»)

Следим глазками за Умкой, посмотрели в правую сторону, в левую сторону, вверх, вниз, ещё раз.

Что Умка увидел под ногами, что над головой, справа, слева (на слайде в центре Умка, под ногами ягель, над головой вертолёт, самолёт, справа олень,  слева чум).

Регулятивные:

регулировать свои способности к мобилизации сил и энергии при выполнении заданий.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные

Владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

V. Коррекционно – развивающий блок: развитие мелкой моторики (3 мин)

Цели: развитие слухового восприятия. Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

Формирование навыка безопасного времяпрепровождения в тундре.

Отвечают на вопросы. Играют в игру «Что расскажет нам олень»

Отвечают на вопросы. Приклеивают картинку на карту.

Показывает пример выполнения упражнений.

Корректирует выполнение детьми заданий.

Развитие мелкой моторики:

У кого спросим про дальнейший путь (у Северного оленя)? (музыка становится тише)

Чтобы понять, что он будет говорить - выучим движения.

 «Умка» (ладошки делам лодочкой, прижимаем руки запястьями друг к другу)

«Олень» (перекрещиваем ладошки, шевелим пальцами);

«Чум» (руки ставим под углом, кончики пальцев прижимаем друг к другу);

Умка подошёл к чуму, чтобы спросить, как найти дорогу к маме. Добрый Олень увидел Умку, который стоял возле чума и решил ему помочь. Олень рассказал, куда идти дальше. Умка подружился с оленем, у которого были умные и ласковые глаза.

(ребятам выдаётся картинка оленя)

Какой совет даёт олень? (В тундре у человека должен быть телефон)

Куда мы движемся дальше?

 

Регулятивные:

Регулировать свои способности к мобилизации сил и энергии при выполнении заданий.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные

Владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные:

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

VI. Блок практической учебно – познавательной деятельности: развитие лексики (3 мин)

Цели: расширить лексический запас по теме «Животные севера».

Отвечают на вопросы. Рассуждают, делают выводы.

Контроль над выполнением поставленного задания.

В пути можно встретить разных животных, я вижу белого медведя с медвежонком. Кого видите вы?

(презентация про животных)

(моржа с моржонком, Северного оленя с оленёнком, песца с щенком, кита с китёнком, песца с щенком, тюленя с бельком);

Как вы думаете, почему детёныша тюленя назвали бельком (рождаются на свет белоснежными)?

Коммуникативные

Умение с полнотой и точностью выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные:

Удерживать цель деятельности до получения её результата.

Познавательные:

Строить грамматически правильные синтаксические конструкции.

VII. Блок практической учебно – познавательной деятельности: развитие лексики (4 мин)

Цели: научить детей пользоваться предлогами пространственного значения, упражнять в умении составлять предложения с предлогами пространственного значения.

Формирование навыка безопасного времяпрепровождения в тундре.

Отвечают на вопросы. Играют с учителем в игру «Кто где живёт»

Проводит игру «Кто где живёт»,  контролирует точность построения речевого высказывания детьми.

Белёк может помочь нам найти маму Умки, но он просит рассказать ему, где живут остальные животные. Я кидаю мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете полным ответом:

Кто живёт на льдине? (На льдине живёт морж с моржонком)

Кто живёт в берлоге? (В берлоге живёт медведица с медвежонком)

Кто живёт в тундре? (В тундре живёт олень с оленёнком)

Кто живёт в норе? (В норе живёт песец с щенком)

Кто живёт в море? (В море живёт кит с китёнком)

Кто живёт в скалах? (В скалах живёт тюлень с бельком)

Кто спрыгнул с льдины (С льдины спрыгнул морж с моржонком)?

Кто вылез из берлоги (Из берлоги вылез медведь)?

Кто вылез из норы (Из норы вылез песец)?

Кто выплыл на берег (На берег выплыл кит)?

Кто спустился со скал (Со скал спустился тюлень)?

(ребятам выдаётся картинка моржа). О каком правиле поведения в тундре напоминает тюлень (в тундру всегда надевай яркую одежду).

Куда мы движемся дальше?

Личностные:

Умение рассуждать, анализировать.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Регулирование способности к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

Различать оттенки значений предлогов пространственного значения.

VIII. Физкультурная пауза(4 мин)

Цели: развитие общей моторики. Развитие слухового восприятия.

Отвечают на вопросы педагога. Играют в игру «Я мороза не боюсь».

Проводит игру «Я мороза не боюсь». Контролирует соблюдение правил.

Перед нами открылось море, как Умка может подойти к киту и моржу?

(пройти по импровизированным льдинкам – перепрыгнуть с одной на другую)

Тюлень не боится мороза. Узнаем почему. Повторяйте слова и движения.

Я мороза не боюсь (шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши)

Подойдёт ко мне мороз (присели)

Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)

Значит надо не зевать (хлопаем в ладоши)

А свою льдинку занимать!

На последние слова каждый должен занять свою льдинку. Кто льдинку не займёт – становится ведущим.

Регулятивные:

Регулировать способности к мобилизации сил и энергии при выполнении задания, быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Личностные: Проявлять в конкретных ситуациях внимательность и помощь.

Познавательные:

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

IX. Профилактика дисграфии (5 мин)

Цели:  Развитие зрительного и слухового восприятия, развитие пространственной ориентировки на листе бумаги. Формирование навыка безопасного времяпрепровождения в тундре.

Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы. Выполняют предложенное задание.

Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.

 

Как можно поблагодарить моржа и кита, который поиграл с нами? (покормим рыбой).

Возьмите цветной карандаш, лист ответов. Поставьте карандаш на красную точку, внимательно следите за инструкцией (графический диктант «Рыбка»)

Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вверх.  Четыре клетки вправо. Одна клетка вниз. Две клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Две клетки право. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Две клетки влево. Одна клетка вверх. Две клетки влево. Одна клетка вниз. Две клетки влево. Одна клетка вниз. Четыре клетки влево. Одна клетка вверх. Две клетки влево. Одна клетка вверх. Две клетки влево. Одна клетка вверх.

Кто получился? Молодцы!

(ребятам выдаётся картинка тюленя). О каком правиле поведения напоминает тюлень? (в тундре всегда убирай за собой)

Куда мы движемся дальше?

Вы большие молодцы – Умка нашёл свою маму, он говорит вам спасибо.

Личностные:

Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

Регулятивные:

Удерживать цель деятельности до получения её результата.

Регулировать свои способности к мобилизации сил и энергии при выполнении задания.

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

Различать оттенки значений слов, необходимых для пространственной ориентировки на листе бумаги.

X. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Высказываются по поводу изученного материала – что понравилось, что запомнил. Говорят о своих пожеланиях на будущее.

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

Кто из животных помогал Умке найти маму? Вам понравилось помогать Умке? Какие правила поведения в тундре он должен запомнить? Вам пригодится созданная карта?

На память Умка хочет подарить нам вертолёты, чтобы мы могли всегда прилететь к нему в гости: если выбираете зелёный, то начинаете фразу так «Мне понравилось…», красный – «Я запомнил, что …», жёлтый - «Я желаю…»

Занятие окончено. До свидание.

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

Считаться с мнением другого человека.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Правописание приставок и предлогов"

В данном материале дана технологическая карта урока русского языка в 3 классе, (1 урок по теме), УМК "Школа России". Прилагаются образцы карточек для индивидуальной и парной работы....

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуникативных и прогностических умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: ...

Технологическая карта к логопедическому занятию на тему: "Прямые и переносные значения слов"

Тема занятия включена в раздел : " Расширение и актуализация словаря; морфологический и семантический анализ слов". Спользованны технологии на основе системно-деятельностного подхода, здоров...

Технологическая карта урока английского языка «Open the door. Предлоги» 4 класс, УМК "Инновационная школа Ю.А. Комаровой"

Тема урока «Open the door. Предлоги» Тип урока: «открытие» нового знания.         Цель урока: создание условий...