Игра как один из подходов к организации современных учебных занятий в аспекте требований ФГОС НОО (мастер-класс)
методическая разработка на тему

Михалёва Лариса Павловна

Описание дидактических игр по теме «Словообразование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры словообразование35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как один из подходов к организации современных учебных занятий в аспекте требований ФГОС НОО

Выступление на семинаре Михалёвой Л.П.,

учителя начальных классов

МБОУ «НОШ №31»

     Игра по-прежнему является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей младшего школьного возраста. Конечно, организация учебного занятия в игровой форме не является чем-то новым, но именно в игровой деятельности реализуется и системно-деятельностный подход в обучении, и здоровьесберегающие технологии.

Дидактическая игра - это:

  • один из лучших способов мотивации учебной деятельности;
  • механизм, развивающий творческие способности учащихся;
  • механизм, создающий условия для обучения детей выполнять действия по алгоритму;
  • механизм обучения работе в парах, малых и больших группах;
  • механизм определения рейтинга учащихся;
  • механизм осуществления мягкого контроля, взаимоконтроля, обратной связи.

Я представлю вашему вниманию примеры некоторых дидактических игр и упражнений на уроках русского языка.

  • Фрагмент урока комплексного применения знаний и умений (урока закрепления) – игра «Цветик-семицветик»
  • Описание дидактических игр по теме «Словообразование»:
  1. «Снежная крепость»

На карточках родственные слова, среди них лишнее слово - неродственное с таким же корнем – и формы слов. Для игры создаются команды по 2-3 человека.

- Постройте снежную крепость, используя только родственные слова.

Выбранные слова крепятся на отдельных демонстрационных стендах. В итоге – коллективная проверка.

  1. «Мастерская слова»

Коробки с карточками: приставки, корни, суффиксы, окончания.

Игра предположительно используется для индивидуальной работы: ученики, которые справились с заданиями на уроке раньше,  могут подойти к дополнительному столу и составить слово на магнитной или другой демонстрационной доске (у класса должна быть возможность проверки).

  1. «Заказ»

Предполагается работа в парах. У учащихся карточки с отрывками из произведений (чаще – стихи). Учитель даёт задание:

- Заказываю слово, подходящее к схеме… (на доске появляется схема морфемного состава слова).

Можно изменить задание, указав в схеме конкретные приставку, суффикс или корень. Дети ищут заказанные слова в своих текстах.

  1. «Шкатулка родственных слов»

Индивидуальные блокнотики, куда дети записывают родственные слова к данному учителем корню. Задание выполняется дома, возможно участие родителей в подготовке задания. Игра мотивирует детей к исследовательской деятельности по морфемике, развивает соревновательные навыки (кто записал больше слов, чьё слово самое длинное или самое интересное).

  • Реализация здоровьесберегающей технологии через игровое упражнение «Слова «с дырками»». (Словарные слова с пропущенной орфограммой развешаны по классу.)
  • На современном этапе не обойтись на уроке без применения цифровых образовательных ресурсов. Оправдано применение на уроках и во внеурочное время различных интерактивных плакатов, презентаций.

     Существует много подходов к организации современных учебных занятий. Мы рассмотрели применение дидактических игр и упражнений на уроках русского языка.

     Использованные ресурсы:

  1. Дидактические игры на уроках в начальной школе, их роль // http://studnb.ru/pedagogika/item/2055-didakticheskie-igry-na-urokakh-v-nachalnoj-shkole-ikh-rol
  2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по рус. языку для учащихся нач.шк./ Н.М. Бетенькова,  Д.С. Фонин – М.: Просвещение, 2005 – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность: проблемы организации, и её образовательный потенциал в аспекте требований ФГОС.

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты новог...

«Дидактические аспекты проектирования современного учебного занятия по математике в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ДО »

Программа и протокол районного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Протокол заседания методической секции.Тема: «Дидактические аспекты проектирования современного учебного занятия по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ДО »

В протоколе записан ход работы районного методическогообъединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений Яранского района....

Проектирование учебных занятий с учетом требований ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития

Обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Системно-деятельностный подход».

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Системно-деятельностный подход»....