Внеурочная деятельность: проблемы организации, и её образовательный потенциал в аспекте требований ФГОС.
материал на тему

Клименкова Елена Ивановна

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. С 2011/2012 учебного года все ОУ переходят на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной дея­тельности младших школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность: проблемы организации, и её образовательный потенциал в аспекте требований ФГОС.

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. С 2011/2012 учебного года все ОУ переходят на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной деятельности младших школьников. Основная образовательная программа учреждения должна содержать обязательный раздел «Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования», в которой в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России включается программа внеурочной деятельности.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.

Общие задачи данной программы систематизированы по основным направлениям:

–         воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

– воспитание нравственных чувств и этического сознания;

– воспитание  трудолюбия,    творческого   отношения к учению, труду, жизни;

– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Цель программы: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
  • организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также организовывается деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков и т. д. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов:

приобретение школьником социальных знаний,

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
  • ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Какие необходимы для этого ресурсы?

а) педагогические ресурсы:

педагоги школы,  педагоги дополнительного образования, ДЮСШ, СДК,  социальный педагог школы, педагог-психолог, учитель-логопед, классный руководитель, библиотекарь,  директор и специалисты музея.

Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляться через занятия, посещение кружков школы, объединений дополнительного образования, спортивной школы.

б) научно-методическое обеспечение проекта:

научно-методическую поддержку при реализации проекта  оказывает институт повышения квалификации учителей, муниципальный ресурсно-методический центр.

в) материально-техническое обеспечение:

для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе должны быть необходимые условия: занятия в школе должны проводится в одну смену, все кабинеты начальных классов  располагаться на одном этаже, необходимо в столовой, организовать двухразовое питание, и необходим медицинский кабинет.

  Для организации внеурочной деятельности школа должна  располагать спортивным залом со   спортивным инвентарем для младших школьников, актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, стадионом, игровыми площадками.

В школе должны быть  кабинеты, оборудованные компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет, в кабинетах школы должны быть проекторы, экраны, интерактивные доски.

                г) информационное обеспечение

Должна иметься видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека», «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников), игры на развитие памяти и логики,  библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу).

 

Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают возникать проблемы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. Однако далеко не все ОУ имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности, нет ставок на дополнительное образование. В этом случае образовательное учреждение может использовать возможности учреждений  дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материально­технических условий; проблемы финансового обеспечения. В этой ситуации возникает необходимость в выявлении наиболее типичных социокультурных ситуаций, в условиях которых будет организовываться внеурочная деятельность, определении педагогических условий создания развивающей среды для воспитания и социализации и на основе полученных результатов – в разработке оптимальных моделей реализации внеурочной деятельности.

 Ведущей идеей организации и осуществления внеурочной деятельности, вытекающей из особенности развития учреждения, определяет объединение ресурсов социума в интересах ребёнка, для его развития и самоопределения, интеграция основного и дополнительного образования на основе изучения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей. Данная идея определяет стратегическую цель и задачи внеурочной деятельности ОУ.

Целью становится разработка и внедрение механизма создания развивающей среды для социализации младших школьников в условиях внеурочной деятельности. На достижение цели направлено решение следующих задач:

1) изучить интересы и потребности обучающихся и их родителей;

2) создать условия для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через участие детей:

  • в образовательных мероприятиях (предметные олимпиады, научнопрактическая конференция младших школьников) и в деятельности различных творческих и профильных объединений дополнительного образования на базе как ОУ, так и внешкольных учреждений дополнительного образования;
  • в общественно полезной, социально значимой деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участии в добровольческих, гражданских акциях, сборах, конференциях);
  • в экскурсиях и различных массовых мероприятиях, организуемых на базе ОУ и внешкольных учреждениях культуры и дополнительного образования;

3) создать условия для реализации потенциальных возможностей и творческих интересов школьников

4) повысить результативность работы по профилактике правонарушений.

Что удалось сделать на сегодняшний день в  ОУ?

Для реализации задач проведена следующая работа:

1. Создана рабочая группа педагогов по организации внеурочной деятельности школьников.

Рабочей группой изучены основные документы ФГОС НОО, программы кружков и секций ОУ на соответствие требованиям ФГОС, проанализированы планы воспитательной работы с точки зрения возможности достижения воспитательных результатов первого и второго уровня.

2. Спланирована методическая работа учителей начальных классов по сопровождению введения ФГОС НОО.

3. Изменён в соответствии с требованиями ФГОС режим занятий с целью реализации внеурочной деятельности.

4. Перераспределены ставки педагогов дополнительного образования для реализации часов внеурочной деятельности .

5. Составлен график повышения квалификации учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования по проблемам внедрения ФГОС НОО.

6. Продумана система мероприятий, направленных на воспитание и социализацию школьников.

7. Разработаны и утверждены программы дополнительного образования детей интеллектуальной и патриотической направленности.

10. Материально-техническая база пополнилась ОУ.

Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в классах ориентировались в частности:

  • на запросы родителей, законных представителей первоклассников;
  • на приоритетные направления деятельности ОУ;
  • учитывались интересы и склонности педагогов;
  • возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
  • рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Кроме того, нужно изучать занятость детей в учреждениях образования, культуры, спорта. Изучение занятости школьников и пожеланий родителей показавает, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей и формированию гражданской позиции школьников.

В целях расширения воспитательного процесса внедряются следующие формы сотрудничества:

  • проведение массовых мероприятий для параллелей школы

( творческие выставки работ учащихся);

  • занятия по выбору учащихся в секциях, кружках.
  • индивидуальное и коллективное участие в городских мероприятиях.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется через следующие составляющие:

оценку востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

сохранность контингента всех направлений внеклассной работы;

анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями.

Трудности, с которыми сталкиваются учителя:

  • недостаточность разработанных программ
  • нехватка знаний и опыта у учителей начальных классов по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определённого уровня;
  • сложность перестройки мероприятий на обязательное достижение воспитательного результата.

Вся система работы по данному направлению призвана предоставить обучающимся возможность  свободного выбора программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

При подобной насыщенности возникает риск перегрузить детей. Поэтому охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности школ, контроль и корректирование функционального состояния детей систематически. На занятиях должна проводится работа по профилактике переутомления и обеспечению двигательной активности обучающихся.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.. Безусловно, отработка механизма реализации внеурочной деятельности в каждом из образовательных учреждений требует решения ещё многих проблем, с которыми сталкиваются педагогические коллективы. Это и ограниченность финансовых, кадровых, материально­технических условий, и невозможность привлечения учреждений социума или системы дополнительного образования детей, и отсутствие должной компетентности у педагогов в вопросах планирования воспитательной работы, ориентированной на достижение воспитательных результатов разных уровней, и др. Тем не менее уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочная деятельность: проблемы организации и её образовательный потенциал в аспекте требований ФГОС.

Слайд 2

МОДЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Описание модели Внеурочная деятельность Дополнительное образование образовательного учреждения Учебный план образовательного учреждения Классное руководство Иные педагогические работники 1.Спортивно-оздоровительное направление «Русские народные игры» Я – пешеход и пассажир Оздоровительные танцы 2.Художественно-эстетическое направление Декоративно-прикладное искусство «Волшебный мир Оригами» Школьный театр 3.Научно-познавательное направление Введение в школьную жизнь «Мир загадок»( логика) , «Умники и умницы» «Край, в котором я живу» «Мир шахмат» 4.Гражданско-патриотическое направление Верность 5.Социальное направление «Дом, в котором я живу: моя первая экология», 6.Проектная деятельность Я — исследователь Научные общества, проекты по дисциплинам учебного плана Деятельность классного руководителя (экскурсии, соревнования, общественно-полезные практики и др.) Должностные обязанности педагога- организатора, социального педагога, педагога- психолога, педагога- логопеда)

Слайд 3

Предполагаемые формы работы внеурочной деятельности Направление Программы (рабочие) Формы работы Решаемые задачи Спортивно-оздоровительное «Русские народные игры» Я – пешеход и пассажир Оздоровительные танцы Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья Художественно-эстетическое Декоративно-прикладное искусство Школьный театр Занятия в театральном, музыкальном кружке, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок. Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций Гражданско - патриотическое Верность Беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом тех народов, которые проживают на территории сельского поселения Выступление с сообщениями о пожарной безопасности на классных часах, участие в играх по пожаротушении Подбор в «Пожарную дружину». Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества Научно-познавательное Введение в школьную жизнь «Мир загадок» «Умники и умницы» «В мире книг» «Мир шахмат» Работа со справочной литературой, занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность, экскурсии по родному краю Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, переход от игровой деятельности к учебной. Социальное направление «Край, в котором я живу», «Все цвета, кроме чёрного», Беседы, встречи с людьми труда, проектирование, экскурсии, проведение акций; фотосъемки Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности Проектная деятельность Будет реализована через все направления внеурочной деятельности. Я — исследователь Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

Слайд 4

Риски, трудности и проблемы в реализации проекта Фактор риска Возможные пути разрешения отсутствие достаточного финансирования привлечение средств из дополнительного фонда отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов привлечение специалистов дополнительного образования, ДЮСШ дефицит учебно-методических пособий Использование ресурсов Интернет-пространства недостаточная методическая подготовка педагогов проведение методических занятий, участие в Интернет-форумах ФГОС, прохождение курсовой подготовки, в т.ч. дистанционно

Слайд 5

Вывод: увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Успешность реализации основной образовательной программы начального общего образования зависит от четкого взаимодействия всех участников образовательного процесса, в частности от педагогов, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в основной образовательной программе, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

Информационно-образовательная среда в аспекте требований ФГОС

Современный образовательный процесс реализуется через образовательное (информационно-образовательное) взаимодействие, через субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения: субъект – ресурс, учит...

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения...

Внеурочная деятельность учителей начальных классов в образовательном пространстве школы, как необходимое требование ФГОС.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...

Деятельность педагога дополнительного образования в аспекте требований ФГОС

Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, ...