Технология создания ситуации успеха на занятии.
учебно-методический материал (3 класс)

Муртазина Светлана Аликовна

Успех это главное для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_sozdaniya_situatsii_uspeha_na_zanyatii.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Технология создания ситуации успеха на занятии.

«Дать каждому ребенку шанс проявить себя» 

 «Ребенок должен быть убежден, что успехом

он обязан, прежде всего, самому  себе.

Помощь учителя, какой бы эффективной

она ни была, все равно должна быть скрытой.

Стоит ребенку почувствовать, что открытие 

сделано с помощью подачи учителя...

радость успеха может померкнуть»

Ушинский

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения.

Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности.


Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника. Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения.

Методические приемы, обеспечивающие успех:

• создание оптимальной благоприятной образовательной среды, 

педагогическое внушение

• снятие тревожности и высокая  мотивация

доступность и наглядность

•  скрытая инструкция

• персональная исключительность школьника

• авансирование достоинств ученика

• анонсирование

• дидактические игры, использование ИКТ

• комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе

парные и групповые творческие задания

индивидуально – дифференцированный подход

• выпуск печатной продукции (закладок, календарей)

Я использую много интересных, нестандартных приемов создания ситуации успеха

на уроке.

Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.

Важную роль в формировании положительной мотивации к учебной деятельности играет создание оптимальных благоприятных условий в классе.

В младшем школьном возрасте у детей учебная деятельность приносит наиболее серьёзные результаты в процессе её осуществления в сотрудничестве. Приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием классного коллектива и пониманием своих возможностей, пробуждают познавательную активность и стремление лучше учиться. Впечатление от успеха бывает так велико, что может кардинально изменить сложившееся отрицательное отношение к процессу обучения

 

   диаграммы

«Закончи предложение»

Я чувствую себя уверенным, когда учитель ...

- 75% - когда учитель поддерживает меня, помогает мне;

- 62,5% - когда учитель улыбается мне и говорит что-то приятное;

- 37,5% - мне всегда приятно, когда учитель хвалит меня

В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности.

Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Важнейшим показателем успешности является умение педагога создать атмосферу доброжелательности.

Это ласковые и подбадривающие слова, эмоциональное поглаживание, мягкие интонации голоса, обращений ласковыми именами, открытая поза и доброжелательная мимика, беседа с ребенком рядом (не с высока, не глаза в глаза), создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Например: создание положительного настроения на работу я начинаю с таких слов:

Улыбнемся друг другу, дети. У нас все получится...

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Может каждый хочет получать

Только лишь отметку «пять»?

Зарядка, физминутки элементы самовнушения «У нас все получится»  

закройте глаза, положите головы на парты (звучит музыка тихая, спокойная)

музыка

 поделитесь своими улыбками друг с другом и послушайте, чем мы будем заниматься на уроке.

Сначала мы все вместе обрадуется, что выучили   ……

Потом попробуем ответить на вопрос …….

Затем потренируем мозги и решим …….

И, наконец, «достанем» из тайников памяти что-то ценное, а именно……

- Здравствуйте, мне очень нравится...

  • как вы подготовились к уроку;
  • как вы выполнили домашнюю работу, контрольную работу;

3 . Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Снятие страха - авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи (перед деятельностью).

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»

  • Необходимо помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Такая предупредительная мера снимает с ребенка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности.
  • Например: чтобы преодолеть  боязнь, я делаю  карточки с различными заданиями, для индивидуальной работы (дифференцированный подход) карточки с секретом или с дополнительными пометками.

не перелистывать до умышленной ошибки

В 1 классе на занятии  прием «Волшебная водичка» рисовала свечкой правильный ответ (первая буква названия дерево  или название животного), дети должны были вставить букву или ответ.

Проверяя выполнение своего задания, дети видят появляющиеся букву — ответы. Радостные улыбки, глаза обучающихся - это ли не успех на занятии.

Оказание скрытой помощи.

Скрытая помощь реализуется путем намека, указания, пожелания, в которых нет

прямого указания на то, что и в какой последовательности должны делать воспитанники.

На занятии  перед детьми был поставлен вопрос «Как найти площадь прямоугольника?» Чтобы дети сами смогли подойти к выводу формулы, я предложила им самим попробовать это сделать.

1 задание - начертить геометрическую фигуру З см и 5 см, разделите на маленькие

квадраты. Сколько их?

2задание - кто догадался, как быстро справиться с этой задачей.

Прибавить или вычесть, умножить – О.Г., а мы ведь уже умеем прибавлять 1, нам легко прибавить 2.

Незаметно тем самым подводя детей к главному, а именно, выводу правила.

Таблицы не перед глазами детей, а развешаны по всему классу.

Анонсирование. Я заранее предупреждаю о предстоящей работе (анонс – краткая выдержка).

Смысл анонсирования не просто предупредить ученика, а обсудить то, что он будет делать на уроке (вместе подобрать литературу к сообщению, посмотреть на буквы, которые он путает. Этот прием устраняет синдром «внезапного нападения».

Сомневающимся такая подготовка создает психологическую подготовку на успех, дает уверенность в силах.

 «Искусственный успех»

Ребенок слабый . Ему очень трудно читать, писать. В 1 классе, когда он прочитал текст (очень слабо), ребята захлопали ему. Я похвалила его, мальчик почувствовал успех.

Персональная исключительность ребенка.

Часто в работе используется прием - «выделение персональной исключительности» - операция тонкая и изящная. Отработка умений видеть не только сильные стороны, положительные качества у любого человека, а малейший положительный результат. Необходимым приемом деятельности является высокая оценка того, за что надо похвалить, но иногда  тяжело выделить ту деталь, за которую можно дать высшую оценку, чтобы это могли оценить все дети класса и поддержать создаваемую ситуацию.

Разрабатываю разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка. Для разных классов предусматривается разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала.

Учимся делать комплименты. Дети по очереди, внимательно посмотрев друг на друга и подумав о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, говорят вслух об этом, то есть делают комплименты

«Работа в группе»

«Даю шанс». Готовлю ситуацию, при которой ребенок получает возможность
раскрыть свои способности, а может и талант (сообщение о птицах 1 класс Чистова Я)

«Умышленная ошибка».

Интересно работать и в группах. Работать вместе с товарищами не страшно и
обязательно кто-то придет на помощь, если она потребуется

 «Веселая коллекция» учащиеся собирают яркую картинку.

Урок самоуправления – сильные ребята готовят новый материал, слабые через несколько дней дублируют фрагмент урока.

На уроках работает служба «звонок другу» (3 раза в четверть)

Кто не может самостоятельно справиться с заданием, ставит треугольник. Тогда ученики,  справившиеся с заданием, помотают ему или звонок маме. Такой вид работы помогает воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, развивает чувство  взаимопомощи, умение оценивать свои силы и возможности.

 «Печатное издание» этот прием использую, конечно, после конкурсов. Работа победителя печатается на календарях, закладках.

«Выкладывание работы на сайте» (приглашаю к конкурсу)

 «Оживление приятных воспоминаний»

1. Вспомните тот период своей жизни, когда вам что-то хорошо удалось сделать. Что именно и почему так легко удавалось вам тогда? Почему вам не удается сделать что-то сегодня?

2. Вспомните конкретный успешный эпизод и попробуйте опять пережить его в деталях. Потом оживите приятные воспоминания из других эпизодов. Какими тогда были ваши чувства, впечатления? Что мешает вам почувствовать похожие чувства теперь?

3. Попробуйте вызвать эти чувства сейчас и увлечься чем-то. Перенесите эти чувства из прошлого на ту деятельность, которую вам необходимо выполнить сейчас. Свяжите вдохновение от прошлых успехов со своими сегодняшними целями.

4. Запишите свои впечатления, чувства, рассуждения. Напишите текст для самовнушения, который можно будет перечитывать и поддерживать свою мотивацию в дальнейшем.

Как только дети  вспомнили свои успехи в прошлом (победу в конкурсе рисунков, удачное выступление на концерте, хорошая оценка за работу, на школьной олимпиаде, им стало легче. Грусть и разочарование уменьшились, они почувствовал прилив энергии, вдохновения, уверенности в себе. Далее они взяли листок бумаги, и записали следующие изречения:

Я буду превращать неудачи в победу.

У меня все получится

• Я обязательно добьюсь успеха.

Успех зависит от моих усилий и желания достичь его.

• Успех приходит к тому, кто к нему стремится.

 «Полёт успеха» этот прием использую раз в месяц. Дети стараются каждый день, чтобы выбрали именно их (выбирают сами).

 «Коллективная поддержка»

10.Заключительная оценка

Успех без признания приводит к разочарованию. Эта мысль определяет такую форму

педагогического взаимодействия, как стимулирование учащихся, родителей.

Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха.

Большой интерес у учащихся младшего школьного возраста вызывает «Шкала оценивания» с помощью, которой ребята оценивают свои успехи и достижения во время и по окончании урока.

Свое настроение в данный момент «мордашками», «пушистиками»: «унылый», «Обида, недовольство», «Удивление», «радость», «Скука», Грусть», «злость», «восторг» (жетоны разного цвета со стилизованным выражением лиц)

«Лист достижений»

«Украсим елочку»

11.Методы стимулирования учащихся:

Словесная похвала и поддержка педагога.

- Прием «Эмоциональные поглаживании», «молодец», «ученица», «ребятки, я горжусь вами».

-        Постарайся приложить усилия, и у тебя получится это задание
« Особенно тебе удалось....»

-выразительно прочитать этот отрывок;

-решить задачу;

-пересказать;

  • « Сегодня ты стал (сделал) лучше, чем вчера»..
  • Я очень рада, что ты сегодня   сделал это задание
  • Не расстраивайся, в следующий раз тебе удастся выполнить задание быстрее и
    качественнее
  • Я сейчас подскажу тебе, как правильно выполнить задание, а в следующий раз
    ты всё сумеешь сделать сам

Элементы самовнушения:

- Я буду стараться, и у меня должно все получиться.

- Мне будет трудно, но я не подведу свою группу или учителя.

- Мне нравится, что меня хвалят, и я постараюсь всё выполнить быстро и правильно.

- Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе.

  • Использую устную похвалу.
  • Коллективная похвала - учащиеся хлопают ученику, который дал правильный ответ
    на трудный вопрос.
  • Письменная похвала в тетрадях. Использую слова и выражения: «Умница!»,
    «Старался!», «Молодец!». «Отлично!», «Стал лучше писать!» и т.д.
  • Знаки отличия - «Самому умному», «Ты сегодня отличился!», «Лучшему читателю»
    и т.д. Использую готовую печатную продукцию.

- Рецензирование учителем.

- Каждую работу ученика комментирую, отмечаю малейший успех, подчеркивая, что

ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».

- Рецензирование товарищами.

В 4 классе используем на уроке учебные дискуссии по качеству выполнения работ

одноклассниками. Элементы соревнования. Рейтинг в классе «Лучший читатель».

В конце каждой четверти определяем учеников, получивших за четверть большее

количество «солнышек». Результаты вывешиваются в классном уголке.

- Не забываем отметить успехи всех учащихся в динамике.

Голубой – успешный

Сиреневый - нет

- В уголке кружка размещаем грамоты как отдельных учащихся, так и коллективные.

- Выставки работ учащихся, выкладываю творческие работы учащихся на сайт, грамоты учащихся, портфолио ученика.

- Стимулирования родителей: вручение благодарностей и Благодарственных писем, устная благодарность учителя на родительском собрании.

«Какую отметку хочешь получить в конце четверти?»

«Портфолио достижений»

«Критерий успешности»

- коммуникабельность

- инициативность

- общественная деятельность

- умение учиться

- творческое развитие

- здоровый образ жизни

Вывод: Отсюда можно сделать вывод, что ситуация успеха снимает ряд тяжелых вопросов об агрессивности, непослушании как постоянной черте характера, изолированности в группе, лености.

Создание ситуации успеха - это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

«Улыбайся всем назло, чтоб сегодня повезло»

Используемая литература:

1. А.С.Белкин.  Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение, 1991.

2. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.// Начальная школа, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению

В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...

Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...

Технология создания ситуации успеха

Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предс­тоящей деятельности, на организационном – обеспечивает ...

Технология создания ситуации успеха

Каждый ребёнок талантлив по-своему. Учителю необходимо  создать условия для пробуждения и развития собственных  творческих способностей ребёнка, атмосферу сотворчества взрослого и ребёнка. Р...

Технология создания ситуации успеха в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

В статье раскрывается значение использования технологии создание ситуации успеха в работе с детьми, имеющими трудности в обучении....

Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках посредством педагогики сотрудничества

Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках  посредством педагогики сотрудничества...

Тема по самообраозованию учителя начальных классов МБОУ СОШ № 14 Ивановой Е.В. «Технология создания ситуации успеха для учеников во внеурочное время»

Тема по самообраозованиюучителя начальных классовМБОУ СОШ № 14Ивановой Е.В.«Технология создания ситуации успеха дляучеников во внеурочное время»...