Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках посредством педагогики сотрудничества
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках посредством педагогики сотрудничества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Метальникова Нина Ивановна,
МБОУ Школа № 168 г.о. Самара
Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках посредством педагогики сотрудничества
Одним из мощных рычагов воспитания желания и умения учиться – это создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха в своей учебной деятельности, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий.
В.А.Сухомлинский писал: “Успех в труде – это гордость человека, достигшего успеха. Без гордости за свой труд нет настоящего человека”.
Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого.
Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими.
Условно учащихся можно разделить на несколько групп.
Классификация нужна для продуманного выбора педагогических действий. В основе лежит отношение к учебе, соответствие результатов затраченным усилиям, характер ожидания.
| Отличительная черта – добросовестное отношение к своим обязанностям. Исполнительны, надежны, активны в общественной работе. Приучены к самостоятельности, уверены в себе. В классе чувствуют себя комфортно, защищено. Авторитетны, эмоционально устойчивы. Секрет надёжности, устойчивости в работе – в постоянном ощущении сбывшейся радости. Способности могут быть выше, чем у “надежных”, но система работы слабее. Добросовестное отношение к своим обязанностям кое-когда “пробуксовывает”. Повышенно эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки и отметки бурно переживают. Отношение коллектива доброжелательное. Быстрое привыкание к успеху, превращение уверенности в самоуверенность. Познавательные интересы у них связаны с учебой. Способности хорошие, к делу относятся добросовестно. Учатся неплохо. Отличительная черта – неуверенность в своих силах. Активны, добросовестны, сообразительны в период подъема. Не вступают в пререкания, не пытаются “качать права”, не жалуются. Они тихо, но глубоко переживают, не выражают недовольства. Имеют неплохую подготовку, способности, успехи в учебе. Причины отчаяния: серия неудач, бестактность педагога, выразившего сомнения в способностях, позиция семьи. | Не предлагать помощи, не навязываться с разговорами, на время оставить в покое, дать самим разобраться в себе и в обстановке. Хорошее действие оказывает педагогический прием типа “холодный душ”. Эмоциональное поглаживание. Анонсирование. ( упреждающий контроль ) Внушать уверенность в свои силы. |
Учебно-познавательную деятельность школьников стимулируют не только интересный учебный материал и методы обучения, но и та атмосфера, в которой протекает процесс обучения. В обстановке доброжелательности, уважения, доверия, сопереживания школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу.
В атмосфере, где ценятся личностные достоинства ученика – его самостоятельная мысль, склонность к творческому поиску, упорство, он начинает стремиться к решению более сложных задач. Вот основные группы приемов, которые способствуют установлению благоприятной атмосферы в процессе обучения.
Объединяются эти приёмы тремя руководящими принципами:
- сотрудничать с учащимися в процессе обучения;
- верить в способности каждого школьника;
- радоваться вместе с детьми.
Учитель должен уметь сотрудничать и советоваться с учениками. Сотрудничество педагога и учащихся – это объединение их интересов и усилий в решении учебно-познавательных задач. Это такая форма общения, в которой ребенок чувствует себя не только как обучающийся, но и как самостоятельно действующая личность. Педагог обращается к нему за помощью, вместе с ним выясняют и устанавливают свойства, особенности предмета или явлений, намечают пути решения задачи и т.д.
Школьник должен постоянно ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он может свободно высказываться, выдвигать предположения, делать выбор. Педагог должен создавать видимость, что ему без сотрудничества с учениками было бы трудно справиться с разрешением учебно-познавательных задач.
Педагог должен верить в возможности каждого ребёнка и любые отклонения в его развитии рассматривать, в первую очередь, как результат недифференцированного подхода к нему. Воспринимать неуспехи школьника как его неспособность и реагировать на них раздраженно или сдержанно, но без ориентировки на перспективу развития ребёнка – недопустимо.
Важно систематически внушать школьникам, что все они способные. Перед тем, как предъявлять учащимся новую учебную задачу, нужно предупреждать школьников о возможных трудностях и выражать надежду, что все они смогут их преодолеть.
Ссылка педагога на силы и возможности школьников способствуют тому, что дети сосредотачивают все свои усилия, чтобы добиться успеха. Учебно-познавательную деятельность школьника стимулирует искреннее и оптимистическое отношение педагога к его успехам и неуспехам.
Учитель должен выражать радость в связи с успехами учащихся. Форма тут может быть разной; главное, чтобы дети чувствовали гордость учителя за свой класс, за каждого своего ученика.
Гуманное отношение к школьникам надо мыслить не в рамках ласки или строгости, а в рамках справедливости и вежливости.
Возвысить ребёнка, можно только развивая и укрепляя в нем чувство собственного достоинства. Единственный способ добиться этого – уважение к его становящейся личности.
Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности, установление отношений сотрудничества и взаимопомощи в процессе обучения, вообще управление учебно-воспитательным процессом с позиции детей исключает необходимость лгать педагогу, списывать, преднамеренно опаздывать на уроки или пропускать их без причины, ябедничать, завидовать друг другу. В классе создаются условия для установления атмосферы взаимного доверия и уважения. Положительное отношение ребенка к школе, учению формируется на уроке. Отношение ребенка к педагогическому процессу будет зависеть от двух основных условий.
Первое заключается в следующем.
Ребёнок каждый день приходит в школу не только со знаниями и умениями, не только ради усвоения новых знаний и умений, но и со своими увлечениями. Он не может их оставить за порогом школы и выйти в класс, так сказать с “чистым” стремлением учиться.
Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребёнка таким, как он есть.
Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и с помощью психологически обоснованных тонких педагогических инструментов направить жизнь и учение каждого школьника на познание мира и утверждение добра.
Второе условие, от которого будет зависеть отношение школьника к учебно-воспитательному процессу, - насыщенность урока жизнью. Здесь имеется в виду не только научность и современность содержания образования. Но нужно, чтобы дети знакомились с жизнью страны через непосредственное участие в этой жизни, чтобы они познавали характер отношений, проявляющийся в доброте, отзывчивости, сопереживании, дружбе, товариществе, взаимопомощи, уважении к личности.
Подводя итог, мне хочется сказать, что создавая ситуации успеха я стремлюсь помочь детям незаметно, так чтобы они были убеждены, что успехом обязаны себе. Самой большой наградой для меня стала радость в горящих детских глазах на уроке и вопрос: «А что мы будем делать на следующем уроке?».
Хочется закончить мою работу словами Б.Ш.Окуджавы из книги «Заезжий музыкант» - «Наслаждение процессом работы – ведь это восхитительно!». Прекрасные слова, прекрасно, когда человек ощущает это, как была бы счастлива Земля, если бы все стремились к этому!»
Список литературы.
- Анализ ситуации – условие успеха “Нар. Обр. – 1996г. - №1. – с.80-84.
- Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). – Донецк, 2010г
- Белкин А.С.. Ситуация успеха. Как её создать. Москва “Просвещение”, 1991г.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990
- Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов школьников. Нач. школа – 1999г. - №3 с.60-61.
- Казакова Е. Путь по лестнице успеха. // Нар. обр. – 1996г. - №6 – с. 87 – 90.
- Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991г. – 272 с.
- Немов Р.С. Психология: учебник для студентов. В 3 кл. Кн. З М.: Просвещение: ВЛАДА., 1995 – 512с.
- Питюков В.Ю. основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М Изд-во `Гном и Д` 2001г.
- Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2006г. – 376 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.; Педагогическое общество России, 2002г.
Приложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-591739-1423844840.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Я под Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при ор...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/17/picture-649471-1700243396.jpg)
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Выступление на заседании ШМО...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/02/picture-467227-1406997825.jpg)
Игровые технологии как средство создания ситуации успеха на уроке.
Игровые технологии как средство создания ситуации успеха на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/26/picture-487351-1411741368.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....
Игровая технология как средство создания ситуации успеха на уроках русского языка
Использование игровой технологии на уроках русского языка (программа, адаптированная для обучающихся с иннтеллетуальными нарушениями)...