ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Самородова Марина Николаевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

        Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный урок – это урок, где видна совместная деятельность учителя и учащихся, урок, на котором каждый учащийся не остается посторонним, способен пережить ситуацию успеха, урок, на котором ребенку интересно. Современный урок немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности, интереса к изучаемому предмету. Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий и направлений, не тратить время на открытие уже известного. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Следовательно, необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. Целью моей педагогической деятельности стало:

  • Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.                        Учитывая специфику преподавания в коррекционной школе VIII вида, для себя я выстроила систему сочетания инновационных технологий, способствующих созданию ситуации успеха на каждом уроке для каждого учащегося. Среди этих технологий прекрасно адаптировались и применяются в коррекционно-развивающем обучении здоровьесберегающий подход, компетентностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, гуманно-личностные,  информационно-коммуникативные технологии, технологии разноуровневой дифференциации, индивидуализации обучения, технологии проблемного, игрового, интегрированного обучения, проектные технологии.

        Причиной выбора мною определенных современных образовательных технологий является следующее:

  •          в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;
  • образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
  • педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
  • они обеспечивают интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями, их самостоятельность, помогают создать ситуацию успешности для каждого учащегося;
  • обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
  • четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

        Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому моя задача состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса становится  личностно – ориентированное взаимодействие  с учениками, где  обеспечивается  комфортное психологическое самочувствие обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках, создаются  благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки детей.

Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход  используется мной на уроках и во внеклассной работе по предметам.

1) Большой интерес у учащихся с ограниченными возможностями здоровья вызывает исследовательская работа в группах и парах, организованная с учётом потенциальных возможностей и зоны ближайшего развития каждого учащегося. Так, например, на уроке развития речи по теме «Рыбы. Внешний вид. Среда обитания» ребята стали активными участниками настоящего научного эксперимента: ребятам было предложено сравнить разных рыб и выявить признаки сходства и отличия, самостоятельно сделать вывод – «научное открытие». Задание было ориентировано на потенциальные возможностями каждого учащегося, более сильные проводили исследование самостоятельно, слабые работали под руководством учителя. Данный вид работы на уроке сочетал в себе сразу несколько видов деятельности – это и деловая игра, и разноуровневое дифференцированное обучение. Ребятам очень понравилось быть  сотрудниками лаборатории и проводить очень важное исследование, делать научное открытие, дети очень старались, были активны, интерес к изучению темы повысился, и материал, изучаемый в ходе урока, запомнится лучше, чем тот, который был бы преподнесен учителем в готовом виде.

  2)Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения. На этапах сообщения темы и целей урока при организации самостоятельной работы учащихся успешно использую проблемное обучение, создавая проблемную ситуацию, вызывающую удивление, затруднение, призыв помочь.  Основная функция проблемного обучения – развитие творческих способностей учащихся, при этом знания не сообщаются детям в готовом виде, а перед учащимися ставится проблемная задача, побуждающая искать пути и средства ее решения. В совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы. Использование таких приёмов позволяет учащимся, не боясь, высказывать своё мнение, делать умозаключения, делает их активными участниками учебного процесса. Например, урок развития устной речи «Путешествие в страну Здоровья» я начала с того, что попросила ребят ответить на вопрос, что нужно человеку для достижения цели, преодоления препятствий и трудностей. Когда дети ответили, что нужно хорошее настроение, добрые мысли, большое желание и крепкое здоровье, последовал вопрос, заставивший ребят снова задуматься: «А что же такое «Здоровье»? Что нужно для того, чтобы оставаться здоровым?» Так, постановка проблемных вопросов заставляла детей думать, строить свои высказывания, отстаивать свою точку зрения. На этом уроке удачно переплелись сразу несколько современных педтехнологий: форма проведения урока – урок-путешествие, глубокая интеграция с уроками чтения, физкультуры, здоровьесберегающие технологии, дифференцированный подход.  С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету на уроке  использованы  информационно-коммуникативные технологии. Многие уроки провожу с  использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Использование компьютерных программ, анимации позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые знания, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. На своих уроках я использую следующие  нестандартные формы работы с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники: урок-презентация, урок-исследование, тематический проект, урок-путешествие, урок-игра, урок-соревнование. На таких уроках учащиеся ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.

3) Применение технологий на основе проектной деятельности обусловлено переносом акцента на воспитание свободной творческой личности, формирования способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. В своей практике я использую частично-информационные и творческие проекты, в реализации которых ученики изучают способы получения информации – подбор литературы, работа в библиотеке, изучение и обобщение полученных знаний, практическое применение в ходе урочной деятельности, защита своего проекта. Например, на интегрированном уроке по теме «А.П.Чехов «Ванька». Адрес на конверте. Письмо своей семье» учащимся было предложено найти в библиотеке произведение А.П.Чехова «Ванька», прочитав его, попытаться понять, дойдет ли письмо мальчика до «дедушки на деревню», составить свой словарик по теме «Почта», с использованием толкового словарика объяснить значение этих слов. К уроку ребята подготовили творческое задание с элементами драматизации. Такое задание помогло учащимся более глубоко окунуться в сюжет, описанный А.П.Чеховым, прочувствовать настроение главного героя, представить те чувства, которые испытал бы мальчик, поняв, что письмо, написанное им, дедушка никогда не получит. Определив, что письмо, написанное Ванькой, дедушка никогда не получит, перед детьми был поставлен проблемный вопрос: составить советы по оформлению и отправке почтовых отправлений. Параллельно с этим заданием на уроке трудового обучения ребята смастерили конверты, украсили их по собственному замыслу. В заключении урока-проекта учащиеся выполняли творческое задание – написали мини-сочинение - письмо своей семье, которое потом «защищали» перед классом. Метод проектов ориентирован на формирование определенных умений и навыков, приобретение опыта деятельности.

        4) Применение игровых  технологий на уроках позволяет сделать изучаемый материал более увлекательным и запоминающимся, снять напряжение и способствует эмоциональной разрядке, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии.  Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Учитывая,  что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, в процессе обучающей игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.  Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях: для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, в качестве нетрадиционного урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Детям нравятся уроки, на которых они становятся участниками сказочного сюжета, помогают сказочным героям, сами сочиняют свою сказку. Например, на уроке письма ребята побывали вместе с Незнайкой и его друзьями в Королевстве Грамматики. Помощь героям любимого произведения активизировала познавательный интерес учащихся, сделала урок более динамичным, каждый ребенок чувствовал свою ответственность за выполняемые в ходе урока задания, стремился быть полезным. Успешно проходят на уроке деловые игры. На уроке письма при закреплении темы «Слова, обозначающие предметы» учащиеся становятся участниками деловой игры «Поиск слова»,  в которой ребята почувствовали себя в роли сыщиков: слово пропало, известны лишь его приметы. Выполняя различные задания, устанавливая грамматические отношения, задавая вопросы, ребята закрепляли знания, полученные в результате изучения темы «Слова, обозначающие предметы». На уроке трудового обучения учащиеся становятся сотрудниками  «Цеха  детских игрушек», есть свой начальник цеха, мастер, контролер, художник-дизайнер и т.д. – каждый выполняет свою работу, но работа всех в то же время подчинена общему делу – изготовлению игрушек. На уроке развития речи детям нравится участвовать в деловой игре  «Научная лаборатория»: учащиеся – сотрудники лаборатории, ведущие наблюдения, делающие открытие, внедряющие свое открытие в жизнь др. На уроке развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности по теме «Птицы. Внешний вид. Места обитания»         ребята стали участниками интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». В игре         дети чувствуют себя более уверенными, раскрепощенными, повышается познавательная активность, для каждого создается ситуация успешности, каждый видит свою значимость в учебном процессе.                                                                                                        5) Очень нравятся детям уроки с элементами театрализации, наиболее часто я применяю эту технологию в ходе уроков чтения.        Через исполнение роли ребенок учится передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающей действительности. Играя роль, ребенок перевоплощается: слабый становится более сильным, неуверенный в своих силах – более уверенным, вживаясь в роль, дети познают мир с другой стороны, учатся видеть себя со стороны и во многом переоценивают свои поступки.                        В практике коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями  с успехом применяется  педагогика сотрудничества путём использования совместной деятельности учителя и обучающихся, проведения эвристических бесед, работы в группах, формулирования коллективных выводов. На каждом уроке в коррекционной школе важно создать для учащихся ситуацию успеха, основанную на гуманно-личностных технологиях  Ш.А.Амонашвили. На своих уроках я ставлю цель – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка. Любовь к детям и оптимистическая вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам в сочетании с проявлением демократизации отношений: правом ребенка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют созданию ситуации успешности на уроке, формированию устойчивого интереса к учению. Технология развивающего разноуровневого обучения, ориентированная на «Зону ближайшего развития» каждого конкретного учащегося при построении его индивидуальной образовательной  программы позволяет в учесть его способности, возможности, темпы развития. На своих уроках я применяю технологии уровневой дифференциации обучения, все задания я стараюсь подбирать с учетом индивидуальных возможностей, используя трехуровневые задания, таким образом у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с сильными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстро продвигаться вперед, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных учащихся.    Активно адаптируется в соответствии с педагогическим замыслом урока в коррекционной школе  технология интегрированного обучения, способствующая формированию познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, в большей степени, чем обычные уроки способствующая развитию речи,  повышению мотивации учения.                Как вы уже заметили, нет ни одного урока, на котором использовалась бы только одна какая-либо технология. Урок, приносящий удовлетворение учителю и радость познания детям – это урок, на котором грамотно сочетаются разные виды педтехнологий, взаимодополняющих друг друга. Любой урок – это, прежде всего, творчество, поэтому каждый педагог старается пробудить интерес к изучаемому предмету, не просто осуществляя передачу знаний и умений, но и укрепляя веру в свои силы у каждого ученика, независимо от его способностей, используя для этого современные образовательные технологии, грамотно адаптируя их в соответствии с педагогической ситуацией на уроке, создавая ситуацию успеха для каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА"

Современный урок - это урок, где видна совместная деятельность учителя и учащихся, урок, на котором каждый учащийся не остается посторонним и способен пережить ситуацию успеха, урок, на котором ребенк...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Я  под                   Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при ор...