Классный час Толерантность- путь к миру
классный час (2, 3, 4 класс)

Наталья Викторовна Серегина

Методическая разработка с использованием игровых технологий и самодиагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_tolerantnost-_put_k_miru.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Толерантность- путь к миру»

Серегина Н.В. , учитель начальных классов МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»

Цель: формирование у учащихся младших классов навыков толерантных отношений.

Задачи данного мероприятия: 

  1. познакомить воспитанников с понятиями  «толерантность», «толерантный человек»;
  2. выявить основные черты толерантности;
  3. определить качества толерантного человека;
  4. сформировать правильное представление о толерантном поведении;
  5. продолжить формирование толерантного отношения учащихся между собой;
  6. развивать коммуникативные навыки воспитанников, учить их сотрудничеству и партнерству в совместных делах;
  7. воспитывать чувство уважения  к окружающим людям, к их мнению, образу жизни и поведению;
  8. воспитывать  умение детей  слаженно и дружно работать в группах.

Оборудование:

Оборудование: презентация, раздаточный материал, дерево толерантности

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг.момент.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на занятие.

Слайд 1. на слайде высказывание «Мы научились летать в воздухе, как птицы, плавать в воде, как рыбы, теперь нам осталось научиться только жить, как люди» (Антуан де Сент-Экзюпери) Как вы думаете о чём сегодня пойдёт речь?

Как людям вести себя в мире людей.

II.Проблемная ситуация.  

Слайд 2. А разве мы не умеем жить как люди?

Слайд 3. Посмотрите на ситуации, всё ли хорошо в общении детей. Что не так?

Слайд 4. А к чему это может привести, когда эти дети вырастут?

Слайд 5. Жестокость в мире.

,. Это не первое занятие, посвящённое общению людей, и мы многое знаем. О чём же мы поговорим сегодня?

Слайд 7.  Перед вами герои детских произведений. Кто они и что их объединяет?

(Гадкий утёнок из сказки Андерсена, герой м/ф «Ёжик должен быть колючим»- Кудрявый ёжик и Голубой щенок из одноимённого мультфильма)

Дети высказывают свои мнения.

Этих героев объединяет непохожесть на остальных. Над ними насмехались их сородичи.

III.Целеполагание.

Слайд 8. - О чём мы будем говорить на занятии? Что бы вы хотели узнать?

Нашу планету населяют народы 6 континентов. У всех свой язык, своя культура. Все мы люди, но такие разные. Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 190 народов... Каждый из нас неповторим и значим. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на занятии.

Слайд 9. Обратимся ещё к одному высказыванию Антуана де Сент-Экзюпери, известного в России французского писателя.

Слайд 10. Поговорим о толерантности – о том, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.    

Очень часто среди нас появляется человек свой внешностью очень непохожий на других цветом волос или кожи, длиной носа или полнотой. У кого-то беднее одежда, а у кого-то слабее здоровье. Среди нас может появиться человек другой религии. Мы иногда посмеиваемся друг над другом. Мы не обязаны любить всех.

IV.Знакомство с понятием «толерантность»

- Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность?

Слайд 11-12. Слово "толерантность" произошло от латинского "tolerantia" - терпение.

В словаре В.Даля поясняется значение этого слова в русском языке.

Посмотрите, что обозначает это слово в других языках и выясним, что в определениях общего..

  •  английском – готовность быть терпимым;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

Приглашаю для выступления своих помощников.

  1. На огромной на планете  

Очень разные есть дети:

Тихие и шумные,

Глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки,

Молчуны и хохотушки.

2. Кто-то ростом невелик,

Кто-то слабый ученик.

У одних - большие ушки,

У других - кругом веснушки.

Кто- то рыж, а кто-то бел,

Кто-то в играх неумел.

3. Ни над кем нельзя смеяться,

Никого нельзя дразнить.

Нужно очень постараться,

Словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете

Вместе: Так чудесно будет жить!

Игра «Подбери синоним к слову» Давайте подберём синонимы к этому слову (на ддоске карточки со словами-подсказками. (Доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, благотворительность. терпимость, уважение,  смелость, честность, чуткость, милосердие, мир, дружба, понимание, любовь, ум, находчивость, верность, уважение, равнодуши, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость,).

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.

Дети читают стихи.

Дети-помощники читают стихи.

Дети выбирают карточки с верными ответами. Обобщают полученный ответ.

V.Тестирование.

Слайд 13-17-. -А хотите ли вы, определить,  насколько вы толерантны. Проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы выкладываете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

Младший брат сломал твою игрушку.

  • Ты его прощаешь
  • Ты бьешь его.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

  •  Ты идешь с ними гулять.
  •  Ты устраиваешь истерику.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать

На твоих глазах на кого – то нападают…

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

Ты поссорился со своей сестрой.

  • Ты попытаешься объясниться с ней.
  • Ты обижаешься и мстишь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • Ты просто разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

У тебя 7 красных кружков! Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Дети работают с индивидуальными карточками.

VI. Практическая часть.

Слайд 17. Как же мы можем научиться. Я предлагаю обратиться к опыту других людей.

VII. Физминутка

Слайд 18. Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:

•        Хлопают все присутствующие;

•        Только девчонки;

•        Только те, кто любит вкусно поесть;

•        Только те, кто опаздывает на уроки;

•        Только те, кто хорошо учится;

•        Только те, кто не любит каникулы;

•        Только те,  кто любит сладкое;

•        Только те, кому нравится играть в футбол;

•        Только те, у кого прекрасное настроение.

VIII. Тренинг

Слайд 19.

А хорошо ли вы знаете тех, кто находится рядом с вами? Поднимите руку те, кто знает о своём соседе

-  Когда у него день рождения?

- Есть ли у него братья, сёстры? Как их зовут?

- Где работают его мама и папа?

- Какие домашние животные живут у них дома?

-  Чем увлекается в свободное время?

-  В какие игры любит играть? Книги читать? Телепередачи смотреть?

Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше. Ведь из этого слагается большая дружба.

Слайд 20. Как же научиться принимать других, непохожих на нас. Прочитайте совет Экзюпери

Дети приходят к выводу, что они ещё недостаточно хорошо понимают друг друга. А как это исправить

VIII. Работа по формированию доброжелательного отношения к другим

Слайд 21. Сценка по средневековой персидской притче «Какие люди живут в этом городе».

Рассказчик:

Смотрящих много, видящих немного.

Вот как-то раз, пережидая зной,

Под пальмою сидели у дороги

Два нищих - девочка, старик седой.

А мимо шел прохожий-чужестранец.

Из-за скалы выходит Первый Путник.

   Первый Путник:

   Красивый край!

Старик:

Красивый, спору нет.

   Первый Путник:

   Скажи-ка мне, достопочтенный старец,

   Каков народ, живущий в сей стране?

Старик:

Тебе свое о нем скажу я мненье,

Но прежде ты ответь на мой вопрос,

А что за люди были в том селенье,

Где жить тебе до странствий довелось?

   Первый Путник:

   Такие, что про них и вспомнить тошно!

   Себялюбивы, жадны, подлы, злы!

Старик:

Неужто все?

   Первый Путник:

   Все, как один, ничтожны,

   Порочны и упрямы, как ослы!

   И я безмерно рад, что их покинул.

Старик:

Увы, и здесь народ точь-в-точь такой.

   Первый Путник (со вздохом):

   Пойду-ка дальше!

Старик:

Путь твой будет длинным,

Идти тебе придется далеко.

Первый Путник уходит.

   Рассказчик:

   Ушел, а старец с внучкою остались.

   И вскоре к ним с вопросом подошел

   Еще один прохожий-чужестранец.

           Из-за скалы выходит Второй Путник и    подходит к Девочке и Старику.

Второй Путник (Старику):

   Я в этот край издалека пришел.

   Ни нравов, ни обычаев не знаю.

   А ты из местных?

Старик: Я родился тут.

   Второй Путник:

   Похож сей город на ворота рая,

   Но что, скажи, за люди в нем живут?

Старик:

Тебе свое о них скажу я мненье,

Но прежде ты ответь на мой вопрос,

А что за люди были в том селенье,

Где жить тебе до странствий довелось?

   Второй Путник:

   Им всем Наидостойнейшее имя!

   Они благочестивы и добры!

   Я опечален, что расстался с ними,

   Но таково веление судьбы.

Старик:

Тогда возрадуй сердце доброй вестью:

Щедр и прекрасен, сей земли народ.

Ты, путник, будешь счастлив в этом месте

И не узнаешь горя и забот.

Второй Путник уходит. Внучка перестает играть.

  Девочка:

   Всего одна есть истина на свете,

   И только ложь двоит свой длинный хвост!

   Зачем ты им по-разному ответил,

   Ведь задали они один вопрос?

Старик (с усмешкой):

Ты не учла отличий в их природе,

Всяк видит мир через свое стекло -

Что ищем мы, то в людях и находим,

А в каждом сердце есть добро и зло.

   Рассказчик:

   Благословен добра от мира ждущий!

   В стократ счастливей он, чем человек,

   Зло ищущий и от него бегущий!

   Мир добр к тому, кто зрит добро во всех.

Выступление детей.

Высказывания детей.

IX.Обобщение.

Какой совет вы нашли в притче? Хотелось бы, чтобы из сегодняшнего занятия вы извлекли  умение быть толерантными в отношении с другими.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.

 Слайд 22. 6 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами - членами ЮНЕСКО. Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости.

На планете Земля неспокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны.

Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете,

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как Земли неразумные дети,

Рубим сук, на котором сидим.

Не спасёт ни утроба отсека,

Ни глубинное в недрах жильё,

Человек, полюби человека,

Только в этом спасение твоё!

Ответы детей

Выступления детей.

XI.Рефлексия.

Давайте вернёмся к теме классного часа .
-  Что мы хотели выяснить?

-  Какой же ответ  вы можете  дать?

А теперь прикрепим листочки к дереву толерантности, где вы дадите свои советы толерантного отношения между людьми, и тогда наша школа станет пространством толерантности.

Творческая работа детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"

Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....

Классный час "Толерантность – путь к миру".

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ3 класс БУчитель: Соловьева Н.н.24.01.12 г.Тема: Толерантность – путь к миру.Цель:знакомство учащихся с понятием «толера...

классный час "Толерантность - путь к миру"

Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности;развитие устной речи учащихся....

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.  Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать....

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Разработка классного часа в 4 классе...

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Рзработка кл.часа в 4 классе...