Осень - славная пора!
план-конспект занятия (2 класс)

Хут Мулиат Муратовна

!Осень -  славная пора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_meropriyatie.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Осень – славная пора!

Цели: расширить знания детей об осенних изменениях в природе,                                                    воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, развивать       мышление, смекалку, прививать интерес к природе.

Оборудование: гербарий, кроссворд «Деревья», листы бумаги для каждой команды, силуэты деревьев на ватмане для каждой команды, кленовые листья желтого и красного цветов, фломастеры.

Оформление доски: тема занятия, пословицы, поговорки (цветными мелками), кленовые листья.

               1. Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду.

               2. В сентябре лето кончается, а осень начинается.

               3. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

               4. Если с деревьев лист не чисто опадает – будет холодная зима.

               5. Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.

Ход занятия.

     Наше занятие посвящено времени года, про которое А. С. Пушкин говорил:

                                                      Унылая пора!

                                                      Очей очарованье!

     Осень! Как хороша золотая осень с ее разноцветным нарядом – яркой окраской деревьев, богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем хлебов и овощей.

     Сегодня мы подведем итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениях в природе. А кроме того, мы еще сможем и посоревноваться. А какие вы знаете осенние месяцы? (Учащиеся называют осенние месяцы и рассказывают о происхождении названия каждого из них (домашнее задание)).

     Сентябрь от латинского слова сэнтэбэр – седьмой. Новый год у древних римлян начинался с 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В старину славянские названия месяцев были тесно связаны с явлениями природы. Этот месяц называли хмурень, рюен, ревун, вересень.

Хмурень – дни короткие, тучи плотно кроют небо.

Рюен – желтый цвет.

Ревун – ветреная погода.

Вересень – цветение вереска.

     Октябрь – десятый месяц в году. Образовано от латинского слова окто, что значит восемь. Как вы уже знаете, в Древнем Риме год начинался с 1 марта, а не с 1 января. На Руси этот месяц называли грязник, листобой, хлебник.

Хлебник – полны закрома, убраны все поля. А почему грязник и листобой? Попробуйте объяснить сами.

     Ноябрь получил название от латинского слова новем, что значит девять. В народе ноябрь зовут полузимником, потому что он как бы на половину уходит в зиму, и ледовым кузнецом, потому что покрываются льдом реки и озера.

     В Адыгее осень обычно бывает теплой, солнечной и сухой. В сентябре листья на деревьях еще зеленые. В скверах, парках пышно цветут розы, хризантемы, астры, георгины. На полях идет уборка подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы. В садах собирают яблоки, груши, виноград.

     В октябре приметы осени становятся уже более заметными: чаще идут дожди, по утрам бывает холодно. Средняя температура воздуха +18 градусов. Листья клена, тополя окрашиваются в нарядные желто-красные цвета. Начинается листопад, всюду кружит листва. И недаром осень в нашей Республике люди называют «золотой». На полях в этот месяц распахивают почву под зябь и сеют пшеницу, ячмень.

     Ноябрь – последний месяц осени. Чаще дуют холодные ветра, по утрам бывают заморозки, иногда выпадает снег. С деревьев облетают листья. Затихает пение птиц, большинство из них улетают на юг. Остаются воробьи, сойки, сороки, дятлы, грачи, вороны, синицы. Живая природа приготовилась к встрече с зимой.

     (Командам (их 3) было дано задание приготовить эмблему, придумать название, связанное с природой и в то же время юмористическое, и небольшое приветствие).

  1. Представление команд.
  2. Разминка.

1. Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла. (Картофель.)

2. Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (Кочан капусты.)

3. Что без боли и печали приводит в слезы? (Лук.)

4. В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар из нее можно добыть, вкусный борщ сварить. (Свекла.)

5. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок.)

6. Я красна, да не девица.

    Зелена, да не дубрава.

    С хвостом, да не мышь. (Морковь.)

7. В маленьком горшочке кашка сладка. (Орех.)

(За правильные ответы команды получают кленовые листья, которые приклеиваются на заранее приготовленные для каждой команды деревья).

  1. Конкурсы.

1-ый конкурс «Осень – перемен восемь».

Загадки.

1. Это явление природы, при котором понижается температура воздуха. Верная примета этого явления – лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это? (Заморозки.)

2. Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь.)

3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад.)

4. Осенью птицы улетают в теплые края. Они собираются в большие группы. Как они называются? (Стаи.)

2-ой конкурс. Дети рассказывают по одному стихотворению об осени от команды.

3-ий конкурс «Вспоминаем пернатых друзей».

1. Перечислить перелетных птиц.

2. Назвать оседлых птиц.

4-ый конкурс. Капитаны команд выбирают одно из заданий:

      а) пропеть первый куплет песни «Голубой вагон», как кукушка (ку-ку);

      б) пропеть первый куплет песни «Крокодил Гена», как воробей (чик-

          чирик);

       в) пропеть первый куплет песни «Чунга-чанга», как ворона (кар-кар).

5-ый конкурс. Каждая команда получает гербарий трех растений. Узнайте, какие это растения (время – 1 минута).

6-ой конкурс. Продолжить стихотворение, назвать автора и название стихотворения.

       а) Ласточки пропали,

           (А вчера зарей

           Все грачи летали да как сесть мелькали

          Вон над той горой.

                                           А. Фет «Осень»).

       б) Славная осень,

            (Здоровый, ядреный

           Воздух усталые силы бодрит.

                                                Н. Некрасов).

       в) Лес точно терем расписной,

              (Лиловый, золотой, багряный,

              Веселой, пестрою стеной

             Стоит над светлою поляной

                                                И. Бунин «Осень»).

       г) Осень наступила,

             (Высохли цветы,

             И глядят уныло

            Голые кусты

                                              А. Плещеев «Осень наступила»).

       д) Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

            (Листья пожелтелые по ветру летят;

            Лишь вдали красуются там, на дне долины,

           Кисти ярко-красные вянущих рябин.

                                                 А. Толстой).

7-ой конкурс «Узнай эти деревья».

Кроссворд.

По вертикали:

                          1. Маленький мужичок, костяная шуба. (Орех.)

                          2. Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. (Слива.)

По горизонтали:

                          2. Этой бабке сто лет,

                             Горба у нее нет,

                               Высоконько торчит,

                               Далёконько глядит,

                               Придет смерть за старушкой,

                               Станет бабка избушкой. (Сосна.)

                            3. Стоит красавица на поляне:

                                В белом сарафане, в зеленом полушалке. (Береза.)

                             4. Весной цвету,

                                 Летом плод приношу,

                                 Осенью не увядаю,

                                 Зимой не умираю. (Ель.)

                             5. Сижу на дереве:

                               Красная, как кровь,

                               Круглая, как шар,

                               Вкусная, как мед. (Вишня.)

2

4

1

5

3

8-ой конкурс. Капитаны записывают на листочках ответы на вопросы:

Назовите дерево, которое первым желтеет. (Береза.)

Назовите дерево, которое плачет. (Ива.)

Назовите дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. (Осина.)

9-ый конкурс. Кольцовка песен, в которых есть названия деревьев.

  1. Подведении итогов конкурсов.
  2. Подведение итогов занятия.

Использованная литература:

1. С.В. Савинова. Е. Е. Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2003 г.

2. И. В. Бочкарева. Л. Д. Щербашина. Моя Адыгея – Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 1992 г.

3. Журнал «Начальная школа № 9» за 2006г., с 78 – 80.

4. М. М. Давыдова. 30 детских утренников. Москва: «Аквариум», 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Осень - славная пора"

Сценарий праздника, посвященный осени. В гостях у детей осень, пугало. Много интересных конкурсов....

Осень! Славная пора!

Утренник проводится в конце октября. Материал утренника содержит стихи, песни, конкурсы для детей и родителей об осени, инсценировки сказки "Репка"....

Праздник осени "Осень - славная пора"

Презентация-отчёт о празднике осени, проведённом 6 октября 2011 года в 3-а классе ГОУ СОШ № 425...

Сценарий праздника "Осень! Славная пора!"

Сценарий содержит стихи об осени, песни про грибы, загадки и игры....

праздник для учащихся начальной школы "Осень - славная пора"

разработка внеклассного мероприятия, посвящённого осени....

Праздник "Осень - славная пора".

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-2 класса. В сценарий праздника входят стихи, песни, сценка, танец. К сценарию прилагается презентация....

Праздник осени в начальной школе «Осень – славная пора»

Осень самая яркая пора о которой воспевали поэты, писали прозаики, осеннюю природу которой отображали в живописи художники. Красота осенней природы это романтика настроения и с легкой грустинкой размы...