ИДЕМ В ГОСТИ (Устный журнал, ситуативные задачи)
классный час (1, 2, 3 класс)

Кочанова Ирина Юрьевна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idyom_v_gosti.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

ИДЕМ В ГОСТИ
(Устный журнал, ситуативные задачи)

Цели: познакомить с правилами поведения в гостях, правилами приема гостей; воспитывать умение встречать гостей, организовывать праздники.

Ход классного часа

I. Введение в тему.

Учитель. “Да бросьте вы церемониться!” – говорят тому, кто слишком уж подчеркнуто демонстрирует свои безупречные манеры и с пунктуальностью машины выполняет огромное количество установленных этикетом правил, ритуалов, процедур – короче говоря, церемоний.

Правила никто специально не придумывал, не сочинял. Они возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Шло время. Проверенные опытом многих поколений, правила постепенно превращались в обычаи.

II. Устный журнал.

Страница 1. Об истории хороших манер.

1-й ученик. Стремление вести себя прилично, как доказано, уходит в глубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что оно существовало до появления письменности. Это стремление вытекает из того, что людям приходится жить в обществе. И ни одно государство не обходится без правил и норм человеческого поведения и общения.

Об этом можно прочесть, например, в “Одиссее” Гомера и других античных стихотворениях.

2-й ученик. Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством. Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. Памятник древнескандинавской эпической литературы “Эдда” повествует во всех подробностях о тогдашних правилах поведения за столом. Для произнесения тостов имелись детальнейшим образом разработанные правила, а за нарушение этикета назначались штрафы.

3-й ученик. В XI–XIII веках высшим проявлением изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Разумное начало этого обычая – внимательное, учтивое отношение к женщине – сохранилось до наших дней и, надеюсь, будет существовать и впредь.

На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек “этикеток” и произошло слово “этикет”, вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

4-й ученик. С XVIII века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книжку для юношества “Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению”. Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: “Над яствами не чавкай, как свинья; и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже”.

Учитель. Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер времен французского “короля-солнца”. Но все же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые – даже из древней истории. Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно.

Страница 2. Правила поведения в гостях.

Учитель. Нет, пожалуй, на земле народа, племени, которые бы не признавали законов гостеприимства.

А вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? Как вы думаете? (Ответы учащихся.)

Учитель. Да, наверное, на это есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные люди: поговорят о том о сем – и всем польза: узнали новости,  обсудили  события,  обменялись  сведениями – и все стали немножко умнее. И еще: люди привыкли делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье ребенок – зовут гостей разделить радость. А если горе – звать не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут разделить и горе.

Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как гостю:

– Поблагодари, если тебя приглашают в гости. Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.

– Не опаздывай в гости, но и не приходи слишком рано.

– На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.

– В гостях будь приветлив и весел.

– Веди себя в гостях просто, не привлекай внимания окружающих к себе, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.

– Если ты умеешь петь, играть, танцевать, декламировать и тебя просят это сделать, не отказывайся.

– Если тебя угощают, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения.

– Выходя из-за стола, не забудь сказать “спасибо”.

– Если ты принимаешь гостей, помни: хороший хозяин всегда весел и приветлив.

– Гостеприимный хозяин должен уметь пожертвовать своими интересами, чтобы сделать приятное гостям: уступить игрушку, отдать самую интересную роль в игре, не обижаться на гостей и не ссориться с ними.

– Хозяин заранее готовится к приходу гостей: придумывает игры и развлечения, которые он сможет предложить гостям.

– Хозяин приветливо встречает и провожает гостей. Надо выйти в прихожую и обязательно помочь им раздеться или одеться.

– Не следует в гостях секретничать ни гостям, ни хозяевам.

Страница 3. Инструкция… как не надо дарить подарки.

1-й ученик. Вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если лицо твое в этот момент будет радостным и счастливым, могут подумать, что ты преподносишь сущий пустяк, о котором и жалеть то не стоит.

2-й ученик. Расскажи, каких трудов, усилий, затрат стоил подарок, перечисли и покажи все его достоинства, обязательно напомни, что у тебя самого такого нет. Пусть товарищ понимает и ценит твою самоотверженность.

3-й ученик. Подробно объясни, что с подарком делать и как с ним обращаться. Например, так: “Тут в коробке двадцать четыре конфеты, я считала. По одной сейчас съедим. Вадиму не давай, он вчера мне витаминов не дал. Остальное завтра с собой возьмем”.

4-й ученик. Всем знакомым, друзьям, гостям обязательно покажи подарок и объяви: “Это я Вовке подарил”. А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришел с пустыми руками, получится неудобно.

Проследи за судьбой подарка: время от времени напоминай другу: “Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?”

5-й ученик. В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался недостойным человеком и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобой лично, будь решителен и тверд. Требуй подарок обратно. Может быть, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость.

III. Ситуативные задачи.

Учитель. Мы сейчас с вами повторим основные правила поведения в гостях. Многие, наверное, скажут: “Да слышали мы об этом, знаем”. И верно, знаете. Только почему же так часто знание и поступки не совпадают?

Давайте проверим.

П е р в а я   с и т у а ц и я.

Саша прибежал к своему товарищу домой – на прогулку позвать. Дверь открыла его мама. Первыми словами Саши были: “Юра дома?”

О т в е т. Сначала надо было сказать: “Здравствуйте!”

В т о р а я   с и т у а ц и я.

После уроков Игорь сказал Виктору: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем”.

– Ладно, – ответил Виктор. – Приду.

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он разложил учебники и тетради, готовясь делать уроки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

– Привет, – сказал Виктор. – Это я.

Он прошел в комнату, бросил мокрую куртку в кресло и огляделся:

– А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола.

– Это отцу подарили. На память.

– Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? – Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Затем Виктор повертел в руках многоцветную шариковую ручку, пробуя каждый цвет на тетради, лежащей на столе, открыл духи, крем, дунул в мамину пудру.

Игорь в это время приготовил чай и пригласил гостя к столу. Виктор оглядел вазочку с вареньем, сахарницу, стаканы с чаем и взялся за ручку холодильника.

– Ты колбасы нарежь, Игорь. А еще у вас тут масло с сыром есть.

Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взял куртку.

– Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.

О т в е т. Основные ошибки Виктора: он не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошел в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, требовал угощения, взял без разрешения ножик, решил снова прийти без приглашения.

Т р е т ь я   с и т у а ц и я.

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил – антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли ко мне, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.

– А мама ругаться не будет? – спросил Витя.

– Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. В руках у нее была мокрая тряпка. Вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

– Вы уж извините, ребята – у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо.

Кто виноват в этом?

О т в е т. Виноват Алеша. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, и в первую очередь у мамы, будет ли это удобно.

Ч е т в е р т а я   с и т у а ц и я.

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телевизор. Звонок. В дверях Николай Иванович – очень хороший друг папы.

– Здравствуй, Наташа. Папа дома?

– Папы нет, – Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на замке.

– Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

О т в е т ы. Наташе следовало сказать гостю, что отец скоро придет, пригласить его в комнату или спросить, нужно ли что-нибудь передать.

П я т а я   с и т у а ц и я.

В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: “Входите, открыто!” На пороге появилась… Марина. Это было полной неожиданностью. Она жила далеко, и училась не в его классе.

Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина?

О т в е т. Гостью надо встретить, помочь ей раздеться; если нет, отложить свой ужин. Спрашивать о причине посещения не принято, гость должен сам сообщить. Можно предложить Марине какое-либо занятие (посмотреть журнал), пока Сергей будет искать книгу.

Ш е с т а я   с и т у а ц и я.

Скоро в школу, а уроки еще не сделаны. И мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Дима никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И все не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

О т в е т. Бывает, что ребята злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него есть дела, он просит извинить его и приглашает гостей прийти в другой раз.

С е д ь м а я   с и т у а ц и я.

Десятилетие – серьезная дата. И Лена с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженого, молочный коктейль сделали.

Пришли ребята из класса, засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, довольно быстро управились с угощением… И заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись, шушукались. Мальчики в другом углу играли в шашки.

Лена принесла еще один большой торт, но есть никто уже не захотел.

– Айда, ребята, на улицу поиграем, – сказал кто-то. И мальчики заторопились, а следом разошлись и подружки.

Когда мама вернулась домой, именинница горько плакала.

Как вы думаете, почему не получился день рождения?

О т в е т. Лена допустила две ошибки. Слишком много внимания уделила праздничному столу и совсем не подумала, чем же займутся гости. Веселые игры, забавные соревнования, маленький концерт – это надо было продумать заранее. Вторая ошибка Лены: зря она попросила маму уйти. Кто как не мама нашла бы выход из положения.

IV. Подведение итогов.

1. В ы в о д ы.

Учитель. Итак, воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключенную в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы поведения.

Давайте ответим на вопросы:

– Что значит быть приветливым хозяином?

О т в е т. Это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.

– Что значит быть внимательным хозяином?

О т в е т. Это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить.

– Что значит быть щедрым хозяином?

О т в е т. Это значит не жалеть для гостей книг, игрушек, угощения, а также времени, стараний, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.

– Что значит быть тактичным хозяином?

О т в е т. Это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговора на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость – неумехой.

– А что значит быть воспитанным гостем?

О т в е т. Это значит выполнять правила поведения в гостях, не показывать своего плохого настроения и недовольства.

2. З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я.

Учитель. Я думаю, все вы любите ходить в гости. Учитесь быть гостеприимными хозяевами и воспитанными гостями. И не забывайте, что правила поведения необходимо соблюдать не только в гостях, но и дома, чтобы не получилось так, как описано в рассказе А. Митты “В гостях и дома”.

“Пришел Коля к Мише в гости. Пальто на вешалку повесил. Ноги о коврик вытер, волосы у зеркала пригладил, сказал Мишиной бабушке “здравствуйте!” и пошел в Мишин угол в игрушки играть.

– Вот бы ты, Миша, поучился у Коли порядку да вежливости, – сказала бабушка.

Поиграли ребята в Мишины игрушки, решили к Коле пойти.

Привел Коля Мишу к себе домой. Галоши в один угол кинул, пальто – в другой.

– Бабушка, – кричит, – это я с Мишей! Повесь пальто


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие-"Мы идем в гости"

Интеллектуальная игра по правилам этикета. На  внеурочном занятии дети разрабатывают критерии оценки "приятный ли я гость?"...

Презентация к внеурочному занятию "Мы идем в гости"2 класс

Презентация  к внеурочному занятию " Мы идем в гости" в виде интеллектуальной игры 2 класс...

презентация "Мы идем в гости"

Презентация содержит для урока Окружающего мира 1 класса по теме "Мы идем в гости". Программа XXI век....

Основное содержание педагогической технологии сотрудничества .Материал для родительского собрания ( Ситуативные задачи ,тест)

В современных условиях отношения учителя с учениками становятся важнейшим фактором ,определяющим результаты учебно-воспитательного процесса:это должно быть отношения сотрудничества, создающие у детей ...

Решение ситуативных задач на примере урока английского языка в 3 классе «Домашние питомцы» в рамках ФГОС

Данная статья предназначена для  учителей английского языка, работающих в начальной школе по ФГОС. Статья содержит описание и ход урока по закреплению и систематизации знаний по теме «...

Решение ситуативных задач

Решение ситуативных задач по профилактике девиантного поведения  обучающихся...