Внеклассное занятие "Лекарственные растения"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Насыбуллина Людмила Леонтьевна

Учебная цель: закрепить навык распознания лекарственных и ядовитых растений, умение узнать их среди других растений.

 

Воспитательная цель: объяснить, что они должны быть осторожны с незнакомыми растениями. Воспитывать любовь к родной природе.

 

Коррекционная цель: развивать память, мышление, познавательный интерес, умение рассказывать, знать терминологию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Казанская школа – интернат №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Внеклассное занятие на тему:

«Лекарственные растения: полезные и опасные»

Воспитатель: Насыбуллина Л.Л.

Учебная цель: закрепить навык распознания лекарственных и ядовитых растений, умение узнать их среди других растений.

Воспитательная цель: объяснить, что они должны быть осторожны с незнакомыми растениями. Воспитывать любовь к родной природе.

Коррекционная цель: развивать память, мышление, познавательный интерес, умение рассказывать, знать терминологию.

Оборудование. Фланелеграф, аудиокассеты с записью музыкальной песни «Этот зеленый мир», «Прогулка по лесу», открытки с изображением лекарственных и опасных растений.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Создать в классе рабочую обстановку.

-Ребята, какое сейчас время года?

-Осень.

-А какое было до этого? Правильно, лето.

-А чем вам лето запомнилось?

-Была теплая погода, светило солнце, были ягоды, можно было купаться и т.д.

Звучит аудиокассета звуки природы «Прогулка леса»

-Ребята, а сейчас мы с вами совершим экскурсию в лес, немного помечтаем о лете и вспомним, что же растет в летнем лесу.

Правильно деревья, кустарники, трава, цветы.

-А как это все называется, одним словом? Совершено  верно, растения.

-А какие вы знаете растения?

-А для чего нам нужны, растения? Правильно для лечения, красоты, а еще ребята, чтобы всем людям легко дышать, ведь растения выделяют

КИСЛОРОД.

-А кто знает, что это за слово? Это чистый воздух, которым мы дышим,

Листочки, растущие на деревьях, очищают воздух.

Вот вы сказали, что растения нужны для лечения, а ведь нужно знать какие растения можно собирать, а какие нет.

Вот сегодня на нашем занятии мы повторим и узнаем кое-что новое, какие растения относятся к лекарственным, а какие к ядовитым.

-А как вы понимаете слово ЛЕКАРСТВЕННЫЕ (ими можно лечиться)

-Мы с вами знаем достаточно растений, а именно это крапива, можжевельник, подорожник, пижма, мать-и-мачеха, черника, одуванчик, ромашка.

Но сегодня мы поговорим только о тех, которые вам больше всего понравились, т.е вы будете защищать каждый свое понравившееся растения. Начнём с лекарственных растений.

Ученик 1 выходит с рисунком крапивы и рассказывает про нее.

Все знают, что крапива лекарственное растение. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Мои листья богаты витаминами А,С,К.

Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда, например, борщ с крапивой или  крапивный салат.

Давайте скажем крапиве спасибо за то, что она накормить может, и вылечить. Одна крапива заменяет семерых врачей, хором СПАСИБО.

Ученик 2.

Рассказ о том, как были открыты лечебные свойства ПОДОРОЖНИКА.

Однажды две змеи грелись у дороги на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехала её. Люди сидевшие в повозке увидели, как первая змея, оставшая невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.

Ученик 3.

Про мать – и – мачеху.

Помню, когда я простудился, мама делала мне настойку из цветов и листьев мать – и –мачехи. Значит, это растение тоже лекарственное, и оно меня вылечило! Это растение прекрасное средство от кашля.

Ученик 4.

Про одуванчик.

В народной медицине одуванчик применяют при разных болезнях. Листья одуванчика хороши в весенних салатах.

-Не зря говорят, что

Давайте вместе прочитаем

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР _ ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА,

Ученик 5.

Стихотворение ,про лекарственные растения.

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой (все хором)

 ФИЗМИНУТКА

Мы листики осенние

На дереве сидим.

Дунул ветерок,

И мы полетели…

И на землю тихо сели.

Но в растительном мире встречаются ещё, какие растения?

Правильно опасные (ядовитые, которыми, можно отравиться)  Вот  сейчас нам ребята напомнят про эти растения.

Ученик 6.

Про Аконит.

На лесных полянах в разгар лета расцветает АКОНИТ.В Индии сохранилась легенда об этом растении. Жила в Индии ядовитая девушка. Она  питалась АКОНИТОМ. Девушка была очень красива, но настолько пропитана ядом, что не только прикосновения к ней, но даже один взгляд её убивал человека.

Ученик 7.

Про Вороний глаз.

Часто в лесу можно встретить ещё одно ядовитое растение – Вороний  ГЛАЗ. У этого растения прямой стебель, несущий один цветок – название дано за сходство плода – ягоды с глазом вороны.

Ученик 8.

Про ЧЕРЁМИЦУ  БЕЛУЮ.

По сырым местам и полянам растёт черёмица  белая. Это очень ядовитое растение! У него прямые толстые стебли, очень широкие листья.

_Давайте вспомним о каких растениях рассказали нам ребята?

-Какие относятся к лекарственным?

-А какие к ядовитым.

А сейчас мы с вами окунёмся в мир волшебной сказки. Расскажу вам сказку о лесном белом колокольчике, который называется «ЛАНДЫШ» (на фланелеграфе)

-Куда это вы торопитесь,  - спросил Зайка у пробегающих, мимо него, зверят.

-На полянку, где растут заячьи уши! – ответил Лисёнок

-К –а – к?! – удивился малыш – Разве могут в лесу расти мои уши?!

- Лес это сказка, а в ней можно встретить, что угодно, - перепрыгивая с ветки на ветку, ответил Бельчонок.

-А можно я побегу с вами? Я тоже хочу посмотреть, как из земли растут мои уши.

-Тогда догоняй нас! – крикнул Волчонок. И Зайка вприпрыжку побежал за малышами.

- Стойте! – остановил Лисёнок своих друзей. – Вот и заячьи уши.

-Ха – ха – ха! – засмеялся Зайка – Разве это уши? Это же самый  настоящий ЛАНДЫШ.

-Но его ещё называют заячьими ушами, - пояснил Бельчонок.

Посмотри, у каждого растения по два длинных заостренных листа, ну точь-в- точь как твои уши.

Вокруг благоухал майский ЛАНДЫШ. На тоненьком стебельке висели чудесные белоснежные цветки. Они были похожи на крошечные игрушечные фонарики.

-Как красиво. – Лисёнок не мог оторвать глаз от цветов.

- А как они чудесно пахнуть! – бельчонок лапками взял цветок и понюхал.

-И какие забавные эти зелёные уши, - добавил Зайка.

Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту самую поляну, где росли белоснежные цветы. Но вместо цветков на стебельках висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.

-За ты их трогаешь? – поинтересовался Лисёнок.

- Хочу съесть!

- Ты, что выбрось! Ягоды ЛАНДЫША ядовитые! – испугался за друга малыш – ими можно отравиться.

- Пусть лучше они опадут, Бельчонок прыгнул на дерево. Из них вырастут новые ЛАНДЫШИ. А мы каждую весну будем сюда прибегать, и любоваться красивыми цветами.

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ СКАЗКИ,

- Какое название, связанное с именем животного, получил ЛАНДЫШ?

Почему?

- На что похожи цветы ЛАНДЫША?

-Какого цвета ягоды этого растения?

- Ядовиты или съедобны ягоды ЛАНДЫША?

ЗАГАДКИ,

-Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня (крапива)

-Рос шар бел,

Ветер дунул –

Шар улетел (одуванчик)

-Белые горошки на зеленой ножке (ландыш)

-Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке

Кругом четыре листика

А в самой глубине

Чернее ночи – ягода

Да сильный яд во мне (вороний глаз)

-Цветок – трубочкой

С белой юбочкой

А плод – лукавый

С шипами и отравой (дурман)

ПЕСНЯ «ЭТОТ ЗЕЛЁНЫЙ МИР»

Этот зелёный мир, этот волшебный добрый мир-

Он мне навеки мил.

На заре у опушке лесной

Умывается белка росой,

Шепчет сказки задумчивый лес…

В нём немало таится чудес!

Припев: тот-же.

ИТОГ:

Вот, ребята и пора нам возвращаться из летнего леса в наш класс.

Ребята мы с вами побывали в летнем лесу и вспомнили, что  растения бывают какие?

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ  И ЯДОВИТЫЕ,

К лекарственным относятся:

Крапива, подорожник, мать – мачеха,одуванчик и т.д.

К ядовитым относятся:

Аконит, вороний глаз, черемица белая и т. д.

-Если увидел незнакомое растения как узнать, можно ли попробовать его плоды? (спросить у взрослых).

Если никто из взрослых не может ответить на твой вопрос, а тебе очень хочется попробовать, можно ли это сделать? (нет)

Вот  теперь мне за вас не страшно. Если вы пойдёте с родителями в лес, вы сможете распознать изученные нами растения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Удивительный мир растений"

Данная разработка предназначена для работы с учащимися 3-4 классов во внеурочной деятельности.На уроке учащиеся повторяют  классификацию растений, значение растений в жизни человека, з...

Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области

Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...

Внеклассное мероприятие "Лекарственные растения Хабаровского края"3 класс

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с интересными и знаменитыми травянистыми растениями Хабароского края, с их лечебными свойствами.Учащиеся устанавливают причинные связи между отдельными элемен...

Презентация к внеклассному мероприятию "Лекарственные растения Хабаровского края" 3 класс

Презентация составлена к внеклассному мероприятию "Лекарственные растения Хабаровкого края" 3 класс.Содержит фото-рисунки, музыкальное оформление, кроссворд, игру "Проверь себя"....

Конспект внеклассного мероприятия «Растения моего микрорайона»

Тема: Растения моего микрорайонаЦЕЛИ: обобщить знания по окружающему миру по разделу «Эта удивительная природа». Воспитывать патриотизм, любовь к природе и бережное отношение к ней, чувство горд...