Рабочая программа воспитательной работы на год
рабочая программа (3 класс)

Брайлян Наталья Викторовна

В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства развития младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx69.2 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа «Окружная санаторно-лесная школа»

Рассмотрено на заседании

Методического объединения воспитателей

Протокол № __ от ___ августа 2016 г.

Утверждено приказом

директора  № ____ - ОД

от ___ ________ 2016 г.

Рабочая программа

 воспитательной работы на 2016 – 2017 учебный год

для учащихся 3 класса (9 – 11 лет)

Составитель: Брайлян Н.В.

(воспитатель)

Салехард, 2016 г.

Пояснительная записка

В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства развития младшего школьника.

Рабочая программа направлена на воспитание в каждом ребенке гражданина и патриота, на раскрытие их способностей и таланта, подготовку к жизни, социальную адаптацию. Основой данной программы является программа, реализуемая ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» -  «Духовно-нравственного развития и воспитания» обучающихся  на ступени начального общего образования.

Рабочая программа воспитательной работы является модифицированной.

Актуальность программы воспитательной работы определяется рядом факторов:

  • во-первых, целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка;
  • во-вторых, программа создает условия для вовлечения воспитанников в проектную, исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение детьми универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве базовой компетенции;
  • в-третьих, общие задачи программы классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связано с другими и раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Цели программы:

  1. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
  2. Воспитание общечеловеческой культуры через создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Задачи программы:

  1. Формирование основ нравственного самосознания личности — способности детей формулировать собственные нравственные обязательства, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  2. Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  3. Осознание воспитанниками ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
  4. Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  5. Формирование у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  6. Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

Формы и методы работы:

Для реализации программы используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Цели и задачи программы достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседы, экскурсии, проекты, наблюдения, праздники и развлечения, творческую деятельность и др.

 Программа адресована детям 9-11 лет (3 класс), рассчитана на 1 учебный год обучения (102 часа, 3 занятия в неделю). Наполняемость группы – 10 человек. Младший школьный возраст – это период, когда в основном оформляется характер ребенка, становление его основных черт. В это время активно продолжает формироваться культура отношений в системе человек – социум, человек – окружающая среда. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, программа предполагает в качестве основных видов деятельности тематические игры, использование сказок, работу с детской литературой, экскурсии по родному краю, выполнение несложных исследовательских работ.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

Личностные результаты воспитанников:

  • Мотивация личности ребенка к познанию и творчеству;
  • Готовность работать самостоятельно и в группе;
  • Ценностно – смысловые установки воспитанников, связанные с осознанием ценности общения;
  • Освоение элементарных правил нравственного поведения;
  • Развитие эмоциональной сферы, образного мышления.

Метапредметные результаты:

  • Овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи проектной деятельности;
  • Умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации.

Предметные результаты:

  • Овладение начальными знаниями по темам направлений в соответствии с программой воспитательной работы.

При реализации рабочей программы воспитательной работы проводятся следующие виды контроля знаний, умений и навыков, приобретенных воспитанниками: текущий, тематический, итоговый.

Текущий контроль позволяет проверить степень усвоения материала в ходе каждого занятия. С этой целью используется тестирование, анкетирование, мини-выставки, конкурсы творческих работ, проводятся викторины.

Тематический контроль представлен в виде отчетов, коллективных творческих работ, исследовательских работ воспитанников.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Это викторины разной тематики, праздники группы, анкетирование, командные игры.

Учебно-тематический план

№ п/п

Направления

Формируемые УУД

Количество учебных часов

теория

практика

Всего часов

1

Гражданско-патриотическое воспитание

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

8

9

17

2

Нравственно-этическое воспитание

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

7

10

17

3

Трудовое воспитание

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

7

10

17

4

Спортивно-оздоровительное воспитание

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

5

12

17

5

Экологическое воспитание

Познавательные

Личностные

6

11

17

6

Художественно-эстетическое воспитание

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

6

11

17

Итого:

102

Содержание программы

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания детей отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание

Задачи направления:

  • Формирование элементарных представлений о политическом устройстве Российского государства; представлений о символике государства; представлений о правах и обязанностях граждан России;
  • Формирование интереса к общественным явлениям, понимания активной роли человека в обществе;
  • Формирование начального представления о народах России, их общей исторической судьбе и единстве народов нашей страны;
  • Формирование интереса к национальным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, ЯНАО, города Салехарда;
  • Формирование негативного отношения к нарушениям порядка в классе, интернате, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
  • Формирование интереса к делам в жизни школы.

Ценности направления – любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество. Закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Виды деятельности и формы занятий:

  • Беседы о подвигах Российской  армии, защитников Отечества;
  • Игры военно-патриотического содержания;
  • Творческие конкурсы, сюжетно-ролевые игры, праздники;
  • Экскурсии, прогулки по историческим и памятным местам;
  • Чтение художественной и документальной литературы гражданско-патриотической направленности.

  1. Нравственно-этическое воспитание

Задачи направления:

  • Формирование представления о правилах поведения в школе, общественных местах, на улице, дома;
  • Формирование уважительного отношения к родителям, старшим, сверстникам и младшим;
  • Формирование отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;
  • Формирование знаний о правилах уважительного общения, культуры речи, умения пользоваться «волшебными» словами;
  • Формирование умения устанавливать дружеские отношения в коллективе, основанные на взаимопомощи.

 

Ценности направления – нравственный выбор, смысл жизни, милосердие, достоинство человека, честь, чувство долга, забота и помощь, толерантность, свобода совести и вероисповедания, представление о светской этике.

Виды деятельности и формы занятий:

  • Беседы, наблюдение и обсуждение в педагогической ситуации поступков людей, их поведения;
  • Коллективные игры на сплочение коллектива;
  • Участие в делах благотворительности, помощь людям, животным, нуждающихся  в заботе и поддержке;
  • Чтение художественной литературы;
  • Посещение выставок художественного, декоративно-прикладного творчества.

  1. Трудовое воспитание

Задачи направления:

  • Формирование начального  представления о нравственных основах учебы, ведущей роли труда и образования в жизни человека;
  • Формирование элементарных представлений об основных  профессиях;
  • Формирование навыков коллективной деятельности;
  • Формирование бережного отношения к результатам своего труда и труда других людей, к школьному имуществу;
  • Формирование отрицательного отношения к лени, небережливому отношению к труду людей.

Ценности направления уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость, трудолюбие

Виды деятельности и формы занятий:

  • Беседы о профессиях, о людях труда;
  • Трудовые десанты;
  • Экскурсии - знакомства с деятельностью людей разных профессий;
  • Чтение художественной литературы с обсуждением;
  • Занятие ручным трудом;

  1. Спортивно-оздоровительное воспитание

Задачи направления:

  • Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких: членов семьи, педагогов, сверстников;
  • Формирование элементарных представлений о единстве физического, нравственного и социально-психологического здоровья;
  • Формирование знаний о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • Формирование знаний о негативном влиянии вредных привычек на организм человека;
  • Формирование элементарных навыков и правил личной гигиены воспитанников.

Ценности направления здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Виды деятельности и формы занятий:

  • Беседы о здоровом образе жизни,
  • Спортивные соревнования;
  • Рисование на тему о здоровом образе жизни;
  • Праздники здоровья;
  • Подвижные игры;
  • Встреча с медицинскими работниками школы.

  1. Экологическое воспитание

Задачи направления:

  • Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • Формирование элементарного опыта природоохранительной деятельности;
  • Формирование бережного отношения к природе;
  • Формирование потребности в общении с природой;
  • Способствовать воспитанию у детей познавательного интереса к природе своего края;
  • Формирование начальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края;
  • Формирование основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира.

Ценности направления  родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.  Красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве. 

Виды деятельности и формы занятий:

  • Экологические игры;
  • Экологические сказки;
  • Рисование природы России, родного края;
  • Работа с детской литературой;
  • Экскурсии;
  • Проектная деятельность;

  1. Художественно-эстетическое воспитание

Задачи направления:

  • Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному;
  • Формирование опыта эмоционального постижения народного творчества, фольклора народов России;
  • Формирование представления о быте, ремеслах народов родного края;
  • Формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Ценности направления  эстетика, красота, самовыражение в творческой деятельности, чувство прекрасного, яркие эмоциональные переживания, трудолюбие, созерцание.

Виды деятельности и формы занятий:

  • Праздники;
  • Выставки поделок и рисунков;
  • Участие в школьной самодеятельности;
  • Чтение поэтических произведений;
  • Конкурсы чтецов;

Календарно-тематический план

  1. Гражданско-патриотическое воспитание

п/п

Тема занятия

Элементарный минимум

содержания образования

Дата

1

Анкетирование «Моя семья»

Детям предлагается ответить на вопросы, касающиеся состава семьи, о распределении обязанностей,  о сложившихся традициях в их семьях

Сентябрь

2

Беседа «Права и обязанности ребенка»

В игровой форме происходит усвоение прав и обязанностей детей.

Сентябрь

3

Беседа + презентация «Моя многонациональная Родина»

Рассказ (показ) о людях разных национальностей, месте их проживания, костюмах, занятиях

Октябрь

4

Интеллектуальная игра «Поле чудес. Все о Севере»

Аналог телевизионной игры. Все задания содержат вопросы о животном и растительном мире Севера, касаются быта народов нашего округа.

Октябрь

5

Аппликация «Народов дружная семья»

Приурочено к празднику День народного единства. Ребята получают шаблоны (люди) и «наряжают» их в национальную одежду. Организуется выставка

Ноябрь

6

Презентация  «Столица округа – Салехард»

Виртуальное знакомство с историческими местами города, его улицами, историей Салехарда

Ноябрь

7

Рисование ко Дню округа «Край снегов» (оформление уголка группы)

Показ фотографий, иллюстраций с изображением природы округа. Дети посредством рисунка выражают свое видение малой родины. Выставка работ

Декабрь

8

Беседа «Геральдика государства: герб, флаг, гимн РФ»

Знакомство с символикой РФ, сопровождающееся рассказом воспитателя и просмотром презентации

Декабрь

9

Чтение художественной литературы Твардовского «Иван Теркин»

Посредством художественной литературы создать у детей образы героев войны.

Январь

10

Рисование «Наша Армия сильна!»

Детям предлагается показать в работах сюжеты армейской жизни: транспорт, оружие, служащих. Предлагаются опорные картинки.

Январь

11

Изготовление поздравительных открыток «С 23 февраля»

Закрепляется навык работы с ножницами (ТБ), бумагой. Дети учатся создавать композицию на заданную тематику, писать текст-поздравление.

Февраль

12

Игровая программа «Вперед, мальчишки!»

Принимая участие  в состязаниях и конкурсах программы,  мальчики демонстрируют смекалку, волевые качества, находчивость.

Февраль

13

Рассказ воспитателя «Чьи имена носят улицы Салехарда?»

Знакомство с жизнью людей, имена которых носят улицы города. Рассказ об  их трудовой деятельности или подвиге.

Март

14

Аппликация «Нарядная ягушка»,  «Нарядная малица»

Рассказ об орнаментах на национальной одежде народов Севера. Работа по украшению шаблонов орнаментами. Выставка, обсуждение.

Март

15

Беседа «Первый космонавт»

Рассказ, сопровождающийся презентацией о человеке, который первым совершил полет в космос.

Апрель

16

Чтение книги «Подвиг народа» (о героях Вов)

Знакомство с героями Вов и их подвигами: З.Космодемьянская, Д. Карбышев и др. Демонстрация памятников, воздвигнутых в честь этих героев.

Апрель

17

Экскурсия к Вечному огню (возложение цветов)

Знакомство детей с ритуалом возложения цветов к памятнику победителям в Вов.

Май

Предполагаемые результаты:

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- привит интерес к историческому и героическому прошлому своей Родины;

- сформировано чувство гордости за свою страну, свой народ;        

- сформирована активная  жизненная позиция; знание и соблюдение норм и правил правового государства;

- сформирована потребность и способность руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах;

- воспитано уважения к символике России, округа, уважения к малой родине, землякам.

  1. Нравственно-этическое  воспитание

п/п

Тема занятия

Элементарный минимум

содержания образования

Дата

1

Беседа «Сохраним чистоту и уют в наших комнатах»

Рассказать детям о подготовке комнат к их приезду в нашу школу, о труде персонала. Вызвать желание соблюдать чистоту и порядок в течение учебного года.

Сентябрь

2

Создание «Экрана поведения»

Озвучивание цели создания экрана, правил его заполнения, выбор ответственного за его заполнение

Сентябрь

3

Чтение произведения «Цветик семицветик» Катаева

На примере героев прививать детям уроки нравственного поведения. Обсуждение поступка Жени. Рассказы детей об аналогичных или похожих ситуациях, имевших место в их жизни.

Октябрь

4

Посещение библиотеки. Правила поведения  (инструктаж)

Закрепление правил поведения в общественном месте (библиотеке), беседа с библиотекарем о книжном фонде.

Октябрь

5

Чтение сказки «Кукушка» (беседа)

Формировать у ребят уважительное отношение к матери, своему дому, семье.

Развивать речь, мышление, умение выражать свои мысли.

Ноябрь

6

Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки»

Беседа по теме; игра «Комплимент»; анализ ситуации, предложенной воспитателем; искусство говорить «нет»; закрепление материала; итог.

Ноябрь

7

Устное сочинение «Как я помогаю маме»

Воспитатель загадывает загадку о маме, предлагает поразмышлять о том, какую помощь дети могут оказать маме, чтобы облегчить ее труд. Высказывания тезисами записываются. Итог – общие советы.

Декабрь

8

Беседа с элементами игры «День вежливых ребят»

Воспитатель предлагает детям вспомнить вежливые слова и выражения, пройти все этапы игры, проявляя находчивость и сообразительность.

Декабрь

9

Беседа с элементами игры «Во что играют дети разных стран?»

Продолжать накапливать  опыт, материал по устному народному творчеству.

Январь

10

Беседа «Множество решений»

Рассматривание сюжетных картинок с изображением ситуации и несколькими решениями выхода из нее. Дети учатся рассуждать, выбирать правильное решение.

Январь

11

Анкета «Какой наш класс?»

Отвечая на вопросы анкеты, дети учатся анализировать, давать оценку действиям своим и товарищей, делать выводы.

Февраль

12

Беседа «Мальчишки и девчонки. Мы – одна семья»

Беседа по теме; игра «Противоположности»; игра «Давай поговорим»; анализ ситуации; итог занятия.

Февраль

13

Инструктаж «Правила поведения на концерте»

Подвести детей к самостоятельной формулировке  правил  поведения в актовом  зале во время мероприятий, сделать выводы.

Март

14

Игра по станциям «Кладоискатели»

Работа в командах, выполнение логических заданий. В завершении дети ищут клад (сладости), разгадывая загадки, постепенно продвигаясь к разгадке.

Март

15

Познавательная беседа «Праздник праздников – Пасха»

Закрепить  и расширить знания детей о старинном русском празднике, его обрядах.

Расширять кругозор, словарный запас детей.

Апрель

16

Игра «Как положено друзьям все мы делим пополам»

В процессе игр детям приходится взаимодействовать друг с другом, обсуждая правила, договариваясь об этапах работы. Занятие направлено на сплочение детского коллектива.

Апрель

17

Ручной труд «Букет ветерану» (Изготовление цветов из гофрированной бумаги)

Озвучивание цели работы, последовательности ее выполнения. Показ разных вариантов поделки, способов оформления лепестков и листьев. Выставка

Май

Предполагаемые результаты:

- сформировано начального представления о правах и обязанностях человека;

- приобретен опыт социальной коммуникации;

- сформированы нравственные ценности: уважение к окружающим людям, доброта, чуткость, взаимопомощь;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

 - нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  1. Трудовое воспитание

п/п

Тема занятия

Элементарный минимум

содержания образования

Дата

1

Инструктаж по выполнению ПТБ «Дежурство в школьной столовой»

Знакомство с правилами дежурства: наличие соответствующей одежды, соблюдение культурно-гигиенических навыков, ПТБ.

Сентябрь

2

Знакомство детей с кружками, функционирующими в школе.

Помочь детям выбрать занятие по душе. Показ результаты труда прошлых лет, показать аудитории кружковой работы.

Сентябрь

3

Дискуссия «Маленькое дело лучше большого безделья».

Предложить детям разделиться на 2 команды для дискуссии. Поиск аргументов двух противоположностей – «дело» и «безделье». Примеры из жизни детей, выводы.

Октябрь

4

Инструктаж «Как организовать генеральную уборку в доме»

Совместно с воспитателем дети составляют план последовательного выполнения генеральной уборки, учатся распределять обязанности.

Октябрь

5

Рассказ воспитателя о профессиях

Знакомство воспитанников с профессиями человек-природа, человек-техника, человек – человек, человек – знак, человек – художественный образ.

Ноябрь

6

Рисование людей разных профессий. Выставка рисунков.

Закрепление знаний, полученных на  предыдущем  занятии. Внимание детей акцентируется на униформе и атрибутах людей разных профессий.

Ноябрь

7

«Мастерская Деда Мороза» Изготовление елочных игрушек

Умение детей самостоятельно перенести трудовые приёмы на изготовление изделия

Декабрь

8

Изготовление игры «Футбол» (для дыхательных упражнений)

С помощью подручных средств: коробка, журналы с изображением людей, пластиковые стаканчики – дети создают настольную игру. Коллективный труд.

Декабрь

9

Чтение художественной литературы Дж. Родари  «Чем пахнут ремесла»»

Чтение произведения, последующее обсуждение. Разбор речевых оборотов, выслушивается мнение каждого, делаются выводы.

Январь

10

Лепка из соленого теста «Пастушок и овечки»

(Тесто готовится заранее) Дети учатся вылеплять детали фигурок из теста, используя различные предметы. После просушки создается коллективная поделка.

Январь

11

Экскурсия в пожарную часть

Знакомство с работой пожарных.

Февраль

12

Беседа «Чем заняться после школы?»

Беседа по теме; стихотворение монтаж; игра «Давай поговорим»; анализ ситуации «В трех соснах заблудились»; итог.

Февраль

13

Мини-сочинение «Как я помогаю маме»

Пословицы о маме. Раскрытие их смысловой нагрузки. Рассказ воспитателя о своем детстве и помощи маме. Рассказы детей. Выводы.

Март

14

Изготовление поздравительной открытки «Любимой мамочке»

Закрепление навыка работы  ножницами, клеем; Изготовление открытки: вырезание деталей, составление текста. Оценивание работ.

Март

15

Трудовой десант «Уход за растениями»

Организация коллективного труда – уход за растениями. Дети готовят средства для ухода: тряпочки, лейки, опрыскиватели. Воспитатель следит за самостоятельным распределение обязанностей.

Апрель

16

Собрание группы. Размышления на тему «Мои добрые дела в группе, классе, школе»

Итоговое собрание группы. Воспитатель предлагает вспомнить все хорошие поступки и дела детей. Просмотр фотографий из жизни группы за учебный год.

Апрель

17

Подготовка одежды детей к отъезду

Закрепление навыков самообслуживающего труда

Май

Предполагаемые результаты:

- сформирована система элементарных трудовых навыков и умений;

- сформировано  представление о видах профессий, труде; осознание связи  между благополучием человека и его трудом;

- сформированы навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов;

-  умение согласовывать свои действия, желания, интересы с окружающими, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний;

  1. Спортивно-оздоровительное воспитание

п/п

Тема занятия

Элементарный минимум

содержания образования

Дата

1

Инструктаж «Правила поведения в корпусе и на игровой площадке»

Рассказ воспитателя об опасностях, подстерегающих детей, не соблюдающих простые правила.

Сентябрь

2

Беседа «Мой режим дня»

Знакомство с распорядком дня школы-интерната.

Сентябрь

3

Лепка из соленого теста «Овощи, фрукты – полезные продукты»

Загадки об овощах и фруктах. Каждый ребенок лепит ту фигурку, загадку о которой отгадал. Выставка «урожая».

Октябрь

4

Беседа «Чтобы зубы были здоровыми»

Беседа по теме; упражнение «Спрятанный сахар», Зачем человеку зубная щетка; практикум «Чистка зубов»; разучивание стихотворения; итог.

Октябрь

5

Рисование-тестирование «Когда мне бывает радостно и когда грустно»

Воспитатель предлагает на одной стороне листа бумаги изобразить радость, а на другой – грусть. Пояснение изображений детьми после окончания работы.

Ноябрь

6

Беседа «Как отучить себя от вредных привычек»

Анализ ситуации; беседа по теме; рубрика «Это полезно знать»; итог занятия.

Ноябрь

7

Практикум «Осанка – стройная спина»

Беседа по теме; рубрика «Это интересно»;

Рассказ о нарушении осанки; правила для поддержания осанки (упражнения). Выводы.

Декабрь

8

Занятие-игра «Мои эмоции»

Детям предлагается стать на время актерами и показать разные эмоции человека в различных жизненных ситуациях. Можно ли управлять эмоциями и для чего? Рассуждения детей, выводы.

Декабрь

9

Беседа «Злой волшебник Табак» (о вреде курения)

Игра «Волшебный стул»; беседа по теме; информация «Это интересно!»; практическая работа; итог.

Январь

10

Размышления  «Умеем ли мы правильно питаться?»

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»; рубрика «Это интересно»; отгадывание загадок; оздоровительная минутка «Вершки и корешки»; инсценировка «Спор овощей»; работа со стихотворением; итог.

Январь

11

Игра «Съедобное – несъедобное»

Игра малой подвижности с мячом. Закрепление знаний о полезных продуктах питания.

Февраль

12

Викторина по ПДД «Безопасное колесо»

Отвечая на вопросы викторины, дети повторяют знания правил дорожного движения; Игра «Назови дорожный знак», подведение итогов, награждение.

Февраль

13

Вечер загадок «Все о здоровье»

Командная игра. Каждая команда называет отгадку, дает характеристику предмета, его назначение или пользу. Словесная игра «Овощ или фрукт», «Полезно-неполезно».

Март

14

Подвижные игры на свежем воздухе

П/и: «Краски», «Король, король…», «Цепи -кованые», «Бояре, а мы к вам пришли» и др.

Март

15

Разгадывание кроссворда «Огонь – друг и враг человека»

Беседа по теме; Закрепление знаний правил пожарной безопасности; практическая работа «Составь памятку» (пользование утюгом, плитой, костер в лесу…)

Апрель

16

Игра «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас»

Игра – состязание в силе, ловкости, скорости бега. Эстафеты со спортивным инвентарем.

Апрель

17

Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми: ответственное поведение»

Беседа по теме; игра «Закончите высказывание»; формулирование правил поведения с незнакомыми людьми; чтение стихов «Азбука безопасности»; анализ предложенной ситуации; итог.

Май

Предполагаемые результаты:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

-знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- повышение уровня мотивации к ЗОЖ, занятиям физкультурой, спортом;

- осознание необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;

- приобретение навыков ухода за телом, зубами; приобретение знаний о правильном питании;

  1. Экологическое воспитание

п/п

Тема занятия

Элементарный минимум

содержания образования

Дата

1

 Сбор природного материала для изготовления гербария, поделок.

Прогулка. Закрепление названий деревьев, рассматривание формы листьев. Сбор. Подвижная игра «Раз, два, три – к ольхе беги!» на знание названий деревьев и кустарников участка.

Сентябрь

2

Практическое занятие. Создание журнала наблюдений за погодой, изменениями в природе

Знакомство с условными обозначениями: осадки, температура, направление ветра. Работа над оформлением журнала с обсуждением.

Сентябрь

3

Ручной труд «Домики для птиц»

Изготовление кормушек для птиц, зимующих на Севере. Развешивание кормушек на деревьях.

Октябрь

4

Занятие «Растения Ямала»

Рассматривание карты ЯНАО. Беседа по теме. Загадки о растениях.

Октябрь

5

Беседа «Птицы Ямала»

Беседа по теме; Причины исчезновения птиц; Загадки о птицах; физкультминутка; закрепление материала, выводы.

Ноябрь

6

Викторина «Лесной  блиц -турнир»

Вопросы викторины позволяют закрепить знания детей о природе. Прохождение тематических туров. Игра «Воробьи, вороны»

Ноябрь

7

Практическая деятельность «Посадка семян гороха (фасоли)». Наблюдение.

Сообщение цели эксперимента. Подготовка чашечек и семян. Посадка семян.

Декабрь

8

Беседа «Есть такая примета»

Беседа по теме: что такое "примета"; как появились приметы в обиходе и почему. Знакомство с некоторыми приметами.

Декабрь

9

Оригами «Птицы на ветках»

Загадки о птицах. Объяснение техники исполнения поделки. Самостоятельная работа детей. Выставка поделок.

Январь

10

Рассказ «Красная книга»

Беседа по теме: что это за книга? Чему она учит? О чем предупреждает? Просмотр фотографий исчезающих видов животных и растений.

Январь

11

Презентация «В мире столько интересного!»

Рассказ воспитателя о разнообразии растительного и животного мира планеты. Просмотр презентации, рассматривание фотографий. Психологическая игра «Сохраним голубую планету».

Февраль

12

Чтение книги «Сохраним наш мир»

Чтение книги. Рассматривание иллюстраций к книге. Беседа по теме: поведение человека в природе, роль каждого из нас в сохранении планеты Земля. Выводы.

Февраль

13

Уход за растениями в уголке природы, приклеивание отметок с названиями растений уголка

Организация коллективного труда – уход за растениями. Знакомство с названиями некоторых растений (изготовление этикеток и приклеивание на горшки).

Март

14

Экологическая игра «День воды»

Беседа по теме; конкурс «Загадочный»; Викторина «Реки, озера, моря, океаны»; конкурс «Знаете ли вы»; «Где мы используем воду»; итоги.

Март

15

Практическое занятие «Посадка лука»

Подготовка баночек, земли, саженцев, необходимого инвентаря. Показ воспитателя. Посадка лука и последующее наблюдение.

Апрель

16

Беседа «Как уберечь лес от пожара»

Беседа по теме. Составление правил поведения человека в лесу, зачитывание и обсуждение. Просмотр фотографий  - последствия неосторожного обращения человека с огнем. Выводы.

Апрель

17

Трудовой десант «Пусть планета будет чистой!»

Подготовка инвентаря для уборки. Уборка территории от мусора, сломанных веточек.

Май

Предполагаемые результаты:

- ценностное отношение к природе;

- освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы;

- развитие эмоциональной сферы, образного мышления;

- освоение доступных способов изучения природы;

- мотивация личности ребенка к познанию окружающего мира и творчеству;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы.

  1. Художественно-эстетическое воспитание

п/п

Тема занятия

Элементарный минимум

содержания образования

Дата

1

Аппликация из природного материала «Волшебные листики»

Изготовление по замыслу композиции из сухих листьев на плоскости. Выставка готовых работ, рассказ автора о своей задумке.

Сентябрь

2

Конкурс «Рисунки на асфальте»

На прогулке дети с помощью разноцветных мелков рисуют картинки на свободную тематику. Обсуждение идеи. Выбор жюри (воспитатели).

Сентябрь

3

Рассказ воспитателя «Раскрасим  мир в яркие цвета»

Беседа по теме. Рассказ воспитателя о восприятии цвета, влиянии цвета на настроение человека. Практическая работа «Создай цвет», «Изобрази радугу».

Октябрь

4

Ручной труд. Изготовление поделок «Зайцы и мишки из шишек»

Изготовление по замыслу объемных изделий из природного материала

Октябрь

5

Драматизация русской народной сказки «Репка»

Выбор ролей, облачение в детали одежды. Рассказ сказки по ролям. Работа над выразительностью речи. Выводы после просмотра. Поиск подходящей поговорки – главной мысли сказки.

Ноябрь

6

Рисование портрета «Мамочка – лучшая на свете»

Рисование карандашами портрета мамы: передать характер, вспомнить черты лица, любимое занятие мамы.

Ноябрь

7

Конкурс чтецов стихотворений о зиме «Зимний калейдоскоп»

Заранее с детьми разучиваются стихотворения о зиме, выбираются члены жюри (можно из детского состава). Представление каждого участника. Чтение стихотворений.

Декабрь

8

Ручной труд «Новогодняя открытка»

Изготовление поздравительных открыток к Новому году. Аккуратность работы с ножницами, клеем. Уборка рабочего места.

Декабрь

9

Заочная экскурсия в музей «Картины А.Шилова»

Рассказ воспитателя о писателе-соотечественнике А.Шилове. Знакомство с картинами художника.

Январь

10

Музыкальная русская народная игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Знакомство детей с народной игрой – аналогом игры «Цепи - кованые». Разучивание текста, знакомство с правилами, деление на команды.

Январь

11

Конкурсная программа «О сказках в шутку и всерьез»

Дети проходят несколько туров игры: «Просто сказка», «Сказки перепутались», «Шуточные вопросы», «Кто что потерял».

Февраль

12

Занятие по этикету «От чего прибавляется счастье»

Беседа по теме; рубрика «Проверьте себя» (из правил этикета); рубрика «Для любопытных»; высказывания известных людей на тему беседы.

Февраль

13

Ручной труд «Сюрприз для мамы»

Изготовление поделки.

Март

14

Посещение выставки  декоративно-прикладного искусства «Дом ремесел»

Экскурсия, знакомство с экспонатами выставки.

Март

15

Интеллектуальная игра «Путешествие в страну Сообразилию»

Вступительное слово, сообщение темы. Игра поэтапная, дети «заезжают» в сказочные города (Цифроград, Запутанбург, Загадовск), решая головоломки и задания.

Апрель

16

Оформление уголка «День Победы»

Коллективная работа.  Подборка материала: рисунков, фотографий, стихов о войне и Победе. Обсуждение, принятие единого решения, исполнение.

Апрель

17

Чаепитие «В кругу друзей»

Изготовление блинчиков; сервировка стола.

Май

           

Предполагаемые результаты:

- приобретение школьниками опыта самостоятельного художественно-эстетического творчества;

- укрепление эмоционального и физического здоровья;

- формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия совместной деятельности;

- умение видеть прекрасное в окружающей действительности;

- знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников;

- развитие эмоциональной и выразительной речи.

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Кадровый состав: воспитатель, библиотекарь, воспитанники, сотрудники организаций (Окружной Дом Ремесел)
  2. Материально-техническая база: актовый зал, спортивный зал, канцелярские товары (бумага, карандаши, клей, ножницы, картон и др.)
  3. Спортивное оборудование: мячи, скакалки, кегли, атрибуты для соревнований и игр.
  4. Мультимедийное оборудование: ноутбук, интерактивная доска
  5. Наличие необходимой методической литературы
  6. Интернет – ресурсы: http://kladraz.ru, http://www.solnet.ee, http://www.maam.ru,

http://nsportal.ru, https://almanahpedagoga.ru.

Список литературы:

  1.  Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия / авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.- Изд. 2-е - Волгоград: Учитель, 2013. – 205с.
  2. Организация эколого-иследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы / авт.-сост. Н.И. Асташина. – Волгоград:  Учитель, 2014. – 95с.
  3. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: 1 – 4 классы / авт. – сост. Г.Г. Кулинич  – Москва: ВАКО, 2006. – 176с.
  4. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с практическими занятиями и играми / авт. – сост. – С.Е. Шукшина – Москва: Школьная пресса, 2004. – 48с.
  5. Азбука нравственного взросления / авт. – сост. В.И. Петрова, Н.М. Трофимова, И.С. Хомякова, Т.Д. Стульник -  СПб.: Питер Пресс, 2007. – 304с.
  6. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1 – 4 классы / авт. – сост. О.Н. Курамшина, А.М. Железкина – Москва: ВАКО, 2008. – 160с.
  7. Энциклопедия этикета / сост. Л.Н. Рукавчук. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 352с.
  8. Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги), 1 – 4 классы: методическое пособие / авт. – сост. А.Д. Агафонова. – Москва: Глобус, 2009. – 158с.
  9. Мой северный край: Разработки внеклассных мероприятий / сост. – Л.А. Лымарь. – Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009. – 75с.
  10. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1 – 4 классы) / авт. – сост. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко – Москва: ВАКО, 2011. – 288с.
  11. Познавательные игры, конкурсы и развлечения для школьников / авт. – сост. А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с.
  12. Газета для учителей начальной школы «Педсовет», г. Мытищи; научно-методический журнал «Начальная школа», г. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.

Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся....

Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподго­товка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Гла Цели и задачи  режимных моментов в группе продленного дня.Примерный план работы воспитателя ГПД.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3 класс

Гла Тема воспитательной работы:    «Азбука коллективной жизни»- умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива....

Рабочая программа воспитательный работы 2013-2014 учебного года

Моя рабочая программа для работы 2013-2014 учебного года....

Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.

Задачи   учебно - воспитательной деятельности*    создание условий для развития творческих возможностей личности;*    формирование нравственной и духовной...

Рабочая программа воспитательной работы в группе ШПД (4 класс)

               Группы школы полного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности младших школьников. Строгие рамки урока...