Конспект "Мальчишки и девчонки Агнии Барто"
план-конспект занятия (3 класс)

Конспект по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barto_konspekt.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №6 г.Нижнеудинска»

Конспект занятия внеурочной деятельности.

Тема: «Мальчишки и девчонки - герои  Агнии Львовны Барто»

Разработал: Кузитенко Наталья Сергеевна

3 класс

«Мальчишки и девчонки- герои  Агнии Львовны Барто»

Цели  урока:

  • расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто;
  • формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
  • учиться выразительно и артистично исполнять стихотворные произведения;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
  • воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
  • воспитывать уважение к товарищам;

Оборудование:   портрет А.Л.Барто; выставка книг Барто;  аудиозаписи с голосом А.Л.Барто; оборудование для показа видео презентации; стенгазета, посвящённая А.Л.Барто, рисунки игрушек.    

     

17 февраля день рождения детской писательницы Агнии Львовны Барто . Это нашу традиционныое занятие, посвящённое  творчеству А.Л.Барто.

Произведения этой замечательной писательницы радуют и воспитывают многие поколения детей и даже взрослых.  Дедушки и бабушки, мамы и папы, дети и внуки – все в детстве читали и учили наизусть стихи Агнии Львовны. Ее произведения всегда актуальны и могут многому научить.

Разыгрывается произведение «А, здравствуйте...». Ученики 3 класса (сценка с клоунами)

Выходят два клоуна и начинают вести разговор:

1 клоун  - А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?

2 клоун  - Что вылил? Я ничего не вылил…

1 клоун  - Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?

2 клоун  - Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?

1 клоун  - Да, нет же… Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?

2 клоун  - Нет, я не выл!

1 клоун  - Ну, и они не выли!

2 клоун  - Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!

1 клоун  - Нет, не я один, а мы…

2 клоун  - Кто это – мы?

1 клоун  - (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…

2 клоун  - Кто – вымытые?

1 клоун  - Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…

2 клоун  - Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?

1 клоун  - Что променяли?

2 клоун  - Я говорю – не про меня ли?

1 клоун  - Ах, вас не променяли!

Вместе: - Нет, нам никак не разобраться.              

   Наш праздник может начинаться!

- Дорогие ребята! Начали мы своё занятие с клоунады, которую сочинила Агния Львовна Барто.

Знакомство с биографией А.Л.Барто. Демонстрация книг.

Агния Львовна Барто родилась 4 (17) февраля 1906 г., в Москве. Начальное образование будущий литератор получила на дому. Затем ее отдали на обучение в гимназию. Одновременно юная Агния посещала хореографическое училище. Первые стихи "родились” примерно в это же время.

В 1924 г. Барто закончила училище и осталась в балетной труппе. Там она проработала до 1925 г.

Первые стихи для детей были опубликованы в 1925 г. Стихотворения "Мишка-воришка” и "Китайчонок Ван Ли”.        

Первый муж Агнии – Павел Барто был поэтом. Он писал детские стихи. Совместно с ним Агния написала свои первые детские стихи «Девочка чумазая», «Считалочка», «Девочка-рёвушка»

Агния писала сценарии, стихи, работала телеведущей. Ее стихи отличаются простотой для заучивания и легкой рифмой. Они предназначались для дошкольников и детей младшей школы. Она обращается к детям на их языке, а также пишет от имени детей.

Например, стихотворение «Было утром тихо в доме» она написала от имени ребенка, когда ей было 76 лет.

Темой стиха можно назвать любовь к матери. В тишине утра ребенок пишет на ладошке имя матери и сжимает руку в кулачок, никому не показывая.
В суете и шуме дня девочку кто-то спрашивает, что она держит в ладошке?

Разжав ладошку, девочка показывает.

 Она уверена, что в них ее счастье, ведь в этих буквах имя самого дорогого для нее человека.


Было утром тихо в доме

Было утром тихо в доме,

 Я писала на ладони

 Имя мамино.

Не в тетрадке,

на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке

Имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

— Что ты спрятала в ладони?

 — Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала:

 Счастье я держала.


         Для ребенка имя матери, написанное на ее ладонях, – напоминание о счастье. Присутствие матери наполняет счастьем жизнь ребенка.

В 1976 году, за год до написания стиха поэтессе вручили орден Ленина за ее труд, а позже, посмертно, «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» выдали Золотую медаль имени Льва Толстого
Умерла поэтесса в 1981 году, в возрасте 80 лет.

Почти все ее творчество и труд были посвящены детям. Ее программа «Найти человека», которую Барто вела на радио с 1964 до 1973 года, была направлена на поиски детей, потерявших родных во время Великой Отечественной войны. С ее помощью нашли своих родных около тысячи человек. С этой передачи была взята идея для телепрограммы «Жди меня».

Ребята, а вы знаете, что когда вы были  совсем маленькими,  уже знали стихи Агнии Барто?

Давайте вспомним их.  Про Мишку, про девочку Таню…

Учитель начинает стихотворение, а дети продолжают хором.

Мячик

Наша Таня громко плачет:

 Уронила в речку мячик.

 — Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.


Уронили
мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

 

Вы подросли и стали учениками.

Вспомните свой первый урок. Расскажите, как вы себя чувствовали в этот день.

 Прослушайте стихотворение «Первый урок»

Первый урок

Я на уроке в первый раз.

 Теперь я ученица.

Вошла учительница в класс,

- Вставать или садиться?

Как надо парту открывать,

 Не знала я сначала,

 И я не знала, как вставать,

 Чтоб парта не стучала.

Мне говорят — иди к доске,

- Я руку поднимаю.

 А как перо держать в руке,

 Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!

 У нас четыре Аси,

 Четыре Васи, пять Марусь

 И два Петровых в классе.

Я на уроке в первый раз,

 Теперь я ученица.

На парте правильно сижу,

 Хотя мне не сидится.

Вы взрослеете. Вам уже по 11-12лет. Стихи Агнии Барто  расскажут вам истории о таких же ребятах, об их хороших и плохих поступках.

Болтунья

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Помощница

У Танюши дел немало,

 У Танюши много дел:

Утром брату помогала,

— Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

 — Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

 Я вам завтра помогу.

РЫЦАРИ

В коридоре, в классе ли,
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.

Труд делили поровну
Мальчики и девочки.
Шкаф тащили в сторону
Девочку девочки.

Шкаф тяжелый с книгами,
С книгами
Три девочки двигали,
Двигали.

А два парня-крепыша
Стул тащили не спеша.

Отдыхали девочки,
Отдыхали мальчики:
Девочки — на лавочке,
Парни — на диванчике.

Рассказ о книге "Вовка-добрая душа" (демонстрация книги)

Открывая новую книгу, всегда интересно, что же в ней. В какой мир поведет читателя за собой автор, какие истории ему расскажет. Произведение "Вовка- добрая душа" - это очень добрая и поучительная книга. Ее очень легко и весело читать, так как она написана с юмором, в коротких стихотворениях, которые очень легко запомнить. Главный герой этой книги - Вовка добрая душа. Этот мальчик старается помочь людям. Вовка веселит младенцев на прогулке, становится старшим братом девочке и ругает хулигана Андрюшу. Это сборник стихов вышел еще в 1962 году, но и сейчас произведения Агнии Барто читают и взрослые и дети, учится жизни по этой книге. 

Перу знаменитой детской поэтессы А. Барто принадлежит серия детских стихотворений, главным героем которых является мальчик по имени Вовка. Вовку знали и любили все жители улицы – он имел добрый нрав, был воспитанным, честным всегда спешил на выручку людям. Некоторые стихотворения из цикла «Вовка – добрая душа» мы рассмотрим сейчас.

Первое стихотворение из цикла «Вовка – добрая душа» — это стих «Шла вчера я по Садовой». В нем мы и знакомимся с нашим главным героем – мальчиком Вовкой. Автор описывает свою пешую прогулку по одной из московских улиц. Вдруг из окна прозвучало громкое «Доброе утро!».


Вовка-добрая душа

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена -

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна:

- С добрым утром!

С добрым утром!

Я спросила: - Это мне? -

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то:

- С добрым утром!

С добрым утром!

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вовка - есть такой!

Это маленький мальчик Вовка приветствовал всех прохожих. Люди удивлялись маленькому мальчику, однако отвечали на его приветствие дружескими улыбками.

Со временем, автор узнала больше о своем знакомом – его звали Вовка, мальчишка был любимцев всех людей, так как всех встречал с улыбкой и искренностью. Вовка никогда не оставлял в беде маленьких детей, которые Агния Барто описывает нам такую ситуацию: маленькие девочки, играя в песочнице, начали хвастаться своими старшими братьями. Девочка Таня рассказала про своего старшего брата, который носил пионерский галстук, отлично учился в школе, а главное – имел такую силу, что мог вырвать сорняк в огороде прямо с корнем.

У девочки Валечки также был десятилетний братик – мальчик защищал ее от всех обидчиков. Валечка сказала, что если бы на нее охотился большой тигр, ее брат тут же начал драться с ним и победил бы. Вдруг рассказы девочек перервал громкий плач Катеньки. Она была единственной дочкой у своих родителей.

Девочка рассказала, что ее вчера поцарапал и искусал кот, но никто не защитил ее. Этот плач услышал Вовка. Добрый мальчик заявил всем, что с понедельника будет Катиным старшим братом, и никому не даст ее обидеть, ни коту, ни хулиганам, ни хищному тигру.

Как Вовка стал старшим братом

— У меня есть старший брат,
Очень умный парень! —
Уверяет всех ребят
Таня на бульваре.—

В красном галстуке он ходит,
В пионерской форме,
Сорняки на огороде
Вырывает с корнем!

И толстушка Валечка
Старшим братом хвалится:

— Если кто меня обидит —
Старший брат в окно увидит.
Если я заплакала —
Он проучит всякого.

Он готов меня спасти
И от тигра лютого.
Десять лет ему почти,
Павликом зовут его.

Катя в красном платьице
Как расплачется:

— Я одна ничья сестра,—
Цапнул кот меня вчера.
Что ж, меня кусай, царапай…
Я одна у мамы с папой,
Нету братьев у меня,
Папа с мамой — вся родня.

К ней подходит не спеша
Вовка — добрая душа.

Объявляет он ребятам:
— Буду Кате старшим братом.
С понедельника, с утра,
Будешь ты моя сестра.

Время идет, и все детки взрослеют. Так случилось и с добряком Вовкой. Когда ему исполнилось двенадцать лет, мальчик стал стыдиться своей доброты.

Вовка добрая душа

На глазах растут ребята!

 Жил в стихах моих когда-то

 Вовка — добрая душа.

(Так прозвали малыша!)

 А теперь он взрослый малый,

 Лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй,

Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка,

 Он решил — ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,

Стал стесняться доброты,

Он, чтоб выглядеть суровей,

 Дергал кошек за хвосты.

 Дергал кошек за хвосты,

А дождавшись темноты,

 Он просил у них прощенья

За плохое обращенье.

Знайте все, что он недобрый,

 Злее волка! Злее кобры!

 — Берегись, не то убью!

 — Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

 Но расстроился потом,

 Закопал ее украдкой

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше,

 Затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать:

«Вовка — добрая душа!»

Он принял решение стать злым. Для начала Вовка решил избить дворовых кошек. Днем Вовка гонялся за кошками, а когда наступала ночь, выходил на улицу, и слезно просил прощение у них за нанесенный вред.

Затем Вовка решил пострелять в воробьев с рогатки. Целый час мальчик гонялся за птичками, делая вид, что не может за ними уследить. Затем Вовка тайно зарыл свою рогатку под кустом – так как ему стало жаль птичек. Мальчик решил делать злые дела напоказ, чтобы взрослые думали, что он стал злым. Однако Вовка по-прежнему оставался таким же добряком, каким был в детстве.

Можно ли Вовку назвать человечным? Почему? Чтобы убедиться в том, что дети хорошо понимают, что

значит" быть добрым", предлагается игра.

Дети садятся в круг, и «по цепочке» (друг за другом) каждый продолжает слова учителя: «Быть добрым, это…»

После игры на доске (на плакате) открываются записанные слова: добро, доброта, добрый, добрая душа. Ребята читают их. Предлагается прочитать про себя, а затем вслух строки:

Быть добрым совсем не просто,

Но доброта не зависит от роста.

Вот и подходит к концу наше занятие. Но стихи Агнии Львовны остаются с нами навсегда. Они остаются в книгах, в нашей памяти и в ФИЛЬМАХ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Устный журнал - Агния Барто"

Мероприятие направлено на развитие кругозора, знакомство с творчеством поэтессы. Каждая страница знакомит сэтапом жизни А.Барто....

Презентация на тему "Агния Барто"

Картинки и текст из которых вы можете сами создать свою презентацию, которую вы можете показать своим ученикам....

Презентация к уроку чтения "Агния Барто "Думают ли звери?"

Презентация на тему "А.Барто "Думают ли звери?"Ты улыбкой, как солнышком, брызни,Выходя поутру из ворот.Понимаешь, у каждого в жизниПредостаточно бед и забот.Разве любы нам хмурые лицаИли чья-то серди...

Проект "Детские писатели. Агния Барто"

Актуальность:Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Поэтому одной из задач, которые мы ставим перед собой – это привитие интереса и любви к чтению. Ак...

Тренажер "Звёздный час с Агнией Барто"

Презентация-тренажер предназначена выявить знания детей по прочитанным произведениям А.Л.Барто. Рекомендована детям 3-4 классов СКШ VIII вида...

"День рождения Агнии Барто"

Внеклассное мероприятие, посвященное 105-летнему юбилею поэтессы. Сопровождается презентацией "Путешествие в страну детства"...

Програма круглого стола по теме: «Поэзия добра Агнии Барто», посвящённого 115-летию со дня рождения поэтессы Агнии Львовны Барто

Участие Фадеевой Ольги Алексеевны, учителя начальных классов, в областном круглом столе (содержание программы - 14)...