Квест - игра "Права и Я"
план-конспект

Гайдамак Гюльнара Авазовна

Квест - игра "Права и Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_prava_i_ya.docx106.29 КБ

Предварительный просмотр:

Квест – игра «Права и Я»

Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди воспитанников Центра через повышение уровня правовой культуры.

Задачи:

  • Формирование ответственного и законопослушного поведения
  • Способствовать становлению и укреплению отрицательного отношения к противоправным поступкам
  • Пропаганда здорового образа жизни
  • Повышение уровня правовой грамотности

                                                             Ход занятия

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям. Все в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям.

И сегодня я предлагаю вам пройти квест-игру. Мы попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

В начале занятия детям выдают маршрутный лист.

1 Станция. «Путь в школу»

Ситуация, «Вы вышли из дома, чтобы пойти в школу. По дороге к остановке транспорта вы увидели кем-то оставленный яркий красивый пакет. В котором лежало что-то неизвестное. Вот он! Ведущий активно убеждает засунуть руку, достать содержимое пакета. Подводится итог упражнения: как происходит выбор в нашей жизни. Задается вопрос: «Чем опасен необдуманный выбор?».

Задание «Я - Гражданин»

Предлагаю ответить на вопросы:

1.        В каком возрасте человеку выдается паспорт? (14 лет)

2.        Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фотографией? (Ф. И. О., пол, дата рождения, место рождения).

3.        В каких случаях гражданину могут поменять паспорт? (при утере паспорта и при смене фамилии)

4.        В каких ситуация людям необходимо предъявлять паспорт? (при устройстве на работу, при покупке билета на поезд и самолет, при получении денег в сберкассе, подаче заявления в загс).

5.        Что должен сделать гражданин, если он потерял паспорт или его украли?

6.        Кто является президентом нашей страны? (В. В. Путин)

7.        Как выглядит флаг России? (трехцветное полотнище  цвета с низу вверх: красный, синий, белый)

8.        Что изображено на гербе нашей страны? (двуглавый орел)

9.        Какой город является столицей России? (Москва)

2 Станция. «Я в обществе»

Ведущий: А теперь я расскажу вам о видах юридической ответственности за нарушения.

Существует 4 вида юридической ответственности:

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь, разбитое стекло).

Сейчас я буду зачитывать вам задания, а вы постарайтесь правильно ответить: к какому виду ответственности относится нарушение:

  1. Порвал учебник одноклассника (Гражданская)
  2. Избил одноклассника (Уголовная)
  3. Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)
  4. Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)
  5. Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)
  6. Разбил мячом окно. (Гражданская)
  7. Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)
  8. Компания подростков на улице в нетрезвом виде (Административная)
  9. Подростки писали на стенах нецензурные слова. (Административная)
  10. Обзывал, оскорблял другого ученика (Административная)
  11. Пришел в школу без школьной формы и учебных принадлежностей (Дисциплинарная)
  12. В магазине не рассчитался за покупку и вышел. (Уголовная)

3 Станция. «В школе»

Беседа 
Ребята, что общего между проступком, правонарушением, преступлением?

Да, все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов.
Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и тоже? Да – нет? Почему?

Конечно, нет. Проступок и преступление не одно и тоже. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.

 Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение. 
             Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста. 

  • Ребята, а кто же несет ответственность за ваши действия, если вам нет 16-ти лет? (родители.)
  • Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение? (предупреждение, штраф, постановка на учет в полицию)
  • А могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму (нет)

Преступление – это нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

  • Во сколько лет наступает уголовная ответственность? (Правильно, с 14-ти лет. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) суд может лишить подростка свободы и направить его в воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступников или приговорить к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений).

Задание. «Определить проступок, правонарушение или преступление». Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация 1. Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории, близлежащей к школе.

Как можно расценить поведение Димы: как проступок, правонарушение или преступление?

Ни чего противозаконного Дима не совершил, но он нарушил Устав школы, т.к. не посещал уроков в школе. Т.е совершил проступок. За такой проступок к ученику могут применены меры дисциплинарного наказания: выговор, вызов родителей к директору.
         
Ситуация 2. Два старшеклассника поджидали детей за территорией школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровиться.

Как можно классифицировать действия старшеклассников: как проступок, правонарушение или преступление?

Действия данных учеников противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. 

         
Ситуация 3. Старшеклассники в выходной день гуляя по улице зашли в магазин и купили пива. В аллее ребята распили пиво.

Как можно расценить их поведение?

Данные действия квалифицируются как административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах». 

Задание. Распределите, что является правами, а что является обязанностями учеников.

Уважать учителей (обязанность)

Бесплатное образование (права)

Удобное рабочее место (права)

Отдыхать во время перемен (права)

Охрана здоровья (права)

Соблюдать расписание занятий в школе (обязанность)

Выбирать кружки с секции по своему интересу (права)

Примерное поведение на уроках и переменах (обязанность)

Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность).

Бережное отношение к школьному имуществу (обязанность)


          4  Станция. «В парке»

 Задание   «Происшествие в парке»

Ведущий: Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в кабинете). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании.

Слова на следах:

всем по 16 лет (2)

в парке (4)

пили пиво на скамейке (6)

пошли гулять (3)

день рождения Вани (5)

друзья (1)

подошли сотрудники полиции (9)

ругались нецензурной бранью (8)

мальчики шумели (7)

Текст: Друзья, которым всем по 16 лет пошли гулять в парке. У Вани было день рождение, и мальчики пили пиво на скамейке. Мальчики шумели, ругались нецензурной бранью. К ним подошли сотрудники полиции.

Вопросы: Накажут ли друзей? Объясните за какие правонарушения.

Ситуация

На пути следования по парку Вам встречается мужчина, который злоупотребляет спиртными напитками. Задача участников – убедить его отказаться от вредной привычки и следовать вместе с ними. Смоделировать ситуацию принуждения: мужчина предлагает присоединиться к нему. Участники аргументируют отказ и всё-таки убеждают его спасать свою жизнь.

 

5 Станция.  «С друзьями»

Ситуация. По пути вы увидели заброшенное здание. Вы можете сделать выбор: заходить туда или нет. Идет обсуждение между участниками. Можно помогать участникам «вредными» советами: «Так интересно, что же там», «Я бы на вашем месте не рискнула туда заходить» и т.д.

Время на обсуждение одна минута.

Участники аргументированно объясняют своё решение войти или не входить.

Упражнение «Кукла-марионетка»

Цель: определить, почувствовать ощущение несвободы, когда кто-то управляет тобой.

Участники разбиваются по три человека, в одной группе может быть и четыре. Задание: два участника играют роль кукловода, а один в роли марионетки. Марионетка не должна сопротивляться действиям кукловодов. Каждый участник должен побывать в роли марионетки.

После прохождения пункта участникам предлагается ответить на вопросы:

Что вы чувствовали в роли куклы?

Комфортно ли вам было?

Хотелось ли что-то исправить в действиях кукловода, сделать по-своему?

Рефлексия/подведение итогов:

Участники садятся в круг для подведения итогов и обсуждения вопросов:

Что нового узнали?

От кого зависит выбор человека?

Почему необходимо с осторожностью делать выбор в жизни?

Каждая команда высказывает свое мнение, что понравилось, для чего был проделан этот сложный путь.

        

1 Станция

«Путь в школу»

2 Станция

«Я в обществе»

3 Станция

«В школе»

4  Станция

«В парке»

5 Станция

«С друзьями»

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Административная    ответственность - 

применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.       К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства,    к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая  ответственность                                           регулирует имущественные отношения  (испорченная вещь, разбитое стекло).

Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение. 


Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

https://img.pngio.com/fileshoe-solespng-wikimedia-commons-shoe-sole-png-1800_2048.png

https://img.pngio.com/fileshoe-solespng-wikimedia-commons-shoe-sole-png-1800_2048.png

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб-квест "Приключения в трех королевствах"

Эта работа соединяет несколько Интернет – технологий: веб-квест, образовательный блог. Занятие проводится дистанционно, совершенствует навыки работы с компьютерными программами. Данный веб-квест – это...

Веб-квест "Литературная сказка"

Веб-квест "Литературная сказка"      По образовательной программе «Школа 2100» в 4 классе дети вместе с героями учебника «В океане света» отправляются в путешествие в усадьбу Аксак...

Квест "Триединство"

Данный сценарий игры предназначен для учащихся начальных классов, позволяет формировать этнокультурную компетентность учащихся....

Квест "В поисках Деда Мороза"

Сценарий игры, проводимой на праздник Новый Год.Форма: квест.Возраст участников: младший школьный....

Квест "День гимназии"

Квест, который включает 5 основных станций. Школьное мероприятие для учащихся младших классов....