"Воспитание у детей чувства доброты и милосердия у младших школьников"
статья (4 класс)

Мишина Елена Алексеевна

Если ребёнка учат добру,

в результате будет добро,

учат злу – в результате будет зло

– ибо ребёнок не рождается готовым человеком,

человеком его надо сделать!

(Василий Александрович Сухомлинский.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Воспитание у детей чувства доброты и милосердия"

 Доброта - это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Научиться быть добрым сложно, но необходимо. Добро и зло идут рядом, так же как любовь и ненависть. Недаром гласит русская пословица: «Доброе дело два века живёт».

 Зло - это все то, что мешает людям жить по принципам морали: эгоизм, жестокость, равнодушие, несправедливость, неуважительное отношение к людям. Важно, чтобы дети поняли, что силу человек должен направлять на защиту слабого, нельзя проходить мимо, когда кого-то обижают.

Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность детей стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для учеников должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость доставляет общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности. И мы, педагоги, должны постараться сделать все, чтобы процесс воспитания был эффективным.

Очень важным в воспитании детей является воспитание у них добрых чувств. Это и воспитание у них бережного отношения к природе, к животным. Если ребенок мучает животныхи взрослые его неостанавливают, он привыкает к таким жестким забавам, становится жестоким и к людям. Ребенок, который заботится о животном, становится добрее и к окружающим.

Надо стремитьсяк воспитанию в ребенке активной доброты. Иногда дети бывают жестокими по отношению друг к другу. Проявление жестокости они видят по телевизору, на улице.

В последнее время в обществе отмечается некоторый спад внимания к воспитанию нравственных качеств личности, в частности, таких, как доброта с её производными: состраданием, сопереживанием, доброжелательностью. В чём-то дети стали другими, всё чаще и чаще можно услышать мнение о дефиците доброты, в том числе и у младших школьников. «Дети стали эгоистичными, дерзкими, непослушными» - такое можно услышать о наших детях всё чаще. Именно сейчас встаёт вопрос о необходимости корректировки воспитания в сторону развития высших человеческих качеств. Давайте вспомним старые добрые фильмы для детей, добрые песни, стихи, сказки и рассказы. Да и сами слова доброта, добрый, доброжелательность должны звучать всё чаще и чаще. Василий Александрович Сухомлинский указывал, что младший школьный возраст является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых чувств к людям. Современная школа стремится использовать свой и детский потенциал для воспитания у младших школьников добрых чувств к людям. Но часто действует сила отрицательного примера со стороны взрослых, в том числе нередко и родителей, озабоченность которых благополучием и удачей часто затмевает и отодвигает на второй план нравственные ценности, а также бытующее искажённое представление о свободе как о вседозволенности. Как уберечь младших школьников от возможного дурного влияния и предотвратить начало очерствления души? Воспитание доброты нельзя свести к каким-то отдельным педагогическим средствам. Воспитание души должно пронизывать с собою весь воспитательный процесс. Уже в каждом слове взрослого должны содержаться доброжелательные нотки, доброе начало должно пронизывать всю область воспитания.Так, я провожу беседы и классные часы, на тему:«Добро и зло» «Волшебники добра» «Добрые дела» «Если добрый ты» «Спешите делать добро» На этих занятиях младшие школьники начинают понимать, что совершив доброе дело, можно наслаждаться тем, что другому человеку хорошо. «От добра добра не ищут»-гласит русская пословица. Ребята учатся искренне дарить тепло, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Доброту и любовь не купишь за деньги. Добрый всегда найдёт поддержку и утешение в радости других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Программа Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников

Программа поможет воспитывать  у младших школьников  нравственные чувства, знание этики . Имеет приложения с диагностикой, разработки классных часов, родительских собраний на этические ...

Родительское собрание на тему: "Воспитание у детей чувства доброты через воспитание любви и уважения к "братьям нашим меньшим""

Это собрание проводится совместно с детьми. Материал можно использовать и для проведения внекласного воспитательного мероприятия. Здесь собраны разные факты и реальные истории из жизни кошек. Форма пр...

Воспитание у детей чувства ответственности по отношению к водному миру и его обитателям

Конспект совместной образовательной деятельности с использованием  здоровье   сберегающих технологий (  пальчиковая игра, подвижная игра),  моделирования , игровой технол...

Родительское собрание «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки. Взаимопомощь в семье».

Цель - обсуждить с родителями одну из задач воспитания детей - формирование ответственной личности, раскрыть понятие "ответственность", познакомить с треми уровнями ответственности. В конце родит...

Воспитание милосердия у младших школьников

В статье говорится о социально значимых качествах - честь, совесть, достоинство, милосердие с помощью которых младшие школьники смогут непроизвольно правильно ориентироваться в жизни; и о развитии эти...