Динамика задач деятельности руководителя в процессе развития лагерной смены.
методическая разработка

Абайдулина Татьяна Викторовна

Динамика задач деятельности руководителя в процессе развития лагерной смены. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_17951z_zanyatie_1-2_abaydulina_tatyana.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1 Логика развития лагерной смены. Динамика задач деятельности руководителя в процессе развития лагерной смены.

Вопросы: 1. Организация планирования воспитательной работы

2. Принципы и методики планирования работы в лагере. Подготовительно- организационный период. Основной период. Заключительный период и рефлексивный этап. Стадии деятельности рабочей группы и стили руководства 

Контрольные вопросы и задания

1.Что такое план воспитательной работы? Какие виды планов используются в работе вожатого?

Планирование – одно из важнейших слагаемых успеха вожатого. Анализ отчетной документации студентов-практикантов позволил выявить, что планирование воспитательной работы вызывает большие сложности. За составление плана вожатый несет персональную ответственность, поскольку планирование воспитательной работы отряда предопределяет результаты и эффективность системы воспитания. Разработка плана предстоящей деятельности позволяет определить содержание, пути и средства достижения целей и задач работы вожатого с детьми.

План воспитательной работы – это:

· основа деятельности отряда;

· конкретные пути решения поставленной цели в рамках воспитательной работы отряда;

· содержательные ориентиры деятельности вожатого, определяющий порядок, объем и временные границы его деятельности.

План воспитательной работы – это программа деятельности вожатого по созданию условий, содействующих воспитанию, оздоровлению и отдыху детей в лагере. Он служит средством повышения качества воспитательной работы отрядного вожатого, поэтому план должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию.

Вожатый в соответствии с планом оказывает определенную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим и социальным здоровьем, с эффективностью в общении.

Вместе с тем план работы в деятельности отрядного вожатого является нормативно-правовым документом, подтверждающим выполнение функциональных обязанностей и моделирующим организацию воспитательной работы в отряде.

План должен отражать цели будущей деятельности, систему действий отряда, направленную на достижение поставленной цели, конкретные формы работы по решению основных воспитательно-образовательных и оздоровительных задач. Реальность выполнения плана обусловливается определением сроков реализации намеченного с учетом логики развития лагерной смены, а также ответственных за выполнение конкретных дел.

План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и данных перспектив.

 2. Опишите этапы планирования воспитательной работы в лагере.

Вся практическая работа по составлению плана проходит в несколько этапов:

1 этап. Определение порядка и сроков действий по разработке плана.

При составлении плана необходимо определить формы и способы участия воспитанников отряда в данном процессе.

2 этап. Моделирование образа отряда и процесса воспитания его членов.

Процесс моделирования начинают с осмысления общих целей летней оздоровительной компании, определения воспитательных задач на смену с учетом возраста, общего уровня развития детей отряда, личной профессиональной педагогической позиции вожатого, основных средств реализации цели. При разработке модели:

· моделируем примерный образ воспитанников и образ жизнедеятельности отряда, построение в нем деятельности, общения и отношений;

· определяем приоритетный вид совместной деятельности;

· продумываем пути, формы и способы совершенствования общения детей в отряде

3 этап. Коллективное планирование.

В планировании жизнедеятельности отряда участвуют не только вожатые, но и воспитанники.

Поиск дел проводится на двух уровнях: общелагерные дела, отрядные дела.

План составляет вожатый, опираясь на деятельность органов самоуправления

4 этап. Оформление документа – плана работы.

При планировании воспитательной деятельности вожатый наряду с определением цели, форм и способов воспитания детей находит оптимальный вариант содержания структуры создаваемого документа – плана работы на смену.

Виды планов отрядного вожатого в детском лагере:

  • Перспективный план смены – представляет собой перечень планируемых мероприятий, возможно с разбивкой по видам деятельности, по погоде и т.д., возможно с кратким обоснованием.
  • План-сетка смены или календарный план (согласуется с план-сеткой лагеря и временем работы кружков, а еще лучше - пишется на основе план-сетки лагеря) – представляет собой список мероприятий по дням с разбивкой дня на 3 части - до обеда, после полдника и после ужина.
  • План–сетка оргпериода - представляет собой список мероприятий на оргпериод (обычно первые 3 дня) с разбивкой примерно с точностью до 15 минут.

 Определите приоритеты в работе руководителя на различных этапах реализации программы лагеря. Подготовительный этап.

Основная цель подготовительного этапа — проектирование деятельности лагеря на основе идей педагогической программы конкретной смены с учетом кадровой и материально-технической базы.

На подготовительном этапе моделируется система управления логикой развития воспитательного и оздоровительного процессов лагеря, состоящая из ряда блоков.

  1. Педагогический блок предполагает создание алгоритма перевода подростков в субъектную позицию по отношению к содержанию деятельности лагеря, что предусматривает выявление уровня развития личности ребёнка, детского объединения на каждом этапе смены; анализ ожиданий подростков и совместное формирование целей проживания детского объединения, отвечающих этим ожиданиям; программное обеспечение жизнедеятельности детей на базовых идеях концепции программы и принципах деятельности лагеря.
  2. Научно-методический блок предполагает поиск и анализ современных путей, способов и приемов вовлечения подростков в средовой комплекс, где они, с одной стороны, должны чувствовать себя хозяевами, а с другой стороны, принимать помощь вожатых, профильных специалистов в развитии собственной активности и самостоятельности. Блок предполагает обеспечение подросткам психологической комфортности в детском объединении в их устремлениях, действиях, мотивах участия/неучастия в делах детского объединения, общелагерных и клубных мероприятиях, связанных с собственным развитием, формированием собственного круга общения.
  3. Содержательный блок предполагает создание системы множества клубных пространств, обеспечивающих подростку возможность самореализации и актуализации способностей, отражающих содержание воспитания (культурно-нравственного, интеллектуально-творческого, досугово-творческого, спортивно-оздоровительного).
  4. Управленческий блок предполагает обеспечение знания основ взаимодействия детей и вожатых, развитие их способности анализировать свои достижения в совместной деятельности, выстраивание стратегии и тактики воспитательной и оздоровительной работы лагеря через передачу культурных образцов отношений, общения и традиций лагеря.
  5. Информационный блок предполагает обеспечение ребёнку доступности и достоверности любой информации о жизнедеятельности лагеря в целях создания атмосферы выбора и ответственности за принятое решение.

Организационный период смены (в 21-дневной смене — 3 дня, в 30-дневной смене — 4 дня) состоит из двух этапов социальной адаптации подростков. Основная задача организующего этапа — это удовлетворение острой потребности подростка в информации (о перспективах его жизнедеятельности в детском лагере, о нормах поведения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, о новых товарищах по объединению). На этом этапе формируется социальная позиция и роль подростка в детском объединении, его мотивационная сфера испытывает кризис соответствия ожиданий о лагере с реальными условиями проживания.

На формирующем этапе происходит формальная структуризация детского объединения. В ходе дел подросток совершает попытку самодемонстрации возможностей, самоопределения в выборе роли и связей со сверстниками, через деятельностную и поведенческую активность определяется его субъектная позиция к предлагаемому содержанию программы смены, принимаются или отвергаются нормы поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

  • знакомство с лагерем, его возможностями для удовлетворения потребностей подростка в самовыражении, самодемонстрации, самоопределении и включённости в сюжет смены;
  • создание условий для осознанного принятия подростками правил и требований жизнедеятельности в лагере;
  • диагностика возможностей и способностей ребят для выявления лидеров детских объединений;
  • формирование самоуправляемого детского объединения;
  • показ возможностей детского объединения для осуществления содержания программы;
  • совместная деятельность по определению перспектив жизнедеятельности подростков в программе смены;
  • педагогическая поддержка процессов адаптации подростка к новым условиях жизнедеятельности.

Ведущая функциональная роль вожатого — организатор, воспитатель, социальный педагог.

Ведущий характер жизнедеятельности подростков — Адаптивно-демонстрационный, учебный.

Ведущая функция организационного периода — нормативно-эмоциональная, компенсаторная.

Результат организационного периода: формирование первого уровня субъективизации подростков, при котором они принимают цели и содержание своей жизнедеятельности, предлагаемые педагогическим коллективом лагеря. Он достигается через многообразие коллективно-творческих дел, направленных на демонстрацию возможностей и способностей каждого подростка.

Основной  период смены делится на два самостоятельных этапа, определяемых позицией подростков, их активностью в развитии сюжетной линии смены: учебно-демонстрационный и демонстрационно-закрепляющий. Задачи каждого этапа различаются по своему содержанию, а цель основного периода остается общей: создание условий для реализации основного содержания деятельности лагеря применительно к каждому детскому объединению и ребёнку в активной позиции участников, направленной на воспитание, оздоровление и присвоение подростком позиции субъекта программы.

На учебно-демонстрационном этапе решаются задачи:

  • овладения ребёнком знаниями, умениями и навыками, предусмотренными содержанием программы смены, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, социальной роли в детском объединении, отвечающими ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии;
  • создания условий для проявления самобытности каждого ребёнка, его нравственного потенциала;
  • разворачивания деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам подростков;
  • создания условий для реализации деятельности органов детского самоуправления;
  • корректировки ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности;
  • максимального использования оздоровительных возможностей детского лагеря для реабилитации, корректировки, профилактики социального, интеллектуального, физического и психоэмоционального благополучия подростков.

Ведущая функциональная роль вожатого — воспитатель, наставник, социальный педагог.

Ведущий характер жизнедеятельности подростков — Учебно-демонстрационный, оздоровительный, развивающий. Ведущая функция этапа — познавательная, актуализирующая, психотерапевтическая. На демонстрационно закрепляющем этапе решаются следующие задачи:

  • организации разнообразной коллективно-творческой, досуговой деятельности при активном участии детей в разработке и проведении;
  • создания условий для демонстрации самодеятельности подростков в органах детского самоуправления;
  • показа достижений и приобретений детей в совместной деятельности путём встречи делегаций, участия в игровых, художественно-творческих конкурсах, фольклорных фестивалях, смотрах умений, спортивных соревнований и т.п.;
  • показа знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений;
  • корректировки межличностных и групповых отношений и взаимодействия;
  • создания условий для знакомства подростков с историческими и культурными достопримечательностями окрестностей детского лагеря;
  • анализа индивидуальных и коллективных действий, направленных на стимулирование успешности подростков в разнообразных видах деятельности;
  • активного оздоровления с максимальным использованием природно-климатических факторов и спортивной базы детского лагеря.

Ведущая функциональная роль вожатого — воспитатель, социальный педагог, наставник.

Ведущий характер жизнедеятельности подростков — демонстрационно-закрепляющий, развивающий, преобразующий.

Заключительный период смены.

Основная цель — подведение итогов деятельности в содержании программы с индивидуально-личностной позиции каждого участника программы.

Решаемые задачи:

  • коллективный анализ и показ индивидуальных и коллективных достижений;
  • индивидуальная помощь подросткам в преодолении кризиса расставания и возращения домой;
  • стимулирование положительных изменений в личности подростка как фактор его реадаптации к возвращению домой, направленный на последействие педагогического влияния и детского лагеря;
  • создание эмоционально приподнятой атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников органов самоуправления и лагеря центральных дел смены.

Ведущая функциональная роль вожатого — социальный педагог.

Ведущий характер жизнедеятельности подростков — эмоционально-адаптивный.

Ведущая функция периода — эмоциональная, актуализирующая на последействие, психотерапевтическая.

Результат: положительная самооценка подростком успешности пребывания в детском лагере и своего участия в его деятельности.

3. Каковы исходные данные для планирования воспитательной работы в лагере?

Исходными данными для планирования (по М.П. Кулаченко):

– государственные и местные нормативно-правовые документы по организации летнего отдыха воспитанников;

– приоритетные направления воспитательной работы в текущем году в соответствии с методическими рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха;

 календарь летних праздников; текущие и ожидаемые события в городе, лагере;

– режим дня и традиции оздоровительного лагеря;

– информация о детях (возрастные особенности, ожидания, интересы, потребности, прогнозируемые трудности и т. п.);

– природно-погодные условия, в которых будет реализовываться задуманное;

– модель смены и задачи, стоящие перед педагогами;

– опыт педагогической деятельности, методическая оснащенность и личностный потенциал вожатого.

 4. Перечислите требования к плану-сетке работы отряда на лагерную смену.

Для планирования лагерной смены удобнее пользоваться планом-сеткой. План-сетка охватывает содержание всего периода. План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства и только потом - планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.

Общелагерная план – сетка (самый простой пример)

1 Вечер знакомств Огонек

2 Открытие Дискотека

3 Шоу-рекордов Огонек

4 Шоу талантов Дискотека

5 Спортивный день Огонек

6 Клип-шоу Дискотека

7 Интеллектуальная игра Огонек

8* Город мастеров Аукцион Дискотека

9 День моряка Мода нон-стоп Огонек

10 День наоборот Крестики-нолики Дискотека

11 День любви Конкурс пар Огонек

12 Вожатский экспромт Дискотека

13 Закрытие Огонек +дискотека

14 Разъезд

*Жирным выделены мероприятия с подготовкой

1) Распределить дни мероприятий с подготовкой и без подготовки

2) В сетке расставляются кризисные дни.

3) Накидывается банк идей по тематике смены. Могут помочь:

государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;

календарь летних праздников;

текущие и ожидаемые события в стране и мире, вашем городе, селе, лагере;

личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания;

традиции лагеря;

модель смены.

4) В сетке ставятся традиционныеи общелагерные мероприятия, привязанные по времени проведения в смене. (Закрытие, открытие, родительский день, традиционные лагерные мероприятия)

5) Выборка мероприятий из банка идей на открытые дни.

6) Чередуйте огоньки, дискотеки, вечера песни, кинопоказы

7) План смены анализируется на ошибки по структуре и динамики смены, в случае выявления - исправляются.

Полезные советы:

- Официальное открытие смены можно провести на следующий день или через день после заезда. В последнем случае второй день можно посвятить подготовке к открытию, а также знакомству детей с лагерем и друг с другом. На следующий день после открытия смены можно устроить церемонию открытия лагерной спартакиады, спортивных соревнований между отрядами, которые будут проходить в лагере на протяжении всей смены.

- За день до отъезда можно провести день самоуправления (в этот день дети старших отрядов выполняют функции вожатых), закрытие смены, вожатский концерт, прощальная.

- Перед родительским днём следует провести несколько творческих мероприятий для того, чтобы наиболее удачные выступления показать родителям на праздничном концерте.

- Если на смену приходятся какие-нибудь праздники или памятные даты (день рождения А. С. Пушкина (6 июня), день Памяти (22 июня), день Ивана Купалы (7 июля)), а также интересные события (Пятница 13-е, солнечное затмение, открытие Игр доброй воли), то эти дни можно целиком посвятить данной теме (провести, так называемый, «тематический день»).

- При составлении плана смены следует равномерно распределять умственную, эмоциональную и физическую нагрузку детей, то есть чередовать спортивные игры с интеллектуальными викторинами, а творческие мероприятия с прогулками в лес. Если какие-либо мероприятия требуют обязательного проведения на открытом воздухе, то таким мероприятиям необходимо придумывать замену на случай плохой погоды.

6. Охарактеризуйте возможные позиции вожатого при планировании работы.

В свою очередь Л.Ф. Воронкова подразделяет принципы успешного осуществления планирования на:

– принципы педагогического моделирования;

– принципы воспитательной работы в лагере.

К принципам педагогического моделирования можно отнести принципы:

· системности;

· конкретности;

· оптимальности;

· диалога;

· индивидуальности;

· научности;

· непрерывности.

Принципы воспитательной работы:

· добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;

· системность в организации деятельности отряда;

· личностно-ориентированный подход к развитию и формированию личности воспитанника;

· сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;

· сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;

 диагностика уровня воспитанности личности и коллектива;

· создание условий для проявления творческих возможностей, выражения взглядов, мнений.

Планирование воспитательной работы – это процесс совместной деятельности вожатого и воспитанников по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.

Л.Ф. Воронкова выделяет следующие функции планирования:

· направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;

· прогнозирующая – в ходе разработки плана реализуется педагогический замысел, моделируются основы жизнедеятельности отряда на предстоящую лагерную смену;

· координирующая или организаторская, позволяющая вожатому с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясное представление о направлении и содержании предстоящей деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;

· контрольная функция предоставляет вожатому возможность с помощью плана контролировать свой путь к достижению цели;

· воспроизводящая функция позволяет по плану восстановить содержание и объем выполненной работы даже по истечении некоторого времени.

По мнению М.П. Кулаченко, плане вожатого должен отвечать следующим требованиям:

- направленность плана на достижение определенного педагогического результата (отражение социального заказа на формирование качеств личности);

- учет возрастных особенностей, интересов и поотребностей детей;

- разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;

- посильность и реальность планов для вожатых и воспитанников (по видам деятельности, по срокам).

При планировании, по утверждению Т.А. Юзефавичус, важно соблюдать принцип системного подхода к воспитанию и принцип управляемости. Реализация первого принципа предполагает четкое определение целей и задач воспитания, обеспечения тесной взаимосвязи всех сторон воспитания, единства педагогических требований со стороны педагогического коллектива лагеря. Принцип управляемости требует наличия регулярной обратной связи, контроля за результатами воспитательного воздействия. Важно предусмотреть возможность корректировки педагогической деятельности по результатам анализа эффективности воспитательной работы.

  1. Составьте план-сетку воспитательной работы с детьми в детском лагере по конкретному направлению программы отдыха и оздоровления.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПEДАГОГИЧEСКОЙ НАПРАВЛEННОСТИ  "ШКОЛА ДОБРА" I БАЗОВЫЙ УРОВEНЬ

Дeнь

Название

1

День защиты детей:

2

День моды:

3

День веселых игр

4

День талантов:

5

День природы

6

День здоровья и спорта

7

День расставания

Занятие 2 Содержание деятельности по изучению эффективности воспитательного процесса

Вопросы: 1. Принципы построения исследования эффективности воспитательного процесса 2. Разработка алгоритма изучения эффективности процесса воспитания. 3. Критерии и показатели эффективности процесса воспитания.

 Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте основные принципы построения деятельности по изучению эффективности процесса воспитания.

Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Принципы:

  1. Методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно - ориентированного образования и воспитания, в котором личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.
  2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочного-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.
  3. Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течении нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные; в основе должна лежать разработка рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения.
  4. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, который в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащихся
  5. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов.
  6. Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинять вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики. Необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы, сообщение результатов, которые унижают достоинства отдельных учителей или школьников.

2. Назовите возможные критерии эффективности воспитательной работы в детском оздоровительном лагере, в клубе по месту жительства.

Следующие  критерии оценки эффективности социально-педагогической деятельности.

1. Готовность как результат деятельности по подготовке педагогического коллектива к осуществлению эксперимента (проведение учеб, тренингов, контрольных срезов):

• знание особенностей психического, физического развития личности детей с ограниченными возможностями;

• владение методиками работы с детьми различных категорий, детьми с особенностями в развитии;

• умение проводить диагностику, анализировать ее результаты;

• средний и высокий уровень эмпатии, рефлексии;

• знание нормативно-правовой базы;

• знание правил техники безопасности и оказания первой медицинской помощи.

2. Удовлетворенность детей работой педагогического коллектива:

• эмоциональное состояние личности (цветопись по Люшеру);

• результаты деятельности (рейтинг проводимых дел и мероприятий в отряде и в лагере);

• анализ результатов наблюдения референтной группы.

3. Эффективная адаптация детей в условиях детского временного коллектива.

4. Средний, высокий уровень развития взаимоотношений в детском временном коллективе (социометрия).

5. Удовлетворенность работой педагогов, руководителей ДОЛ (анкета).

3. Назовите и охарактеризуйте алгоритм изучения эффективности процесса воспитания.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания можно представить следующим образом:

1) определение цели и задач изучения;

2) подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;

3) выбор методик изучения;

4) подготовка диагностического инструментария;

5) исследование испытуемых;

6) обработка и интерпретация результатов исследования;

7) анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

1. Определение цели и задач изучения. Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения образования или его структурного подразделения содействовать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности воспитательного процесса: чем более высок уровень сформированности способности, тем выше его эффективность, и наоборот. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие:

• выявить уровень воспитанности или сформированности отдельных качеств детей и подростков;

• выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;

• получить информацию о результативности работы воспитателей (вожатых);

• определить степень удовлетворенности воспитателей, вожатых, детей, подростков и родителей воспитательным процессом и его результатами.

. Подбор критериев и показателей. Данный этап является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса организации досуга детей и подростков. Содержание критериев и показателей эффективности процесса организации досуга обусловлено комплексом целей и задач, решаемых педагогическим коллективом или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.

3. Выбор методик изучения. К работе на этом этапе следует приступать только после определения критериев и показателей эффективности воспитательного процесса. Подбор методик не должен быть случайным — выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями. Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в практической деятельности педагогов.

4. Подготовка диагностического инструментария. Для проведения диагностического исследования необходимо своевременно подготовить необходимый инструментарий — бланки для испытуемых, протоколы изучения, специальное оборудование и т.д. Такая подготовка осуществляется как руководством лагеря, так и отдельными воспитателями (вожатыми), участвующими в диагностиче ском процессе. Увеличение числа субъектов диагностики сокращает время подготовки диагностического инструментария, а в дальнейшем — время изучения и обработки результатов. Поэтому по данной и другим причинам следует признать целесообразным вовлечение большего количества членов педагогического коллектива в процесс диагностики. Субъектами диагностического исследования могут быть директор лагеря и его заместители, психолог, социальный педагог, воспитатели, вожатые, медработник, инструктор по спорту, руководители кружков и секций, некоторые подростки.

5. Исследование испытуемых. При изучении эффективности воспитательного процесса используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым.

6. Обработка и интерпретация результатов исследования.

После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило, психолог, социальный педагог, заместитель директора лагеря (педагог-организатор, старший вожатый). После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.

7. Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделитьвыявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволит более точно определить, в какой ситуации (развития, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система ДОЛ, какая степень эффективности характерна для нее. Важно получить целостное представление о состоянии системы, чтобы более объективно и обоснованно оценить ее эффективность, наметить пути и средства дальнейшего ее развития. Обсуждение результатов лучше провести на заседании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной работы, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса организации отдыха детей и подростков.

4. Каковы задачи входной, текущей и итоговой диагностики в детском оздоровительном лагере?

1. Входная диагностика (диагностика оргпериода). Обследуемые параметры личности - общие сведения о ребенке; ожидание ребенка; интересы и склонности; анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания их в лагере; социально – психологические качества личности: коллективизм/индивидуализм, общительность/замкнутость, лидер/ведомый, эмоциональная возбудимость, активность/пассивность; нравственная воспитанность: нравственный опыт; нравственные представления; самооценка: идеальное Я, реальное

2. Текущая диагностика. Обследуемые параметры: эмоционально - психологический климат в отряде, индивидуальное самочувствие ребенка, характер межличностных отношений, уровень развития отрядного коллектива, наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющие выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.

3. Итоговая диагностика.Обследуемые параметры: личностный рост члена отряда, удовлетворенность пребыванием в лагере, оправдание ожиданий, анализ участия отряда в творческих делах (уровень активности и достижений).

5. Сделайте подборку методик для входящей, текущей и итоговой диагностики личности ребенка и отрядного коллектива в учреждении летнего детского отдыха (на выбор для отряда младшего, подросткового, старшего возраста).

Входная диагностика

Анкета организационного периода. Вариант №1

Дорогой друг!

Ты приехал в лагерь, который очень рад встрече с тобой и хочет помочь тебе интересно, весело и с пользой для себя провести время. Но мы пока совсем не знаем тебя. Что тебя интересует? Что ты ждешь от лагеря? Какие у тебя есть задумки, осуществить которые ты хотел бы, но пока не знаешь как? И еще много всего надо узнать твоим старшим друзьям, чтобы как можно быстрее сделать твою жизнь в лагере интересной и полезной. Вот почему мы предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты. Твои искренние и полные ответы помогут нам быстрее познакомиться с тобой и позаботится о тебе, учитывая твои желания, способности интересы. Отвечать на вопросы анкеты несложно. Для этого надо внимательно прочитать сам вопрос, возможные ответы на него и выполнить рекомендации, которые даны в скобках. Итак, приступай!

1.Чего больше ты ждешь от пребывания в лагере (выбери не более трех ответов и обведи кружочком соответствующие номера)?

 1.

Подружиться с ребятами, найти друзей.

 2.

Приобрести новые знания, умения своих интересов.

 3.

Научиться влиять на людей, самостоятельно организовывать различные дела.

 4.

Укреплять свое здоровье, улучшить физическую подготовку

 5.

Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя.

 6.

Просто отдохнуть, весело провести время.

2. Отметь, пожалуйста, те качества, которые по твоему мнению, очень важны для людей (не более 6 качеств):

1. Любознательность 2. Честность 3. Предприимчивость 4. Доброта 5. Смелость 6. Дисциплинированность

7. Трудолюбие 8. Инициативность 9. Справедливость 10. Честолюбие 11. Милосердие 12. Требовательность к себе

3. Как ты относишься к спорту? (Обведи соответствующий ответ.)

Постоянно тренируюсь, участвую в соревнованиях (впиши виды спорта)

o Занимаюсь на досуге, но постоянно не тренируюсь (впиши виды спорта)

o Спортом интересуюсь только как зритель, болельщик

o Спорт меня не увлекает.

4. Как ты относишься к искусству (обведи соответствующий ответ)?

o Посещаю (окончил) специальную школу, студию кружок (впиши что именно) _________________________________________________________________

o Занимаюсь самостоятельно следующими видами искусства (впиши, какими) _________________________________________________________________

o Искусство интересует меня только как зрителя, слушателя.

o Искусство меня мало интересует.

5. Как ты оцениваешь свое здоровье (обведи соответствующий ответ)?

o Чувствую себя совершенно здоровым.

o Здоровье в целом хорошее, но хотелось бы быть более крепким.

o Здоровье иногда «хромает», хотя болезненным себя не ощущаю.

 К сожалению, здоровьем похвалиться не могу, болею довольно часто.

6. Твой пол?_________________________________________________________________

Твой возраст (впиши число полных лет), дата рождения (число, месяц, год), знак зодиака:___________________________________________________________________________

7. Место, в котором ты живешь (город, районный центр, деревня и т. д. __________________________________________________________________________________

8. Фамилия, имя __________________________________________________________________________________

9. Творческий псевдоним или имя, которым называют друзья (обещаем конфиденциальную информацию, доверенную тобой, не разглашать): __________________________________________________________________________________

10. Что из перечисленного удается тебе без особых затруднений? (отметь любым знаком соответствующий ответ; возможны несколько ответов):

o Познакомится с новыми людьми, вступить с ними в разговор.

o Найти интересное для себя дело без помощи других.

o Организовать коллективные творческие или развлекательные мероприятия.

o Справится с возникшими в жизни сложностями.

o Довести задуманное дело до конца.

o Прийти другим на помощь в случае необходимости.

o Отказаться от удовольствия, если это приносит вред моему здоровью и волнует моих родителей и близких.

o Выступить с каким - либо предложением.

o Самостоятельно решать вопрос, актуальный для класса, школы.

11. Приходилось ли тебе проявлять инициативу в указанных ниже обстоятельствах (обведи кружком соответствующие цифры ответов)?

А. В работе детской организации:

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

Б. В трудовой деятельности:

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

В. В оказании помощи другим (товарищам, малышам, инвалидам, престарелым):

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

Г. В занятиях по интересам:

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

Д. В отношениях с родителями в семье:

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

12. О себе хочу дополнительно сообщить (если тебе есть, о чем рассказать о себе, то сделай это): ____________________________________________________________________

Анкета организационного периода. Вариант №2

1. Ты в лагере. Совпали ли твои представления о лагере с тем, что ты увидел?

2. Какие дела, проведенные в лагере, тебе больше всего запомнились?

3. Что бы ты хотел организовать, провести в лагере? Чему бы хотел научиться?

4.а) Каковы твои представления о твоем отряде?

б) Что ты считаешь обязательным, необходимым в устройстве твоей жизни в лагере?

5. Твои пожелания вожатым.

6. Назови 3-х ребят твоего отряда, которые, на твой взгляд, могли бы стать твоими хорошими друзьями.

3. Анкета "Хочу, чтоб было так", "Думаю, мечтаю, предлагаю".

Можно предложить всем ребятам в отряде письменно ответить на такие, например, вопросы:

1. Вспомни, какие дела в отряде (школьном и лагере) были интересными и полезными?

2. В чем бы ты лично принял участие с удовольствием?

3. Назови свои любимые занятия.

4. Что конкретно предлагаешь отряду на эту лагерную смену?

5. Что не любишь делать в лагере? Почему?

Конкурс на лучшее предложение для отрядного плана.

Различают:

а) конкурс между первичными коллективами (звеньями в отряде, отрядами в дружине) на лучшее предложение;

б) открытый конкурс предложений с обоснованием и доказательством (заслушивается на общем собрании);

в) закрытый конкурс (каждый автор или группа авторов
подает свое предложение в пакете или под девизом, имя оглашается после рассмотрения и оценки всех предложений).

г) тематическое задание по планированию. Его необходимо дать отдельно спортсменам, отдельно – затейникам, отдельно - коллекционерам. Результат - будет куча идей.

д) час вопросов и ответов. Надо предложить ребятам задавать вопросы на определенную тему или любую интересующую их. Вопросы детей - отличная информация об их интересах, стремлениях, сомнениях. Интересный вопрос может стать темой вечера, диспута, часа для любознательных.

5. Деловая игра «Наш отряд»

Цель: создать организационную структуру отряда, выявить лидеров, генераторов идей и исполнителей.

Форма: коллективное творческое дело с элементами игры.

Необходимо приготовить жетоны трех цветов: вожатые будут вручаться тому, кто подает идеи, зелёные - тому, кто их реализует, желтые — тому, кто остался в стороне (таких может и не быть). Понадобятся бумага, карандаши, фломастеры.

Содержание: Для первого задания надо встать в круг.

Первое задание — разминка. Каждому необходимо представить соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. После выполнения задания вожатый со своими помощниками определяет пять самых ярких представителей (кто точно выполнил задание, сделал это нестандартно, но корректно). Этим пяти человекам вручаются красные жетоны, они становятся лидерами.

Вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп по желанию. Теперь их надо разместить отдельно так, чтобы каждая микрогруппа могла работать самостоятельно, но была в зоне видимости ведущего.

Второе задание — выполняется в микрогруппах. Надо нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Тому, чья была идея, вручается красный жетон, тому, кто рисовал — зеленый. Ребята с красными жетонами переходят по часовой стрелке в другую группу.

Третье задание - придумать творческую подпись к шаржу (ведущий раздает шаржи в другие микрогруппы). После выполнения задания снова раздаются жетоны. Те, кто за выполнение этого задания получил красный жетон, переходят по часовой стрелке в другую группу.

Четвертое задание — три «Д» (друг для друга). Придумать для соседней группы справа задание, в котором они могут проявить себя наилучшим образом (можно предложить эти задания выполнить или прокомментировать их).

В завершение необходимо обсудить, что происходило. Отметить ребят, которые подавали идеи, были организаторами, тех, кто быстро включался в работу. Этот анализ поможет ребятам решить, кто по-настоящему лидирует в отряде, какие микрогруппы стоит закрепить для дальнейшей работы коллектива.

6. Методика «Игра в слова»

Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях так, чтобы у тебя

 

получился наглядный портрет твоего отряда:

 

«Наш отряд – это_____________________ и ______________________________________

Ребята. Они собрались для того , чтобы ______________________________________ и ____________________________________________________, провести время и научиться

_____________________________________________________________________________,

Поэтому мы чаще всего вместе занимаемся тем, что ______________________________

__________________________________и__________________________________________

 

Наш отряд объединяет __________________________ мальчишек и___________________

_______________________ девчонок, а также ____________________________________

_____________________________________________________________________________

 

___________________ ,которые _________________________________________________

 

___________________ здесь, в детском лагере. Наши вожатые помогают

нам в ________________________________ и нам вместе с ними _____________________

_________________________________ и ________________________________________. »

 

7. Тест «Нарисуй скорее дом»

Многие из вас, наверное, пользовались этим тестом, т.к. он является довольно-таки распространённым. Состоит он в следующем: необходимо нарисовать дом.

Городской дом

Речь идёт о многоэтажном здании. Его не очень часто рисуют дети, тем не менее, рисунок этого дома позволяет нам сказать о замкнутости человека, о его склонности сосредотачиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Тот, кто рисует его с очень низкой крышей, скорее всего чувствует себя очень усталым, утомлённым, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нём обычно не находит много приятного.

Средневековый замок

Такой рисунок раскрывает чисто ребяческое в характере, несерьёзное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение, стремление везде успеть, и всем помочь, но никогда не успевает со всем этим справиться.

Простой сельский дом

Он означает неудовлетворённость, дискомфорт. Если ребёнок, который рисует этот дом, одинок, то, возможно, в этом выражается его потребность в общении, стремление войти в коллектив. Если дом окружён неприступной железной оградой, то это, скорее всего, говорит о замкнутости. Если вокруг дома низкая изгородь, то это означает обратное -доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению.

Двери

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо - о ещё большем великодушии, чувстве уверенности в себе. Открытая дверь означает общительность. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности, такой ребёнок не так легко идёт на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, это свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, а также о великодушии, иногда даже чрезмерном.

Трубы

Отсутствие трубы на рисунке - признак бесчувственности.

Труба, из которой не идёт дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом - признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие детали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Окна. ..

Огромное окно говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окно с решётками, ставнями - показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

Глубокий анализ всех деталей позволит лучше понять ребёнка, поможет выбрать методы воспитательного воздействия.

Следует иметь в виду, что некоторые дети рисуют либо так, как их учили в школе, либо в соответствии с национальными, культурно-этническими особенностями. А в этом случае тест не несёт необходимой информации.

8. Тест «Лучший художник»

Этот тест применим для разных возрастов, и на практике используется как исследование оригинальности мышления. Вы можете использовать его в упрощённом варианте для выявления умеющих хорошо рисовать, то есть ребят, которые помогут вам в оформлении отрядных уголков и т.д.

Для этого каждому ребёнку вашего отряда необходимо дать заранее подготовленный лист с нарисованными кружочками (для рисования кружочков можно использовать монету) количество которых от 10 до 25. Условие следующее: необходимо нарисовать соответственно 10-25 рисунков, чтобы каждый кружок был частью рисунка. Объединять несколько кружков в один рисунок нельзя. Тест можно усложнить, ограничив время: 1 минута на один рисунок.

Обработка результатов ведётся следующим образом: вожатый называет предметы, которые, как показывает практика, рисуются ребятами чаще всего: «Ребята, поднимите руки те, кто нарисовал солнышко (ведётся подсчёт). Итак, 15 человек. Теперь все, кто нарисовал солнышко, записывают себе 15 баллов».

Подобный подсчёт и выставление баллов ведётся и дальше, когда вожатый называет следующие предметы: часы, лицо, овощи, фрукты, мяч, тарелка, кнопка, розетка, монета, мишень, медаль. Далее все участники суммируют количество своих баллов. Участники, нарисовавшие предмет, который не был назван вожатым, ставят себе по 1 баллу. Победителем является тот, кто наберёт наименьшую сумму баллов.

Вожатый собирает рисунки и по качеству их выполнения выявляет лучшего художника отряда.

 


Текущая диагностика

Способов исследований межличностного и межгруппового взаимодействия очень много. Один из наиболее часто используемых вожатыми оздоровительных лагерей является сбор информации посредством анкетирования, проведения различного вида опросников, социометрии. Предложенные ниже варианты социометрии и опросников апробированы не на одной смене ребят и показали, что имеют право на существование и применение. Если они вам понравятся, вы можете использовать их в своей работе.

ИНСТРУКЦИЯ: Оцените свое состояние в день проверки, поставив на шкале знак «Х» между противоположными по смыслу характеристиками в том месте, которое в наибольшей мере отражается отношение между этими качествами в данный момент.

 

Таблица. Шкала эмоциональных состояний

Характеристика

Оценка

Характеристика

Веселый

Грустный

Хорошее настроение

Плохое настроение

Счастливый

Несчастный

Жизнерадостный

Мрачный

Восторженный

Унылый

Радостный

Печальный

Спокойный

Озабоченный

Оптимистичный

Пессимистичный

Полный надежд

Разочарованный

Довольный

Недовольный

ОБРАБОТКА ДАННЫХ: Те цифры, которые были зачеркнуты испытуемым, суммируются. Сумма делится на 10.

 

2.Тест «Я и Мы»

1. Вы совершили нехороший поступок. Несправедливо обвиняют Вашего товарища. Ваши действия:

а) признаюсь в совершенном поступке;

б) мне будет стыдно, но я промолчу;

в) обрадуюсь тому, что меня не уличили.

2. Если во время спора Вы замечаете, что ошиблись:

а) тут же исправляю ошибку;

б) перестаю спорить;

в) хотя и знаю, что допустил ошибку, продолжаю доказывать свою правоту.

3. Любите ли Вы говорить о недостатках людей?

а) нет;

б) иногда;

в) да.

4. Обычно, вступаю в спор:

а) хотите защитить тех, кто в этом нуждается;

б) вызвать таким образом, восхищение окружающих;

в) получить какую-то выгоду.

5. Огорчаетесь ли Вы, когда видите, что кто-то делает что-нибудь лучше Вас?

а) нет;

б) немного;

в) очень сильно.

6. Доставляет ли Вам удовольствие, когда Вам завидуют:

а) нет;

б) немного;

в) очень сильно.

 

Ответы подсчитываются: а) 0 баллов; б) 1 балл; в) 2 балла.

Если Вы набрали:

от 0 до 4 баллов – считаетесь с интересами других людей;

от 5 до 12 баллов – самоутверждение за счет интересов других.

Методы выявления отношения подростка к самому себе как человеку, можно осуществить через использование следующих методик.

 

3. Опросник «Кто ты?»

Содержанием методики является лаконичный вопрос: «Кто ты?», повторенный несколько раз. Данная методика проводится в начале смены, как очередная форма знакомства, и дает богатый материал педагогу по осознанному предпочтению ценностей.

. Метод «Альтернативный тезис»

Данный метод применяют для контроля над формированием мировоззренческих отношений или отношений обобщенного плана. Альтернативность предлагаемых суждений вынуждает ребенка сделать один принципиальный выбор. Так как третьего не дано, он вынужден выбрать ту позицию, к которой склонен.

1. Дисциплина – это свобода.

Дисциплина – это неволя.

2. Счастье – это когда много творчества и борьбы.

Счастье – это много всего, чего хочется.

3. Надо жить легко, как птицы, не вычисляя завтрашний день.

Надо жить, каждый день, давая себе отчет, что и как сделано.

4. В хорошем отряде всегда кипит интересная и творческая жизнь.

В хорошем отряде уйма свободного времени.

5. Чтобы иметь друзей, надо любить людей.

Чтобы иметь друзей, надо уметь подстраиваться под их интересы.

 

5. Анкета «Осознание себя в сфере взаимоотношений»

Этот метод помогает определить, насколько эгоцентричны ребята, понимание ценностно-значимых качеств человека, осознание себя в системе отношений.

1. Как ты считаешь, ты добрый человек? Почему?

2. Что такое добрый человек?

3. Что такое злой человек?

4. Тебя часто хвалят? Кто и за что?

5. Бывает ли, что тебя ругают? Кто и когда?

6. Кто тебе в отряде больше всех нравится? Почему?

7. Меньше всех нравится? Почему?

8. Кого ты больше всех жалеешь?

9. Если ты увидишь плачущего малыша, что сделаешь? А почувствуешь?

10. Кто в отряде самый добрый? Почему?

11. Самый злой?

12. Есть такой человек, на которого бы ты хотел(а) быть похожим? А ты такой же? А в чем?

 

Метод ранжирования

Метод ранжирования ставит школьника перед выбором значимых для личности понятий, которые бы отражали какое-то явление, столь же значимое для человека. Можно предложить в качестве варианта проранжировать ряды для идеальной личности, а затем сделать ранжированный ряд для себя.

Слова расставляются в порядке значимости (от + к -).

вежливый

искусство

играть

ласковый

конфета

лепить

красивый

дети

работать

здоровый

отряд

петь

аккуратный

труд

бездельничать

веселый

книга

читать

сильный

деньги

есть

умный

школа

помогать

независимый

цветы

болтать

Диагностику эмоционального самочувствия детей в лагере целесообразно отслеживать по двум направлениям: обследование эмоционального климата детского коллектива (в середине и в конце смены) и эмоциональное самочувствие каждого ребенка.

Процедура: детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива». Желательно рассмотреть первую пару вместе с ребятами.

Бланк опроса

1. В нашем отряде всегда весело

4 3 2 1 0

2. Все ребята в общем-то добрые

4 3 2 1 0

3. Мы никогда не ссоримся

4 3 2 1 0

4. Ребята в отряде вежливые, воспитанные

4 3 2 1 0

5. Мне в нашем отряде хорошо, спокойно

4 3 2 1 0

6. У нас все равны

4 3 2 1 0

7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе

4 3 2 1 0

8. В нашем отряде всегда скучно.

4 3 2 1 0

9. В отряде много злых, равнодушных.

4 3 2 1 0

10. Мы часто ссоримся, конфликтуем

4 3 2 1 0

11. Ребята часто грубят, ругаются

4 3 2 1 0

12. Мне в нашем отряде неспокойно, тревожно.

4 3 2 1 0

13. Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими.

4 3 2 1 0

14. Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе.

4 3 2 1 0

Обработка результатов:

Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия: 14x4 = 56 баллов.

Находим максимальный групповой индекс отряда. Для этого индивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После определения максимальных значений, которые принимаются за 100 %, вычисляем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс – это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле:

Реальный групповой индекс ЭПК отряда умножить на 100% и разделить на максимальный групповой индекс ЭПК отряда

Оценочная шкала

Уровень ЭПК

Величина индекса Э в %

Очень высокий

Более 80

Высокий

71-80

Выше среднего

66-70

Средний

45-65

Ниже среднего

40-44

Низкий

Менее 40

Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в лагере можно воспользоваться различными модификациями методики цветописи по А.Н. Лутошкину, либо воспользоваться следующими рекомендациями.Диагностика самочувствия ребенка в коллективеможет быть проведена через: организацию и проведение коллективно творческих дел, где каждый может стать участником разнообразной деятельности; проведение вечерних огоньков – откровенных разговоров, где можно дать оценку своим действиям и действиям друзей, узнать мнение о себе и своей деятельности; проведение «свободного микрофона» (правда, его нужно проводить на достаточно высоком уровне взаимного доверия в отряде), где можно откровенно сказать о том, что волнует ребенка на данном этапе жизнедеятельности коллектива. Исследования показывают, что психологический климат в группе взаимозависит от оценок и самооценок: чем лучше психологический климат в коллективе, тем выше оценивают друг друга, тем выше самооценка. Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей.

Недописанный тезис

Эту методику также называют «недописанным предложением». Такое название не столь полно отражает суть методики. Тезис — это некоторое законченное суждение по какому-либо вопросу, в то время как «предложение» не обязательно содержит в себе суждение, будучи часто описанием реальности. Дописать тезис — это, значит, высказать вполне определенное суждение и обозначить свое, отношение к предмету речи. Скажем, если предлагается дописать предложение: «Кошка в доме...», — то его можно закончить описательным порядком: «Кошка в доме всегда спит на видном месте». И это ничего не дает исследователю. А если предложить некоторое суждение: «Кошка в жизни человека,..» — то дети вынуждены либо признать ее значимость, либо отвергнуть. Для работы с детьми, вероятно, такой недописанный тезис дал бы богатый материал. Поэтому в подготовительной части педагогу следует обратить внимание детей на это различие.

Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.

Педагог может заранее подготовить печатный вариант бланка и сделать необходимое количество ксерокопий.

Поиск содержания недописанного тезиса производится исходя из ценностного объекта, отношение к которому исследуется педагогом.

Приведем набор самых разнообразных недописанных тезисов, иллюстрируя как их возможное содержание, так и предлагаемую форму.

-Хорошая жизнь — это...

-Быть человеком — это...

- Самое главное в жизни...

-В хорошем отряде всегда...

-Если видишь недостатки человека....

- Когда я вижу идущих мне навстречу старших ребят...

-Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок...

-Наивысшая ценность для человека — это...

Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные. Работая в детских оздоровительных центрах и лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха, оригинальные методики. Например, удачным мероприятием можно считать конкурс «Самое лучшее грустное или смешное письмо». Веселый конкурс с письмом раскрывает содержание направленности детей. А воспроизведение теста- письма очерчивает некоторые изменения в их направленности за прошедший период. Мы предлагаем вариант содержания методики «Незаконченное предложение», адаптированный к условиям лагерной смены.

1. Больше всего мне не нравится в лагере...

2. По сравнению с другими наш отряд...

3. Если было бы можно, я бы...

4. Иногда я боюсь...

5. Больше всего мне нравится...

6. Думаю, что без проблем смогу...

7. По-моему, лучший вожатый тот...

8. Многие ребята из нашего отряда...

9. Когда кто-то кричит на меня...

10.В будущем я хочу...

11.Для меня нет ничего хуже...

12.Я бы на месте наших вожатых...

13.По сравнению с другими я...

14. Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)...

15.По-моему, хуже всего, когда вожатый...

16.Жду - не дождусь, когда...

17.Мне хотелось бы научиться...

18.Я ценю в людях такие качества, как...

19.Я не люблю думать...

20.Мои друзья и я...

21.Когда другие делают что-то лучше, чем я...

22.В нашем отряде...

23. Если бы меня спросили: «Что такое счастье?! — я бы ответил (а)...

Этот метод требует игровой артистической подготовленности. Производится апелляция к воображению, на фоне воображаемой «волшебной» ситуации актуализируются и словесно оформляются потребности детей. Ребята называют важные для них ценности и указывают находящиеся в зоне их ценностной сферы. Например:

♦ Приплыла к тебе Золотая рыбка. Спросила: «Чего, тебе надобно?» Ответь ей.

♦ Если бы ты стал на час волшебникам, что бы ты сделал?

♦ У тебя в руках Цветик-семицветик. Отрывай мысленно лепестки: чего ты попросишь для себя?

♦ Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит только потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?

♦ Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.

 

«Фантастический выбор» может получит письменное оформление; выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень чрезвычайно интересен: они сравнивают свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы анонимны.

 

Социометрия

Коллектив, группа - это всегда живой организм, существующий по своим, свойственным для него законам. Люди, входящие в него, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занимается коллектив. Каждый его член в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, имеет определённое положение в системе групповых и межличностных отношений. Для более глубокого понимания межличностных отношений в коллективе мы предлагаем провести социометрию

Социометрия метод исследования межличностных отношений (формальных и неформальных, эмоциональных и деловых) в малых группах, коллективах, организациях.

В середине лагерной смены, когда ребята уже достаточно узнали друг друга, сложились определённые группы, выявились лидеры, можно использовать метод социометрии для определения межличностных отношений. Вы предлагаете ребятам вопросы, отвечая на которые, они могут использовать не более трёх фамилий членов коллектива.

1. Кого бы вы пригласили на свой день рождения?

2. С кем бы вы пошли дежурить по территории, в столовой?

3. С кем бы вы хотели жить в одной палате?

Для обработки результатов строится следующая таблица:

 

Фамилия

• • #

1.

Петров В.

 

 

2.

Иванов Ф.

 

 

3.

Сидоров В.

 

 

 

4.

Захаров С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.

Кириллов И.

 

 

 

В графах напротив своих фамилий отмечают номер тех, кого выбрали, и ставят 1, если выбор пал один раз, 2 - выбор пал два раза, 3 - выбор пал три раза. Затем результаты каждого заносятся в таблицу. Например, Петров выбрал 2 раза Иванова, 1 раз Сидорова, 3 раза Захарова и 3 раза Кириллова. В то же время Петров был выбран 2 раза Ивановым , 1 раз Сидоровым, не выбран ни разу Захаровым и 3 раза был выбран Кирилловым.

После того, как все результаты перенесены в таблицу, надо определить статус каждого, сложив все числа в каждой колонке по горизонтали. С помощью этих результатов можно построить социограмму «мишень». Для этого чертятся четыре концентрические окружности, они называются зонами.

1 зона - зона «звёзд» (максимальная сумма баллов)

2 зона - зона «предпочтения» (статус выше среднего)

3 зона - зона «пренебрегаемых» (статус ниже среднего)

4 зона - зона «изолированных»

Примечание: в ходе исследования вожатый должен быть внимательным и осторожным, не выноситъ.результаты на обсуждение, т.к. ребята, оказавшиеся в зоне «изолированных» могут подвергаться насмешкам со стороны других ребят. Полученные результаты должны стать источником размышления для вожатого, началом пересмотра своего отношения к некоторым ребятам в отряде.

Ответ на 3 вопрос не должен ограничиваться половыми рамками. Девочка может написать фамилию мальчика, а мальчик - фамилию девочки. Вожатый может предложить и свои вопросы. Вопросы должны быть значимыми для детей.

11. Игра- тест «Своё пространство»

Психологический смысл игры-теста: 1) углубить и расширить личностное самосознание одного из участников занятия, выбранного по усмотрению ведущего; 2) утвердить в глазах группы значимость данной конкретной личности; 3) косвенным путём (через реализацию игрового задания) выявить отношение данной личности к каждому из членов группы. Игра проводится в большой комнате.

Ведущий выделяет из группы одного человека («протагониста») и предлагает ему встать или сесть в центр игровой площадки. Далее всех остальных просят тесно сгрудиться вокруг протагониста. После паузы в две-три минуты ему говорится следующее: «Сейчас вы превращаетесь в светило, на разном удалении от которого окажутся многочисленные планеты - другие люди. Те из них, чьё притяжение ощущается сильнее, естественно, займут место ближе к вам. Те, чьё притяжение слабее, расположатся подальше или вовсе «оторвутся» от вас. Закройте глаза, сосредоточьтесь... Теперь откройте глаза. Медленно поворачивайтесь вокруг своей оси. Каждому, кто окружает вас, поочерёдно сообщите, в каком направлении ему (или ей) следует отходить. Пока человек не отдалится на расстояние, соответствующее вашему внутреннему чувству притяжения, командуйте: «Ещё... ещё... стоп!» Те, кому вы так и не сказали «стоп!», вообще покидают игровую площадку. Вы вправе, конечно, не только удалять, но и оставлять человека на месте, либо приближать его к себе на дистанцию до 30 см. Начали!»

Такая инструкция умышленно допускает комичные ситуации «изгнания» или «максимального приближения»: это оживляет занятие.

В то же время игра непроизвольно настраивает и протагониста и группу на достаточно серьёзный лад.

После расположения участников игры вокруг «светила» ведущий даёт протагонисту вторую инструкцию: «Вы создали сейчас своё психологическое пространство. Хорошо ли вам в нём?.. Если не вполне, можете внести любые изменения в расположение окружающих вас людей. Добивайтесь такой их расстановки, чтобы испытывать чувство комфорта данной среды».

Как правило, некоторые изменения протагонистом вносятся. Нередко при этом он просит вернуться на площадку одного-двух из тех, кого поначалу «изгнал», а также по-новому группирует между собой пары, тройки «планет».

Расстановку людей после первой инструкции можно толковать как демонстрацию протагонистом своих симпатий и антипатий. В действительности среди лиц, удалённых на значительное расстояние либо вообще «изгнанных», подчас находятся те, кому протагонист оказывает особое предпочтение, но из стыдливости хочет скрыть это от группы. Точно так же среди людей оставленных им близко могут попасться люди, безразличные ему, или те, свою враждебность, к которым он считает нужным замаскировать перед группой.

Расстановка людей после второй инструкции в большей степени отражает подлинную систему отношений протагониста, но всё же носит отпечаток «желаемого», «воображаемого» им положения вещей. Всё это, впрочем, весьма информативно для ведущего.

Фиксация складывающихся соотношений на доске или на бумаге нежелательна ведущему лучше положиться на свою память и соответствующие заметки делать потом. Нежелательно также последующее обсуждение группой действий протагониста. Ведущий объявляет: «Право всякого - формировать «своё» пространство в этой игре так, как ему подсказывает интуиция. Люди могут быть весьма схожи образом мысли, но интуиция всёО-таки у каждого своя». Как бы подкрепляя иллюстрацией этот принцип, ведущий организует очередной тур игры с новым протагонистом. За время, отведённое для занятия, не рекомендуется делать «светилом» более трёх человек подряд: игра может надоесть. Если же многие из группы выражают желание определить «своё пространство», то продолжение игры переносится на другой раз.

Сравнивая действия конкретного протагониста сегодня и полгода или год назад, ведущий получает представление об изменениях связей и статусе данной личности в группе.

12. Игра –тест «Режим молчания» или «Большой разговор»

Взяв группу на прогулку или в поход, можно объявить «режим молчания». Это значит, что участники группы будут общаться друг с другом лишь при действительной необходимости, и то с помощью жестов, мимики или, в крайнем случае, записки. Нарушивший «режим молчания» штрафуется (например, нести дополнительную поклажу или наказывается молчанием на дополнительный срок, когда всем будет позволено разговаривать).

Длительность молчания должна быть не менее получаса, а если возможно, - достигать полутора часов подряд. Люди всё это время проводят вместе: в походе, общей работе или просто рассевшись на траве. Разрешается бегать, играть в мяч, лазить по деревьям, собирать ягоды, но делать это всё, молча.

Назначение такой игры двояко. Во-первых, каждый её участник в непривычной ситуации совместного пребывания без права на речевые контакты начинает по-новому воспринимать себя и других. Он поневоле «проваливается» в те глубины своей душевной жизни, о существовании которых, возможно, и не догадывался. Поглядывая на изменившихся, «тихих» товарищей, встречаясь с ними глазами, изредка обмениваясь скупыми жестами, он понимает, что и они - каждый по-своему - «проваливаются в себя». Внутренняя -жизнь, своя и чужая, открывается ему как новая реальность, и это способствует росту его уважения к тем людям, которых он, как ему кажется, уже давно изучил, к которым привык, как привыкают к предметам обихода. В игровом молчании личность осознаёт себя зреющей.

Во-вторых, за период молчания у каждого члена группы накапливается острая жажда общения. Смутно или явственно он приходит к пониманию того, каким благом является возможность поговорить выразить себя и вникнуть в мысли, в душевное состояние другого. Ценность коммуникации он постигает внутренним опытом. Так человек не думает о ценности воздуха, которым он дышит, не замечает этого, дышит, однако ныряние в воду открывает ему радость дыхания.

Уважение и симпатия друг к другу, радость общения - всё это слышится в оживлённых разговорах группы после снятия «режима молчания». Люди настроены не по-обыденному, в той или иной форме переживают душевный подъём. Этим следовало бы воспользоваться, чтобы начать «большой разговор».

«Большой разговор» - это, собственно говоря, форма группового общения, хорошо знакомая каждому педагогу. Не раз и не два доводилось ему проводить с учащимися беседу на главные темы жизни - о чести и героизме, о дружбе и преданности, о цели человеческого пути, о сходствах и различиях между людьми, о науках и искусствах, о предках и о будущем, о Родине и человечестве... И, конечно, случалось так, что собравшимся не хотелось расходиться: была бы только взята верная «тональность» разговора, и был бы он только впору, ко времени и общему настроению.

Если после «режима молчания» времени ещё достаточно, т.е. впереди не меньше трёх часов без спешки и хлопот, то необходимое настроение для большого разговора можно, как правило, считать уже созданным. Ведущий начинает его, поставив определённый вопрос перед аудиторией и предложив желающим ответить на него. Первым из таких вопросов может быть следующий: «О чём я думал, что переживал, пока длилось молчание?» В любой группе найдётся хотя бы один человек, готовый немедленно поделиться тем, что с ним произошло. Его слова побуждают ещё кого-нибудь высказаться о себе. Потом обычно начинается «цепная реакция».

Дальнейшие вопросы должны быть заранее припасены педагогом (или психологом), но какой из них поднимать вслед за первым, приходится решать по ситуации. У группы не должно возникать чувство, что тема обсуждается, навязываясь «сверху». Одна тема естественно порождает другую - таков принцип «Большого разговора». Что же касается припасённых вопросов, они могут быть таковыми:

• «От чего мне бывает скучно?»

• «Какую музыку я люблю, и почему она мне нравится больше, чем другая?»

• «На какого героя фильма или книги мне когда-либо хотелось походить?»

• «Каким я представляю себя, и каким представляют меня другие (собравшиеся) лет через
двадцать?»

• «Понимаю ли я своих родителей, бабушек, дедушек? Понимают ли они меня, и если нет,
то почему?'»

• «Какой хороший поступок был в моей жизни? (Имеется в виду «хороший» в его
представлении, что бы об этом ни думали другие.)»

• «Люблю ли я животных, и с какими из них мне приходилось иметь дело?»

• «Есть ли у меня человек, которого я ненавижу?» (Не называя, дать его психологический
портрет.)

• «Какие народные песенки и сказки (любого народа) мне приходилось слышать, и чем они
мне понравились?»

Какие люди мне больше нравятся - скромные или бросающиеся в глаза и почему?»

• «Пришлось ли мне пережить разочарование в человеке (называть его не надо) и с чем это
было связано?»

• «Знаю ли я кого-нибудь из воевавших в минувшей войне пожилых людей, и что я о нём
думаю?» (Называть его не обязательно.)

• «В каких местностях страны, и в каких странах земного шара мне хотелось бы
побывать и почему?»

• «Какие профессии мне нравятся? Какие - не нравятся и почему?»

Это примерный и заведомо неполный перечень тем, возможных для «большого разговора» уже является толчком для самопроизвольного обращения группы к темам самого высокого порядка.

Позиция ведущего при беседе, приближающейся по своему качеству к духовному уровню общения, должна быть исключительно тактичной. Он стремится (и требует от остальных) не перебивать говорящего, даже если тот, по общему мнению, вопиюще неправ.

В то же время он должен следить за тем, чтобы активные «солисты» не забивали сдержанных или легко теряющихся в беседе участников дискуссии. Желательно поощрять каждого, чтобы он взял слово, но недопустимо требовать от него высказываний, «вытягивать» их. Незрелые, поверхностные, нелогические, аморальные и тому подобные суждения членов группы ведущий, завершая разговор, должен, разумеется, подвергнуть убедительной критике, но ни в коем случае не переходя при этом «на личность». Он против такой-то позиции, но не против такого-то конкретного лица. Тем самым ошибающимся людям оставляется простор для последующих конструктивных размышлений на затронутые темы. (Обиженный или осмеянный человек тоже продолжает размышлять после разговора, но его размышления в этом случае часто носят деструктивный характер: в пику оппонентам субъект укореняется в своей неправоте).

«Большой разговор», если он удался, становится незабываемым и заметно сплачивает группу в дальнейшем. Он имеет не только очевидный нравственный, воспитательный, но и психологический смысл, ибо общение на духовном уровне с древности известно как вернейший способ облегчить, высветлить и укрепить душу человека.

 

Карта настроения

ДОРОГОЙ ДРУГ! Каждый день - это что-то необычное, пусть эта карта сейчас помогает тебе разбираться в том, что происходит в тебе и вокруг, ну, а потом она напомнит о прошедшем...

Левый квадрат - это твое настроение сегодня, как ты его оценишь?

Отвратительное;

Грустное;

наблюдатель со стороны;

- активный участник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пришкольной лагерной смены

Программа и план работы пришкольной лагерной смены "Тропинка"...

Дневник лагерной смены

Славные денёчки!...

Открытие лагерной смены.

Сценарий открытия лагерной смены. Конкурсы, игры-шутки....

Закрытие лагерной смены

В данном материале подобраны конкурсы и номера художественной самодеятельности, которые подведут итог лагерной смены....

Линейка Закрытия 1 лагерной Смены

Сценарий разработан специально для закрытия 1 лагерной смены лето 2012 года. В сценарий включены песни, танцы, инсценировки сценок с учетом возрастных особенностей детей....

Открытие 2 лагерной смены пришкольного лагеря "Семицветик"

Сценарий открытия лагерной смены пришкольного лагеря дневного пребывания детей "Семицветик" при МКОУ СОШ № 3....

Отчёт о деятельности методического объединения педагогов-воспитателей и вожатых по составлению и реализации плана мероприятий экологической лагерной смены «Наш дом – планета Земля»

С 2022 года в п. Светлополянск Верхнекамского района работает эколагерь. Каждый год МО педагогов и вожатых разрабатывают программу мероприятий, которые направлены на экопросвещение, развитие коммуника...