Рабочая программа по внеурочной деятельности проектного направления "Почемучка"
календарно-тематическое планирование

Мордвинова Снежана Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности проектного направления "Почемучка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchka_18.docx36.22 КБ
Файл pochemuchka.docx347.38 КБ

Предварительный просмотр:

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания; развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности

и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор,

систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

6. Воспитание самостоятельности и предприимчивости.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Формирование УУД

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс

Тема: Что такое проекты.

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Тема: Как мы познаём мир.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Тема: Школа почемучек.

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Тема: Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Тема: Источники информации.

Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Тема: Любимое число. Игры с числами.

Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

Понятия: число, нумерация чисел.

Тема: Проект «Алфавит».

Организация выставки книг в алфавитном порядке.

Азбука в картинках.

Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит

Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».

Новогодние подарки.

Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка

Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».

Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг

Тема: Проект «Растения».

Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Саврополье.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».

Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Понятия: симметрия.

Тема: Проект «Сказки».

Выбор темы школьного проекта.

Моя любимая сказка.

Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.

Сочиняем сказку.

Театрализация сказки.

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Почемучки»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

2 класс

Тема: Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

Тема: Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования.

Тема: Коллективная игра – исследование

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказывать свою точку зрения

Тема: Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.

Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследования

Тема: Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

Обучающийся сможет представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления.

Тема: Путешествие в Загадкино

Работа над проектом

Тема: Что такое Новый год?

Работа над проектом

Тема: У меня растут года…

Работа над проектом

Тема: Меры длины

Работа над проектом

Тема: Знакомые незнакомцы (озеленение)

Работа над проектом

Тема: Праздники России

Работа над проектом

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Итоговая диагностика.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Почемучки»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

3 класс

Тема: Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. Стартовая диагностика.

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

Тема: Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».

Тема: План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.

Тема: Основные источники получения информации.

Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Тема: Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Тема: Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Тема: Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».

Тема: Оформление работы. Подготовка доклада.

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

Тема: Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама».

Тематические учебные исследования.

Исследование числа.

Исследование суммы, произведения.

Исследование «Лексическое значение слов» .

Исследование «Орфограммы в корне слова» .

Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .

Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .

Исследование названий географических объектов.

Исследование « Родная улица моя» Исследование «Наше село Азево».

Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны»

Исследование « Труд в моей семье»

Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний».

Тема: Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. Итоговая диагностика

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Почемучки»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

4 класс

Тема: Где мы живем. Символы РТ: герб, флаг, гимн.

Цель: знакомство с понятием герба, флага, гимна.

Понятие о символах РТ.

Понятия: герб, флаг, гимн.

Тема: Геология родного края.

Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.

Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.

Тема: Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли русской.        

Цель: знакомство с исследователями П.А. Чихачевым, П.Н. Крыловым, Л.И. Литугиным, М. Волковым.

Понятия: землепроходцы, исследователи.

Тема: Горы и равнины России.

Цель: исследование гор и равнины России.

Тема: Полезные ископаемые.

Цель: исследование полезных ископаемых РТ.

Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.

Тема: Времена года и народные приметы.

Цель: исследование связи времен года и народных примет.

Понятия: народные приметы.

Тема: Реки и озера РТ.

Цель: знакомство с реками и озерами РТ.

Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.

Тема:Почвы и природные зоны России.

Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.

Понятия: виды почв, многообразие почв на территории РТ, отличительные особенности природных зон.

Тема: Растительный мир родного края.

Мир деревьев тайги и лесостепей. Болотное растение-хищник. Деревья и кустарники лесостепей. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.

Цель: изучение растительного мира области.

Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.

Тема: Животный мир родного края.

Млекопитающие лесов и лесостепей. Птицы РТ. Земноводные, живущие на территории области. Насекомые. Мир рыб.

Цель: изучение животного мира родного края.

Понятия: природное сообщество.

Тема: Экология Республики Татарстан

Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.

Понятия: экологическая проблема.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Итоговая диагностика.

Цель: составление проекта «Природа Татарстана».

Тематическое планирование

1 класс

Название темы

Форма проведения

Что такое проекты. Стартовая диагностика.

Тестирование.

Что такое проблема

Беседа. Игры на внимание

Как мы познаем мир

Экскурсия

Школа почемучек

Игра Что? Где? Когда?

Удивительный вопрос

Игры с вопросами

Источник информации

Поход в библиотеку

Любимое число. Игры с числами

Игры с числами. Интерактивная доска

Алфавит

Игры с буквами

«Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки

Беседа

Игры наших бабушек и дедушек.

Игры нашей семьи. Зимние забавы.

«Растения»

Экскурсия

«Симметрия вокруг нас»

Дорисуй предмет

«Сказки»

Литературный ринг

Что мы узнали и чему научились за год. Итоговая диагностика.

Тестирование

Моя лучшая работа.

Защита проекта

Тематическое планирование

2 класс

Название темы

Форма проведения

Что такое исследование? Кто такие исследователи? Стартовая диагностика

Тестирование

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Игра «Учимся задавать вопросы»

Коллективная игра – исследование

Игра-исследование

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.

Логические игры

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

Выступление

Путешествие в Загадкино

Путешествие

Что такое Новый год?

Проект

У меня растут года…

Проект

Меры длины

Беседа.Проект

Знакомые незнакомцы (озеленение)

П.р.озеленение

Праздники России

Национальные игры

Что мы узнали и чему научились за год. Итоговая диагностика.

Тестирование

Тематическое планирование

3 класс

Название темы

Формы проведения

Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. Стартовая диагностика.

Тестирование. Беседа

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

Просмотр презентации

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и  гипотеза исследования

Составление плана работы. Опрос

Основные источники получения информации.

Поход в библиотеку

Оформление списка литературы и используемых электронных источников

Беседа - показ

Методы исследования. Мыслительные операции

Игры на развитие мышления

Обработка результатов исследования. Способы оформления результатов

Лекция

Оформление работы. Подготовка доклада.

Презентация работ

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

Работа на компьютере

Интересное о числах

Составление сказки

Исследование «Лексическое значение старых слов»

Проект

Исследование «Орфограммы в корне слова»

Составление памяток

Исследование «Сложных слов»

Проект

Исследование мифы и легенды Древней Греции.

Презентация результатов

Исследование «Вода – источник жизни».

Конференция.

Исследование названий географических исследований. «Родная улица моя»

Проект

Исследование «Наше село Азево»

Проект

Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны»

Проект

Исследование «Труд в моей семье»

Просмотр презентации

Исследование вредные и полезные привычки.

Театрализованное представление.

Игра – викторина «Путешествие в страну знаний»

Игра-викторина

Что мы узнали и чему научились за год. Итоговая диагностика.

Тестирование

Тематическое планирование

4 класс

Название темы

Форма проведения

Где мы живем. Символы РТ: герб, флаг, гимн. Стартовая диагностика

Тестирование. Беседа.

Геология родного края

История развития Земли, просмотр фильма

Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли русской.        

Проект

Горы и равнины Сибири.

Изготовление барельефа

Полезные ископаемые

Наблюдения

Времена года и народные приметы.

Литературный календарь

Реки и озера РТ.

Викторина

Почвы и природные зоны России.

Презентация. Наблюдения

Растительный мир родного края

Проект. Составление гербария

Животный мир родного края

Проект

Экология Республики Татарстан

Выпуск стенгазеты

Что мы узнали и чему научились за год. Итоговая диагностика.

Тестирование. Игры



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (33 часа)

Тема: Что такое проекты.

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Тема: Как мы познаём мир.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Тема: Школа почемучек.

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Тема: Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Тема: Источники информации.

Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Тема: Любимое число. Игры с числами.

Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

Понятия: число, нумерация чисел.

Тема: Проект «Алфавит».

Организация выставки книг в алфавитном порядке.

Азбука в картинках.

Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит

Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».

Новогодние подарки.

Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка

Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».

Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг

Тема: Проект «Растения».

Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Саврополье.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».

Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Понятия: симметрия.

Тема: Проект «Сказки».

Выбор темы школьного проекта.

Моя любимая сказка.

Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.

Сочиняем сказку.

Театрализация сказки.

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Почемучки»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

Календарно-тематический планирование

1 класс

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Дата проведения

Примечание

План

факт

1

Что такое проекты. Стартовая диагностика.

1

1

2

Что такое проблема

1

0,5

0,5

3

Как мы познаем мир

1

0,5

0,5

4-5

Школа почемучек

2

0,5

0,5

6-7

Удивительный вопрос

2

1

1

8-9

Источник информации

2

1

1

10-11

Любимое число. Игры с числами

2

2

12-14

Алфавит

3

3

15-16

«Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки

2

1

1

17-19

Игры наших бабушек и дедушек. Игры нашей семьи. Зимние забавы.

3

3

20-23

«Растения»

3

1

2

24-25

«Симметрия вокруг нас»

2

1

1

26-31

«Сказки»

6

2

4

32

Что мы узнали и чему научились за год. Итоговая диагностика.

1

1

33

Моя лучшая работа.

1

1

2 класс (34 часа)

Тема: Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

Тема: Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования.

Тема: Коллективная игра – исследование

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказывать свою точку зрения

Тема: Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.

Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследования

Тема: Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

Обучающийся сможет представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления.

Тема: Путешествие в Загадкино

Работа над проектом

Тема: Что такое Новый год?

Работа над проектом

Тема: У меня растут года…

Работа над проектом

Тема: Меры длины

Работа над проектом

Тема: Знакомые незнакомцы (озеленение)

Работа над проектом

Тема: Праздники России

Работа над проектом

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Итоговая диагностика.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Почемучки»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

Календарно-тематический планирование

2 класс

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Дата проведения

Примечание

План

факт

1-2

Что такое исследование? Кто такие исследователи? Стартовая диагностика

2

1

1

3-4

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

2

1

1

5-6

Коллективная игра – исследование

2

2

7-8

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.

2

2

9-10

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

2

1

1

11-14

Путешествие в Загадкино

4

1

3

15-18

Что такое Новый год?

4

1

3

19-22

У меня растут года…

4

1

3

23-26

Меры длины

4

1

3

27-30

Знакомые незнакомцы (озеленение)

4

1

3

31-33

Праздники России

3

1

2

34

Что мы узнали и чему научились за год. Итоговая диагностика.

1

1

3 класс (34 часа)

Тема: Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. Стартовая диагностика.

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

Тема: Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».

Тема: План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.

Тема: Основные источники получения информации.

Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Тема: Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Тема: Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Тема: Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».

Тема: Оформление работы. Подготовка доклада.

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

Тема: Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама».

Тематические учебные исследования.

Исследование числа.

Исследование суммы, произведения.

Исследование «Лексическое значение слов» .

Исследование «Орфограммы в корне слова» .

Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .

Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .

Исследование названий географических объектов.

Исследование « Родная улица моя» Исследование «Наше село Азево».

Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны»

Исследование « Труд в моей семье»

Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний».

Тема: Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. Итоговая диагностика

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Почемучки»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

Календарно-тематический планирование

3 класс

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Дата проведения

Примечание

План

факт

1

Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. Стартовая диагностика.

1

0,5

0,5

2-3

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

2

1

1

4-5

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и  гипотеза исследования

2

1

1

6-8

Основные источники получения информации.

3

1

2

9

Оформление списка литературы и используемых электронных источников

1

1

10

Методы исследования. Мыслительные операции

1

1

11

Обработка результатов исследования. Способы оформления результатов

1

1

12-13

Оформление работы. Подготовка доклада.

2

1

1

14-15

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

2

1

1

16

Тематические учебные исследования числа

1

1

17

Исследование суммы, произведения

1

1

18

Исследование «Лексическое значение слова»

1

1

19

Исследование «Орфограммы в корне слова»

1

1

20

Исследование «Соединительные гласные в сложных словах»

1

1

21-22

Исследование мифы и легенды Древней Греции. Презентация результатов

2

1

1

23-24

Исследование «Вода – источник жизни». Конференция.

2

1

1

25-26

Исследование названий географических исследований. «Родная улица моя»

2

1

1

27

Исследование «Наше село Азево»

1

0,5

0,5

28

Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны»

1

0,5

0,5

29-30

Исследование «Труд в моей семье»

1

0,5

0,5

31-32

Исследование вредные и полезные привычки. Театрализованное представление.

2

1

1

33

Игра – викторина «Путешествие в страну знаний»

1

0,5

0,5

34

Что мы узнали и чему научились за год. Итоговая диагностика.

1

1

4 класс (34 часа)

Тема: Где мы живем. Символы Томской области: герб, флаг, гимн.

Цель: знакомство с понятием герба, флага, гимна.

Понятие о символах РТ.

Понятия: герб, флаг, гимн.

Тема: Геология родного края.

Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.

Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.

Тема: Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли русской.        

Цель: знакомство с исследователями П.А. Чихачевым, П.Н. Крыловым, Л.И. Литугиным, М. Волковым.

Понятия: землепроходцы, исследователи.

Тема: Горы и равнины Сибири.

Цель: исследование гор и равнины Сибири.

Понятия: Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Горная Шория.

Тема: Полезные ископаемые.

Цель: исследование полезных ископаемых РТ.

Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.

Тема: Времена года и народные приметы.

Цель: исследование связи времен года и народных примет.

Понятия: народные приметы.

Тема: Реки и озера Томской области.

Цель: знакомство с реками и озерами РТ.

Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.

Тема:Почвы и природные зоны России.

Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.

Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Томской области, отличительные особенности природных зон.

Тема: Растительный мир родного края.

Мир деревьев тайги и лесостепей. Болотное растение-хищник. Деревья и кустарники лесостепей. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.

Цель: изучение растительного мира области.

Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.

Тема: Животный мир родного края.

Млекопитающие лесов и лесостепей. Птицы РТ. Земноводные, живущие на территории области. Насекомые. Мир рыб.

Цель: изучение животного мира родного края.

Понятия: природное сообщество.

Тема: Экология Республики Татарстан

Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.

Понятия: экологическая проблема.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Итоговая диагностика.

Цель: составление проекта «Природа Томска».

 

Календарно-тематический планирование

4 класс

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Дата проведения

Примечание

План

факт

1

Где мы живем. Символы Томской области: герб, флаг, гимн.

1

1

2-6

Геология родного края

5

1

4

7

Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли русской.        

1

1

8-9

Горы и равнины Сибири.

2

1

1

10-13

Полезные ископаемые

4

1

3

14-15

Времена года и народные приметы.

2

1

1

16-17

Реки и озера РТ.

2

1

1

18-19

Почвы и природные зоны России.

2

1

1

20-25

Растительный мир родного края

6

2

4

26-31

Животный мир родного края

6

2

4

32-33

Экология Республики Татарстан

2

1

1

34

Что мы узнали и чему научились за год. Итоговая диагностика.

1

1

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

Основные идеи курса: В увлекательной игровой форме освоить мультимедийные возможности интегрированной творческой среды на базе языка Лого, необходимые для работы в курсах Математики (Учимся считать), ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , ПЕРВЫЕ ШАГИ"

Цель программы –Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....

Рабочая программа по внеурочной деятельности Проектная деятельность 4 класс

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 1-4 классы + КТП для 2 класса. Рабочая программа ориентирована на УМК "Учусь создавать проект", авторы:Р.И.Си...