Игры в хорошую и плохую погоду.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Шмитова Екатерина Юрьевна

Игры в хорошую и плохую погоду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №117 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

  

 «Игры в хорошую и плохую погоду»

Составитель:

 Шмитова Екатерина Юрьевна, воспитатель группы продленного дня.

Санкт-Петербург

2021

I.        Игра – постоянная и неизменная спутница детства.  Воспитательное значение игры трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых она может творить чудеса. Ленивого подтолкнуть к действию, незнайку сделать знатоком, неумелого умельцем.                                                                                                  

Игра помогает воспитателю сплотить детей, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых, естественным образом проявиться лидерским качествам. В играх дети учатся соблюдать правила, контролировать свои эмоции, правильно оценивать поступки других. Игра для детей- средство самовыражения, проба сил. Играя, ребята проявляют характер, привычки, организаторские и творческие способности. Знание игр, умение играть, необходимо каждому учителю и воспитателю.  

II        При выборе игры необходимо обратить внимание на возраст и число участников, объяснение правил и выбор водящего,  время и место проведения игры,  инвентарь.  

  1. Возраст играющих.

При подборе игр нужно исходить из необходимости постепенного перехода от простух игр к более сложным. Первоклассники с удовольствием будут играть в «Молекулы», но им сложно будет объяснить правила игры «Встречный ход». Все ученики начальной школы получат радость от «Если нравиться тебе, то делай так» .

  1. Число участников.

Не всегда могут играть все ребята. Кто-то занят приготовлением уроков или какой-нибудь работой.

В таких случаях лучше выбрать настольные игры или игры-поединки.

  1. Объяснение игры.

Объяснять игру следует кратко, четко, образно, по возможности демонстрировать отдельные этапы игры. Если в игре много правил можно вводить новые по ходу игры.

При большом количестве участников лучше всего встать в круг вместе с детьми, чтобы ни к кому  не стоять спиной.

  1. Выбор водящего(ведущего).

При выборе водящего имеет значение его активность, изобретательность, внимательность, чувство справедливости, независимость. Можно предложить играющим выбрать водящего, подсказав, какими качествами он должен обладать (самый быстрый, веселый, кто не пропустит мяч и т.д.) Выбранный водящий всегда старается оправдать доверие своих товарищей.

Многие игры предполагают частую смену водящего, т.е. им может стать любой. В этом случае лучше прибегнуть к считалке. Сам процесс выбора водящего с помощью считалки является для детей игрой.

  1. Время проведения.

Время проведения игры зависит от рода предшествующих занятий. После длительного сидения  необходима разрядка- игры с бегом, прыжками, скакалкой, метанием и ловлей мяча. И наоборот- после физических нагрузок лучше поиграть в малоподвижные, спокойные игры.

  1. Место проведения.

Игры на свежем воздухе. Выбор игр в этом случае зависит от времени года, погоды, места проведения (двор, площадка, сквер, парк). В холодную погоду хороши игры, связанные с бегом, прыжками, борьбой. Предпочтительны групповые игры, чтобы никто не замерз. Зимой можно проводить игры со снегом, но при температуре не ниже « -12» и безветренной погоде.

Игры в помещении выбирают с учетом его размеров. В просторном зале или коридоре никаких ограничений, кроме выбора инвентаря, нет. В небольших помещениях лучше проводить  малоподвижные игры (на внимание, наблюдательность, настольные). Соревнования-поединки можно проводить с небольшим количеством участников, при условии, что остальные дети- болельщики. Участники игры в таком случае должны как можно чаще меняться.

  1. Инвентарь.

  Составляя программу для игр, воспитателю необходимо учитывать, какой понадобится инвентарь. Мячи, скакалки, эстафетные палочки и т.д. должны быть чистыми, безопасными. Например, если вы играете вне улицы или спортивного зала, то инвентарь должен быль мягким и легким.

 Повязки, колпаки- индивидуальными. Если необходимо завязать глаза, надеть что-то на голову, то обязательно использовать одноразовые полотенца, салфетки.

III.        Описание некоторых игр для комнаты, зала, уличной площадки.

«Молекулы»

Участвуют 10 и более человек. Все участники-атомы. Атомы свободно движутся по площадке. По сигналу водящего атомы объединяются в молекулы( по двое, по трое, с четным числом игроков, по трое с одинаковой длиной волос и т.д.). Молекулы некоторое время вращаются -реакция закончена, молекулы распадаются на атомы.

 Те игроки, которые  не успели выполнить задание платят «выкуп» за возвращение в игру(читают стихотворение, прыгают на одной ноге, загадывают загадку и т.д.).

«Буйволы в загоне»

Это игра из Судана. В некоторых описаниях она называется «Прорыв».

Участвуют 12 и более человек. Игроки делятся на две команды . Одна команда образует круг, взявшись за руки,  это загон. Игроки другой команды находятся внутри круга, это буйволы. Задача буйволов вырваться из круга. На выполнение задания дается определенное время (1-3 мин.). Если за отведенное время все буйволы вырвались из загона, они победили. В противном случае проиграли. Команды меняются местами. Проведя четное число игр, можно определить команду победителя. Другой вариант игры- буйволы в загон. Буйволы находятся вне круга и пытаются прорваться в его центр.

« Поймай дракона за хвост»

Эту китайскую игру иногда называют « Хвост дракона».

Участвуют  10 и более человек. Для игры необходимо большое пространство. Игроки становятся друг за другом, правую руку кладут на правое плечо стоящего впереди  или держат за пояс. Первый игрок- голова дракона, последний – хвост дракона. Голова  должна поймать хвост .Цепочка не должна разрываться. Пойманный хвост становится головой.

До начала игры нужно договориться о «наказании» тех, кто разорвет цепочку( попросить прощения у головы, хвоста или  всего дракона, обежать части дракона 2-3 раза и т.д.).

«Смена позиций»

Число участников зависит от возраста играющих, но лучше ,чтобы их было не меньше 6 человек.

Из числа участников выбирается водящий и координатор . Остальные игроки принимают некоторые позы в разных частях площадки. Водящий в течение некоторого, заранее оговоренного, времени пытается запомнить местонахождение и позы всех игроков. После этого водящий отворачивается, а игроки совершают изменения в позах, меняют местонахождения. Задача координатора – следить, какие были сделаны изменения. Задача водящего назвать все изменения. Если задача выполнена- водящий становится игроком, координатор водящим, новый координатор выбирается.

При большом количестве участников можно выбрать двух-трех водящих и столько же координаторов. Провести конкурс «Кто найдет больше отличий».

« Песня хором»

Это игра для поднятия настроения. Победителей и проигравших нет. Играть можно втроем, один из играющих- ведущий . Чем больше народа, тем интереснее.

Участники выбирают знакомую всем песню (например ту, которую учили на уроке музыки) и начинают ее петь. По команде ведущего «Тихо!» игроки замолкают, но продолжают петь песню про себя. Через некоторое время ведущий дает команду «Громко!». Игроки продолжают петь вслух. Получается  веселый разнобой.

« Мышка и кошка»

Участвуют 10 и более человек. Один игрок- кошка, другой- мышка. Все остальные образуют круг, взявшись за руки. Мышка находится внутри круга, кошка вне его. Кошка обходит  круг, стучит по плечу одного из игроков.

- Чего ты хочешь, кошка?

- Видеть мышку.

- Сейчас нельзя.

- А когда можно?

- Через 8 часов( игрок может назвать любое число).

Стоящие в кругу начинают шагать по кругу, повторяя: « Один час- тик-так, два часа- тик-так,…….

восемь часов- тик-так». Кошка снова стучит по плечу игрока.

- Чего ты хочешь кошка?

- Видеть мышку.

- Сколько времени?

- 8 часов.

- Тогда входи.

Кошка входит в круг. Мышка пытается убежать от нее. Кошка и мышка могут бегать как внутри, так и вне круга. Игроки из круга пытаются задержать кошку с помощью рук  ( руки не размыкаются) , мышке они стараются помочь.

Это  латиноамериканская игра. Важно соблюдать ритм во время отсчета часов.

«Достань шапку»

Эту азербайджанскую игру можно использовать как поединки (один на один),так и как  командную эстафету.  В классическом варианте- участники делятся на две команды, а члены команды встают в пары. В 10-15 метрах   от места старта лежат шапки. Пары двигаются к шапкам по команде ведущего : «Бегом в обнимку ;прыгаем ,взявшись за руки ; спиной по ходу движения……….. и т.д.»

Для каждой пары свое задание . Шапку имеет право взять пара, пришедшая первой.

Команда ,набравшая больше шапок, становиться победителем.      

Шапки можно заменить на кленовые листья, снежки, книжки ,мячики и др. Не обязательно вставать в пары, даже если всего два участника ,они могут пройти маршрут несколько раз, исполняя разные команды ведущего.

«Аист и лягушки»

Лягушек минимум две. Аист всегда один. Аиста (водящего) выбирают. На асфальте, песке, земле нарисовать озеро с островами, бухтами, берегами, мысами. Лягушки прыгают (не бегают), аист передвигается по суше. Задача аиста прикоснуться к лягушке. Пойманная  лягушка перебирается на берег. Последняя пойманная лягушка становиться аистом. Если аист коснулся воды, он становится лягушкой. Участники выбирают нового водящего. Эта игра из Индии.

«Кот в мешке»

Еще одна игра ,в которую играют латиноамериканцы. В непрозрачный мешок складывают  шуточные «подарки»:исписанная тетрадь, ломаный карандаш, обломок линейки, пустая пластиковая бутылочка , фантик от конфеты и др.Количество подарков должно соответствовать количеству игроков.

Игроки по очереди ,не глядя, вынимают «подарок». За «подарок» нужно поблагодарить и рассказать о его назначении. Самый веселый рассказ награждается призом.

«Веселый счет»

Участвуют  от трех человек. Участники должны досчитать до 10,15,27,30(по договоренности).Каждое число называет один из участников, но не по очереди, а кто первый скажет. Однако, если одно и тоже число назовут двое ( и более) из участников одновременно, то счет начинается сначала.  Разговоры, перемигивания  или другие способы невербального общения запрещены.Тех, из-за кого игра возобновляется, можно   «наказать» , вывести из игры , дать возможность «откупиться». Выигрывает тот ,кто скажет последнее число. Проигрывает не назвавший ни одного числа.

IV.        Школьники, даже первоклассники , уже знают много игр. Играли в детском саду, научились у родителей  друзей, в местах отдыха. Не следует мешать  им играть в любимые игры. Не нужно вовлекать  в игру силой. Для «запуска» игры необходим  интерес трети игроков. Лучше заинтересовать активных, любознательных ребят. Они будут хорошим примером для остальных. Фантазия и наблюдательность взрослого помогут ему адаптировать, модернизировать разные игры для той группы детей, с которой он работает.

Литература:

Минскин Е.М. «Игры и развлечения в группе продленного дня». Москва,  «Просвещение»,1985.

Берсеньева К.Б. «Энциклопедия праздничных игр и развлечений».Москва,ЗАО «Центрполиграф», 2005.

Виталева Т.И. «Калейдоскоп праздников». Москва, «Экзамен»,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У природы нет плохой погоды

Конспект открытого урока во 2в классеУчитель: Свидерская И.П.  Тема: «У природы нет плохой погоды»Образовательная цель: активизация слов по теме «Времена года и Погода», закрепление ре...

Урок литературного чтения 3-4 классы "У природы нет плохой погоды"

Урок литературного чтения для 3-4 классов посвящён осени с её прекрасами и непогодой. Ребята разделились на две группы, одна из групп находит в осени прелесть и красоту, подтверждая словами из стихотв...

План-конспект урока на тему "У природы нет плохой погоды" - "There is no bad weather in nature" в 4 классе к УМК М.З.Биболетова "Enjoy English 4"

План-конспект урока для 4 класса ,целями которого являются закрепление и повторение лексико-грамматического материала по темам "Времена года. Погода", "Безличные предложения", "Будущее простое время"....

праздник осени в начальной школе "У природы нет плохой погоды!"

проведение праздника осени с различными играми и соревнованиями....

Проектно-исследовательская работа «Компьютерные игры – хорошо или плохо?»

В проектно-исследовательской работе «Компьютерные игры – хорошо или плохо?», выявлена проблема века. Компьютеры стали частью нашей жизни, как  телевизоры или сотовые телефоны.Ко...

Компьютерные игры - хорошо или плохо?

Компьютеры стали частью нашей жизни, как телевизоры или сотовые телефоны. Знакомство детей с компьютером всё чаще происходит в юном возрасте через игры.М считаем, что выбранная нами тема важна, так ка...

Компьютерные игры хорошо или плохо?

На сегодняшний день компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь современного ребенка. Хотим мы того, или нет, но это – свершившийся факт. Тем не менее, споры вокруг детских компьютерных и...