«Значение подвижных игр в условиях группы продлённого дня»
статья

Лисина Юлия Александровна

Одним из направлений развития младших школьников в условиях группы продлённого дня является спортивно-оздоровительное, предполагающее не только формирование полезных привычек, представлений о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний, но и организацию подвижных игр. Для чего они нужны, как их лучше всего организовать и какие виды игр в зависимости от времени года и места проведения (на улице, в классе или в школьном коридоре) существуют и будет рассмотрено в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Значение подвижных игр в условиях группы продлённого дня»

Лисина Ю.А., воспитатель ГПД.

Одним из направлений развития младших школьников в условиях группы продлённого дня является спортивно-оздоровительное, предполагающее не только формирование полезных привычек, представлений о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний, но и организацию подвижных игр. Для чего они нужны, как их лучше всего организовать и какие виды игр в зависимости от времени года и места проведения (на улице, в классе или в школьном коридоре) существуют и будет рассмотрено в данной статье.

Для начала хотелось бы кратко остановиться на том, какую роль играет спорт в жизни младших школьников в общем. Ребёнок 1-4 классов – это активно растущий человек, с огромным запасом в основном двигательной энергии, в высвобождении которой он имеет острую естественную потребность. В это легко поверить, если усадить школьника за парту и не давать ему возможности в течение 45 минут встать и как-нибудь подвигаться. В таком случае ребёнок начинается крутиться, качаться на стуле, что не только отвлекает его самого, остальных учеников и учителя от урока, но и может привести к травме и элементарному нарушению дисциплины. И здесь педагогу приходят на помощь физминутки, благодаря которым дети могут выплеснуть излишки энергии и более спокойно продолжать обучение. Таким же образом выручают и перемены и, особенно, уроки физкультуры, после которых младшие школьники, уравновешенные и физически уставшие, могут воспринимать теоретическую информацию и выполнять практические задания на других уроках.

Но вот учебный день закончился, некоторые из детей остались в группе продлённого дня. Даже если в этот день был урок физкультуры, на переменах школьники имели возможность поиграть и развеяться, а на каждом теоретическом уроке проводились физминутки, можно ли говорить о том, что потребность в движении исчерпана? Конечно, нет. Во время продлёнки так же необходимо уделять время на физическую активность.

Основным видом деятельности дошкольников является игра, которая затем сменяется учёбой, но не теряет своей актуальности, особенно после уроков, когда начинаются занятия в группе продлённого дня и младший школьник попадает в более неформальную атмосферу. Через игру дети самовыражаются, примеряют различные социальные роли. Для воспитателя группы продлённого дня они являются отличным способом узнать своих воспитанников, их взаимоотношения, самооценку, характер и установить контакт.

Существует множество разновидностей игр, но наиболее значимыми для группы продлённого дня являются подвижные игры, когда дети не только получают возможность выйти на улицу, но и свободно поиграть в коридоре и в классе, отдохнуть и снять напряжение после учебного дня. Отличительными особенностями таких игр предстают универсальность, т.к. во время их проведения задействованы все виды естественных человеческих движений: ходьба, бег, прыжки, метание и т.д. и яркая эмоциональность, что связано по большей части с соревновательным характером таких игр. Многие из них имеют богатую историю и передаются от поколения к поколению, каждый раз преобразовываясь и обогащаясь за счёт богатой детской фантазии.

Особое внимание необходимо уделять мерам предупреждения травматизма младших школьников во время игр на открытом пространстве. Скамейки, столбы и другие предметы часто расположены слишком близко от границы игровой площадки, и ученики могут на них натолкнуться. Поэтому перед проведением игры нужно изучить рельеф игровой площадки, устранить травмоопасные зоны.

Наиболее удачный вариант места проведения подвижных игр – улица. Когда позволяет погода, обязательно нужно вывести младших школьников из школы, чтобы они не только подышали свежим воздухом, но и подвигались.

Игры в осенне-весенний период.

  1. «Пятнашки». Играющие выбирают водящего – пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Главное правило игры: тот, кого пятнашка коснётся рукой, становится пятнашкой. У этой игры есть несколько вариантов:
  1. «Пятнашки – зайцы»: пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит ему запрыгать на двух ногах, как зайцу, и он окажется в безопасности.
  2. «Пятнашки – ноги от земли»: играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет, например, на камень, дощечку.
  3. «Пятнашки с домиком»: по краям площадки рисуют два круга – это домики. Один из играющих - пятнашка, догоняет участников игры. Преследуемый игрок может спастись от пятнашки в домике, так как в границах круга пятнать нельзя.
  4. «Пятнашки с именем»: все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе имена (названия цветов, птиц, зверей, героев мультфильмов). Пятнашка не пятнает того, кто вовремя выкрикнул своё игровое имя.
  5. «Пятнашки со скакалкой». Играющие продвигаются по площадке, прыгая через скакалку. Пятнашка догоняет их, прыгая на одной ноге.
  1. «Рыбаки и рыбки». Играющие становятся в круг, в середине - водящий со скакалкой в руках. Держа скакалку за один конец, он начинает вращать её так, чтобы другой её конец проносился над землёй под ногами играющих, которые подпрыгивают в тот момент, когда ручка скакалки под ногами. Кого скакалка задела выше ступни, выбывает из игры. Водящий снова раскручивает скакалку. Сам не вращается вместе с ней, а присаживается и перехватывает её за спиной. Другой вариант игры предусматривает смену водящего каждый раз, когда кто-либо из стоящих по кругу заденет её ногой. Он и сменяет водящего, который идёт на его место. Скакалку можно заменить верёвочкой длиной 2,5м, к концу которой прикреплён мешочек песком весом 150-200г.
  2. «Съедобное - несъедобное». Играющие строятся в шеренгу перед водящим, в руках у которого мяч. Стоя в 5-6 шагах от шеренги, водящий бросает мяч любому из игроков, называя при этом какой-либо предмет. Условливаются, что мяч ловить нужно лишь в том случае, если будет названо, к примеру, что-либо съедобное: «булка», «сахар», «сыр» и т. п. Если водящий произнёс название предмета, который несъедобен (например, «гвоздь», «мяч», «стул») и после этого бросил мяч игроку, тот не должен его ловить. Мяч возвращается водящему для нового броска. Если же принимающий мяч ошибся и поймал его, он выходит из игры. Через 3 минуты подводятся итоги – отмечаются самые невнимательные, а из тех, кто ни разу не ошибся, выбирают нового водящего, который также ведёт игру в течение 3 минут. После смены каждого водящего все выбывающие игроки возвращаются в строй. Они также могут оказаться в роли водящих. Важно соблюдать в игре условие: бросать мяч сразу после того, как будет произнесено водящим слово, но не одновременно с произнесённым названием.
  3. «Живая цель». Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертится окружность. Выбирают водящего, который идёт в середину круга. Один из стоящих по кругу берёт в руки волейбольный мяч. Играющие перекидывают мяч и стараются попасть им в водящего, который, спасаясь от мяча, бегает, подпрыгивает, увёртывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местом. По условиям игры попадание от земли, а также в голову водящего не засчитывается. Один из вариантов игры называется «Защищай товарища». Построение играющих такое же, только в середину круга идут двое водящих. Один из них защищает другого, стоящего за спиной, от водящих. Один из них защищает другого, стоящего за спиной, от попадания мячом. Защищает руками, ногами и всем корпусом. Если ему всё-таки не удаётся защитить, и в водящего попадут, то они оба меняются с тем, кто попал в водящего, и с тем, кого он выберет себе в защитники.
  4. «Компас». На земле рисуется круг диаметром 2-3м. На расстоянии примерно 3м от окружности отмечаются стороны света, сверяя с компасом: С (север), Ю (юг), З (запад) и В (восток). Играющие становятся спиной к центру и слушают команду водящего: «Юг!», «Север!», «Запад!», «Восток!». Услышав, к примеру, команду «Север!», все должны повернуться в сторону севера. Подаются различные команды, и играющие принимают соответствующие положения. Тот, кто ошибся (повернулся не в ту сторону), получает штрафное очко. Победителем оказывается набравший наименьшее число штрафных очков.

Игры в зимний период:

  1. «Палочку в снег». Каждый играющий должен иметь заострённую с одного конца палочку. Участники игры становятся в круг и кидают по очереди вверх свою палочку так, чтобы, падая, она воткнулась заострённым концом в снег. У кого это получилось, выходит из круга. И так до тех пор, пока останется один игрок, он и становится водящим. Его задача – осалить вышедших из круга игроков. Кого запятнали, становятся его помощниками. Последний игрок, оставшийся не пойманным, объявляется победителем.
  2. «Не ходи на гору». Крепко взявшись за руки, играющие окружают большой снежный ком – гору. Сначала они медленно идут вправо или влево, а по сигналу тянут друг друга и стараются заставить кого-нибудь влезть на гору, т. е. дотронуться до кома. Кому поневоле придётся взобраться на снежный ком, выходит из игры. Победителями считаются три игрока, которые останутся победителями.
  3. «Быстрые и меткие». Играющие распределяются на группы по 2-5 человек. Каждая из них получает задание в течение установленного времени (5-8 минут) скатать ком. Выигрывает группа, чей ком самый большой. Затем комья ставят один на другой: внизу самый большой, наверху самый маленький. Каждый играющий заготавливает себе снежки, по очереди с расстояния 6-8 шагов бросают их в голову фигуры, стараясь её сбить. Побеждает тот, кому удалось это сделать. Игра может быть и командной. Тогда делаются две снежные фигуры. Выигрывает команда, игроки которой быстрее собьют голову фигуры противника.
  4. «Лови в сеть». Пятеро ребят, взявшись за руки, образуют «сеть». По сигналу воспитателя они бегут за играющими, стараясь догнать и «запятнать» их («пятнать» могут только крайние в сети). Пойманный игрок присоединяется к сети. Играющие могут разорвать сеть и получить право увести одного из товарищей «на свободу». Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут пойманы в сеть.
  5. «Самые быстрые». Играют две команды, игроки каждой команды рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Они становятся в общий круг (через одного) лицом к центру. В середине круга лежит мяч (булава). Ведущий называет любой номер. Игроки под этим номером из обеих команд обегают круг снаружи (оба бегут в одну сторону, о чём договариваются заранее), а, достигнув места, где стояли раньше, бегут к мячу, чтобы овладеть им. Кто сделает это первым, приносит своей команде выигрышное очко. Игра проводится 3-5 минут. Выигрывает команда, игроки, которой набрали больше очков.

Однако погодные условия изменчивы и неконтролируемы, что порой лишает детей поиграть на улице. Они вынуждены продолжать сидеть в четырёх стенах из-за дождя или мороза, но даже тогда воспитатель должен организовать их двигательную деятельность.

В помещении школы игровое пространство детей ограничено стенами класса или школьного коридора. Какие игры для младшего школьного возраста могут быть организованы в небольшом пространстве?

Подвижные игры в коридоре.

  1. «Пионер, дай смену». Класс условно делят на две команды. В каждой команде школьники берут друг друга за руки и растягиваются в шеренгу. Шеренги детей стоят лицом друг к другу. Одна из команд (определяется жребием) хором произносит: «Пионер, пионер, дай смену!» Вторая отвечает: «Кого?» Далее первая команда школьников называет имя человека из состава второй команды, которого они приглашают к себе. Выбранный ученик бежит к первой шеренге и пытается прорваться между руками детей из первой команды. Если у него получилось, и дети отпустили руки – он забирает одного из детей первой команды, и они вдвоём возвращаются во вторую шеренгу. Если же первая шеренга удержала школьника, не разорвав руки, он остается в новой команде.
  2. «Третий лишний». Одноклассники становятся в круг по два человека (выбор пары произвольный). Дети в парах стоят один сзади другого, первый и второй. Выбирают того, кто будет убегать (первый), и того, кто будет догонять (второй). Первый убегает от ловца и может в любой момент встать перед какой-либо парой (с внутренней стороны круга). В это время последний человек из этой пары должен быстро выбежать со своего места и начать бег по кругу от догоняющего. Если он зазевался и его догнали, роли меняются и он сам становится ловцом. Убегая, каждый участник занимает место перед любым играющим, при этом он становится первым в паре, а тот, кто был первым, становится вторым.
  3. «Панас». Водящему завязывают глаза шарфом или платком, несколько раз оборачивают его вокруг себя и оставляют. Все играющие дети хлопают в ладоши и зовут «Панас! Панас!» Водящий ловит игроков, ориентируясь на звук хлопков. Подвижные игры в классе Подвижные игры для небольшого пространства востребованы в тех случаях, когда коридор небольшой и разгуляться в нём негде. Наиболее интересные игры имеют глубокую историю, и часто использовались в качестве обрядовых танцев во время народных гуляний.
  4. «Ручеёк». Популярная игра на перемене, поскольку не организовывает активного движения и не является травматичной. Интересна детям разного возраста. Дети строятся парами друг за другом. Каждая пара соединяет руки, поднимает их вверх. Образуется коридор. По живому коридору проходит ученик и выбирает себе пару. Тот, кого он выбрал, идёт за ним, они выходят их коридора и становятся первой парой. Оставшийся без пары идёт к последней паре и входит в живой коридор, выбирая себе нового партнёра.
  5. «Море волнуется». Количество участников должно быть не меньше пяти-семи человек. Ведущий становиться в круг, детишки ходят по кругу, взявшись за ручки, меняя направление движения и хором говоря: – Море волнуется раз (идут по часовой стрелке), море волнуется два (идут против часовой стрелки), море волнуется три (по часовой стрелке), морская фигура замри! После этих слов руки расцепляются, и каждый ребенок старается принять необычную и забавную позу, «застыв» в ней не шевелясь. Ведущий обходит всех детей, наблюдая, чтобы те не двигались, и старается их рассмешить. Если ребенок начнет двигаться или смеяться, он из игры выбывает. Выигрывает самый стойкий, он и становится следующим ведущим.

Подвижные игры в классе:

  1. «Ниточка с иголочкой». Игра может быть организована даже в помещении небольшого класса. Дети строятся в шеренгу друг за другом. Первый ученик – иголочка, все остальные – ниточка. Иголочка передвигается по классу, все остальные играющие повторяют за ним передвижения: проходят между партами, переступают стулья, обходят вокруг стола учителя.
  2. «Путаница». Также представляет подвижные игры для детей на минимальном пространстве. Водящий выходит из класса, дети становятся в круг и берутся за руки. Дальше они запутывают свой круг, переступают друг через друга или пролазят под соединёнными руками соседей. Единственное важное условие – руки не должны расцепляться. Образуется путаница. Когда запутываться дальше некуда, зовут водящего. «Бабка, бабка, нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Водящий возвращается в класс и пытается разобрать путаницу, указывает играющим, куда им переступать и как поворачиваться. Если нитка разорвалась, игра начинается заново.
  3. «Три, тринадцать, тридцать». Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел – какое действие обозначает. Игроки строятся в Шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Если водящий (учитель) говорит «три» – все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» – руки на пояс, при слове «тридцать» – руки вперед и т. д. (Можно придумать самые разные движения). Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.
  4. «Топ – хлоп». В процессе ведущий называет те или иные понятия и предложения (например, «Ворона – это перелетная птица!»), а дети определяют, правильные они или нет. В случае неправильного понятия дети должны топать, а в случае правильного – хлопать.
  5. «Повтори». Первый участник, выполняя какое-либо движение подходит ко второму. Тот должен в точности все повторить, вплоть до выражения лица. После этого уже два человека подходят к третьему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не выстроится целая колонна.

Таким образом, спортивно-оздоровительное направление развития младших школьников реализуется не только в урочное время, но и в условиях группы продлённого дня благодаря проведению подвижных игр. Такие игры не только способствуют гармоничному росту и развития ребёнка, но и учат его взаимодействовать в команде, формируют внимание, силу воли, способствуют снятию нервного напряжения и прививают любовь к активным видам деятельности, в том числе и к спорту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня

Под творческими спосоьностями способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов имеющих общественное значение....

Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня

Под творческими спосоьностями способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов имеющих общественное значение....

Коррекционно-развивающая воспитательная среда в условиях группы продлённого дня в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Так что же такое коррекционно-развивающая среда?Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы исправлять, нейтрализовывать, устранять негативны...

"Развитие творческих способностей ребенка в условиях группы продлённого дня" методические рекомендации в помощь воспитателю

 Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги  для развития интеллектуально-творческих способностей   детей...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «МАСТЕРСКАЯ САМОДЕЛКИНА»

Обучаясь изготовлению красивых и полезных вещей, учащиеся развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия кружка «Мастер...

Статья на тему "Значение воспитательной деятельности в рамках группы продлённого дня"

Статья посвящена значению воспитательной  деятельности в рамках группы продлённого дня. В статье рассматриваются основные понятия воспитания как процесса и как деятельности....