ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья

Наталия Вадимовна Танцурова

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ". В статье изложены основные методы воспитания патриотических чувств в детях начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

FOSTERING LOVE FOR THE MOTHERLAND IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERARY READING IN PRIMARY SCHOOL

Танцурова Н.В.,учитель

Калинина Т.И., логопед

МБОУ СОШ №4,г.Бирск

Аннотация. В статье раскрываются особенности воспитания патриотизма на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Annotation. The article reveals the features of patriotic education in the lessons of the Russian language and literary reading in primary school.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, русский язык, чтение.

Keywords: education, patriotism, Russian language, reading.

Ежедневно мы сталкиваемся со множеством вопросов: как воспитывать в детях любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, сострадания к ближнему, отзывчивость, гуманность. На развитие  и воспитание ребенка влияют разные причины. И, конечно же, нам, как педагогам, необходимо их учитывать при работе с детьми.

Мы работаем с детьми младшего школьного возраста. Это время наиболее благоприятно для воспитания в детях  любви к Родине . Поэтому от нас и нашей работы зависит, каким станет ребенок: добросовестным и честным работником, хорошим человеком или мелким, эгоистичным и халатным. В целом работа в данном направлении реализовывается через классные часы, уроки, внеурочную деятельность (конкурсы стихов, рисунков, уроки мужества), беседы, праздники(9 Мая). Но мы остановимся сегодня только на уроках русского языка и литературного чтения, потому что считаем, что именно эти уроки способствуют в большей степени патриотическому воспитанию. Здесь и работа с загадками, пословицами, знакомство с картинами русских художников на уроках развития речи, с фразеологизмами, знакомство с русскими писателями и поэтами. Всё это прививает бережное отношение к природе родного края.

Русский язык – это уникальный учебный предмет, потому что несёт колоссально высокую познавательную значимость: прививание чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувствам патриотизма.

Чтобы сформировать у младшего школьника чувство любви к родному краю, к своей Родине и своему народу, гордость,  желание продолжать традиции своего народа, необходимо показывать богатство и разнообразие русского языка, прививать любовь к языку, воспитывать у ребенка стремление знать русский язык , говорить по-русски содержательно, правильно, четко ,  выработать у них внимание к своей и чужой речи.  

Воспитание любви к Родине начинается с самых первых школьных дней. Работая со словарными словами, мы закладываем в разум детей детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг». Таким образом в сознании учащихся формируется представление патриотизма, то есть любви к Родине - активной, действенной, стремление своими силами укрепить ее силу и величие.

Из текстов упражнений учащиеся знакомятся с великими людьми земли русской: поэтами, писателями, педагогами-новаторами, учёными. Их вклад в русский язык по праву можно назвать бесценным.

Большое  воспитательное значение имеет работа с пословицами. Очень хорошо здесь сказал А.Н.Толстой: «Русский народ создал огромную изустную литературу — мудрые пословицы и поговорки... Она была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов». Именно через пословицы, мы воспитываем честность, мужество, героизм, отвагу, а малодушие, трусость, скупость и алчность - учим осуждать.

На уроках литературного чтения, изучая художественную литературу, мы воспитываем личность, оказываем влияние на её духовный мир, на выбор нравственных направлений. С 1 по 4 класс мы знакомимся со сказками, былинами, легендами, произведениями поэтов - классиков: Пушкиным, Лермонтовым, Блоком, Жуковским, др. Назовём некоторые из них:  А. Жигулин  «О, Родина!...», Н.Рубцов «Тихая моя родина», Ф.Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Эти бедные селенья…», «Повесть о Петре и Февронии» (отрывок), М.Пришвин «Моя Родина» и многие  другие.

Целесообразно показать гордость за подвиги великих учёных, деятелей культуры, науки, космонавтов (Ю.М.Нагибин «Рассказы о Гагарине»). Также мы знакомим ребят с произведениями военной тематики. Здесь учащиеся узнают о подвигах бойцов, о том, как жил народ во время войны.  Наш народ испокон веков стоял насмерть, чтобы  защитить Отчизну. Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов – сражались за родную землю! На уроках литературного чтения ребята учатся сопереживать героям и автору, отзываться своей душой на переживания героев.

Разумеется, воспитание личности ребенка осуществляется ежедневно в будничной жизни. Поэтому только систематическая работа на уроках русского языка и чтения даст возможность повысить степень духовного развития младшего школьника. Наша цель, как педагогов, сделать все, чтобы сформировать личность гражданина и защитника Отечества, испытывающего гордость за свою Родину.

Список литературы

1.  Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М.: Детская литература, 1988г.

2.  Борисенко И.В. Методические уроки К.Д. Ушинского. // Начальная школа. - 1994г., №3.

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / (Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.); под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...