Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната.
опыты и эксперименты

Лукашева Елена Пантелеймоновна

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната.

                                                                                                                             

 В условиях радикальных социально-экономических преобразований в России высшим гуманистическим смыслом социального развития становятся утверждение отношения к человеку как к самоценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека, в том числе, имеющего те или иные отклонения в состоянии здоровья.

   Как ведущий элемент нового педагогического мышления, гуманизация требует существенных изменений по отношению к детям с проблемами в развитии, создания им условий для реализации естественных прав на обучение, развитие, занятия спортом.

   Педагогическое воздействие (коррекция) – единственное эффективное средство, позволяющее социально адаптировать и интегрировать в обществе лиц, имеющих умственную отсталость. Среди средств педагогической коррекции особое место занимают здоровьесберегающие технологии.

   Конкретными задачами по формированию здоровьесберегающих технологий в школе – интернате являются:

  1. Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки.
  2. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера.
  3. Развитие двигательных качеств.
  4. Коррекция и конпенсация нарушений физического развития и психомоторики.
  5. Формирование и воспитание гигиенических навыков.
  6. Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений.
  7. Воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения, любви к Родине.

   Основными формами работы по сбережению здоровья, обусловленной режимными моментами, в школе-интернате являются утренняя гимнастика, физкультминутки, динамические паузы, прогулки, спортивные паузы, уроки физической культуры и лечебной физкультуры, занятия в спортивных кружках, закаливающие процедуры, внеклассные мероприятия, лечебно- профилактические мероприятия.

  

Блок № 1. Утренняя гимнастика.

 

   Утренняя гимнастика – комплекс физических упражнений, проводимых ежедневно после подъема.

   Задачи (цели):

- формирование правильной осанки, актов дыхания;

- привитие навыков выполнения упражнений;

- вовлечение школьников в ежедневные занятия физической культурой;

- закаливание организма детей и повышение иммунитета организма.

  Гимнастику лучше проводить на открытом воздухе, если не позволяют погодные условия, гимнастика проводится в спортивном зале и в хорошо проветриваемых коридорах.

Продолжительность утренней гимнастики – 10-15 минут, она должна состоять из 8-10 упражнений различной направленности и соответствовать месту проведения, возрасту, подготовленности детей. Упражнения должны быть хорошо знакомы и иметь общеразвивающий характер – ходьба, бег, упражнения на осанку, равновесие, координацию, дыхание, упражнения на гимнастических снарядах.

 

Блок № 2. Физкультурные паузы.

 

  Одна из форм двигательной активности в режиме для школьников – физкультурные паузы – небольшой по интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средства активного отдыха.

   Физкультурные паузы проводятся во время уроков и во время самоподготовки.

   Задачи (цели):

- восстановление умственной работоспособности учащихся;

- предупреждение нарушения осанки;

- повышение внимания и активности;

- лучшее усвоение учебного материала;

- снятие влияния статистических нагрузок на организм.

    Комплекс упражнений разрабатывается педагогом и состоит из 3-4 простых и хорошо знакомых упражнений. Комплексы выполнять необходимо ежечасно в зависимости от типа занятия, возраста детей, индивидуальности.

 

Блок № 3. Динамические паузы.

 

Динамическая пауза проводится на перемене в течение 10-15 минут в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.

   Задачи (цели):

- приостановить развивающееся в процессе занятий торможение в коре головного мозга;

- предотвратить развитие острого хронического умственного утомления у детей;

- дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению.

   Игры и физические упражнения  во время перемены желательно проводить на открытом воздухе. Если погодные условия не позволяют, они переносятся в помещение школы и проводятся в хорошо проветриваемых помещениях.

   При проведении подвижных игр и физических упражнений используются спортивная площадка. Подбор физических упражнений и игр осуществляется с учетом возрастных особенностей школьников.

 

Блок №4. Прогулки.

 

  Прогулки на свежем воздухе являются одной из эффективных форм физкультурно- оздоровительной работы с учащимися коррекционной школы. Они являются обязательными для всех возрастных групп в режиме школы-интерната.

  Задачи (цели):

- увеличение двигательной активности в режиме дня школьников;

- оздоровление организма;

- формирование двигательных навыков;

- развитие физических качеств;

- стимулирование познавательной деятельности в воспитание личностных качеств учащихся.

 

Блок № 5. Внеклассная работа.

 

Внеклассная оздоровительная работа является одной из важнейших составляющих в школе-интернате.

   Задачи (цели):

- способствовать двигательной реабилитации;

- коррекционное воспитание и социально-бытовая адаптация детей с ОВЗ к жизни в современном обществе, воспитание интереса и потребности к занятиям спорта;

- повышение двигательной подготовленности, совершенствование двигательных умений;

- приобщение детей к систематическим занятиям физкультурой.

   Внеклассная работа строится на основе ряда мероприятий:

- Спортивный час.

- Беседа.

- Беседа-рассуждение.

- КВН.

- Викторина.

- Лечебно-профилактические мероприятия.

- Игры. Игровые ситуации.

 

Блок № 6. Спортивный час.

 

    Одним из видов физкультурно-оздоровительной работы в школе-интернате является проведение спортивного часа, который является активным отдыхом для школьников.

   Решение задач спортивного часа направлено против развития чрезмерного утомления учащихся, на обеспечение их активного отдыха после занятий, укрепление здоровья, а также совершенствование физической подготовленности в соответствии с возможностями каждой возрастной группы.

   Содержание спортивного часа составляют упражнения общеразвивающего характера, упражнения в ходьбе, беге, прыжках и т.д. Педагог может использовать также различные эстафеты, игровые упражнения, подвижные игры большой, малой и средней интенсивности.

   Спортивный час желательно проводить на открытом воздухе (на площадке, в лесу, в парке и т.д.). В непогоду целесообразно перенести занятия в помещение (спортивный зал, коридор и т. д.).

   При проведении занятий в основном используются игровой и соревновательный методы, что является отличительной чертой от уроков физической культуры. Основное время отводится на игры и игровые задания с целью воспитания физических качеств и совершенствования двигательных навыков.

   С целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей учащихся разного возраста используются и самостоятельные игры, спортивные развлечения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната.

                                                                                                                                                            Е.П.Лукашева,

                                                                                                                                                            Е.В.Войтова,

                                                                                                                                                            Л.М.Самусевич,

                                                                                                                                                            Е.П.Дубинина

ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»

 В условиях радикальных социально-экономических преобразований в России высшим гуманистическим смыслом социального развития становятся утверждение отношения к человеку как к самоценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека, в том числе, имеющего те или иные отклонения в состоянии здоровья.

   Как ведущий элемент нового педагогического мышления, гуманизация требует существенных изменений по отношению к детям с проблемами в развитии, создания им условий для реализации естественных прав на обучение, развитие, занятия спортом.

   Педагогическое воздействие (коррекция) – единственное эффективное средство, позволяющее социально адаптировать и интегрировать в обществе лиц, имеющих умственную отсталость. Среди средств педагогической коррекции особое место занимают здоровьесберегающие технологии.

   Конкретными задачами по формированию здоровьесберегающих технологий в школе – интернате являются:

  1. Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки.
  2. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера.
  3. Развитие двигательных качеств.
  4. Коррекция и конпенсация нарушений физического развития и психомоторики.
  5. Формирование и воспитание гигиенических навыков.
  6. Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений.
  7. Воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения, любви к Родине.

   Основными формами работы по сбережению здоровья, обусловленной режимными моментами, в школе-интернате являются утренняя гимнастика, физкультминутки, динамические паузы, прогулки, спортивные паузы, уроки физической культуры и лечебной физкультуры, занятия в спортивных кружках, закаливающие процедуры, внеклассные мероприятия, лечебно- профилактические мероприятия.

   

Блок № 1. Утренняя гимнастика.

   Утренняя гимнастика – комплекс физических упражнений, проводимых ежедневно после подъема.

   Задачи (цели):

- формирование правильной осанки, актов дыхания;

- привитие навыков выполнения упражнений;

- вовлечение школьников в ежедневные занятия физической культурой;

- закаливание организма детей и повышение иммунитета организма.

  Гимнастику лучше проводить на открытом воздухе, если не позволяют погодные условия, гимнастика проводится в спортивном зале и в хорошо проветриваемых коридорах.

Продолжительность утренней гимнастики – 10-15 минут, она должна состоять из 8-10 упражнений различной направленности и соответствовать месту проведения, возрасту, подготовленности детей. Упражнения должны быть хорошо знакомы и иметь общеразвивающий характер – ходьба, бег, упражнения на осанку, равновесие, координацию, дыхание, упражнения на гимнастических снарядах.

Блок № 2. Физкультурные паузы.

  Одна из форм двигательной активности в режиме для школьников – физкультурные паузы – небольшой по интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средства активного отдыха.

   Физкультурные паузы проводятся во время уроков и во время самоподготовки.

   Задачи (цели):

- восстановление умственной работоспособности учащихся;

- предупреждение нарушения осанки;

- повышение внимания и активности;

- лучшее усвоение учебного материала;

- снятие влияния статистических нагрузок на организм.

    Комплекс упражнений разрабатывается педагогом и состоит из 3-4 простых и хорошо знакомых упражнений. Комплексы выполнять необходимо ежечасно в зависимости от типа занятия, возраста детей, индивидуальности.

Блок № 3. Динамические паузы.

Динамическая пауза проводится на перемене в течение 10-15 минут в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.

   Задачи (цели):

- приостановить развивающееся в процессе занятий торможение в коре головного мозга;

- предотвратить развитие острого хронического умственного утомления у детей;

- дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению.

   Игры и физические упражнения  во время перемены желательно проводить на открытом воздухе. Если погодные условия не позволяют, они переносятся в помещение школы и проводятся в хорошо проветриваемых помещениях.

   При проведении подвижных игр и физических упражнений используются спортивная площадка. Подбор физических упражнений и игр осуществляется с учетом возрастных особенностей школьников.

Блок №4. Прогулки.

  Прогулки на свежем воздухе являются одной из эффективных форм физкультурно- оздоровительной работы с учащимися коррекционной школы. Они являются обязательными для всех возрастных групп в режиме школы-интерната.

  Задачи (цели):

- увеличение двигательной активности в режиме дня школьников;

- оздоровление организма;

- формирование двигательных навыков;

- развитие физических качеств;

- стимулирование познавательной деятельности в воспитание личностных качеств учащихся.

Блок № 5. Внеклассная работа.

Внеклассная оздоровительная работа является одной из важнейших составляющих в школе-интернате.

   Задачи (цели):

- способствовать двигательной реабилитации;

- коррекционное воспитание и социально-бытовая адаптация детей с ОВЗ к жизни в современном обществе, воспитание интереса и потребности к занятиям спорта;

- повышение двигательной подготовленности, совершенствование двигательных умений;

- приобщение детей к систематическим занятиям физкультурой.

   Внеклассная работа строится на основе ряда мероприятий:

- Спортивный час.

- Беседа.

- Беседа-рассуждение.

- КВН.

- Викторина.

- Лечебно-профилактические мероприятия.

- Игры. Игровые ситуации.

Блок № 6. Спортивный час.

    Одним из видов физкультурно-оздоровительной работы в школе-интернате является проведение спортивного часа, который является активным отдыхом для школьников.

   Решение задач спортивного часа направлено против развития чрезмерного утомления учащихся, на обеспечение их активного отдыха после занятий, укрепление здоровья, а также совершенствование физической подготовленности в соответствии с возможностями каждой возрастной группы.

   Содержание спортивного часа составляют упражнения общеразвивающего характера, упражнения в ходьбе, беге, прыжках и т.д. Педагог может использовать также различные эстафеты, игровые упражнения, подвижные игры большой, малой и средней интенсивности.

   Спортивный час желательно проводить на открытом воздухе (на площадке, в лесу, в парке и т.д.). В непогоду целесообразно перенести занятия в помещение (спортивный зал, коридор и т. д.).

   При проведении занятий в основном используются игровой и соревновательный методы, что является отличительной чертой от уроков физической культуры. Основное время отводится на игры и игровые задания с целью воспитания физических качеств и совершенствования двигательных навыков.

   С целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей учащихся разного возраста используются и самостоятельные игры, спортивные развлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в условиях школы-интерната

Здоровьесберегающие технологии в условиях  школы-интерната...

Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня в школе - интернате для детей с ОВЗ. 2019 г.

В данной статье автор делится опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня в школе-интернате для детей с ОВЗ. Статья рекомендована для учителей начальных классов...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

В  статье  сообщается о  необходимости  сохранения и укрепления здоровья  воспитанников образовательного учреждения  интернатного типа во внеурочное время....

Здоровьесберегающие технологии. Опыт использования в работе учителя школы-интерната.

Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях ус...

Воспитание гуманности у обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната

Гуманность раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему. Поэтому является одним из приоритетных направлениий духовно-н...

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.

Данный материал будет полезен классным руководителям и воспитателям....