Статья "Рекомендации учителя - логопеда по развитию речи, коммуникативных навыков, обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности воспитателя ГПД"
статья по логопедии (4 класс)
Моя статья посвящена важности проведения занятий по развитию речи воспитателем ГПД во внеурочное время с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителя - логопеда по развитию речи, коммуникативных навыков, обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности воспитателя ГПД.
Одним из основных средств общения является речь, которая прошла длительный процесс филогенетического развития. Своевременное развитие лексического и грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей.
Нарушения лексико-грамматического строя речи являются характерными для школьников с ОВЗ. Они проявляются в низком уровне пассивного и активного словаря, неправильном использовании слов в речевых высказываниях, слабости актуализации словаря. Ограниченные лексические возможности у таких детей выражаются не только в бедности, примитивности словаря, но и в медленном его пополнении, смешении близких по значению, по звучанию слов, незнании точного употребления слов, их узком понимании и неверном толковании, вследствие чего затруднён процесс познания, выражения, общения.
Нарушения речи у детей с проблемами в развитии влияют на всю психическую деятельность. Это приводит к затруднению в общении с окружающими, ограничивает коммуникативные возможности, задерживает формирование познавательных процессов, то есть создаёт препятствие для гармоничного развития личности. Следовательно, считаю необходимым включать развитие речи в занятия во время внеурочной деятельности с воспитателем группы продленного дня.
Я считаю, что ребенок, у которого развиты лексический и грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не испытывает трудностей в общении со сверстниками, стеснения, отсутствует излишняя боязливость в речевых высказываниях. Возникает меньше проблем в выражении своих мыслей, чувств, более безболезненно происходит социализация в школьном коллективе, ребенок чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.
Организовывая досуг обучающихся во внеурочное время, необходимо включать в занятия задания, развивающие речь, а точнее лексико-грамматическую сторону речи, которая поможет учащимся не только в обучении, например, на уроках русского языка и чтения, но и в общении с окружающими людьми. Это помогает развивать коммуникативные навыки. Кроме этого на занятиях необходимо использовать материал устного народного творчества, который имеет как развивающее значение, так и воспитательное. С помощью загадок, пословиц и поговорок у учащихся развивается умение образовывать синонимические и антонимические ряды, воспитывается внимательное отношение к слову.
Необходимым условием достижения положительных результатов в работе над лексико-грамматическим строем речи у обучающихся с ОВЗ считаю использование разнообразных упражнений, творческих заданий. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы, которые я приведу далее. Однотипные приёмы работы утомляют детей. Варьирование различным лексическим материалом, игровыми приёмами, нестандартными заданиями позволяет преодолеть трудности в коррекции недостатков лексико-грамматического строя речи у школьников с проблемами в развитии.
Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании людьми друг друга. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Современная жизнь с ее множеством межличностных контактов предъявляет сложные требования к общению во всех сферах жизнедеятельности человека. Готовность к речевому общению, к диалогу, общению как в личной жизни (со знакомыми, друзьями, членами семьи), так и в общении с одноклассниками, педагогами, а в дальнейшем и со сослуживцами. Навыки межличностного взаимодействия обучающиеся совершенствуют во время проведения бесед, диспутов, часов общения. В настоящее время психологи предлагают большое количество разнообразных программ и технологий, направленных на развитие навыков речевого общения. Наиболее эффективными считаю игровые технологии, которые способствуют:
− общению на вербальном и невербальном уровне;
− умению определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства, задавать открытые и закрытые вопросы;
− умению выделять основную идею высказывания, подводить итог;
− развитию слухового восприятия;
− умению понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации;
− развитию умения устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения;
− аргументировать свою точку зрения, излагать свои мысли точно и лаконично.
Главным критерием успешного воспитания и обучения ребенка, на мой взгляд, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности, т.о. потребовалось создание системы специальных психолого-педагогических мер по формированию коммуникативных компетентностей. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы.
Арт-терапия — это один из способов и технологий реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д. Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ даёт положительные результаты (опыт И. В. Рыковой). Арт-терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Термин «арт — терапия» был впервые использован А. Хиллом в 1938 г. и вскоре получил широкое распространение. Техники арт-терапии направлены на достижение изменений в самоощущении, принятии себя и своего тела, эмоциональную поддержку и выработку позитивно-конструктивных моделей поведения. Каждое занятие — это свободное творчество. Неструктурированная форма работы позволяет варьировать индивидуальные и групповые методы. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими технологиями социальной работы с детьми: — практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких- либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков; — арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний; — изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов.
Таким образом, арт-терапевтическая технология в воспитательской работе с обучающимися позволяет решать следующие важные социально- педагогические задачи:
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы обучающиеся учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Развивающие. Обучающиеся учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. В целом благодаря арт-терапевтической технологии происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств, эмоций и поведения.
Tеатральная деятельность, помогает освоить правила социальной жизни. Игровая природа всей социальной жизни человека построена на исполнении «ролей»: роль матери, роль отца, роль учителя, роль воспитателя, роль продавца и т. п. Игра предполагает также выполнение правил, которые предписывают исполнять роли в чётких рамках определённых действий, взаимодействие «ролей» тоже определяется правилами. Кроме того, участие в спектакле само по себе формирует социальные качества в человеке: умение слушать других, вступать в контакт — глазами, телесно, вербально; взаимодействовать, учитывать и принимать роль другого, следовать общей задаче и цели. Исполняя роль, ребёнок играет «другого», надевая его «маску», таким образом, как бы прячется за неё, и это помогает ему преодолеть естественные страх, стеснительность, неуверенность, тревожность, помогает ему стать немного другим — более смелым, или более спокойным, более эмоциональным, или более сдержанным.
Но самое главное, пожалуй, то, что, играя роли в спектакле, любой ребёнок переживает очень сильные чувства, и это переживание само по себе оказывает благотворное влияние на психику, на личность ребёнка — сглаживает негативные переживания, укрепляет положительные эмоции, развивает эмоциональную жизнь в целом, обогащая её разнообразием и нюансами переживаний. Получая успех в виде аплодисментов, они укрепляются в себе, получают новый заряд и желание сыграть ещё. Если посмотреть на театральную деятельность с педагогической точки зрения, то мы увидим, что в ней содержится огромный потенциал для собственно воспитательной работы. Самое важное, пожалуй, заключается в том, что постановка спектакля может стать целью, на достижение которой организуется вся группа детей. Показ спектакля на зрителей — как конечная цель очень привлекательна для детей, ведь многим нравится «выступать», даже если они этого боятся и отказываются. Создание спектакля объединяет детей и взрослых на достаточно длительное время, работа над постановкой предполагает постоянное удерживание этой цели в сознании детей. Постепенно, по мере того, как контуры спектакля всё больше вырисовываются, мотивация детей возрастает, повышается их эмоциональный фон, сама собой формируется некая структура коллектива, где роль каждого важна в одинаковой степени.
Tаким образом, речь, как специфически человеческий вид деятельности, необходима для общения и в личной жизни, и в ходе профессиональной деятельности. Умение общаться, в том числе и с помощью речи, важно для человека, чтобы эффективно жить и реализовывать себя. Поэтому так важно развивать речь ребенка во внеурочной деятельности. Считаю это одной из самых главных задач воспитателя группы продленного дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочное время
В работе содержится практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации "Азбуки общения". В приложении даются этюды на выражения различных чувств и эмоций, что поможет уч...
Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, ...
Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. ...
теоретические особенности развития коммуникативных навыков обучающихся с ТМНР
ТЕОРЕТИЧЕИСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР...
Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи детей младшего школьного возраста
Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увид...
Работа учителя начальных классов по формированию читательских компетенций обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
Выступление на семинаре по литературному чтению с презентацией...
Использование активных и интерактивных методов в работе учителя-логопеда для коррекции речи обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивного образования
Среди обучающихся с ОВЗ распространены нарушения устной и письменной речи: чтения и письма (дислексия и дисграфия) – затрудненность в овладении чтением и письмом...