Методы воспитания
материал

Юрасова Виктория Сергеевна

Результат воспитания зависит от умелого использования методов, приемов, средств и норм организации воспитательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методы воспитания22.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Методы воспитания

Метод – это способ или путь воздействия на сознание, волю, чувства, поведение, отношения детей. Метод состоит из приемов. Чтобы вызвать готовность ребенка к воспитательному воздействию, педагог создает внешние условия и организует деятельность.  

Организация форм воспитания – это «внешняя оболочка» функционирования деятельности (урок, собрание, экскурсия и т.п.).  

 Средства воспитания – это методические пути в решении воспитательных задач (пособия, кино, книги) и виды деятельности (игра, обучение, труд).  

Результат воспитания зависит от умелого использования методов, приемов, средств и норм организации воспитательного процесса. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему виду деятельности ребенка. Методы взаимодействуют друг с другом, усиливая свое влияние при различных сочетаниях.

Существуют классификации методов воспитания по различным основаниям:

- по источникам познания (словесные, практические, наглядные);  

- на основе структуры личности (методы формирования сознания, методы формирования поведения, методы формирования чувств и стимулирования);  

- по степени продуктивности (объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично поисковые, исследовательские) и др.  

Классификация методов по источникам познания:

- Словесные – рассказ, беседа, инструктаж;

- Практические – упражнение, тренировка, самоуправление;

- Наглядные – иллюстрирование, показ, предъявление материала.

Классификация методов на основе структуры личности:

- Методы формирования сознания – рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование;

- Методы формирования поведения – упражнение, тренировка, самоуправление;

- Методы формирования чувств (стимулирования) – одобрение, похвала, порицание, контроль.

Классификация методов на основе организации деятельности:

- Методы формирования сознания личности – рассказ, лекция, объяснение, пример, беседа, диспут, анализ ситуации;

- Методы организации жизнедеятельности и поведения – поручение, упражнение, приучение;

- Методы стимулирования деятельности и поведения – требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий;

- Методы контроля и самоконтроля в воспитании – педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций;

- Методы самовоспитания – рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение.

Методы воспитания также можно разделить на четыре группы:

1. Методы убеждений.

2. Методы упражнений (приучений).

3. Методы стимулирования деятельности.

4. Методы самовоспитания.

Методы убеждений.

Убеждения - сознательное восприятие ребенком некоторых нравственных ценностей, что влияет на выработку отношений и формирует личные взгляды, убеждения, идеалы. Убеждения реализуются через различные методы и приемы (разъяснение, совет, наставление, увещевание), воздействует на сознание, чувства и волю детей.

Рассказ – изложение фактов и событий, имеющих яркое эмоциональное воздействие на сознание и чувства детей. Здесь необходимо вызвать положительную ответную реакцию, но избегать нравоучений.  

Беседа – это диалог между педагогом и детьми, опирается на чувственный опыт детей, на их знания. Активизация восприятия может усиливаться при помощи наглядности, вопросов, занимательности и т.д.

Пример – в своем стремлении стать взрослым ребенок берет в качестве образца для подражания пример старших. Подражание носит избирательный характер и зависит от эмоций, симпатий, привязанностей, от склонностей ребенка к какому-либо человеку. Изолировать ребенка от отрицательных влияний окружающей среды невозможно, поэтому необходима просветительская деятельность со стороны педагога и родителей.

  Отрицательный опыт окружающих людей необходимо использовать для сравнений, с целью развития сознательного поведения, умения противопоставить и отстоять свое «я». Характер подражательности меняется с возрастом. Ребенок для подражания обычно выбирает себе готовые образцы с притягательным внешним оформлением, у подростков подражание носит уже избирательный характер.

Внушение – некритичное принятие ребенком желаний, идей, установок, которые предлагают взрослые. Эффект внушений зависит от авторитета воспитателя, его духовных ценностей и установок. В ситуации неопределенности и напряжения внушение является очень эффективным средством. Особенно его ценность возрастает, когда оцениваются и сравниваются поступки и действия детей.

Требования – способ непосредственного побуждения ребенка к поступку или действию. Требование включает в себя осознание противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития ребенка. Это вызывает потребность в работе над собой, желание достигнуть цель. Средства этого метода: просьба, указание, распоряжение. В зависимости от психологических особенностей детей форма подачи требований меняется: одному необходимо предъявлять их в категоричной форме, другому - достаточно сделать намек. От манеры предъявления требований у детей возникает разная ответная реакция.  

        Требования должны опережать развитие личности, а также переходить в требования ребенка к самому себе.  

         Требования по форме предъявления бывают:

 - прямые (приказ, указание, предписание);

 - косвенные (просьба, совет, намек).

         По признаку эмоционально-психологической направленности требования различаются:

а) требование с положительным отношением к ребенку (просьба, одобрение, выражение доверия);

б) требование с отрицательным отношением (осуждение, угроза, распоряжение, выражение недоверия);

в) требование с нейтральным отношением (совет, намек, условное требование, требование в игровом оформлении).

           Общественное мнение - является отражением коллективного требования. Воспитатель должен стремиться, чтобы его требование переросло в требование детского коллектива к самому себе.

Методы упражнений (приучений). А.С.Макаренко писал, что воспитание представляет собой упражнение в правильном поступке.

     Упражнение - многократное повторение поступков с осознанием цели и результатов. В процессе жизни у ребенка вырабатываются привычки, развивается творческий подход к решению жизненных ситуаций. Это влияет на умственное развитие. Воспитателю необходимо разъяснять сущность и значение того качества, которое воспитывается; показывать различные пути к разрешению задач, объяснять и вскрывать причинно-следственные связи. Главное, уметь заставить детей посмотреть на себя глазами взрослых. Для этого используются игровые ситуации, при которых участники меняются своими ролями и лучше вникают в суть происходящих явлений. Так вырабатываются самооценка, самоанализ, приемы сознательной дисциплины. Поэтому назидания и поучения здесь часто не срабатывают. А начинать воспитание детей нужно, прежде всего, с режима и порядка в делах, в труде.

          Приучение – организация регулярного выполнения детьми действий, которые становятся привычными формами поведения. Привычка может и должна стать качеством личности. Приучение состоит из следующих действий: показ и закрепление с повтором действия. Функцию упражнения и приучения выполняет режим дня. Это формирует внутренний динамических стереотип, который лежит в основе образования привычек, навыков. Педагог может организовывать упражнения и приучение в форме проблемных ситуаций, которые в игровых действиях разрешаются детьми.

            Доверие – основано на том, что поведение человека часто зависит от ожидания окружающих его людей. Чем значимее личность для ребенка, тем сильнее действует ее влияние. Недоверие гасит желание ребенка. Создание воспитывающих ситуаций - ученик ставится в условия свободного выбора и сам определяет любой вариант разрешения ситуации.

            Контроль – наблюдение за деятельностью ребенка с целью побуждения его соблюдать правила. Средства контроля: повседневное наблюдение, индивидуальные беседы, отчеты детей.

            Переключение – с целью отвлечь ребенка от вредной деятельности взрослые переключают внимание ребенка на другой объект, возбуждая новые переживания и установки.

Методы стимулирования деятельности.

Постановка перспективы – это создание настроения радости и ожидание поощрения в результате планируемой деятельности. Для коллектива используется перспектива «завтрашней радости» (по А.С.Макаренко), поскольку это создает ожидание и побуждает к напряжению сил в движении к достижению перспективы.

Поощрение - выражение положительной оценки за поступок ребенка, что вызывает удовлетворение ребенка своей деятельностью.  

Соревнование - повышает активность ребенка, предполагает гласность, помощь отстающим, равнение на передовых. При соревновании педпгог вырабатывает общий стандарт оценки результатов, которые обязательно предъявляются детям. Дети заранее знают критерии в подведении итогов результатов их деятельности; им предлагаются известные способы достижения цели, или же они действуют через собственные пути в достижении своих целей.

         Методы самовоспитания.

Самовоспитание связано с ситуациями, когда сам ребенок учится ставить перед собой цель и предвидеть результаты собственной деятельности. Чтобы помочь ребенку в деле самовоспитания, педагог намечает общий план в работе и отдельные операции в деятельности. При этом одновременно формируется самоконтроль и самооценка.

        Содержание самовоспитания тесно связано с формированием волевых и нравственных качеств личности ребенка. На этот процесс будет влиять общественное мнение, микроклимат в коллективе, пример взрослых, личная программа самосовершенствования.    

       Личные обязательства - постановка цели и задач на определенный период времени.    

      Самоотчет - умение отвечать за свои действия и поступки.

      Самоанализ - умение выявлять причины, побудившие к действию, с анализом причинно-следственных связей.

      Самоконтроль - работа над самим собой с конкретно поставленной целью; сравнение своих результатов деятельности с заданным эталоном.

      Самооценка - умение объективно взглянуть на себя со стороны и вывести справедливое суждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Похвала как метод воспитания

Вопреки мнению о том, что «пинок рождает крылья», гораздо более мощным стимулом для человека разумного в любом возрасте является все же похвала – если, конечно, его не испортили «силовым» воспит...

Родительское собрание. Тема:"Методы воспитания в семье"

Материал обращает внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье,позволяет ознакомиться с основными методами их воспитания,а так же понять причины которые стимулируют п...

Беседа "Похвала как метод воспитания."

В этой статье говорится о том, каких ошибок не следует допускать родителям. Например, ошибка1: .хвалить слишком часто. Когда похвалу получить слишком легко, ценность ее существенно снижается....

Приоритетные формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе

Из опыта работы. Внеклассная работа учителя по нравственному воспитанию младших школьников....

Анкета для родителей "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"

Анкета для родителей "Стили и методы воспитания ребёнка в семье" раздаётся индивидуально каждому родителю на родительском собрании....

Методы воспитания детей

Презентация к родительскому собранию...