Программа внеурочной деятельности «Я живу в России» для обучающихся 3«а» класса
методическая разработка (3 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_zhivu_v_rossii_.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент общего образования, дополнительного образования и воспитания

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 91»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВВВР

_______________ Котельникова Р.А.

«     »                           2019 г.

Протокол методического совета №1

от «     »  августа   2019 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

_____________ Куприянов В.А.

«      »  сентября  2019 г.

Приказ №     от «    » августа 2019 г.

Протокол педсовета  №1

от «28» августа   2019 г.

Программа внеурочной деятельности

«Я живу в России»

для обучающихся 3«а» класса

РАССМОТРЕНО:

Заседание МО

классных руководителей и воспитателей

начальных классов

Руководитель МО_______  Анейчик М.В.

Протокол №1 от «___»  августа  2019 г.                                          

Составитель:

Страхова Вера Юрьевна,

воспитатель ГПД

Ульяновск

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Я живу в России» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также на основе авторской программы Сабиной С.В. «Я – гражданин России»,  адаптированной основной общеобразовательной программы школы для слабовидящих и слепых обучающихся с учётом учебного плана ОГКОУ «Школы-интерната дляобучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 91».

Общая характеристика программы

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа «Я живу в России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Я живу в России” предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель курса: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

1. Образовательные:

- обогащать учащихся знаниями о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;

- расширять кругозор школьников, их ретроспективное восприятие мира и ориентации во времени.

- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

2. Развивающие:

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

3. Воспитательные:

-  оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

- воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- воспитывать любовь к Родине как стержневой духовной составляющей гражданина России через организаторскую и пропагандистскую деятельность

Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год), продолжительность – 40 минут. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. 

Педагогические технологии

- Личностно - ориентированные технологии.

- Игровые технологии.

- Технология творческой деятельности.

- Технология исследовательской деятельности.

- Технология методов проекта.

- Информационно – коммуникационные технологии.

Формы реализации курса внеурочной деятельности «Мастерская общения»

- Беседы

- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)

- Классный час

- Сообщения

- Литературно – музыкальные композиции

- Просмотр и обсуждение видеоматериала

- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

- Творческие конкурсы

- Выставки декоративно-прикладного искусства

- Коллективные творческие дела

- Викторины

- Интеллектуально-познавательные игры

- Трудовые дела

- Тренинги

- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

- Творческие проекты, презентации

- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

Ценностные ориентиры содержания курса

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно – и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям (родная земля, заповедная природа, планета Земля; красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) сформированность ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

5) учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

6) учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

7) обладание начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

8) накопление личного опыта участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Содержание программы

Вводное занятие «Мы – россияне!»

Раздел 1. «Я – гражданин России» ( 3 ч.)

Государственные символы нашей страны: герб, гимн, флаг. Конституция РФ.Права и обязанности родителей, детей. Политика государства.  Место России в мире.

Раздел 2. «Без прошлого нет будущего и настоящего» (6 ч.)

Все мы – славяне! Россия на первом этапе развития. Россия от русских царей до императоров. Наша страна в годы Великой Отечественной войны. Люди, сделавшие нашу Родину великой. Россия сегодня и завтра. (Конкурс рисунков и сочинений). Главные государственные праздники России (составление календаря знаменательных дат в России)

Раздел 3. «По дивным местам нашей Родины» (8 ч.)

Моя Родина на карте мира. Природный мир России. Москва – столица Российской Федерации. Санкт – Петербург – город на Неве. Золотое кольцо России. Путешествие по Уралу и Сибири. На восток! Путешествие по Дальнему Востоку. На Юге России. Кавказские горы и остров Крым.

Раздел 4. Кладовая русской культуры (8 ч.)

Русское народное творчество (составление сборника). Диалог культур: творчество народов РоссииДиалог культур: творчество народов России. Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству. Великая русская литература. Чтение произведений о России. Музыка и театр – культурные сокровища России. Известные русские художники и архитекторы. Религиозная культура нашей страны.

Раздел 5. Путешествие по Ульяновскому краю (7 ч.)

«С любовью трепетной о тебе, земля Ульяновская!». «Путешествие в прошлое Ульяновской области». «Ульяновская область сегодня». «Семь чудес природы Ульяновской области». «Растения и животные Ульяновской области». «Семь культурных достопримечательностей Ульяновской области». Большой краеведческий квест.

Итоговое мероприятие: «Россия – Родина моя!»

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Вводное занятие «Мы – россияне!»

1

2

«Я – гражданин России»

3

3

Без прошлого нет будущего и настоящего

6

4

По дивным местам нашей Родины

8

5

Кладовая русской культуры

8

6

Путешествие по Ульяновскому краю

7

8

Итоговое занятие

1

Итого

34

Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Чутко Н.Я.  «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  2. Чутко  Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 2 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
  3. Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
  4. Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
  5. Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
  6. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
  7. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
  8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
  9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
  10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
  11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
  12. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
  13. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

Технические, специальные и оптические тифлосредства

реабилитации слабовидящих и слепых обучающихся

  1. Ноутбук.
  2. Мультимедийный  проектор с наличием возможности увеличения масштаба печатного

      текста и изображений.

  1. Экран.
  2. Тифломагнитофон.
  3. Индивидуальные оптические средства коррекции (лупы различной кратности).
  4. Электронный ручной видео-увеличитель «Optic Zoom».
  5. Электронный увеличивающий сканер-блокнот МТ- 130.
  6. Ноутбук с программным обеспечением «JAWS».
  7. Тифломагнитофон.
  8. Тифлофлешплеер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в России"

Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной об...