Международный день птиц
методическая разработка (2 класс)

Крошкина Галина Александровна

ГСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат г. Владимира для детей с тяжелыми нарушениями речи»

 

 

                   Внеурочная деятельность.

                   Учебно-методическая разработка                       

                         внеклассного мероприятия

 

                            Тема : «День птиц»

 

 

 

                             Воспитатель: Крошкина Галина Александровна.

 

 

 

 

                  

                                                  г. Владимир

                                                     2021 год

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Сценарий «День птиц»

 

 Цель:  расширить представление учащихся  разнообразии  птиц  родного края, об особенностях   весеннего периода в жизни птиц.

Задачи: активизировать знания детей о перелётных птицах, о внешнем виде, питании, повадках;

- развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

-  развивать умение строить причинно-следственные связи;

- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

1. Взгляд хищный, как у... (ястребЦель: расширить и закрепить знания учащихся о птицах, о значении в жизни человека и в природе, воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.

Оборудование: плакаты и рисунки на тему: «Птицы - наши друзья!», выставка «Виды корма для птиц», журавлики, выполненные в технике оригами, аудиозаписи с пением птиц и песнями про птиц.

1 ученик.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если  все зазеленело,

И в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит,

     Если птицам не до сна,

     Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла весна!

2 ученик.

Весна шагает по дворам

В лучах тепла и света!

Сегодня праздник!

Праздник птиц!

И нам приятно это!

Ведущий.

     Здравствуйте, ребята! Ежегодно по всей стране в марте празднуется «День птиц». Тысячи детей готовят к этому празднику кормушки и развешивают их для привлечения птиц.

2 ученик.

А вы знаете, ребята, что День птиц празднуется уже более 100 лет?

1 ученик.

День Птиц впервые был проведён как  детский праздник в США в 1894 году.

В России День Птиц стал проводиться с 1927 года.

Ведущий.

 Польза птиц в природе огромна. Они помогают человеку сохранить урожай. Ведь нашим садам, полям, огородам наносят огромный вред грызуны и насекомые.

 

 

Мышь. (выбегает)

Мы, мыши, съедаем половину всего  урожая; обгрызаем кору и губим молодые деревья, переносим заболевания, опасные для человека.

Насекомое. (выбегает)

Мы, насекомые, едим всякие растения и  уничтожаем овощи в огородах, фрукты в садах.

Сова. (выбегает, нападает на мышь)

Я, Сова, съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и этим спасаем 20 тонн отборного зерна.

Грач. (выбегает, нападает на насекомое)

А я, грач, за одно лето выклевываю с пашни  до тысячи  личинок майских жуков и сохраняю урожай картофеля.

  сова забирает с собой мышь, грач – насекомое

Ведущий. Жалко мышку? Жалко насекомое?... А ведь если бы не птицы, то вместо человека на Земле жили бы только грызуны и насекомые, потому что они очень плодовиты.

Диалог учеников Светы и Егора

----   Но не только совы приносят пользу человеку в борьбе за урожай.   Света, а ты знаешь, что синица – тоже  чемпион по части уничтожения вредных насекомых?

-----    Да, Знаю.  Одна синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Эти птицы поедают гусениц, жуков, тлю, очищая тем самым и всю окружающую территорию. К своему гнезду они прилетают с кормом около четырехсот  раз….Егор, а ты знаешь, что это за птица, сарыч?

----Да, знаю.  Оказывается, что сарыч питается исключительно мышами и полевками, в течение пятидесяти дней съедает не менее трехсот грызунов….Света, а ты знаешь, почему эту птицу назвали мухоловкой?

---Конечно, знаю. Мухоловка уничтожает за два месяца не менее пятидесяти тысяч мух. А ведь мухи – наши злейшие враги, которые переносят многие болезни….Егор, а ты знаешь, почему птицы добывают так много еды – этих насекомых и грызунов

----Да, знаю. Не только для своего пропитания, но и для своих птенцов. А птенцы  особенно прожорливы. Это и понятно: ведь они очень быстро растут и за  две-три недели удваивают свой вес.

Ведущий. По наблюдениям, проводимым в окрестностях Владимира, дятел кормил птенцов с 4 часов утра до 9 часов  вечера. До 350 раз он за это время прилетал к гнезду с какой-либо добычей. А мухоловка 650 раз подлетала в течение суток с кормом к своему гнезду.

Трудно даже представить себе, какое количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы, обитающие в нашей стране! Вот почему охрана птиц – очень важное дело.

Диалог учеников.

---Света, я не совсем понимаю, как я могу охранять птиц. Ружья у меня нет, да и вообще это взрослые должны делать…

---А давай спросим у ребят, может, они знают?

Ведущий.

  1. Бережно относитесь к птичьим гнездам. Если вы идете по лесу и заметили гнездо, обойдите его на большом расстоянии. Ведь если вы спугнете наседку, то она больше может больше не вернуться к собственным детям. Также уведите собаку подальше от гнезда.
  2. Не срубайте деревья, если на них есть гнезда с птенцами. Даже если вы сломаете одну ветку, вы можете сильно напугать пернатых жителей. И тогда птицы-родители покинут свое гнездо, бросив потомство на произвол судьбы.
  3. Никогда не доставайте птенцов из гнезда. Учуяв ваш запах от птенца, мать может принять его за чужака и перестать кормить или даже убить его.
  4. Если вы разводите костер во время пикника или прогулки, то не покидайте местности, пока не затушите его.
  5. Высаживайте деревья и кустарники. Именно в них птицы любят вить свои гнезда.
  6. Весной стройте скворечники для птиц.
  7. Подкармливайте птиц зимой. Вывешивайте кормушки в недосягаемых для кошек местах.  

Стихотворение «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

 Горсть одна нужна.

Горсть одна, и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть,

И для них тепло.

Разве можно забывать?

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!  

 ----Света, а ты бы хотела послушать голоса птиц?

----Конечно, ведь всегда интересно, о чем они болтают!

Видеофильм «Голоса птиц»

1 ученик

О птицах много знаем мы

И в тоже время мало,

И нужно всем: и вам, и нам,-

Чтоб их побольше стало.

2 ученик:

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

3 ученик:

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

4 ученик:

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

5 ученик:

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зелёной той листвы

Их песенку услышишь ты.

 

Ведущий. В народе примечали сходство повадок и внешнего облика птиц с людьми. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжи.

Итак, продолжите...

 

1. Могучий, как... (орел).

1. Вольный, как... (птица).

2.Могучий, как ……орел

3. Мудрый, как... (ворон).

4. Вороватый, как... (сорока).

5. Важный или спокойный, как... (гусь).

6. Важный или надутый, как... (индюк).

7. Верность... (лебединая).

8. Любовь и нежность... (голубиная).

9. Ярко, вызывающе одетый, как... (павлин).

10. Длинноногий, как... (журавль).

11. Большеглазый, как... (филин).

12. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).  

3.Мудрый, как…..ворон

4.Вороватый, как….сорока

5.Важный как…..гусь

6.Важный и надутый как….индюк

7.Ярко одетый….павлин

8.Длинноногий…..журавль

9.Большеглазый…..филин

10.Желторотый…..птенец

11..Взгляд хищный….как у ястреба

12.Взгляд зоркий….у сокола

13.Выступать величаво….как павлин

14.Болтать, трещать….как сорока

14.Щебетать….воробей

16.Ворковать….голубь

17.Каркать….ворона

18.Долбить….дятел

 

 Викторина.

 

1.Назовите  птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, клест, сойка, поползень, чечетка, чиж, щегол, овсянка...)

2.Какая птица – самая большая в мире? (Африканский страус)

3.Назовите самых маленьких птиц. (Колибри, королек)

4.Какую птицу в народе называют воровкой? (Сороку)

5.Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)

6.Назовите птицу – символ России. (Орел)

1. Какие птицы в нашей стране не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки и быстрее всех летают? (Стрижи)

2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина)

3. Назовите птиц-санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. (Вороны, галки, сороки, коршуны...)

4. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

6. Зачем птицы заглатывают камешки? (С их помощью они перетирают твердую пищу)

7. Где синица вьет гнездо? (В дупле дерева)

8. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром)

9. У кого не жизнь, а малина? (У малиновки)

10. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (Нет)

 

Вторая игра. Ну, ребята, не зевайте, хором дружно отвечайте.

1.Всех перелётных птиц черней,  Чистит пашню от червей,                        Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица… (грач)

3.На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад –Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля…Узнаёте? Это… (цапля)

4.Ночь, как смоль, черным черна. Серой птице не до сна:                            Меж кустов как тень скользит, Караулит, кто не спит.                               Вздрогнет спящая трава. Это ухает… (сова)

5.Я люблю непогоду, Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь. Чистоплотный, серый…. (гусь)

6.Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?                      Такая с ней морока, Когда трещит … (сорока)

7.На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нём?                                     Хоть кругом и красота, Но такая высота! Нет, хозяин не боится                      Со скалы крутой скатиться –Два могучие крыла У хозяина… (орла)

8. В лесу ночном кукует птица, Она назвать себя боится...                                  – Ку-ку, ку-ку! – не спит опушка, А птицу эту звать... (Кукушка)

9. Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет                                          Деревянный свой дворец Темно-бронзовый... (Скворец)

7. Кто без нот и без свирели  Лучше всех выводит трели,                          Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей)

8. В лесу под щебет, звон и свист  Стучит лесной телеграфист:                  "Здорово, дрозд-приятель!" И ставит подпись... (Дятел)

Ведущий. Третья  игра на  внимание. Я читаю стихотворение, вы, если слышите названия птиц – машете руками, если не птиц – топаете ногами.

Прилетели птицы:Голуби, синицы,Аисты, вороны,Галки, макароны.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи.

Прилетели птицы: Голуби, куницы…

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи,

 Галки и кукушки Комары и мушки…

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи,

 Аисты, кукушки, Даже совы-сплюшки.

Лебеди и утки –

Вот спасибо шутке!

 

Давайте всегда будем помнить, что птицы – наши друзья

Ребята, символом удачи и долгой жизни является японский журавлик, выполненный в технике оригами.  Позднее этот журавлик ещё стал символом  надежды на мир без войны. Мы дарим вам сегодня таких журавликов.

Спасибо всем за участие! Ждём вас на следующий год!

 

 

 Используемая литература:

  1. Нестеров В.В. «Зоовикторина».
  2. Жукова Т.И. «Часы занимательной зоологии».
  3. Дмитров Е.Н. «Познавательные задачи по зоологии позвоночных.
  4. Русских Р.К. «Занимательные занятия с юннатами».
  5. Библиотека журнала «Биология в школе». «Внеклассные занятия по биологии».
  6. Молис С.А. «Книга для чтения по биологии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширить представление учащихся  разнообразии  птиц  родного края, об особенностях   весеннего периода в жизни птиц.

Активизировать знания детей о перелётных птицах, о внешнем виде, питании, повадках;

- развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

-  развивать умение строить причинно-следственные связи;

- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon День птиц2.91 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «1 апреля - Международный день птиц», 2 класс.

Внеклассное мероприятие «1 апреля - Международный день птиц», 2 класс....

"1 апреля - Международный день птиц"

"День птиц" - история праздника...

1 апреля Международный День птиц - сценарий мероприятия.

Цели: Расширить кругозор учащихся, рассказать о пользе птиц, об их охране.Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.         Здравствуйте, ребята! Еже...

Презентация к уроку международный День птиц - часть 1

Презентация к уроку международный День птиц - 1 часть....

Презентация к уроку международный День птиц - часть 2

Презентация к уроку международный День птиц - 2 часть....

Международный день птиц.

Ежегодно наш класс проводит праздник, посвященный дню птиц, который проходит 1 апреля. Ежегодно мы рассказываем о птице года.  В 2015 году год посвящен птице горихвостке. Ребята сами составляли к...

Внеклассное мероприятие "Международный день птиц"

Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню птиц....