Деловая игра на тему Азбука правовой культуры
методическая разработка (3 класс)

Халилева Эльвира Халиуллаевна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Лозовская специальная школа-интернат»

                                                                                              

 

 

Деловая игра

НА ТЕМУ:

«Азбука правовой культуры»

 

(для обучающихся младших  классов)

 

 

 

Халилева Э.Х.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Ферсманово

 

2021 г.

 

  Тема деловой игры: «Азбука правовой культуры»

Цели: показать значимость правовых знаний.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, ее основных принципах, связью с Всеобщей Декларацией прав человека

-учить применять права и обязанности в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающие:

- развивать культуру поведения, умение анализировать;

- развивать творческие способности.

- обогащать словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

-  формировать правовую культуру школьников, уважение ребенка к основным общечеловеческим ценностям, к себе и правам окружающих;

- воспитывать чувство собственного достоинства.

Предварительная работа: чтение сказок: подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).

Материалы и оборудование: костюмы животных и птиц из сказок, ; презентация “Азбука правовой культуры”; предметы для  игр, жетоны, статьи, ноутбук, проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Лозовская специальная школа-интернат»

         

Деловая игра

НА ТЕМУ:

«Азбука правовой культуры»

(для обучающихся младших  классов)

Халилева Э.Х.,

воспитатель

с. Ферсманово

2021 г.

  Тема деловой игры: «Азбука правовой культуры»

Цели: показать значимость правовых знаний. 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, ее основных принципах, связью с Всеобщей Декларацией прав человека

-учить применять права и обязанности в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающие:

- развивать культуру поведения, умение анализировать;

- развивать творческие способности.

- обогащать словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

-  формировать правовую культуру школьников, уважение ребенка к основным общечеловеческим ценностям, к себе и правам окружающих;

- воспитывать чувство собственного достоинства.

Предварительная работа: чтение сказок: подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).

Материалы и оборудование: костюмы животных и птиц из сказок, ; презентация “Азбука правовой культуры”; предметы для  игр, жетоны, статьи, ноутбук, проектор.

Ход мероприятия

Приветствие команд

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

 Воспитатель. Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую вас всех в этом зале. То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам.

 Мультфильм о правах детей. 

  Стихотворение.

Ученик. Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

  Объявление темы и постановка цели занятия.

Воспитатель. Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами и обязанностями.

  Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.

   Прочитайте тему нашей деловой игры: «Азбука правовой культуры».

     Право - это система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

   Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил предоставляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим: «Я имею право», забывая «Я обязан».

  Давным – давно, тысячи лет назад,  на Земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

  Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась бы в сплошную неразбериху.

  И люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. .

  В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы.

  После 2 мировой войны возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире.

  10 декабря 1948 году организация  Объединенных наций ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.

            Декларация – это документ, который защищает наши права.

  Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)

  Но о детях заботятся не только в семье. Существует много организаций в государстве, главная задача которых – защищать детей.

  20 ноября 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. А через 30 лет 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка», в которой говорится, что все дети пользуются одинаковыми правами.

 Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях.

 В Конвенции 54 статьи.

 Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Вы поделены на две команды. В каждой команде есть капитан. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на задания после всеобщего обсуждения. Каждая команда в ходе игры будет получать жетоны, в случае правильного ответа. В конце игры мы подведём итоги.                                                       

  Конкурс стихов!

Команды подготовили стихотворения  про права!

1. Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!

2. Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано. 
Статья 6. 

3.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. 
Статья 7.

4. Очень трудно самому,
жить на свете одному.

.Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде ребята
. Статья 9.

5.  Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. 
Статья12, 13, 14.

6. Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
 Статья 24.

7. Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас. 
Статья 28.

8.Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке. 
Статья 30.

9. Я  могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь -
Пищу вправе получать. 
Статья 31

10. Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон! Статья 32, 36.

 Воспитатель: А теперь, зная эти права, мы продолжаем играть!

  Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!» и делаем шаг на встречу друг другу. Если это противоречит закону, говорим: «Нет!» и стоим на месте.

– Россия – наша страна?– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!

– Защищён ли человек законом?– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да!

  МОЛОДЦЫ! Пожмем друг другу руки! Поприветствуем друг друга!

 

 Сундучок.

 Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. 

А) Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (Право на имя)

Б) Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (Право ребенка быть вместе с мамой)

В) Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (Право на имущество)

Г) Страховой мед. полис. О каком праве напоминает? (Право на мед. обслуживание)

Е) Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (Право на образование)

Ж) Спасательный круг. О каком праве напоминает это? (Право на отдых).

  Викторина.

  По иллюстрации ребятам необходимо вспомнить сказки, их главных героев, а заодно посмотреть на возникшие сказочные ситуации глазами маленького юриста.

1. В какой сказке нарушено право героини на отдых и досуг. («Морозко») .

2.В какой сказке нарушила право на свободу и держала героя в холодном плену? («Снежная королева»). 

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершил покушение  на жизнь героев, но был разоблачен и жестоко наказан. ("Волк и семеро козлят"). 

4. В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? ("Колобок"). 

5. В какой сказке женщина неопределенного возраста с помощью птиц похищает ребенка, грубо нарушив сразу целый ряд прав? ("Гуси-лебеди").

6. В какой сказке литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка»). 

7. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Ледяная избушка”). 

8. В какой сказке косолапый решил эксплуатировать девочку. («Маша и медведь»).

9. Назовите сказку, где невестки, царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына и сжигают его. ("Царевна-лягушка").

10. В этой сказке птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. ("Курочка Ряба").

11.У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? («Золушка») .

12. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? ("Красная Шапочка"). 

13. В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? («Бременские  музыканты»).

14. В какой сказке разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался? («Буратино»).

15. Из сказки герой, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? («Баба-яга»).

  Игра с залом «Музыкальная минутка».

 Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После нашей «минутки» вы ответите на такой вопрос:

Отгадать песню и на какие права указывает каждая из песен?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон.

А) «Пусть всегда будет солнце» /муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина/ (право на жизнь) 

Б) «Прививка» /муз. М. Карминского, сл. С. Михалкова. /(право на охрану здоровья и медицинское обслуживание)

В) «Здравствуй школа» /муз. М. Парцхаладзе, сл. Л. Некрасовой/ (право на образование) 

Г) "Мы маленькие дети" из кинофильма "Приключения Электроника"(право на образование).

 Д) «Учат в школе» (право на образование).

Е) «Здравствуй школа» /муз. М. Парцхаладзе, сл. Л. Некрасовой/ (право на образование.)

Ж) «Песенка крокодила Гены. /Муз. В. Шаинского. сл. А. Тимофеевского. /

(право на развлечения, отдых).

З) «Песенка львенка и черепахи» /муз. Г. Гладкова. сл. С. Козлова/ (право на отдых) .

И) "На крутом бережку" из мультфильма "Кот Леопольд и золотая рыбка" (право на отдых). 

К) «Песенка о лете» (право на отдых).

Сценки.

Таня: Карим, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Карим: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых. 

Воспитатель: Кто прав?

 Почему Карим должен был выучить стих?

 О чем забыл Карим?

А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников?

- А знаете, ребята! В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена – разные. Одну звали Права, а другую – Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова:

Права (разворачивает свиток и читает):

Право на Жизнь, право на труд, право на  образование, право на медицинскую помощь право,  право  на отдых.

Обязанности (разворачивает свиток и читает):

Прилежно учиться, бережно относиться к имуществу школы, соблюдать правила техники безопасности, иметь аккуратный вид, придерживаться общепринятых правил поведения.

Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными.

С тех пор эта страна стала называться Правовой.

- Что можно сказать о правах и обязанностях?

Девочки говорят:

Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются! 

 Конкурс «Закончи стихотворение».

 Команды читают друг другу:

                                               А) 1. Мама работала,

Папа трудился,

А я на учебе все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на (отдых)

2. Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё (имя)

3. Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование)

4. Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

                                              5. Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на (жильё)

 Б) Детям по  кругу  предлагается  закончить предложение  

«Я уважаю  твоё  право  на .., и я не буду  ...».  Они, глядя соседу в глаза,  говорят друг другу, например: « Я уважаю твоё право на безопасность, и я не буду тебя обижать (бить)», «Я уважаю твоё право на  имущество, и я не буду брать твои вещи без спроса», «Я уважаю твоё право на  дружбу с  ребятами, и я не буду мешать, когда  ты будешь играть с другими», «Я уважаю твоё право на имя, и я не буду тебя обзывать» .

Воспитатель: Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть  ещё в одну игру. Собрать слова из анаграммы и на правовое дерево вам нужно будет повесить правовые листья, на котором написано слова, которые встречались сегодня на мероприятии.

Анаграмма.

В О П Р А

В Е Н Ц И Я К О Н

. Н О К Р Е Б Е

К О Н З А

Л А Р А Ц И Я Д Е К

З А Н Н О С Т И О Б Я

  Рефлексия.

 Воспитатель: чем запомнилось вам сегодняшняя игра? Чему научило? 

Итог.

   А теперь подведём итог занятия. Капитаны команд, поднимите жетоны, которые заработала ваша команда. Посмотрите, нет команды, которая не получила бы жетоны. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра на тему: «Выборы Главы администрации МО «Сельсовет»»

Внеклассное мероприятие для учащихся 10 - 11 классов. Приурочено к Всероссийскрму Дню молодого избирателя, который проводится ежегодно в третье воскресенье февраля....

деловая игра по теме "Культура поведения"

Деловая игра преднозначенная для проведения классного часа во 2 классе....

Деловая игра на тему «Двигательная активность в ДОО»

«Выявление максимально благоприятных условий для физического развития дошкольников с учётом   ФГОС»....

Конспект деловой игры по теме «Гражданин свободный и ответственный».

Цели: Образовательные: - познакомить с понятиями «гражданин», «права граждан», «права детей», «обязанности школьников»; -учить применять права и обязанности в повседневной жизни. Развивающие: - р...

Собрание-деловая игра на тему «Защита детей сегодня»

Деловая игра как метод вовлечения родителей в жизнь школыДля достижения поставленных целей огромные возможности предоставляет игровая деятельность. Игровая технология строится как целостное обра...

Деловая игра для родителей «Азбука финансов»

Игра направлена на формирование элементарных экономических знаний у родителей...

Внеклассное мероприятие в рамках Конкурса профессионального мастерства «Учитель года » в номинации «Воспитать человека» Классный час - деловая игра на тему «Что такое настоящая дружба"

Это мероприятие было показано в рамках конкурсной программы профессионального мастерства "Учитель года - 2020", которое принесто мне достаточное количество баллов!...