программа "Игрушка"
методическая разработка

Власова Елена Владимировна

ГБУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев -Польского района»

Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Владимирская,  д.13

Телефон (49246) 2-37-65

.                      

ПРОГРАММА

реабилитации  несовершеннолетних  посредством игровой  деятельности

 

«ИГРУШКА»

Разработчик: Власова Елена Владимировна – воспитатель стационарного социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних

 

 

 

г. Юрьев-Польский

2021 г.

 

 

Содержание программы

 

 

  1. Краткая аннотация программы……………………………………………...3
  2. Актуальность программы…………………………………………………..3-4
  3.  Цель  и задачи ……………………………………………………………….5
  4.  Срок реализации программы……………………………………………….5
  5. Целевая группа……………………………………………………………….5
  6. Принципы реализации программы………………………………………….6
  7. Формы работы………………………………………………………………...6
  8. Ожидаемые результаты………………………………………………………7
  9. Система программных мероприятий………………………………………..8
  10. Список литературы…………………………………………………………...9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая аннотация программы.

 

Игровая деятельность позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через игру,  что способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

В программе систематизированы средства и методы игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. Реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей.  Воспитание потребности  духовного обогащения, физического развития,  способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности – все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.   

 

 

Актуальность программы.

               Игровая деятельность – чрезвычайно важная сторона жизни ребенка. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, социализации.

                Игры воспитывают ряд ценных навыков поведения в коллективе. Относительная самостоятельность действий играющего, наличие определенных правил, заставляющих, особенно в командных играх, подчинять свои действия интересам коллектива, вырабатывают инициативность, дисциплинированность, чувство товарищества.

                 Одним из важных инструментов в социально-психологической реабилитации  дезадаптированного  ребенка принадлежит игровой деятельности.

                 В обыденной жизни со  словом «игра» люди связывают что-то несерьезное, развлекательное. Однако,  о значении игры для своевременного и полноценного развития воспитанника свидетельствует тот факт, что Организация  Объединенных наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А ученые всего мира заняты изучением детских игр. Результаты исследований свидетельствуют о том, что недостаток игры наносит невосполнимый ущерб развитию детей в целом.

                 В игре все условно, «понарошку».  Благодаря этому можно преодолеть неприязнь, страх, получив взамен внутренний эмоциональный комфорт. А научившись управлять собой через воображаемую ситуацию – приобрести возможность к реализации собственных намерений в реальной жизни. Благодаря игре ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит, что, став взрослым, он сможет избежать многих неприятностей, с которыми не справятся даже самые образованные, но своевременно не социализированные люди. Возникающие в игре реальные отношения детей друг с другом имеют огромное значение для формирования способности к взаимодействию.

                  Э.Эриксон был убежден в том, что пережитые ребенком психические травмы, имеющиеся у него  внутрипсихические  конфликты так или иначе проявляются в игре. Именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка и появляются важнейшие психические новообразования возраста:  образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность к взаимодействию со сверстниками и многое другое.

                  Дети, оказавшиеся на какое-то время в стационарных социально-реабилитационных  отделениях  по причине создавшейся в семье трудной жизненной ситуации, в 100% случаев имеют более или менее глубокие повреждения в эмоционально-поведенческой сфере.  Именно посредством игры, игровых занятий, индивидуальных игровых  минут возможно наименее травматично,  без давления оказать помощь ребенку, помочь преодолеть «синдром госпитализма» и другие негативные явления, вызванные отрывом ребенка от привычной семьи или среды.

 

 

 

 

Цель  программы:

Реабилитация воспитанников стационарного социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних  посредством игровой деятельности.

Задачи:

  1. Развивать творческое воображение, мышление, память.
  2. Развивать умение общаться и взаимодействовать, ориентироваться в социальных ситуациях.
  3. Развивать самостоятельность, инициативность,  творчество в играх.
  4. Обогащать речь детей.
  5. Создавать у детей радостное настроение,  развивать добрые чувства.

 

Срок  реализации программы: один год.

 

Целевая группа:

Воспитанники стационарного социально-реабилитационного  отделения в возрасте 3 – 18 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы реализации программы:

 

  • Приоритет интересов ребенка и его благополучие.
  • Возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих.
  • Опора на позитивные начала в духовном развитии детей.
  • Гуманизация отношений и общения детей  с  сотрудниками.
  • Комплексный подход к реабилитационной работе с воспитанниками учреждения.
  • Принцип гуманности.
  • Принцип природосообразительности.
  • Принцип всестороннего и целостного изучения ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы  работы

 

  • Индивидуальная
  • Групповая 

 

В рамках этой программы предполагается взаимодействие с различными учреждениям, специалистами стационарного социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних (психологом, воспитателями, медицинским работником).

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

 

 

  • Рост творческой активности
  • Повышение уровня осознанного отношения к своему здоровью, улучшение эмоционального благополучия каждого воспитанника
  • Повышение самооценки
  • Формирование социально-корректного поведения в кризисных ситуациях
  • Повышение уровня познавательной активности
  • Повышение уровня  сформированности  межличностных отношений
  • Укрепление здоровья
  • Формирование навыков здорового образа жизни

 

Система программных мероприятий.

 

 

Направление  деятельности

Содержание  работы

Срок

 

1.Игры физической направленности

  1. Подвижные игры 
  2. Спортивные игры
  3. Эстафеты
  4. аттракционы

 

 

 

В течение года

2.Игры музыкальной направленности

  1. Музыкальное сочинительство
  2. Музыкальное караоке
  3. Музыкально-обрядовые игры
  4. Музыкальные викторины
  5. Игры с пением

 

 

В течение года

3. Игры умственной направленности

  1. Загадки
  2. Кроссворды
  3. Ребусы
  4. Лабиринты
  5. Литературные игры
  6. Головоломки
  7. Игры на угадывание
  8. Языковые игры
  9. Математические игры
  10. Игры с рифмой

 

 

 

В течение года

4. Игры творческой направленности

  1. Театрализованные игры
  2. Сюжетно-ролевые игры
  3. Игры-потешки
  4. Ритмические фантазии
  5. Упражнения с превращениями

 

В течение года

5. Настольные игры

  1. Игры на развитие мышления
  2. Игры на развитие памяти
  3. Игры на развитие внимания

 

 

В течение года

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Детские праздники. Сценарии, игры, конкурсы. Сборник. – м.,РИПОН классик, 2007.  
  2. Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. – М., Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  3. Журнал «Воробышек». Серия «Развитие речи и культура общения», №5,7 – М., ИД «Карапуз» №5, 2005.
  4. Журнал «Карапуз» №5 – М., ИД «Карапуз», 2005.
  5. Захарова С.Н. Сценарии детских праздников – Владимир, изд-во «Владимирская школа», 1996.
  6. Земцова О.Н. Тесты для детей 4-5 лет. Учебное пособие – М., Махаон, 2010.
  7. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль, Академия развития, 2004.
  8. Музыкальный руководитель. Журнал №1-6 – М., ООО изд.дом «Воспитание дошкольников», 2010.
  9. Тубельская Г.Н.  Праздники в детском саду и начальной школе. – М., «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
  10. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушин И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.; Генезис, 2010.
  11. Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр – М., Изд-во «Книголюб», 2007.