Организация свободного времени обучащихся в начальной школе
статья (2 класс)

        Успех воспитательной работы зависит от того, как организована жизнь и деятельность ребенка в школе, насколько правильно произведен  отбор  содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания.  Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебы  время. Необходимо учитывать  потребности младших школьников. Удовлетворение этих потребностей  должно стать основой для их всестороннего развития. Правильная организация свободного времени учащихся формирует всесторонне развитую личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация свободного времени обучащихся в начальной школе

        Воспитание подрастающего поколения  –  это важная  и сложная задача в настоящее время.

        Деятельность ребят по содержанию в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка. По  организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности. Дети любят играть, они внимательно слушают  или читают сами  сказки, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения. Важно  осуществлять сотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать новые, нестандартные идеи.

      Одним из видов деятельности в свободное время являются игры. Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в том, что игра - это внутренняя потребность детей в активной деятельности. Игра является  средством  познания мира. «В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности учащихся. Каждая игра выполняет определенные функции. Игра содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна. Игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на развитие ребенка: мотивационно-потребительскую сферу, преодоление «Познавательного эгоцентризма». Игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков ребят. А. Эйнштейн говорил: «Понимание атома – детская игра по сравнению с пониманием детской игры. Если задуматься, что делает вашу жизнь скучной и монотонной, скорее всего, придется остановиться на главной причине – отсутствие разнообразия. Любая игра делает жизнь ребенка богаче, расширяет опыт далеко за пределами того, что можно пережить в повседневности. Игры помогают ребенку осваивать многие полезные функции, развивать способности и важные в жизни качества. Но главное, чему он учится в игре – это быть человеком.

      Ученые  М.П. Осипова и И.А. Мельничук  делят игры на:

- Познавательные: игры-конкурсы, игры-путешествия, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Разнобой», «О, счастливчик!», «Кто хочет получить приз» и др.

- Интеллектуальные: Небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды.

Сюжетно-ролевые: «ШКОЛА», «МАГАЗИН», «ДОЧКИ-МАТЕРИ». С этими играми ребята с удовольствием играют во время прогулок или в помещении в ненастную погоду.

Подвижные: это игры - не только форма активного отдыха детей, но и  средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.

      На первый взгляд, кажется, что их выполнение не составляет трудностей для ребенка. На самом деле они напрягают ум, силу чтобы решить задачу, причем справляются далеко не все. Поэтому особенно важно подходить к детям  индивидуально, учитывать уровень развития ребенка; следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый ученик чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект.

Необходимо давать значительно времени для размышления, не спешить с ответом.

      Сюжетно-ролевые игры младших школьников имеют свои особенности. Они не продолжительны. Ребята  с удовольствием играют в такие  игры, как: «Школа», «Магазин», «Моя семья».

     В своей работе использую такие игры, как: «Ловишки»,  «Перемена,  «Вышибалы», «Классики», «Резиночки», «День и ночь», «Краски», «Футбол», «Черного и белого не брать, «Да и нет не говорить», «Стой спокойно», «Третий лишний»  и другие. Во время игры следует помнить, что главное в ней – не соревнование,   а умение дружно и слаженно играть.

     На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять выбор действий в определенных жизненных ситуациях, помогать формировать нравственный опыт.

      Педагогу необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство».

     Важную роль в работе имеют  игры - коммуникации. Эти игры уместно использовать при проведении праздников, КТД, как составную часть воспитательного мероприятия. Игры-коммуникации  нравятся детям, быстро усваиваются.

     Помимо игры важную роль играют воспитательные мероприятия..

     Основой воспитательного процесса является совместная деятельность учителя с учениками. Веду систематическую работу по воспитанию самостоятельности и культуры поведения, поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой.

    Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего – усилия душевные. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Элементарные нормы поведения необходимо прививать  детям с ранних лет. Личный опыт ребенка еще очень беден, ребенок часто бывает, невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как поступать. Считаю своей задачей помочь ребенку в овладении культурой поведения. Культура поведения во многих случаях тесно связана с нормами нравственности. В  основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта лежат моральные принципы общества - гуманизм, коллективизм, дружба, ответственность за свои поступки. В воспитании культуры поведения значительное место занимают выработка навыков и привычек.  Обсуждаем с детьми правила поведения в школе, дома,  на улице, в общественных местах. В группе продленного дня как нигде отражается воспитанность наших учеников. Каждый месяц проводится такие мероприятия, как «Азбука поведения», игра – путешествие «По морю вежливости»,  этические беседы, инсценировки: «Вежливые слова», «Помни о других».

     В своей работе я использую методику КТД (коллективное творческое дело).

Методика КТД разработана И.П. Ивановым.

КТД - дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям. КТД состоит из нескольких этапов.

Первый этап – предварительная работа воспитателя. На этом этапе я ставлю цель, определяю место КТД в системе других форм воспитательной работы.

Второй этап - коллективное планирование. Воспитатель проводит стартовую беседу, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микрогруппах - обсуждение дела.

Я помогаю некоторым группам при помощи наводящих вопросов, подсказок, советов, одобрения, предложения сделать выбор из нескольких вариантов. Иногда на данном этапе возникают споры.

Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах. Поощряются сюрпризы, интересные находки.

Четвертый этап – коллективное осуществление задуманного. Каждая микрогруппа демонстрирует то, что приготовила.

Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость данного КТД с помощью вопросов типа:

«Что было хорошо и почему? Что нужно учесть на будущее?». Главное - организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят.

Шестой этап – продолжение начатого в других формах деятельности.

КТД я использую с ребятами четвертого  класса. Ребята любят эту форму работы, поскольку здесь они чувствуют себя взрослее.

Успешно прошли такие КТД, как «Путешествие по морю вежливости», «Путешествие в страну сказок», «От зимы до осени», «Портрет культурного человека», «Хорошие поступки в страну Доброты», «Аукцион знаний», творческий конкурс.

Стараюсь придерживаться демократичного отношения к детям, правильно, умело организовывать повседневность, наполнять каждый день интересными и полезными делами.

Список использованных источников

Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М. ТЦ Сфера, 2004

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004

Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983

Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – Мн.: Экоперспектива, 2003

Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004

Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2004

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня" - выступление.

В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стат...

«Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня»

«Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня»...

Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня ( из опыта работы).

В материале предоставлен материал , интересующий многих воспитателей группы продленного дня: организация досуга детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.  Рассказывается о необходимост...

Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня

Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня...

Организация свободного времени учащихся в группе продлённого дня

Организация свободного времени в группе продленного дня...

Организация интерактивного взаимодействия обучающихся в начальной школе

         Для реализации целей и задач Госстандарта, который основывается на личностно- ориентированном обучении, компетентностном и деятельностном подходе, как нельзя л...