Проект "Шахматы-ступень к успеху". Научно-практическая работа.
проект (3 класс)

Работа создана для защиты в научно-практической конференции школьников. Соответствует  уровню обучения в третьего класса. Содержит введение, основную и практическую части. Исследуется взаимосвязь занятия  человека шахматами и развитием его  способностей. Использованы исторические факты, и результаты научных исследований. Сделан вывод , найдено подтверждение гипотезы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Лунино им. Короткова И.И.

Районная научно-практическая конференция школьников

«Старт в науку»

Секция «___________________________________________________»

Тема работы:

«Шахматы- ступень к успеху».

                                                                                           Подготовил

                                                                    Ермаков Лев Александрович

                                                                         учащийся 3 б класса

                                МБОУ СОШ №2

 р.п. Лунино им Короткова И.И.

                                Р.п. Лунино , ул. Парковая, 7

                                                           442730

                                               р.п. Лунино, ул. Мира,87

                                          контактный телефон:

                                                            8965-883-03-49

                                    Руководитель:

                             Писаревская Наталья Алексеевна

                            учитель начальных классов

                МБОУ СОШ №2

 р.п. Лунино им Короткова И.И.

                                Р.п. Лунино , ул. Парковая, 7

                                                           442730

                                               р.п. Лунино, ул. Мира,87

                                          контактный телефон:

                                 8950-232-04-54

Содержание

I. Введение

II. Основная часть

2.1.Краткая история шахмат

2.2.Десять великих шахматистов за всю историю шахмат

2.3.Шахматы- ступень к  успеху.

2.4.Теоретическое исследование пользы игры в шахматы

2.5.Развитие высших психических процессов

2.6.Практическая польза. В помощь родителям.

2.7.Отрицательная сторона игры

III. Практическая часть.

3.1.Проведение социологического опроса и анкетирования.

Заключение        

Список источников и использованной литературы

Приложение

                                   

I.  Введение

Моя исследовательская работа посвящена шахматам. Я занимаюсь шахматной игрой 5 лет, участвую в школьных и районных соревнованиях. Чтобы заинтересовать ребят своего класса этой игрой, я хочу доказать, что шахматы – это ступень к успеху.

Актуальность работы.

С развитием электронной техники человеку стало доступно больше информации. Всегда можно получить необходимые сведения через интернет. Это должно расширять границы человеческой памяти. Многие пользователи компьютеров и смартфонов увлекаются развивающими компьютерными играми, порой замусоривая свою память, растаскивая своё внимание на ненужную и вредную информацию. И они  не всегда в состоянии  воспроизвести  научные сведения или решить возникшую проблему в учебной или профессиональной деятельности. Какой вид деятельности может улучшить характеристику мыслительных процессов человека?

  Увлечение человека  шахматами зачастую является признаком  его образованности и перспективности. Шахматист часто бывает успешным в профессии, не связанной с этой игрой. Умение просчитывать ситуацию  на несколько шагов вперёд сопутсвует  его всю жизнь, открывая для него новые возможности.  

В своей работе я хочу  выяснить есть ли связь успешности человека с его увлечённостью  шахматами .

Гипотеза:  игра в шахматы тренирует мозг, поддерживает его в активном состоянии, развивает высшие психические процессы, а значит способствует успешности.

Цели исследования: выяснить , на самом ли деле игра в шахматы полезны для ума.

Исходя из целей исследования, необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить факты из жизни великих людей.

  1. Сопоставить сведения с исследованиями учёных.
  2. Назвать высшие психические процессы, которые развивают шахматы.
  3. Провести социологический опрос.
  4. Подтвердить или опровергнуть гипотезу о влиянии шахмат на  интеллект человека и его успешность.

Обзор литературы

В работе использован материал из печатной литературы и интернета.

Научная новизна новизна этой  работы в том, что в ней рассматривается  связь талантливости людей с развитием их способностей путём шахматной игры. 

Область возможного применения

Эта работа приводит убедительные доводы о пользе шахматной  игры. Она может применятьтся для помощи родителям в выборе шахмат как способ развития способностей ребёнка, поможет им сэкономить семейный бюджет, отказываясь от услуг репетитора или психолога. А также поможет людям, которые желают улучшить свою память и мышление, противодействовать развитию болезни Альцгеймера. В приложении предложен вариант доступного способа запоминания правил игры в шахматы.

Этапы работы над проектом:

  1. Поиск необходимой литературы, в том числе информации в сети Интернет по истории шахмат, биографии выдающихся людей.
  2. Проведение социологического опроса.
  3. Анализ, систематизация, обобщение материала и полученных статистических данных опроса.
  4. Подготовка презентации.
  5. Защита работы.


II.Основная часть

2.1. Краткая история шахмат.

Чтобы разобраться,  в чём ценность  шахмат, нужно знать, что такое шахматы и какова их история.

Шахматы – это настольная логическая игра, со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников. Цель игры поставить сопернику – мат. Игра подчиняется определенным правилам, которые дополняются правилами ФИДЕ (правила шахматной игры за доской).

По одной из версий, шахматы зародились в Индии в VI веке. Их изобретателем стал известный в то время индийский математик. Тогда игра называлась чатуранга, в нее одновременно могли играть четыре человека. Было четыре армии: черные, зеленые, желтые и красные. Ходы делались по очереди, но возможные ходы определялись с помощью бросания игральных костей. Игра велась до полного уничтожения армий.

Свое творение изобретатель представил на суд всемогущего индийского раджи. Шахматы очень впечатлили правителя и стали популярны сначала в Индии, а потом уже и во всем мире.

Дальнейшее развитие шахмат принадлежит арабам, именно они заинтересовались задачами и этюдами, которые есть в этой игре, а сами шахматы приобрели современный вид: белую и черную армию. Как и сейчас, побеждал тот, кто ставил «мат», то есть, уничтожал короля.

В Древнюю Русь шахматы, скорее всего, проникли ни с Запада, а с Востока в 9 -  10  веках.   На это указывает, в частности, сохранение на Руси восточных названий фигур в отличие от искажений и переделок, характерных для Западной Европы. Шахматам уделяли внимание русские цари: Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I.

В конце 18 и начале 19 века в России начали создаваться первые шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги.

Шахматы в России были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Они были любимым досугом А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

2.2. Десять великих шахматистов мира за всю историю шахмат

Михаил Таль - шахматный мушкетер; американский идол шахмат - Пол Чарльз Морфи; Анатолий Карпов шахматистфилателист; Вильгельм Стейниц - не первый гроссмейстер, но первый чемпион; Хосе Рауль Капабланка  — большой шахматист с маленькой Кубы; шахматист Ботвинник — любитель кофе и домашней кухни; Свен Магнус Карлсен  — норвежский шахматный гений и модель;

непобежденный гроссмейстер - Александр Алехин; Гарри Каспаров —  человек, победивший машин в шахматной  парти;Роберт Джеймс Фишер  — шахматист со скверным характером. 

Огромную роль в истории шахмат, сыграла советская шахматная школа.

Из 21 шахматных олимпиад, наша команда победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром.

2.3. Шахматы- ступень к успеху.

Выдающиеся люди разного времени непросто любили шахматы,  они отдыхали во время игры, участвовали в партиях с профессиональными шахматистами.

Для учёных шахматы — не только увлечение, но и средство развития аналитических способностей, логического мышления ( по крылатому выражению, шахматы «для игры слишком наука, для науки слишком игра»), модель научных исследований  объект научного поиска и т. д. Шахматами увлекались Г. Галилей  и И. Ньютон.

Среди русских учёных шахматы получили распространение в 18 в.; сохранились отдельные упоминания о том, что в шахматы играли М. Ломоносов и Л. Эйлер; изобретатель электромагнитного телеграфа член-корреспондент Петербургской АН П. Шиллинг играл, не глядя на доску, с А. Петровым; 

Поклонником шахмат был выдающийся русский химик Д. Менделеев- создатель периодической таблицы химических элементов.

Среди любителей шахмат было немало крупных советских  учёных: профессор-лингвист X. Баранов; член-корреспондент АН СССР Б. Сахаров; академик Г. Кржижановский; физики — лауреат Нобелевской премии П. Капица и академик Н. Папалекси;

С музыкой шахматы роднит последовательное развитие задуманной темы. Интерес к ним проявляли многие композиторы — от Л. Бетховена и Ф. Шопена до Д. Шостаковича и С. Прокофьева.

О популярности шахмат у прозаиков и поэтов говорит тот факт, что среди любителей шахматной игры были, У.Шекспир, М. Сервантес, И. В. Гёте, Г. Э. Лессинг, Вольтер, Ж. Ж. Руссо, П. Мериме, О. Бальзак, А. Мюссе, А. Мицкевич, Г. Уэллс, Т. Харди, Э. Хемингуэй, Э. М. Ремарк.

В середине и во 2-й половине 19 в. в шахматы играли и высоко ценили их достоинства Ф. Достоевский, Н. Некрасов, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, М. Салтыков-Щедрин. Особенно большое место они занимали в жизни И. Тургенева и Л. Толстого.

Возникнув как символическое отражение военных действий, шахматы издавна привлекали к себе внимание видных полководцев. Любителями шахмат были: средне-азиатский эмир Тимур (Тамерлан) , шведский король Карл XII, французский император Наполеон I, Иван Грозный, Борис Годунов, Пётр I, А. Суворов, многие участники Отечественной войны 1812, флотоводец И. Крузенштерн и др.

На этих  примерах мы видим, что шахматная игра является сопутствующим элементом успешности выдающихся людей. Можно сказать, что игра в шахматы  тренирует мозг поддерживает его активность , способствовать достижению   успеха человеком в разнах сферах науки, искусства, стратегии.

2.4. Эксперементальные исследования

В результате проведённых эксперементов и исследоаваний было выявлено положительное влияние шахмат на работу мозга. Учёные пришли к такому выводу, что это занятие способствует улучшению  качеств  памяти.

Хороший игрок помнит все ходы противника. Также он  держит в голове возможные варианты ответных действий со своей стороны. Доказательством этому служат двухлетние исследования учёных 1985-86 годов. Сначала студентам позволили играть в шахматы в любое время. Тогда они повысили свои оценки и улучшили свою память, учебные умения и навыки. А потом тот же эксперемент провели со школьниками и результаты подтвердились. Ребята стали быстрее читать, пересказывать и запоминать всё новое.

Повышает результативность по основным предметам

Положительное влияние шахмат подвергается ежегодным исследованиям и экспериментам. Так в 2008 году в Германии ученики начальных классов среди 4-х школ были разделены на две тестируемые группы. Первая должна была в течение года заниматься игрой на протяжении одного часа в неделю. Вторая использовала это время для занятий математикой. Ученики обеих групп ранее испытывали сложности в усвоении школьной программы и отставали от своих сверстников. В результате тестирования в конце эксперемента стало известно, что первая группа улучшила свои учебные результаты более, чем другая.

Развивает интуицию

Так, например, несколько лет назад японские ученые разгадали так называемый феномен интуиции шахматистов. Ранее считалось, что связано это с врожденной способностью. Однако в стране восходящего солнца пришли к выводу, что интуиция у шахматистов приобретенная. В отличие от обычных людей, гроссмейстеры развивают это чувство с самого детства, регулярно играя в шахматы! Они мгновенно оценивают происходящее на «черно-белой плоскости» и с помощью интуиции решают, какой ход фигур будет наиболее удачен. Исследования проводил Японский институт мозга. Руководил экспериментом ученый Вань Сяохун. Во время своего решения игроки обращаются вовсе не к логическому мышлению и памяти, а к интуиции, полагаются не на «математически» точную, а на вероятностную оценку ситуации .

Улучшают характеристики чтения

Очень часто люди ссылаются на исследование 1991 года, в ходе которого были изучены навыки чтения у 53 школьников, участвовавших в шахматной программе. Результаты были оценены и сравнены с результатами тех детей, которые не играли в шахматы. Они четко показали, что игра в шахматы значительно улучшает навыки чтения.

Способствует развитию дендритов

Дендриты – это древоподобные нервные ответвления, проводящие сигнал от нервных клеток к нейронам, к которым они прикреплены. Вы можете представить их как антенны, которые ловят сигнал всех нервных клеток вашего тела. Чем больше у вас этих антенн, тем более эффективно вы сможете принимать сигналы. Изучение нового, например, игры в шахматы, позволяет дендритам расти. Однако рост не прекратится, когда вы освоите игру. После этого вы сможете все время состязаться с другими людьми, и каждый поединок будет разным – именно поэтому шахматы являются идеальным способом генерации дендритов.

В Бельгии проводили такой эксперимент. В школьную программу включили уроки шахмат. В этой программе участвовали около 3 тыс. детей. Результаты показали, что у 20 с лишним процентов детей наблюдалось ускорение умственного и даже физического развития. Успеваемость улучшилась по всем предметам.

Сохраняет и развивает интеллект

Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается  и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют развитию памяти, внимания и активизации областей мозга, отвечающих за принятие решений.

2.5. Высшие психические процессы

Обобщая результаты исследовательских эксперементов, можно назвать  

высшие психические процессы, которые развивают шахматы.

  • Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;
  • Анализ. Способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий.
  • Память. К главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все .
  • Концентрация внимания. Успех в шахматах невозможен без внимательности. Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять.
  • Выработка характера. Единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;
  • Развитие целеустремленности. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры.
  • Развитие творческих задатков. Человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения.  Игра  способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление.

2.6. Практическая польза. В помощь родителям

Дети, которые занимаются шахматами, превосходят своих сверстников в успеваемости примерно в 1,5-2 раза. Родители таких детей в большинстве случаев не тратят деньги на репетиторов [44]. Такая ситуация связана с тем, что шахматы способствуют мощному интеллектуальному и аналитическому развитию детей, развитию отличной памяти, а кроме того развивают аналитические способности ребенка, так как позиции в шахматах нужно анализировать и просчитывать.

Шахматы способствуют социальной адаптации детей, выработке  у них умения справляться со своими чувствами и эмоциями, умением общаться, стремиться к достижению поставленных целей. Игра в шахматы позволяет справиться с депрессивным состоянием, создает для детей опыт в сфере побед и поражений, который не является травмирующим для психики детей.

Шахматы выполняют коррекционную задачу, что очень важно для детей, которые обучаются в школе. Так, игра в шахматы способствует выработке усидчивости, корректирует поведение ребенка, развивая выносливость и внимание, умение сосредотачиваться на решении одной задачи, развивает фантазию.

2.7. Отрицательная сторона игры

Существует ли негативное значение шахмат?

1. Чувство меры, конечно же, — никто не отменял. Если человек занимается чем-то слишком много, это может иметь «побочные» эффекты. Шахматы не исключение. Чрезмерные амбиции, стремление отодвинуть все на задний план во имя результатов, увеличивают влияние неудач, поражений, без которых не обойтись. Шахматы не должны заслонять собой все остальные аспекты полноценной жизни.

2. Игра малоподвижная в плане физической активности. Однако, это во многом стереотип. Энергетические затраты во время турнирной партии таковы, что игрок может запросто сбросить полтора – два килограмма.


III. Практическая часть работы

3.1.Проведение социологического опроса и анкетирования.

Приложение 1)

Чтобы разобраться с поставленной задачей я провел опрос среди учеников моего класса    

Анкета

1 вопрос: Как вы считаете, могут ли шахматы помочь в учёбе?

а) да -18ч

б) нет-7 ч

2 вопрос: Что развивает игра в шахматы?

а ) развивает память- 8ч

б) мышление-20ч.

в) фантазию-1ч

г)  настойчивость-6ч

д) речь-1ч

е) креативность (необычность , творчество)-1ч

ж) интуицию-1ч.

з) предусмотрительность-6ч

3  вопрос:  Какими качествами должен обладать шахматист?

а) быть умным-25ч

б) сообразительным-23ч

в) дисциплинированным-5ч

г) целеустремлённым-11ч

д) успешным-5ч

е) любознательным-3ч

ж) внимательным-22ч

4 вопрос:  Умеешь ли ты играть в шахматы ?

а) да-6ч

б) нет-21ч

5 вопрос: Если не умеешь, хочешь ли научиться играть в шахматы?

а)Да-16ч

б)нет-2ч

6 вопрос: В твоей семье кто-нибудь умеет играть в шахматы?

а) да-9ч

б) нет-16ч

7 вопрос: Могут ли шахматы помочь человеку быть успешным в жизни?

а) да-11

б) нет-14

Заключение

Я убедился, что шахматами занимались выдающиеся личности, которые проявили себя в разных отраслях науки и культуры. Это даёт повод говорить, что шахматы открывают людям широкие возможности реализовать свои мечты. Кто знает, кем станет юный шахматист? Учёным, писателем, врачом.Шахматы- это ступень к жизненному упеху человека.

Готовя данный материал, прочитав про эксперименты учёных, убедившись, что в этом спорте множество умнейших людей, я понял, что прав и шахматы – игра, которая развивает ум! В ходе моего исследования выяснилось, что шахматы оказывают влияние на развитие интеллекта. Мы получили следующие результаты:

- лучше справились с предложенными заданиями те дети, которые играют в шахматы! Среди 25 опрошенных детей играют в шахматы- 7 человек.

- 25 моих одноклассников приняли участие в эксперименте, где было им предложено решить 10 логических задач за 10 минут. Так, группа играющих в шахматы набрала наибольшее количество баллов. Группа ребят-шахматистов лучше справляется с логическими задачами!Я считаю, что польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами нашего исследования. Научиться играть в шахматы никогда не поздно. Помимо того, что это очень полезный вид спорта, он привлекает своей простотой и доступностью. Все, что для этого потребуется – доска и 32 фигуры и 64 клетки! Учитывая желание ребят заниматься шахматами, мне очень хотелось бы, чтобы в нашей школе больше ребят занимались этой популярной игрой. Тем самым повысится успеваемость по всем предметам. Гипотеза доказана.

На основании исследования литературы и сведений сети интернет, а также социологического опроса, можно сделать вывод, что шахматы- это доступный и ненавязчивый способ развить свои мыслительные способности. Это возможность переключиться  с утомительного  вида труда на более предпочтительный и интересный.

Для более лёгкого запоминания правил игры подобрано стихотворение в приложении 2.


Список литературы

  1. Пожарский В.А. Шахматы : начальная школа: / В.А.Пожарский — Ростов н/Д : Феникс, 2016.—315 с.
  2. Пожарский В.А. Шахматы : Путь к мастерству: Учебник : / В.А.Пожарский — Ростов н/Д : Феникс 2013.—272 с.
  3. Конноли Ш. Большая энциклопедия школьника / Ш.Конноли – М.: Махаон, 2016.—256 с.
  4. Тимощук Н.В. История в шахматах / Н.В. Тимущук — М.: 2008. — 256 с.
  5. Князева В.В. Азбука шахматиста. Книга для чтения родителей с детьми / В.В. Князева — М., 1990. — 81 с.

Электронные ресурсы:

  1. https://fb.ru/post/mental-health/2016/3/18/4580
  2. https://fb.ru/post/mental-health/2016/3/18/4580
  3. http://nf-innovate.com/content/files/psn
  4. https://school-science.ru/
  5. http://levico.ru/shaxmaty-chem-polezna-igra-i-chto-ona-razvivaet/
  6. http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/index.php
  7. http://factspedia.ru/celebrities/10-samyih-velikih-shahmatistov-za-vsyu-istoriyu-shahmat/


Приложение 1.

Анкета

1 вопрос: Как вы считаете, могут ли шахматы помочь в учёбе?

а) да

б) нет

2 вопрос: Что развивает игра в шахматы?

а ) развивает память

б) мышление

в) фантазию

г)  настойчивость

д) речь

е) креативность (необычность , творчество)

ж) интуицию

з) предусмотрительность

3  вопрос:  Какими качествами должен обладать шахматист?

а) быть умным

б) сообразительным

в) дисциплинированным

г) целеустремлённым

д) успешным

е) любознательным

ж) внимательным

з) творческим

4 вопрос:  Умеешь ли ты играть в шахматы ?

а) да

б) нет

5 вопрос: Если не умеешь, хочешь ли научиться играть в шахматы?

а)Да

б)нет

6 вопрос: В твоей семье кто-нибудь умеет играть в шахматы?

а) да

б) нет

7 вопрос: Могут ли шахматы помочь человеку быть успешным в жизни?

а) да

б) нет


Приложение 2.

1)Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!). Он другой не хочет доли-

Знает только белый путь.

А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой.

Ходит правилам покорный , чёрной тропкой слон такой. До конца игры слоны – Цвету одному верны.

2)Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,

Не петляет-прыг да скок. Не шагнёт наискосок,

Так от края и до края может двигаться она.

Эта башня боевая неуклюжа , но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи , в бой её скорей веди.

3)Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,

И шаг у ферзя широк.

Ферзь может ходить как ладья и как слон,

И прямо и наискосок.

Направо, налево, вперёд и назад.

А бьёт он и вдаль и в упор.

И, кажется , будто Ферзю тесноват,

Доски чёрно-белый простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали-

Ты больше внимания ферзю удели.

4)Пешка, маленький солдат , лишь команды ждёт.

Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.

На войну, не на парад , пешка держит путь.

Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.

Чтоб в борьбу вступить скорей , в рукопашный бой.

Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.

А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.

Ну а как же пешка бьёт ?

Бьёт наискосок!

5)Король любит гладкий расчищенный путь.

В любую он сторону может шагнуть.

Однако легко ты заметишь дружок

Что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле- вот шага длина.

Не очень проворен король –старина.

Зато начеку королевская рать-

Задача её короля охранять.

Ведь если б король беззащитный погиб.

Фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей.

6) Не мила коню неволя ,

Перед ним простор широк.

Очень ловко на два поля совершает конь прыжок.

Замечательный прыжок : поле – прямо, поле- вбок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция «Эврика» Тема: «Жизнь ёлки » Автор работы: ученица 2-в класса Пили

Маленькой ёлочке хорошо в лесу! Не рубите ёлочку, зелёную красу! Будет после праздника людям не нужна. Выбросят на свалку, забудется она!   ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  Привлечь внимание...

Научно-практическая работа "Технология уроков математики в начальной школе на основе деятельностного метода. Л. Г. Петерсон."

В работе описана теория технологии деятельностного метода, представлены конкретные примеры применения его на уроках математики в начальной школе....

Научно-практическая конференция.Работа "Интересные факты о Кузбассе".(4 класс)

Ежегодно участвую со своими учениками в научно-практической конференции.Предлагаю материал, собранный учеником 4 класса по теме "Интересные факты о Кузбассе"....

Межрегиональная научно-практическая конференция "Современная начальная школа:пространство личностного развития и успеха"

Современная педагогика по-иному рассматривает систему ученик-учитель. Без нового профессионального самосознания, нового мышления невозможно осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Пос...

Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"

Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...

научно-практическая исследовательская работа "Носить валенки - полезно или нет?"

Наверное, почти каждый из нас носил зимой валенки, в которых было тепло и уютно. Валенки – один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей...