Экологическое воспитание младших школьников
учебно-методический материал

 Федосова Елена Анатольевна

Экологическое воспитание младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование экологической грамотности младших школьников во внеурочной деятельности»

 

                                                               Составила Федосова Е.А.

Прокопьевск, 2021

Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Давайте ее беречь!

Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано.

В нашей  работе приоритетным направлением является воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

Процесс формирования экологической грамотности младших школьников будет эффективным, если:

  1. организовать систему игровых и творческих форм работы экологического содержания;
  2. систематически проводить с учащимися экологические акции, экскурсии, беседы;
  3. включить учащихся в исследовательскую и практическую деятельность по решению экологических проблем.

Цель экологического воспитания школьников - формирование ответственного отношения к окружающей среде и формирование соответствующих качеств личности.

Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:

- формирование знаний о единстве природы, взаимодействии природы и общества, об экологических проблемах и способах их решения;

- воспитание ценностных ориентиров личности в сфере экологии, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды;

- развитие способностей к альтернативному мышлению и выбору способов решения экологических проблем;

Формы работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию:

- праздник;

- экологические акции;

- озеленение и благоустройство школы, школьного двора;

- экологические субботники;

- посадочные работы;

- классные часы;

- конкурсы;

- экскурсии;

- походы;

- экологические праздники;

- беседа;

- доклад;

- выпуски газет, плакатов;

- экологические игры;

- исследовательские экологические проекты;

- участие в конференциях, олимпиадах, викторинах;

- кружок;

-ток-шоу;

- экологические спектакли;

- ролевые игры;

- экологическая тропа.

Методы работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию

-метод наблюдения;

-метод анкетирования;

-метод изучения и обобщения передового педагогического опыты;

-опросные методы;

-словесные методы;

-демонстрационные методы;

-исследовательские методы;

-метод примера;

-объяснительно-иллюстративный метод;

-метод самостоятельной работы.

План воспитательных мероприятий

Сроки проведения

Название мероприятия

Сентябрь

Проведение похода и кросса «Мы и природа»

Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»

Изготовление листовок «Берегите лес»

Октябрь

Экологическая игра «Зов джунглей»

Праздник урожая

Участие в школьном конкурсе экологических плакатов

Ноябрь

Выставка фотографий и рисунков «Берегите животных!»

Игра «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Составление Красной книги растений родного края

Декабрь

Акция «Покормите птиц зимой!»

Мастер-класс «Новогодние игрушки из бросового материала»

Конкурс сочинений «Как использовать елку после новогодних праздников»

Январь

Акция «Берегите елочку!»

Изготовление памяток о правилах поведения в лесу

Конкурс снежных фигур

Февраль

Конкурс инсценировок сказок о животных.

Выступление агитбригады «Как вести себя на природе»

Март

Беседа «Почему нельзя бросать мусор в лесу»

Игра - викторина «Редкие животные нашей планеты»

Конкурс экологических газет

Апрель

Конкурс поделок «Эти забавные животные»

Праздник «День птиц»

Участие в экологическом субботнике

Май

Изготовление книжки – раскладушки

Конкурс поделок из бросового материала

Проведение  экологической конференции «Берегите природу и животных»

Заключительный этап. Обобщение и предъявление результатов

Название мероприятия

Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»

Участие в школьном конкурсе экологических плакатов

Конкурс сочинений «Как использовать елку после новогодних праздников»

Конкурс снежных фигур

Конкурс инсценировок сказок о животных

Конкурс экологических газет

Конкурс поделок «Эти забавные животные»

Конкурс поделок из бросового материала

Формы работы: экологические занятия,   экологические экскурсии

     уроки доброты ,  уроки мышления

     экологические конкурсы и праздники

     обсуждение и проигрывание ситуаций

     трудовой десант

     коллекционирование

      экологические игры    (дидактические,      имитационные, игры –   моделирование экосистем, игры – путешествия)

         экологические сказки и  инсценировки   - все это способствует развитию экологической культуры:

интерес к природе,  знания о природе и ее охране;

эстетические и нравственные чувства к природе;

позитивная деятельность в природе;

 мотивы, определяющие  поступки детей в природе.

Выводы

Результатом экологического образования и  воспитания младших школьников является экологическое (природоохранное) отношение к природе, ответственность за жизнь живого существа,  в стремлении оказать помощь.

Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему знаний, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с детьми.

Результаты

- повышение интереса учащихся к экологической работе;

- участие в различных конкурсах и занятие призовых мест;

- освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

- развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности;    - развитие креативных способностей учащихся;

- развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде:

развитие лидерских качеств;

- развитие информационной культуры участников проекта;

- изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе;

- повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой);

      - формирование у школьников чувства гражданской ответственности за    экологическую обстановку своей Малой Родины;

- укрепление и оздоровление детского организма, приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;

- практическое участие школьников в решении экологических проблем своего города, формирование социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни;

 

Список литературы

Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании   школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.

Асадулина С.Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. – 2007. - №4.

Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. - №6.

Долбаева К.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. // Начальная школа. – 2003. – №6.

Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования. // Начальная школа. – 2006. - №7.

Зайцева С.К. Экология для младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №4.

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9, 55-59 с.

Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2, 96- 101 с.

Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 - №7.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.

Новолодская Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников. // Начальная школа. – 2002. - №3.

Новолодская И.Г. Методика развития экологической культуры младших школьников. // Начальная школа. – 2002. - №3.

Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: Организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 157 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....