Толерантность - путь к культуре
методическая разработка (4 класс)

Васильева Елена Александровна

Данное внеклассное мероприятие предназначено для проведения в 4-м классе. В ходе работы ребята знакомятся с понятием толерантность, называют черты толерантного человека, выполняя задания, обучающиеся получают возможность оценить степень своей толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка143 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Данное внеклассное мероприятие предназначено для проведения в 4-м классе. В ходе работы ребята знакомятся с понятием толерантность, называют черты толерантного человека, выполняя задания, обучающиеся получают возможность оценить степень своей толерантности.

Пояснительная записка

Актуальность

В классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости, поэтому проведение мероприятий, на которых происходит формирование толерантного отношения между обучающимися, является неотъемлемой частью воспитательной работы в школе.

Цель: подвести к пониманию ценности толерантного поведения.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности; 

-дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развивать способность адекватно познавать себя

- способствовать формированию уважительного отношения между учащимися

Ожидаемый результат: проявление доброжелательности, терпимости (толерантности) в межличностных отношениях

Оборудование: парты, стулья, стикеры, ручки, цветные карандаши, раздаточный материал

Форма проведения: классный час

Ход мероприятия

Учитель

Обучающийся

1.Организационный момент

2. Вступление

   Мне хочется наш классный час начать с притчи, называется она «ГВОЗДИ».

    Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня.       Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

    Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.
   Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: "Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется..."
   Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце...

Как вы думаете, какой теме посвящена наша встреча

уважению, прощению

3.Основная часть

Вы правы. Сегодня мы поговорим о терпении, взаимопонимании, уважении, прощении и ответственности.

Ведь именно эти качества являются основой мира, согласия.

У этого определения есть свое понятие
ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Понятие   «толерантность» происходит от лат. tolerantia – терпение.

Давайте прочитаем определение

Толерантность – способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность – это признание права каждого человека быть различным.

В русском языке синоним слову толерантность будет терпимость.

С помощью имен прилагательных объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством.

(можно в паре)

Проведём небольшое исследование.

Черты толерантной личности 

1. Расположенность к другим

1   2   3   4   5

2. Снисходительность

1   2   3   4   5

3. Терпение

1   2   3   4   5

4. Чувство юмора

1   2   3   4   5

5. Чуткость

1   2   3   4   5

6. Доверие

1   2   3   4   5

7. Способность к сопереживанию

1   2   3   4   5

8. Терпимость к различиям

1   2   3   4   5

9. Умение владеть собой

1   2   3   4   5

10. Доброжелательность

1   2   3   4   5

11. Умение не осуждать других

1   2   3   4   5

12. Любознательность

1   2   3   4   5

13. Умение слушать

1   2   3   4   5

 

Какую цифру вы выбирали чаще других?

Во время вашей работы, я ходила по классу и наблюдала. И я заметила, что по вашей собственной оценке, что нам все-таки не хватает выдержки, терпения, уважения друг к друг, т.е.  у нас есть, над чем еще работать.

    Чтобы запомнить качества толерантного человека, мы проведём игру «Толерантная репка».

Репка: «Толерантность – путь к миру»

Дед: «Понять и принять может не каждый».

Бабка: «Слушать и слышать другого – талант».

Внучка: «Принимайте меня такой, какая я есть».

Жучка: «Будьте милосердны».

Кошка: «Простите, если что не так».

Мышка: «Будьте снисходительны»!

(Автор рассказывает, при назывании того или иного героя сказки, тот говорит каждый раз свою фразу).

Мы с вами назвали качества людей, которые помогут ему жить дружно со всеми людьми, с большими и маленькими, здоровыми и больными, разных народов и верований, говорящих на разных языках.

Давайте еще раз назовем. Молодцы.

Я думаю, каждый из вас может вспомнить случай, когда вы помогли кому - либо выйти из затруднительной ситуации.

Тренинг «Я смог помочь»

   Ребята садятся, образуя несколько кругов (по группам). Используя метод «говорящая палочка», учитель предлагает ребятам поделиться своими историями, когда они помогли кому- либо выйти из затруднительного положения или справиться с какой- либо проблемой.

Свою историю каждый рассказывает, получив, передаваемый по кругу какой - либо предмет. При этом можно спросить рассказчика:

Что это была за ситуация?

Как вы помогли выйти из неё?

Что вы чувствовали после этого? Это было трудно? Легко? Объясните.

Часто ли вам бывает нужна помощь? Получаете ли вы её?

Какие чувства заставляют людей помогать другим?

    После каждой истории все должны хором сказать: «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.

(Для выполнения упражнения можно попросить учащихся встать в круг.)

     Закончить наш классный час мне хочется так же притчей, которая называется «Снег»

                         Снег

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.
На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

Я уверена, если вам удастся воспитать в себе черты толерантной личности, то в жизни вам будут встречаться только хорошие люди, у вас будет много друзей, которые смогут помочь и поддержать в трудную минуту.

великодушный

милосердный

        ержанный  

выдержанный   и др

4.Рефлексия 

Наступила зима, пришли холода. Все мы одели шубы, варежки. Вам надо раскрасить варежку. Подарите её однокласснику. Хотелось бы, чтобы никто не пострадал от мороза, чтобы каждого грели варежки товарища.

Раскрашивают и дарят одноклассникам

5.Подведение итогов

У на с в классе растет саженец пока еще маленького и необычного деревца, дерева толерантности.

 Прием «Дерево Толерантности» 

Поможем расти деревцу толерантности на нашей школьной планете. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Оно будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми.

«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с одноклассниками, с другими людьми.

Хочется, чтобы всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор

Дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их


Литература

  1. О.А.Северина,Т.А.Дронова. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности.  Издательство «Панорама» ООО «Глобус» 2008
  2. кл.час  «Толерантность» Вдовина Л.В. (http://metodisty.com/2011_1/file_20110401220645.ppt#260,6,Толерантность на разных языка мира)
  3. Притча о толерантности (http://www.chudesajizni.ru/pritcha-o-tolerantnosti)

Приложения

1. Расположенность к другим

1   2   3   4   5

2. Снисходительность

1   2   3   4   5

3. Терпение

1   2   3   4   5

4. Чувство юмора

1   2   3   4   5

5. Чуткость

1   2   3   4   5

6. Доверие

1   2   3   4   5

7. Способность к сопереживанию

1   2   3   4   5

8. Терпимость к различиям

1   2   3   4   5

9. Умение владеть собой

1   2   3   4   5

10. Доброжелательность

1   2   3   4   5

11. Умение не осуждать других

1   2   3   4   5

12. Любознательность

1   2   3   4   5

13. Умение слушать

1   2   3   4   5

 

 Оформление доски

                                            Толерантность – путь к успеху

Толерантность ==терпимость

милосердный                                    добродушный

великодушный

сострадательный         человек                      снисходительный

выдержанный                                                       уважительный

выдержанный                                                         терпеливый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".

Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....

Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"

Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....

Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"

 выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...

Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...