Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»
статья на тему

Лаврова Ирина Александровна

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮНЕСКО. Почему так актуальна проблема толерантности? Каждому учителю знакомы печальные факты экстремистских выходок, а подчас и преступных действий детей и подростков, основанные на бытовой ксенофобии, нагнетаемом национализме, которые наблюдаются во всём мире. К сожалению, они встречаются и в нашей стране, нашем городе. Сегодня, очевидно, что педагогическая общественность не может оставаться в стороне от этого вызова времени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost._puti_i_sredstva_vospitaniya_tolerantnosti.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

Лаврова Ирина Александровна, ГБОУ школа №595 Приморского района

г. Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР.

Антонова Людмила Анатольевна, ГБОУ школа №595 Приморского района

г .Санкт-Петербурга,  учитель начальных классов.

Аннотация

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮНЕСКО. Почему так актуальна проблема толерантности? Каждому учителю знакомы печальные факты экстремистских выходок, а подчас и преступных действий детей и подростков, основанные на бытовой ксенофобии, нагнетаемом национализме, которые наблюдаются во всём мире. К сожалению, они встречаются и в нашей стране, нашем городе. Сегодня, очевидно, что педагогическая общественность не может оставаться в стороне от этого вызова времени.

Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности.

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮНЕСКО. Почему так актуальна проблема толерантности? Каждому учителю знакомы печальные факты экстремистских выходок, а подчас и преступных действий детей и подростков, основанные на бытовой ксенофобии, нагнетаемом национализме, которые наблюдаются во всём мире. К сожалению, они встречаются и в нашей стране, нашем городе. Сегодня, очевидно, что педагогическая общественность не может оставаться в стороне от этого вызова времени.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность  предполагает готовность принять других  такими же, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Также толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Суть данного понятия отражает интуитивное восприятие единства человечества, зависимость всех от каждого и каждого от всех и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также в воздержании от причинения вреда, так как вред, причинённый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Должно идти постоянное  развитие таких составляющих толерантности, как симпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание.

Толерантность, в сущности, не столько качество, черта личности, сколько её состояние, точнее – реализуемое состояние. Поэтому ещё одной особенностью воспитания толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие а) готовности и б) подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятие их такими, каковы они есть. Готовность – это внутреннее состояние, мотивация, желание и способность положительного отношения к объекту, а подготовленность – практическое учение коммуникации и понимание, умение разобраться, постараться понять другого и его обстоятельства, динамичную, обновляющуюся или новую среду.

При этом важно, что толерантность актуальна и как качество, без которого не возможна полнота существования человека в полисубъектной среде: терпимость формируется, прежде всего, преодолением нетерпимости, также как истинное добро – не в словах, а в действительном творении добра и непременном преодолении зла.

Именно поэтому многообразие пространства бытия ребёнка открывает единственно реальную возможность успешности процесса воспитания толерантности: когда он включен в общую систему учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Сколь ни своеобразен этот процесс, сколь ни специфичны его задачи и содержание, факторы и технология, он органически включен в данную систему, испытывает её влияние и сам на неё влияет. У них общие человеческий и социальный фон, общие ситуации и условия – школа.

Другое дело, что на школе не замыкается сфера проявления толерантности: и сама школа погружена в более широкую социальную среду, факторы которой существенно менее доступны педагогическому влиянию. И в то же время они, пожалуй, не менее значимы для развития ребёнка и его толерантности, чем школа.

Здесь важно заметить следующее: с одной стороны, эта среда «содержит» множество положительных примеров толерантности, с другой стороны, гораздо больше  разных по содержанию и характеру, по ценности и значимости, по силе «раздражителя» негативных объектов, требующих толерантности. И при этом всякая среда, каково бы ни было её пространство, - всегда своя для каждого человека, именно «на него» лично ориентирована в своих – для него же – позитивных или негативных проявлениях.

К встрече с трудным можно готовить заранее. Такая профилактика предполагает познание детьми того, что требует толерантность. Эффективными педагогическими средствами здесь могут быть: информация о возможном (известном из опыта других людей) и рефлексия ранее возникающего в собственном опыте ребёнка, группы.

Источники соответствующей информации – фольклорные и литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем разных людей, идущих от настороженности, недоверия, даже враждебности к взаимному приятию. И здесь также ценен собственный опыт ребёнка или сообщества, особенно – известные, а поэтому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций. Знакомство с фольклором через рассказы, книги, прослушивание записей, просмотр фильмов может дополняться выставками или конкурсами работ – поделок, рисунков-иллюстраций, концертами, инсценировками по мотивам фольклора разных народов.

В связи с последним отметим организующую педагогом рефлексию таких решений; она обладает огромными воспитательными возможностями как совместно переживаемая оценка положительного (хотя и не только!) опыта, составляющего существенную основу дальнейших проявлений толерантности.

Итак, если мы действительно хотим, чтобы наши дети не только знали и понимали, в чём ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами освоили такое отношение в качестве первичной модели поведения, в каждой школе необходимо создать специальную систему взаимодействия детей и взрослых.

Главное требование к ней состоит в том, что она должна объединять в неразрывном единстве три взаимосвязанных блока: знание о сущности толерантных отношений, практические навыки подобного поведения, переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.

В идеале школе нужна сквозная учебная программа, рассчитанная на учащихся с 1-го по 11 класс (к примеру «Основы толерантного взаимодействия»). Её реализация могла бы внести реальный вклад в формирование у школьников стереотипа восприятия толерантности как непреходящей ценности современного общества и в освобождение их сознания от ошибочных и устаревших стереотипов.

Поведенческий компонент толерантности может формироваться как в школе, так и за её пределами при непосредственном участии педагогов.

В настоящее время в Санкт-Петербурге создан учебно-методический комплекс (комплект плакатов, «Этнокалендарь Санкт-Петербурга», методическое пособие), предназначенный для учителей, воспитателей, социальных педагогов и т. д. Этот единый комплекс призван стать инструментом реализации Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге («Толерантность»), разработанная петербургскими учёными под руководством Комитета по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга. Издание календаря памятных дат, событий, праздников народов, проживающих в Санкт-Петербурге, - начало большой и чрезвычайно важной работы.

Также в школе могут быть организованы специальные тренинги с привлечением специалистов. Большую роль в формировании стереотипов толерантного поведения детей могут сыграть общешкольные коллективные творческие дела, даже если они приурочены к самым разным событиям. Широкое распространение получают уроки милосердия, толерантности.

Навыки толерантного поведения можно формировать у детей в процессе проведения организации целевых внешкольных мероприятий – благотворительных акций: помощь беженцам и вынужденным мигрантам, шефство над детскими приютами, детскими домами, собравших чеченских детей-сирот, забота об одиноких стариках и т.д. Все эти дела оставляют след в душах детей и в то же время заставляют многих из них задуматься над истоками поразившей наше общество нетерпимости, принесшей несчастье огромному количеству людей.

Стереотипы толерантного поведения вырабатываются не только во время целенаправленных действий, обучающих детей умению сочувствовать, сопереживать выражать свои чувства без агрессии и насилия. Основой их формирования является, прежде всего, повседневная жизнь ребёнка в школьном коллективе. И эта жизнь также должна стать объектом внимания педагогов. Научить детей конструктивно разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать с товарищами на основе равенства и согласия – актуальнейшая задача школьных учителей. Используя различные пути и средства в воспитании толерантности, очень важно, чтобы толерантным был сам педагог.

Смысл деятельности педагога сводится к следующим моментам:

  • к проявлению педагогами толерантности;
  • к созданию доверительности, открытости взаимоотношений педагога и учеников;
  • к организации жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие  - увидеть хорошее в ком-то или в чём-то;
  • к обучению детей проявлять толерантность во взаимоотношениях друг с другом;
  • к организации внеклассной работы: беседы, тренинги и т.п.
  • к организации встреч школьников с иными культурами, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

Таким образом, сделаем вывод, что процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы школы с её открытостью внешней социокультурной среде; направленностью на освоение этой среды; с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде; с её ценностными ориентирами, которые задают отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Авторский коллектив под руководством Л.М.Ванюшкиной, «Этнокалендарь Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, «Фрегат», 2012 год